На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Где коммунисты? "Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Al...Международные инв...
  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...
  • Ильдус Мамлеев
    Путин сказал, что Одесса - это русский город. Выводы делайте сами.Договориться не в...

Физик Мичио Каку: теория струн - проводник в мир реальности и мультивселенной

https://alter-science

 

Физик Мичио Каку: теория струн - проводник в мир реальности и мультивселенной

Мичио Каку - один из основателей теории струнного поля. Он является профессором теоретической физики в CUNY и автором книги «Уравнение Бога: в поисках теории всего».

Мичио Каку, физик, основатель теории струн

По мнению Мичио Каку, наша Вселенная - одна из многих. Лучший способ понять смысл квантовой механики и способность элементарных частиц существовать в нескольких различных состояниях одновременно - постулировать реальность мультивселенной.

Локальные вселенные могут быть связаны друг с другом посредством червоточин в пространстве-времени, но даже если это не так, теория струн может сделать предсказания, которые проверяются здесь, в нашей вселенной.

Это наиболее математически элегантная и симметричная теория, которой мы располагаем на сегодняшний день, и, по словам Мичио Каку, симметрия является хорошим проводником в реальность. 

Как возникла идея мультивселенной?

Идея мультивселенной очень стара. Древние общества верили, что параллельные реальности могут существовать рядом с нашим миром. Даже в "Алисе в Стране чудес" Зазеркалье соединяло сельскую местность Оксфорда со Страной чудес.

Но в 1950-х годах Хью Эверетт ввел понятие мультивселенной для решения проблемы в квантовой теории, когда один и тот же электрон может присутствовать во многих различных состояниях одновременно.

Согласно Эверетту, все дело в том, что электрон, о котором идет речь, может сосуществовать в параллельных реальностях. Поэтому есть лазеры, транзисторы, интернет и все чудеса современной технологии.

Современное общество рухнуло бы, если бы электроны одновременно существовали только в одном состоянии. В квантовой теории волновые функции этих альтернативных реальностей "схлопываются" в одну вселенную, ту, в которой мы живем, когда производится измерение.

Согласно теории струн, мы живем в мире 11 измерений, но ощущаем только четыре

На протяжении десятилетий многие физики испытывали беспокойство по поводу коллапса волновой функции, но экспериментальные успехи теории были неоспоримы.

Эверетт предложил отказаться от идеи коллапса волновой функции, позволив волне постоянно расщепляться, создавая бесконечное число параллельных реальностей. Сегодня с этой идеей знакомы даже герои комиксов Marvel.

Мы склонны думать, что Вселенная содержит все, что существует - все, что можно найти в пространстве и времени.

Как же мы можем понять концепцию мультивселенной - идею о том, что существует множество других вселенных за пределами нашей собственной, за пределами пространства и времени, как мы это знаем? Как может что-то существовать вне пространства и времени?

Нобелевский лауреат Стив Вайнберг однажды объяснил мне это. Представьте себе гостиную, наполненную различными радиоволнами, исходящими от далеких станций. Ваш радиоприемник одновременно настроен только на одну частоту. Он вибрирует или когерентен только с одной радиостанцией, однако вы находитесь в океане различных радиоволн.

Теперь замените радиоволны электронными волнами, и в вашей гостиной появятся волны динозавров, пиратов и инопланетян.

К сожалению, вы не вибрируете с ними в унисон. Вы отделились от них, но их волны сосуществуют с вашими. Таким образом, вы можете существовать одновременно с бесконечным числом параллельных вселенных, но войти в них очень сложно, поскольку вы не вибрируете с ними в унисон.

Теория струн использует эту идею и идет еще дальше. Вместо того, чтобы просто сосуществовать с другими вселенными в вашей гостиной, поскольку вы больше не вибрируете с ними в унисон, согласно теории струн, эти другие вселенные могут находиться в разных измерениях или в разных частях одной и той же вселенной.

Например, червоточина может соединять две параллельные трехмерные вселенные, хотя они разделены четвертым пространственным измерением.

Некоторые люди критикуют теорию струн за то, что она допускает параллельные вселенные. Какая из них наша?

Но все великие теории имеют свою версию этой проблемы. Законы Ньютона допускают бесконечное число решений, в зависимости от начальных условий, в зависимости от того, имеете ли вы дело с шариками, пушечными ядрами, планетами или звездами.

