На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Почитаешь и понимаешь какой бред несут в России теоретики....Плюс «усадьбизаци...
  • Юрий Ильинов
    Reuters: Украина передумала одобрять согласованную с Россией и Турцией сделку по судоходству в Черном море Украинские...устала!!!
  • Юрий Ильинов
    В Китае указали Шольцу на его место в политике, поставив в положение подчиненного Канцлер Германии Олаф Шольц направ...Израиль и Иран – ...

Что такое «Ядро Демона» и почему оно так называется?

www.techinsider

 

Что такое «Ядро Демона» и почему оно так называется?

Ядро Демона — плутониевое ядро массой 6,2 кг, созданное в 1940-х годах для использования в ядерном оружии. Оно привело к гибели двух учёных, за что и получило своё странное, зловещее прозвище.
Что такое «Ядро Демона» и почему оно так называется?

Поразительно понимать, что небольшой металлический шар может быть настолько опасным.

В 1940-х годах, во время Второй мировой войны, Соединённые Штаты Америки разработали три ядра из радиоактивного плутония, которые будут использоваться в их ядерных бомбах. Среди них первый был использован в ядерном испытании на полигоне Тринити, первом в мире ядерном взрыве. Второе ядро ​​было сердцем ядерной бомбы «Толстяк», сброшенной над городом Нагасаки, Япония.

Третью предполагалось использовать в другой бомбе, которая должна была быть сброшена над Токио. Однако Япония сдалась после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, и война подошла к концу.

Таким образом, третья бомба не нашла себе применения, и её ядро, названное «Руфус», было отправлено в лабораторию Лос-Аламос в Нью-Мексико для исследования. Здесь он получил прозвище «Ядро Демона». Но как Руфус стал Ядром Демона?


Это ядро представляет собой плутоний-галлиевую сферу весом 6,2 килограмма и диаметром 8,9 сантиметров (он меньше баскетбольного мяча). Изотоп плутоний-239, который есть в его составе, представляет собой искусственный элемент, производимый в ядерных реакторах. Он очень нестабилен, радиоактивен и распадается с испусканием альфа-частиц, которые разрушают наши ткани.

Следовательно, сердцевина имеет никелевое покрытие, которое блокирует альфа-частицы ближнего действия и предотвращает коррозию сердцевины. Кроме того, из-за радиоактивности сердечник тёплый на ощупь.

Как Ядро убивало

В 1945 году американский физик Гарри К. Даглян начал проводить эксперименты по критичности. Он попробовал протестировать ядро до максимального предела. Но из-за своей неаккуратности в один момент Даглян получил около 500 рад радиации, что намного превышает максимальный предел в 200 бэр. Вскоре он впал в кому и умер через 25 дней от радиационного облучения. 

21 мая 1946 года ядро Демона получило вторую жертву, Луи Слотина — физика, который был сотрудником Дагляна по Манхэттенскому проекту. По совпадению, он скончался 21-го числа в той же больнице, что и его коллега.

Слотин тоже подвергся смертельному воздействию радиации (1000 рад) из-за неосмотрительности. Через девять дней он скончался от лучевой болезни. По словам врачей, его тело пережило нечто похожее на «трёхмерный солнечный ожог».

Опыты по критичности косвенно привели к гибели других людей, в том числе учёных и охранников, присутствовавших во время инцидентов. Смерть двух выдающихся учёных вызвала споры о мерах предосторожности и безопасности, которые следует соблюдать во время научных экспериментов. В результате правительство прекратило эксперименты с критичностью, учитывая связанные с этим риски. 

Поразительно понимать, что небольшой металлический шар может быть настолько опасным. Это доказывает, насколько странной и удивительной на самом деле является Вселенная. В фильме 1989 года «Толстяк и маленький мальчик» наглядно показано Ядро и авария, связанная с критичностью. После инцидентов власти расплавили Ядро Демона и переделали его, чтобы построить новые ядра. Таким образом, оно подошло к концу и стало частью новой эры оружия и экспериментов.