Как и в теории Ньютона, теория струн также может потребовать фиксации начальных условий. Разница лишь в том, что, к сожалению, мы не знаем, какими были начальные условия Большого взрыва.

 

Теория струн предполагает, что реальность существует в 11 измерениях, а наша вселенная является четырехмерным объектом внутри ее. Как мы можем понять смысл большего количества измерений, нежели три измерения пространства и одного измерения времени, с которыми мы знакомы? Должны ли мы рассматривать другие измерения как пространственные, или могут существовать дополнительные временные измерения?

Теория струн - единственная физическая теория, которая выбирает собственную размерность. Один из способов объяснения состоит в том, что другие измерения свернулись в маленький шарик, поэтому атомы не могут войти в другие измерения.

То есть мы существуем в гиперпространстве из 11 измерений, с 1 измерением времени и 10 измерениями пространства, тогда как только три из них выживают после того, как другие измерения сворачиваются.

Остается возможность того, что существуют другие вселенные с иным разделением между пространством и временем.

Теория струн может не только предсказать количество измерений вселенной, в которой мы живем, но и представить вселенные, которые сильно отличаются от нашей.

Мультивселенная предполагает, что множество существующих вселенных отделены друг от друга и, как вы утверждаете, каждая из них - свой собственный "пузырь". Какие тогда имеются эмпирические доказательства, подтверждающие их существование? Или по другому: является ли теория струн фальсифицируемой в значении Карла Поппера? Делает ли теория струн предсказания, которые мы можем проверить эмпирически?

Существует несколько способов экспериментально доказать теорию струн:

  • a) Искать темную материю, поскольку теория струн предсказывает, что темная материя, вероятно, является "фотино" или более высокой вибрацией струны. В любой день какой-нибудь детектор частиц может обнаружить столкновение темной материи с протоном, и мы сможем сравнить это столкновение с предсказанием теории струн.
  • б) Запустить на орбиту аппарат LISA, который представляет собой детектор гравитационных волн в космическом пространстве на расстоянии в миллионы км.

Существует небольшая вероятность того, что LISA может обнаружить излучение, возникшее через триллионную долю секунды после момента Большого взрыва. Тогда с помощью теории струн мы сможем "прокрутить видеокассету назад" и вычислить излучение до Большого взрыва, то есть мы сможем экспериментально обнаружить наличие пуповины, соединяющей нашу детскую вселенную с материнской вселенной.

  • в) Ищите отклонения от закона Ньютона об обратном квадрате в лабораторных условиях. Если закон обратного квадрата Ньютона становится законом обратного куба на малых расстояниях, то это сигнал о присутствии вселенной более высокой размерности.
  • г) Ищите отклонения от Стандартной модели.Недавно обнаруженное крошечное отклонение в магнитном моменте мюона указывает на то, что, возможно, существует более высокая теория за пределами Стандартной модели, возможно, теория струн.

Вы считаете математическую элегантность теории струн частью того, что делает ее хорошей теорией, лучшей, чем, скажем, Стандартная модель, которая не так элегантна. Как мы можем быть уверены в том, что красивая математика является путеводителем по реальности?

До сих пор все без исключения великие теории позволяли нам объединить силы природы с помощью симметрии.

  • Специальная теория относительности имеет симметрию, позволяющую нам объединить пространство и время.
  • Общая теория относительности располагает ковариантностью и репараметризацией в пространстве-времени.
  • Стандартная модель имеет симметрию, которая позволяет нам объединить кварки, нейтрино и т.д.

Похоже, это урок природы, симметрия позволяет нам объединить силы природы.

Теория струн имеет самую большую, самую элегантную симметрию, найденную в природе. Все силы природы могут вписаться в нее. Это не доказательство того, что теория струн верна. Это может сделать только эксперимент. Но теория струн, обладая одной симметрией, способна объединить все законы природы. Я нахожу это удивительным.

Конечно, есть критики теории струн. Это их право. Но тем, кому не нравится теория струн, я задаю простой вопрос: можете ли вы предложить альтернативу? До сих пор все альтернативы теории струн были признаны несостоятельными.

Они либо расходятся, либо аномальны, либо не соответствуют Стандартной модели. Если бы я был критиком теории струн, я бы потратил 100% своего времени, пытаясь предложить лучшую альтернативу, а не просто критиковал.

Критиковать теорию легко. Найти альтернативу сложно.