-

Бункер, который помог выиграть Вторую Мировую войну

Примерно в 22 метрах ниже оживлённого движения и суеты лондонского Пикадилли находится тихий лабиринт коридоров и чёрных как смоль комнат, которые редко можно увидеть, их редко посещают... Однако они сыграли очень важную роль в истории 20-го века.
Бункер, который помог выиграть Вторую Мировую войну

В самом центре Лондона была своя станция метро «Маяковская».

Теперь снова появилась возможность проскользнуть за дверь заброшенной станции метро Down Street и спуститься при свете факелов в убежище времён Второй мировой войны. Из него координировались такие кампании, как высадка союзников на побережье Нормандии 6 июня 1944 года и эвакуация из Дюнкерка.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль тайно укрывался здесь в ноябре и декабре 1940 года, когда немецкая кампания бомбардировок, известная как Блиц, была в разгаре. Вместе с ним здесь днём ​​и ночью над картами склонялась команда из 40 сотрудников.

В то время как наиболее известные военные комнаты Черчилля, которые играли роль командного центра британского правительства на протяжении всей войны, открыты для публики как часть Имперского военного музея, экскурсии по Down Street — это гораздо более редкое удовольствие.

Эта станция открылась в 1907 году и обслуживала линию Пикадилли, но к 1932 году уже закрылась. В самом центре богатого района Мейфэйр, в нескольких минутах ходьбы от того, что сейчас стало станциями метро Hyde Park Corner и Green Park, раньше была малоиспользуемая станция. Кроме того, она находилась довольно глубоко под землёй.

Однако после семи лет заброшенности всё то, из-за чего Dоwn Street не годилась в качестве станции метро, сыграло на руку чиновникам. Станция идеально подошла на роль секретного бункера во время Второй мировой войны.

Когда в 1939 году была объявлена война, Down Street в считанные дни была преобразована в новую штаб-квартиру Железнодорожного исполнительного комитета. Он выступал в качестве посредника между военным министерством и британскими железнодорожными компаниями и имел решающее значение для передвижения войск, лошадей и техники в предстоящем бою.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль останавливался здесь на ночь из соображений безопасности по крайней мере пять раз зимой 1940 года. Он спал на скромной раскладушке и, в целом, неплохо проводил время. Государственный служащий Джон Колвилл вспоминал в своих дневниках, что Черчилля угощали икрой, шампанским Perrier-Jouet и бренди 1865 года.

-

Как Франция строила фальшивый Париж, чтобы обмануть немецких бомбардировщиков во время Первой мировой войны

На более поздних этапах Первой мировой войны инженеры разработали сумасшедший план защиты Парижа от немецких бомбардировщиков: они собирались построить поддельный Париж рядом с настоящим Парижем.
Виталий Маршак
Как Франция строила фальшивый Париж, чтобы обмануть немецких бомбардировщиков во время Первой мировой войны

Один из самых оригинальных способов избежать бомбардировки столицы

Германия впервые сбросила бомбы на Париж 30 августа 1914 года. Немецкий самолет «Таубе» сбросил на город четыре бомбы, причинив незначительный ущерб французской столице. Поначалу такая атака была в новинку. По мере развития войны интенсивность и ущерб таких бомбардировок увеличивалась. Франция начала искать способы избежать их.

Немцы явно превосходили французов в воздухе, поэтому зенитки и самолеты далеко не всегда помогали Франции. Поэтому французские власти придумали крайне амбициозный и необычный план для решения этой проблемы. Они решили построить фальшивый Париж, чтобы сбить с толку вражеских пилотов.

Воронка от немецкой бомбы в центре Парижа

Ключ к созданию правдоподобной фальшивки – внимание к деталям. Улицы фейкового города скопировали с настоящих улиц. Настоящий город был построен на реке Сена, поэтому город-приманку также построили на Сене.

В основе фальшивого Парижа лежали три области. Первая область – железнодорожные вокзалы, вторая – узнаваемые достопримечательности, такие как Триумфальная арка и Елисеевские поля, а третья – промышленная зона. Последней области не было в настоящем городе, но она могла привлечь внимание немецких пилотов. Если бы они увидели фабрику с неба, они, вероятно, сбросили бы на нее бомбы, полагая, что уничтожают часть военной машины Франции.

Самая сложный шаг заключалась в освещении. Без надлежащего освещения план не имел шансов на успех. Именно поэтому французы наняли итальянского инженера-электрика Фернана Якопоцци, чтобы оживить город.

В городе-приманке использовались огни для создания иллюзии движения поездов, работы фабрик и нормальной жизни. Когда фейковый Париж горел во все лампочки, настоящий был сильно затемнен, что должно был еще сильнее отвлекать внимание пилотов.

Фальшивый Париж учитывал и те обстоятельства, в которых летали бомбардировщики противника. В начале войны бомбардировщики атаковали днем, но французы адаптировались к натиску и разработали зенитную технику. Из-за этого бомбардировки проводились в ночное время. Это ограничивало обзор пилотов, у которых не было современных технологий, помогающих ориентироваться.

В самолетах не было ни радаров, ни GPS. Поэтому пилотам приходилось доверять своим инстинктам и пониманию окружающей обстановки. Если они увидели яркий город, построенный на реке, то наверняка это был Париж.

Фальшивый поезд при дневном свете

Правда, никто так и не узнал, насколько фальшивый Париж был эффективен. Его не успели достроить. Немцы прекратили бомбить Париж в сентябре 1918 года, и двумя месяцами позже в Компьене было подписано перемирие.

Хотя, вероятно, Франция сочла это лучшим исходом, чем строительство вторых Елисейских полей.

-

Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Когда он идёт, то земля под ногами дрожит – сразу ясно это металлический «монстр» на гусеницах, который «выстилает» землю. Танк родился в дыму полевых сражений, чтобы разрывать заграждения из колючей проволоки и уничтожать столь опасные для атакующей пехоты пулеметы. Никто не ожидал, что этим боевым машинам придется сражаться в населенных пунктах, но это случилось почти сразу. На крыши английских и французских танков из-за заборов занятых врагом городков полетели связки гранат, и... пришлось защищаться. В данной статье мы рассмотрим «городские» танки, а точнее их историю.
Когда в город входят танки: история инженерной мысли

Английские машины получили металлические сетки, с которых гранаты скатывались на землю, а на французских Saint-Chamond сама крыша стала не плоской, а двухскатной. Теперь конструкторы знали, что возможность ведения боя в городе для танка следует обязательно учитывать. Вот только в какой степени? Вопрос этот кардинальным образом не решен до сих пор.

Танки в городе «слепы»: решение опасности

Уже на первых английских танках Mark I очень скоро пришлось обрезать стволы орудий, поскольку они не только втыкались в землю, когда танк выкарабкивался из воронок, но и цепляли каменные заборы городов. Впрочем, о том, чтобы построить специальный «городской танк» для действий в городе, даже и речи в те времена не было — прежде всего потому, что танковые бои в городах никем планировались. Тем не менее танки, ощетинившиеся в конце 1920-х годов, в начале 1930-х множеством пулеметов могли отразить атаку одновременно с разных направлений, что как раз и требуется в городских условиях.

Французский танк Saint-Chamond
Французский танк Saint-Chamond пришлось дорабатывать для городских боев еще в Первую Мировую.

Две башни на английском, позволявшие поставить любой окоп в «два огня» и точно так же стрелять в разные стороны. Три башни на Vickers Medium Mark III, развивавшие сильный носовой огонь. Пять башен на танке Vickers Independent, создававшие сплошную завесу огня вокруг танка (причем пулемет в одной из них мог ко всему прочему работать и в зенитном режиме, то есть вести огонь и по верхним этажам зданий). «Неужели этого недостаточно?» — будто бы спрашивали конструкторы этих боевых машин.

Другое дело, что в условиях экономического кризиса 1929 года Independent так в единственном числе и остался, а тот же Vickers-6 ton вскоре получил не две башни, а одну и в таком виде принял боевое крещение (его двухбашенным предшественникам тоже пришлось принимать участие в малых войнах 1930-х годов).

Британский танк Vickers Independent
Британский танк Vickers Independent ощетинился пятью башнями, позволявшими одновременно вести огонь по всем направлением. Танк не был принят на вооружение, но стал прототипом для конструкции советского Т-35 и других танков.