Вслед за Эйнштейном, который настаивал, что любая хорошая теория должна быть понятна ребенку, вы утверждали, что наша способность легко визуализировать принципы является качественным показателем хорошей физической теории. Но опять же, вопрос в том, нет ли опасности, что мы просто выбираем теории, которые кажутся нам простыми и привлекательными, тогда как атрибуты не имеют практически никакого отношения к тому, являются ли эти теории на самом деле точным отображением реальности?

Всегда существует опасность, что мы можем лаять не на то дерево, но я считаю, что нам не следует прекращать лаять на неправильное дерево, лучше лаять на большое количество деревьев в надежде найти правильное дерево.

Пока что единственным деревом, которое может объединить общую теорию относительности с квантовой физикой, является теория струн. Поэтому я думаю, что критики теории должны работать над тем, чтобы найти больше деревьев, на которые можно лаять.

-

Сверхтяжелый немецкий танк, который ни разу не вступал в бой

Немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw. Maus оставил заметный след в истории танкостроения. Это был самый тяжелый в мире танк, разработанный в качестве штурмовой машины, практически неуязвимой для вражеского огня. Во многом судьба этого танка оказалась схожей с судьбой другого гиганта — французского FCM 2C, который до сих пор носит звание самого большого (по габаритам) в мире танка. Как и французские сверхтяжелые машины, немецкая так никогда и не вступила в бой: в обоих случаях танки подрывал их собственный экипаж. Еще одной схожей чертой в судьбе гигантов стало то, что подорванные танки стали трофеями и объектами внимательного изучения.
Сверхтяжелый немецкий танк, который ни разу не вступал в бой

Непутевый защитник немецкого Генштаба

Работы по теме сверхтяжёлых танков и самоходных установок на их базе в Германии были официально свёрнуты во второй половине июля 1944 года. На практике же не был даже выполнен приказ 6-го отдела Департамента вооружений о сдаче резерва корпусов и башен в металлолом, отданный 27 июля. Концерн Krupp спрятал имевшийся задел на складах, где их позже и обнаружили англичане с американцами.

19 августа года руководство Krupp проинформировало Порше о том, что Служба вооружений дала указание прекратить работу по проекту Typ 205. Специалисты, собиравшие второй прототип, покинули Бёблинген. Однако это не означало, что испытания Pz.Kpfw. Maus закончились. Осенью второй опытный образец танка, носивший обозначение Typ 205/II, получил новый двигатель. Вместо бензинового Daimler-Benz MB.509 машина получила дизельный MB.517. Впервые этот мотор предполагалось поставить на танк ещё осенью 1942 года. На сей же раз двигатель был доступен уже в варианте с турбонаддувом, благодаря чему его мощность выросла до 1200 лошадиных сил. Когда именно MB.517 был установлен в танк, неизвестно, но в переписке, датируемой 1 декабря 1944 года, говорится о том, что двигатель установлен в Typ 205/II, и его испытания ещё не проводились.

К слову, Порше умудрился провести установку мотора в обход СС, которая курировала его разработку. Когда эсэсовцы спохватились, выяснилось, что один из двух моторов, каждый из которых обошёлся немцам в 125 000 рейхсмарок, уже стоит в сверхтяжёлом танке.

Единственным действенным способом прекратить работы по доводке сверхтяжёлого танка стало изъятие у Порше «любимой игрушки». В конце декабря 1944 года оба образца Pz.Kpfw. Maus были перевезены из Бёблингена на склад в районе железнодорожной станции Рухлебен на западной окраине Берлина. Там они пробыли как минимум до конца января 1945 года, после чего их отправили на Куммерсдорфский полигон, расположенный в 25 километрах южнее Берлина. Здесь было составлено техническое описание второго опытного образца (одновременно единственного имевшего башню и вооружение), после чего танки поставили в ангар, куда Порше уже не мог добраться.

Что происходило с этими машинами в период с января по март 1945 года — неизвестно. Нет никаких достоверных данных о том, что они участвовали в каких-либо испытаниях. Впрочем, именно в это время могли быть проведены испытания обстрелом первого опытного образца, имевшего обозначение Typ 205/I.

Typ 205/II
Таким Typ 205/II обнаружили советские войска

В марте 1945 года Typ 205/II своим ходом доставили в Вюнсдорф в 2,5 километрах южнее Цоссена, где находилась ставка германского Генштаба. В советских документах, кстати говоря, это место нередко обозначалось как Штамлагер. Машину включили в состав сил, которые охраняли ставку, в районе Цоссена также проходило внешнее кольцо обороны Берлина.

О том, как использовался Typ 205/II в битве за Берлин, написано много, в спорах на эту тему сломано немало копий. С определённой долей уверенности можно говорить лишь о том, с кем сверхтяжёлый танк Порше потенциально мог воевать. С юго-востока на Берлин наступали части 3-й гвардейской танковой армии. 21 апреля 1945 года входивший в состав этого объединения 6-й гвардейский танковый корпус достиг рубежа Топхин, Целенсдорф. До Цоссена оставалось совсем немного, его захватили в ходе ночной атаки с 21 на 22 апреля. Благодаря неразберихе ставка германского Генштаба смогла уйти из Цоссена в момент занятия его 6-м гвардейским танковым корпусом. По воспоминаниям командира 53-й гвардейской танковой бригады В. С. Архипова, перед уходом эсэсовцы расстреляли часть штабистов, остальных эвакуировали.

Typ 205/II
Он же с кормы, на заднем плане — разрушенное здание кинотеатра

Что же касается Pz.Kpfw. Maus, то его боевая карьера оказалась короткой и печальной. В ходе маневрирования произошла поломка двигателя. Обездвиженная машина оказалась на перекрёстке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе в Вюнсдорфе, неподалёку от штаба. Она встала так, что её невозможно было использовать даже как неподвижную огневую точку. В результате у её экипажа иного выбора, кроме как подорвать танк, просто не осталось. Одним словом, никакой героической обороны не случилось, сверхтяжёлый танк оказался колоссом на глиняных ногах.

В мемуарах Архипова Pz.Kpfw. Maus V2 упоминается, но с явным искажением картины:«В городке мы захватили три громадных танка. Люки были открыты, внутри все в порядке, даже боеприпасы подготовлены к бою – с них снята заводская смазка. Танки были так велики, что даже "Королевский Тигр" показался бы рядом с ними танкеткой. Башня плоская, как блин. Вооружён танк 155-мм пушкой. На вид очень внушительная машина, но, проведя аналогию с "Королевским Тигром", я уверен, что его ходовые качества были низкие».

Typ 205/II
При взрыве сорвало и дополнительный топливный бак. На заднем плане видно здание бани

То ли литературный редактор смешал в одну кучу захваченные на Сандомирском плацдарме Pz.Kpfw.Tiger II и Pz.Kpfw.Maus, то ли уже Архипов что-то перепутал, но реальность оказалась иной. Танк достался Красной армии уже подорванным. Силой взрыва ему оторвало правый борт корпуса и сорвало башню вместе с подбашенным погоном.

Недооценка боевой массы

Ввиду общей неразберихи в течение мая до взорванного на перекрёстке сверхтяжёлого танка никому не было дела. О том, что немцы не только разработали, но и построили сверхтяжёлые танки, советские специалисты узнали уже после окончания боевых действий. Только в конце мая началось более подробное изучение военно-технического наследия Третьего рейха, разбросанного вокруг немецкой столицы. 29 июня 1945 года в адрес руководства Государственного комитета обороны (ГКО), включая Сталина и Берию, были отправлены докладные записки за подписью начальника Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко:

«Докладываю, что 4 июня сего года советскими оккупационными войсками в Германии были найдены два сверхтяжёлых немецких танка. Один из них, с вооружённой башней и дизельмотором — в 40 км южнее Берлина в районе Штамлагер; второй танк с необработанной башней и карбюраторным двигателем — в 62 км южнее Берлина в районе Куммерсдорф. Особенностью сверхтяжёлых танков является применение электротрансмиссии и спаренной установки пушек — крупного калибра (128 мм) и калибра 75 мм. По показаниям немецких инженеров, работавших на танковом полигоне, сверхтяжёлые танки проектировались конструктором Порше в районе Штутгарт-Боблинген и были изготовлены фирмой Нибелунгенверке (в Австрии). В конце декабря 1944 года оба танка были доставлены на танковый полигон для испытаний, откуда один (вооружённый) образец в марте сего года был своим ходом доставлен в Штамлагер. Представляю тактико-техническую характеристику сверхтяжёлого танка. Характеристика является ориентировочной, так как оба танка оказались подорванными и подробно специалистами не изучены. Более точные данные доложу Вам после тщательного изучения этих танков специалистами».