И вот тут-то и прозвучал — правда, пока что очень негромко — первый звонок! Советские пушечные танки Т-26 и БТ-5, сражавшиеся в Испании (1936−1939), вначале зарекомендовали себя очень хорошо, но успешными их действия были лишь до тех пор, пока они не стали входить в населенные пункты, представлявшие собой запутанную сеть средневековых узких улочек, высоких заборов и каменных зданий... Танки в городском бою показали себя в «плохом виде».

Тут 45-мм пушки ничем помочь не могли, в то время как самому трусливому франкистскому солдату, который и танка-то вблизи раньше никогда не видел, ничего не стоило с крыши здания или сарая бросить бутылку с горючей смесью прямо на проходящую боевую машину.

Т-26
Советский танк Т-26 поначалу хорошо зарекомендовал себя на фронтах Гражданской войны в Испании, однако как только начались бои в населенных пунктах, он стал легкой жертвой бутылок с бензином, которые сторонники Франко метали из-за укрытий, формируемых городским ландшафтом.

Известно, что в ходе штурма городка Фуэнтэс-де-Эбро нашим танкам БТ-5 удалось ворваться в город. Однако, лишенные поддержки со стороны пехоты, все они были уничтожены именно с помощью бутылок с горючим. Причем ни о каком «коктейле Молотова» тогда еще и речи не было! В обычные бутылки наливали автомобильный бензин, горлышко обматывали куском ткани, а ее кончик просовывали внутрь. Перед самым броском ткань поджигали, и бутылка летела в танк. Тем не менее эффект даже от такого эрзац-оружия оказался весьма велик и игнорировать его стало опасным. Начало Второй мировой войны и германо-польские бои за Варшаву это полностью подтвердили.

Танк

Оказалось, что в городской среде танк более слеп, чем когда он сражается в поле, что он должен уметь прятаться за заборами и в то же время из-за них поражать врага. К тому же выяснилось, что танкам необходима надежная защита от падающих на них сверху «огненных бутылок». Конструкторы приняли вызов, решив попробовать создавать специальные «городские» танки. В частности, на перспективных танках конца 1930-х годов, над которыми работал и знаменитый Кошкин, планировалось сделать такую маску пушки, чтобы она имела возможность обстреливать верхние этажи высоких зданий и вести огонь по самолетам. Как известно, ни на Т-34 первых моделей, ни на KB, ни на прочих советских крупносерийных танках сделать такого не удалось. Однако на опытном Т-80 — последнем советском легком танке с 45-мм орудием в двухместной башне, выпущенном в 1943 году, — такая маска все же появилась, из-за чего этот танк сразу же назвали «зенитным» и... «городским»! Однако в серийное производство он так и не поступил, поэтому о его достоинствах сейчас можно говорить лишь умозрительно.

Т-92
Башня американского танка Т-92 была усилена двумя пулеметами. Опытный образец. На вооружение не принят.

Проблему «городского» танка хотя бы частично попытались решить установкой на танки зенитных пулеметов, что по времени как раз совпало с событиями в Испании. Тогда же на многих советских танках был установлен «ворошиловский» пулемет в задней части башни — для стрельбы назад. Если из зенитного пулемета командир танка мог стрелять по самолетам и верхним этажам зданий, то из «ворошиловского» — расстреливать тех, кто попытался бы подбежать к танку сзади, что легче всего сделать именно в городе!

Но все оказалось не так просто. Ведь пока командир танка стрелял из пулемета, башнер не мог стрелять из орудия, а командиру было очень неудобно одновременно смотреть, да еще и стрелять и вперед и назад! К тому же открыто стоящий на башне пулемет был уязвим для противника. Из-за этого на опытном французском танке АМХ-40 (существовал только в проекте) конструкторы спрятали его в специальной нише позади башни рядом с мотором, чтобы извлекать оттуда лишь при необходимости.

В итоге проблема так и не была полностью решена, а большая война уже стояла на пороге!