Наибольший интерес вызвал второй образец сверхтяжёлого танка. Несмотря на то что внутренний взрыв нанёс ему очень серьёзные повреждения, изучали в основном именно его. Дело в том, что первый образец не имел вооружения, а вместо башни на него был установлен массо-габаритный макет.

Танк Pz.Kpfw.Maus
При взрыве башенные люки оказались вырваны

На место обнаружения прибыли специалисты, которые приступили к изучению подорванного танка. Для начала было решено составить краткое техническое описание машины. Доклад получился небольшим — всего на 18 страниц. Это было связано с тем, что сверху пришёл приказ составить описание обнаруженной машины в кратчайшие сроки. Такая спешка не выглядела странной: в руках советских военных оказался танк, который выглядел гораздо более опасным противником, чем все боевые машины, с которыми они ранее встречались.

Танк Pz.Kpfw. Maus
Разрушил взрыв и механизмы наведения орудийной установки

Противоречивые показания немецких военнопленных и сильные повреждения стали причиной ряда неточностей в составленном описании. Например, боевая масса танка оценивалась в нём в 120 тонн. Причиной этой неточности не была ошибка советских военных. Точно такую же боевую массу указывали в конце 1944 года и немецкие военнопленные, которые оказались у союзников. И это не являлось умышленной дезинформацией. Военнопленные говорили правду, Pz.Kpfw. Maus действительно когда-то весил 120 тонн. Правда, было это ещё на «бумажной стадии»: такой оказалась изначальная проектная масса танка, датированная началом июня 1942 года. С того времени воплощённая в металле машина успела «поправиться» более чем в полтора раза.

Танк Pz.Kpfw. Maus
Подготовленная советскими специалистами схема бронирования корпуса, в основном соответствующая реальной картине

Ещё одна серьёзная неточность вкралась в описание вооружения. Помимо 128-мм длинноствольной и 75-мм короткоствольной пушки, в описание попали и два пулемёта странного калибра 7,65 мм. Куда более удивительным выглядит то, что среди вооружения была указана и автоматическая пушка калибра 20 мм. Появилась она в описании, вероятно, тоже со слов военнопленных. Как ни странно это прозвучит, такая информация тоже не является полной дезинформацией. Действительно, в начале 1943 года в проектах Pz.Kpfw. Maus фигурировала 20-мм автоматическая пушка MG 152/20 в качестве зенитного вооружения. Правда, от этой идеи благоразумно отказались, поскольку наводилась она только по вертикали, а использование огромной башни танка для наведения зенитного орудия по горизонтали было нелепой затеей.

Схема размещения агрегатов сверхтяжёлого танка
Схема размещения агрегатов сверхтяжёлого танка

Несмотря на подобное ошибки, в целом техническое описание давало весьма подробную картину внутреннего устройства танка и его бронезащиты. Разумеется, и здесь имелись некоторые неточности, но они оказались относительно небольшими.

Дизельный двигатель MB.517
Дизельный двигатель MB.517, поломка которого вынудила немцев подорвать танк

Особое внимание советские специалисты уделили силовой установке и трансмиссии сверхтяжёлого танка. Этим вопросам была посвящена едва ли не половина технического описания. Такое внимание не выглядит удивительным: за год до того в СССР активно шли работы по электрической танковой трансмиссии, которые закончились в целом неудачно. Теперь же в руках советских военных оказался танк с электротрансмиссией, да ещё и сверхтяжёлый. Его двигатель специалисты разобрали прямо на месте и изучили. Также поступили с гитарой (шестерёночной передачей) и ведущим колесом. Подробному изучению подверглась и ходовая часть танка.

Подорванный танк
Изучение электрической трансмиссии подорванного танка

В середине лета 1945 года техническое описание отправилось в Москву. Тем временем захваченный Красной армией полигон в Куммерсдорфе постепенно исследовался советскими специалистами. Заодно допрашивались пленные немецкие военные и инженеры. Объём информации по сверхтяжёлым танкам стал резко расти. В руки советских военных попали и трофейные документы немецкого министерства вооружений, благодаря чему уже к концу лета 1945 года были получены точные данные о Pz.Kpfw. Maus. Кроме того, нашлась и часть заводских чертежей.

Танк Pz.Kpfw. Maus
Хорошо видно, что опорные катки с перфорацией были снова заменены на сплошные

Как уже упоминалось, в руки Красной армии попали оба опытных образца Pz.Kpfw. Maus. Первая из построенных машин была найдена на стрельбище Куммерсдорфского полигона. Хотя, согласно первоначально поступившей информации, Typ 205/I также подорвали, имеющиеся фотографии эту информацию опровергают. Машину если и пытались подорвать, то явно неудачно: повреждений, сопоставимых с повреждениями второго танка, полученными от подрыва боекомплекта, Typ 205/I не получил. Больше похоже на то, что машину уже на стрельбище частично разукомплектовали.

В таком виде был обнаружен на стрельбище первый опытный образец танка. Видны следы от попадания снарядов в борт корпуса и макет башни

Интересно, что к моменту обнаружения этого танка на его левом борту корпуса имелись четыре отметины от попадания крупнокалиберных бронебойных снарядов. Ещё одна отметина была на левом борту массогабаритного макета башни.

Подготовка к демонтажу макета башни
Подготовка к демонтажу макета башни

То, что эти отметины могут быть результатом обстрела танка советскими орудиями, исключено. Аналогичные по характеру попадания в количестве девяти штук имелись и на лобовом листе корпуса. Танк же стоял параллельно лесному массиву, и вести обстрел по лобовой проекции с другой точки было невозможно. К моменту обнаружения машины на стрельбище она находилось в нерабочем состоянии, и развернуть его для обстрела было физически невозможно. Одним словом, обстреливали машину сами немцы, не исключено даже, что огонь по Typ 205/I вёл второй прототип. К моменту обнаружения танка на защите ходовой части от фронтального огня имелись приварки креплений для запасных траков, причём и в районе этих узлов обнаружились три попадания.

Танк Pz.Kpfw. Maus
Для того чтобы сдёрнуть башню, потребовалось зацепить за неё пару тросов

В течение лета и начала осени 1945 года обе машины постепенно начали разукомплектовывать. Связано это было с тем, что привести в рабочее состояние ни одну из них оказалось невозможно. Кроме того, агрегаты танков представляли интерес и по отдельности. Для упрощения процедуры демонтажа массо-габаритный макет башни с первого опытного образца танка скинули. Снятые узлы и агрегаты немедленно описывались. Осенью 1945 года снятые с танков агрегаты отправились в Ленинград на филиал опытного завода №100. Как раз в это время там шли работы по проектированию нового тяжёлого танка, и одна из его версий предусматривала использование электротрансмиссии.

Танк Pz.Kpfw.Maus
Через проём люка видна приборная панель танка

Совсем другая судьба ожидала сами танки. В конце лета 1945 года было решено собрать «гибрид» с использованием башни Typ 205/II и шасси Typ 205/I. Эта задача оказалась нетривиальной, поскольку просто так 50-тонную башню, покоящуюся на оторванном подбашенном листе, эвакуировать было непросто. Проблема была решена с помощью целой вереницы немецких полугусеничных тягачей (в основном Sd.Kfz.9). Не без труда эта кавалькада дотащила башню до Куммерсдорфа, где удалось отсоединить подбашенный погон. Уже в сентябре 1945 года собранный из частей обоих танков экземпляр Pz.Kpfw.Maus погрузили на специальную платформу, которая пережила вoйну.

Интересно, что номера корпуса и башни разных танков совпадают: на корпусе с серийным номером 35141 установлена башня с тем же серийным номером 35141.

Образец Pz.Kpfw.Maus
Собранный из двух танков образец Pz.Kpfw.Maus, Куммерсдорф, осень 1945 года

В таком виде в Куммерсдорфе танк простоял довольно долго. Несмотря на то что он был готов к отправке ещё осенью 1945 года, приказ о его перевозке на НИАБТ Полигон был отдан только полгода спустя. Согласно ведомости полигона, в Кубинку машина прибыла в мае 1946 года. Здесь изучение танка продолжилось, но в упрощённом режиме. Поскольку его агрегаты отправились в Ленинград, ни о каких ходовых испытаниях не было и речи. В основном в Кубинке готовились материалы, посвящённые изучению элементов ходовой части. Испытания стрельбой также были исключены, поскольку орудийная установка оказалась повреждена взрывом, и ствол 128-мм пушки фактически свободно болтался.

Танк
Как можно заметить, на лобовом листе корпуса есть отметины от попаданий снарядов

Одним из немногих испытаний, которые провели на НИАБТ Полигоне, стал обстрел. Он производился в сокращённом объёме. По одному выстрелу было сделано по лобовой части корпуса и правому борту, а также в лоб башни и её правый борт. Все остальные следы от попаданий в танк имеют «немецкое» происхождение.