Удивительная разработка городского танка — огнедышащий богомол

По-настоящему оригинальное решение предложил британский конструктор Э.Дж. Тэпп в 1942 году. Тогда им был сконструирован и построен очень необычный танк Praying Mantis, или «Богомол», базой для которого послужил даже не танк, а гусеничный транспортер Bren. Другой такой боевой машины не было, и даже видавшие виды британские военные специалисты при взгляде на нее качали головами — и было от чего. Башни новый «штурмовой» танк не имел. Вместо нее между гусеницами размещалась поднимающаяся «рама», несколько выступающая за габарит танка спереди и оснащенная расположенной сверху бронированной пулеметной установкой. Внутри, лежа на матах, располагался экипаж из двух человек. С опущенной рамой этот танк был предельно низким, но подняв ее, экипаж мог стрелять через завалы и баррикады, а также обстреливать верхние этажи зданий и чердаки. То, что в машине находилось сразу два человека, позволяло разделить их обязанности: один вел машину, а другой применял вооружение, что обеспечивало повышенную боевую эффективность. Однако не слишком хороший обзор, а также слабость брони и вооружения поставили крест на этом оригинальном проекте.

Танк с поднимающейся башней
Танк с поднимающейся башней: конструкция, предлагаемая автором статьи.

Более привычным подходом в то время было утолщение брони. Так, американцы на части своих танков Sherman поставили лобовую броню толщиной 152 мм, превратив их таким образом в «штурмовые танки» Jumbo. Еще более мощным бронированием корпуса и башни, а также и ходовой части обладал американский опытный танк Т-14, однако в серийное производство эта машина поставлена так и не была.

Когда Вторая мировая война наконец завершилась, о специальных «городских» танках просто забыли и главенствующим оружием было признано оружие ядерное. Именно им предполагалось наносить удары по городам, тогда как танки, как и раньше, должны были сражаться в «чистом поле». А «городские» танки отложили в долгий ящик.

Маленький эпизод из инженерной истории

Случилось так, что в послевоенном 1957 году американские конструкторы решили создать легкий танк Т-92 необычной для того времени компоновки. Главной изюминкой его конструкции был настолько широкий погон башни, что на нем помимо самого орудия хватало места для двух пулеметных башенок с 12,7-мм пулеметами М-2. Благодаря такому размещению вооружения эти две боковые башни могли простреливать все пространство вокруг танка, создавая зону поражения в 360 градусов, а кроме того, еще и вести огонь по высоко расположенным целям. Все это компенсировало отсутствие на танке тяжелой брони и позволяло воевать в городе успешнее, чем всем прочим. Вот только на вооружение Т-92 почему-то так и не приняли...

Израильский танк Меркава
Израильский танк Меркава (на фото – модель Mk IV) не раз принимал участие в городских боях.

Уникальный проект танка: заявка на будущее?

Как известно, созданный в Израиле стараниями генерал-майора Исраэля Таля танк «Меркава» («Колесница»), переданный армии в 1978 году, представляет собой единственный в мире основной боевой танк с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней, а боевого — в задней части корпуса. Съемный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса и своей кромкой перекрывает нижнюю часть башни, защищая тем самым наиболее уязвимый в танках стык между башней и корпусом. Внутренняя переборка отделяет двигатель от боевого отделения, а вот топливные баки расположены как спереди, между листами брони, так и сзади, что тоже создает дополнительную защиту. Башня отдаленно похожа на башню американского танка М60А2 и имеет развитое разнесенное бронирование. Но самый необычный элемент дизайна этого танка — кормовой двухстворчатый люк шириной 600 мм, нижняя часть которого откидывается вниз, а верхняя — вверх. За ним имеется дополнительный объем, где могут быть размещены носилки с ранеными, резервный экипаж, десять десантников либо дополнительный боекомплект. Правда, тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Типовым для него считается экипаж из четырех человек плюс боекомплект в кормовом отсеке. На башне танка установлено сразу три пулемета: М2 над стволом орудия и по одному над каждым люком для членов экипажа. Таким образом, командир и заряжающий могут вести эффективный огонь по верхним этажам зданий, тогда как наводчик получает возможность продолжать обстреливать цели перед танком из пулемета М2.