Танк
Танк с правого борта

В отличие от сверхтяжёлого танка E-100, который англичане отправили на металлолом, его конкуренту повезло больше. После изучения Pz.Kpfw. Maus отбуксировали в музей при полигоне. На тот момент это была открытая площадка. Полноценный музей появился здесь уже в начале 70-х годов, когда танк занял место в ангаре немецкой бронетанковой техники.

Недавно возникала идея восстановить машину до ходового состояния, но проект не вышел за рамки подготовительных работ. Идея эта, конечно, интересная, но в результате её реализации вряд ли получится что-то, кроме чучела с сомнительными перспективами с точки зрения надёжности. Ведь мало того, что с машины сняты все агрегаты, так ещё и отсутствует одна из тележек. Ресурс гусеничных лент огромного танка очень низкий, а чинить порванную гусеницу 180-тонной машины в поле — сомнительное удовольствие. И это лишь малая часть тех проблем, которые неизбежно возникнут при попытке восстановить этот танк до ходового состояния. В конце концов, даже просто его перевезти — задача весьма непростая.

Генератор роста

Отдельно стоит упомянуть о том, какое влияние трофейный немецкий сверхтяжёлый танк произвёл на развитие советского танкостроения. В отличие от англичан и американцев, которые почти никак не отреагировали на обнаруженные материалы по E-100 и Pz.Kpfw. Maus, реакция Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) оказалась молниеносной.

Ничего удивительного в этом нет. 5 июня 1945 года был представлен эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13. Предполагалось, что эта машина станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения. И тут совершенно неожиданно выяснилось, что в Германии обнаружен танк, который перспективной пушкой пробивался с трудом, а установленное на нём орудие вполне пробивало броню «Объекта 257».

Немецкий сверхтяжёлый танк
Немецкий сверхтяжёлый танк на НИАБТ Полигоне. Кубинка, 1946 год

11 июня 1945 года был разработан проект тактико-технических требований для нового тяжёлого танка. Его боевая масса утверждалась в пределах 60 тонн, экипаж увеличился до 5 человек. Броня должна была обеспечивать защиту танка от 128-мм немецкой пушки. Кроме того, в дополнении к пушке БЛ-13 появилось требование и на другое орудие, калибра 130 мм. Кроме как запуском программы по созданию «противомышиного» танка, эти тактико-технические объяснить сложно. Именно из них и родился танк, известный как ИС-7.

Немецкий сверхтяжёлый танк
Он же спереди

Обнаруженный немецкий танк спровоцировал вторую волну гонки вооружений, аналогичную той, что породила КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Вместо того чтобы сконцентрироваться на совершенствовании уже имеющихся неплохих образцов, конструкторы начали работы по созданию стальных монстров. Даже ИС-4 теперь уже казался устаревшим: по планам на вторую пятилетку 40-х годов, с 1948 года предполагалось выпускать по 2760 тяжёлых танков нового типа (ИС-7) в год. К слову, «Объект 260» оказался далеко не самым тяжёлым и сильно вооружённым. В Челябинске работали над проектом тяжёлого танка «Объект 705», самая его тяжёлая версия должна была иметь пушку калибра 152 мм, а боевая масса составляла бы 100 тонн. Помимо танков, прорабатывались еще и самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм.

Танк
На музейной площадке, 50-е годы. Хорошо заметно, что на лобовом листе появился след от ещё одного попадания

Вреда вся эта бурная деятельность нанесла ничуть не меньше, чем разработка стальных монстров весной-летом 1941 года. Дело дошло до изготовления опытных образцов ИС-7, хотя на запуск крупной серии правительство всё же не решилось. Безусловно, танк получился выдающийся, но слишком тяжёлый. 18 февраля 1949 года постановлением Совета Министров СССР № 701–270сс разработку и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекратили. Вместо них началась разработка тяжёлого танка, более известного как ИС-5. Позже его приняли на вооружение как Т-10.

Трагизм ситуации состоял в том, что четыре года для советского танкостроения прошли в значительной степени впустую. Единственный достойный противник для ИС-7 всё это время стоял на музейной площадке в Кубинке. Что же касается бывших союзников по Второй мировой вoйне, то они разработку своих бронированных монстров после вoйны свернули. Воевать перспективным советским тяжёлым танкам было попросту не с кем.

Картина дня

наверх