Танк
Танк в дороге: вид сбоку

Опыт боевого применения танков «Меркава» показал их высокую защищенность, пожароустойчивость, а также низкий уровень потерь среди экипажей. Однако считать этот танк «городским» было бы совершенно неправильно. Обычно их размещали на перекрестках дорог, а в городские поселения вводили лишь по необходимости и то главным образом в такие, где они своей массой ломали заборы и дома. Для действий среди многоэтажных «высоток» они не предназначены точно так же, как и любой другой современный танк: от выстрела из гранатомета сверху его не защитит никакая броня!

Танк «Меркава» последовательно модернизировался, так что его последняя модификация Mark IV (а ранее модификация М Mark III) имеет 120-мм орудие. Оно схоже с пушкой танков Leopard и Abrams и может стрелять одинаковыми с ними снарядами. Но даже при столь крупном калибре далеко не каждая цель в городе среди зданий может быть уничтожена первым же выстрелом.

Т-55
Гипотетический «городской» танк на шасси Т-55 с 140-мм орудием и ложементом для десанта

Чеченский опыт стучится в броню – слабое место

Известный американский эксперт в области бронетанковых вооружений Стивен Залога очень наглядно показал степень уязвимости российских танков и БМП по итогам первой чеченской кампании. Разработанные им схемы показывают, что такие наши танки, как Т-80 и Т-72, имеют значительные зоны поражения сзади, сверху и по бортам, тогда как в отношении БМП ситуация еще хуже. Там, куда ни стреляй, поражение все равно гарантировано. В городах особенно эффективный огонь по танкам велся из канализационных люков — прицеливанием между колес непосредственно под башню. Туда же стреляли из окон и подвалов, а с верхних этажей зданий и с балконов целились в верхний броневой лист МТО, а также в заднюю часть башни.

Для отражения этой угрозы танки должны были сопровождаться пехотой, которая, как и в годы Великой Отечественной, своим огнем уничтожала бы вражеских «фаустников». При этом обгонять пехоту танку не следовало. В итоге столь важные качества танка, как его быстроходность и маневренность, исключались начисто.

«Городские» танки – что и как сделать?

Нет никакого сомнения, что лучше «плохо ехать, чем хорошо идти». А потому пусть уж солдаты, защищающие танк от огня противника, передвигаются на нем, чем идут по бокам и сзади. Технически это решение могло бы выглядеть так: позади башни любого современного танка устраивается бронированный ложемент — нечто вроде коробки с бортами, внутри которой на мягких ковриках из негорючего материала размещается несколько солдат с достаточно большим запасом боеприпасов. По сути, это тот же десант, но имеющий другую цель. Ведь никакие системы наводки в условиях ограниченной видимости через визиры не смогут заменить человеческие руки и глаза. А тут танк сможет двигаться с тактически выгодной скоростью, в то время как находящиеся в ложементе солдаты будут подавлять противника огнем.

Калибр орудия может возрасти еще больше. Испытываемые сегодня танковые пушки калибра 140 мм, конечно, мощнее нынешних. Но и они не могут разрушить достаточно большой дом первым же снарядом. Вот почему калибр следует увеличить до 152/155 мм, а в перспективе и до 160/164, то есть довести до калибра орудий американских инженерных танков, способных одним снарядом разметать небольшой кирпичный либо панельный дом.

Танк

Впрочем, есть и еще один способ сделать танк «городским» — повысить его возможность вести огонь как по верхним этажам зданий, так и из-за заборов и невысоких строений. Это современная интерпретация идеи Э.Дж. Тэппа — танк с поднимающейся башней, которая позволит обстреливать цели, расположенные значительно ниже обычной прицельной линии. Противник находится за забором или баррикадой? Поднимаем башню и обстреливаем врага поверх препятствия. Но пушка такого танка обязательно должна быть малоимпульсной или стрелять реактивными управляемыми снарядами с минимальной отдачей.

Конечно, будет ли все именно так, а не как-нибудь иначе, сказать очень сложно. Но логика военного дела ведет нас в этом направлении, и очень вероятно, что специальные «городские» танки рано или поздно появятся.

Картина дня

наверх