Миф в квадрате: меч Эскалибур короля Артура… Или «Волшебная Железяка» кельтского эпоса
Продолжаем цикл «Легендарные боевые железяки» очень зыбким и неочевидным исследованием двух мифологических субъектов: не установленного исторической наукой короля Артура. И не менее туманного боевого друга его — меча под названием «Эскалибур». Итак…
В 1485 году в Англии вышло в свет обширное сочинение Томаса Мэлори «Смерть Aртура». Считается по сей день наиболее полным Сводом «легенд» о знаменитом венценосце. Нужно понимать, что Мэлори находился под тяжелой контузией несомненным очарованием французской рыцарской литературы, безумно популярной тогда… Но! В основу его художественного труда лег не нормандский, а кельтский (бриттский) эпос. Довольно богатый на описания реальных исторических событий, связанных с борьбой бриттов: сперва — с римлянами, а позднее — с англами и саксами.
Очень жаль, что у нас мало переводят народные островные легенды, повествующие о жизни короля Артура. Там много интереснее, нежели в «эпическом сборнике» Мэлори. Но не суть, этот джентльмен пересказал довольно точно предания об Эскалибуре — легендарном мече, что нас интересует в первую очередь. Волшебные свойства этой «легендарной железяки» столь известны и популярны средь широкой публики, что не отыскать другого такого предмета за всю историю «холодняка». И куда без мифов о короле Артуре, Камелоте, острове Авалон и рыцарях Круглого Стола…
Нам интересны волшебные свойства этой железяки. По словам Владычицы Озера из легенд кельтов: название «Эскалибур» означает — «Руби сталь». Однако настоящая сила Меча заключалась не в нем самом, а в ножнах. Волшебник Мерлин растолковал Артуру: «пока эти ножны будут при короле, он не потеряет ни одной капли крови, сколько бы ран ему ни нанесли».
Ряд версий этой легенды сообщают, что клинок Эскалибура был с обеих сторон покрыт выгравированными на нем надписями. В первом бою Артура, когда меч впервые обнажили, его клинок вспыхнул светом тридцати факелов, ослепив противников короля…
Признано наукой, что родилась легенда об Артуре и его Мече — в эпоху борьбы бриттов с пиктами и германцами (V–VII вв.). Агнес МакКензи в книге «Кельтская Шотландия» (рекомендую категорически!) убедительно предположила, что в основу «Артурщины» легли ранние кельтские предания, повествующие о разных эпохах заселения Британских островов. Образовавшие причудливый сплав мифов и легенд. Там легендарный меч носит название Капедфолх (Каладфолх). Валлийский термин, произошедший от ирландского «Кал ад болт» — «Твердая Молния».
«История бриттов» («История королей Британии») Гальфрида Монмутского, написанная на рубеже 1130-ых годов сообщает, что меч короля Артура был откован в Авалоне и название его звучит как «Калибурн». Лингвисты установили — это латинизированное валлийское «Каледфолх». Когда же легенда о короле Артуре перешагнула границы Англии и вступила в старофранцузскую литературу, название «Калибурн» приобрело офранцуженную форму — «Эскалибур» или «Экскалибур» и …целую кучу других транскрипций написания.
Сколь широко менялось название Меча, еще быстрее искажалась его история. Эскалибур стал принадлежать сэру Гавейну — племяннику короля Артура. Потом — исключительно самому Артуру. Волшебнику Мерлину. Вообще не пойми кому из рыцарей Круглого Стола. В позднейших сочинениях Артур не вытаскивает его из камня, а получает Меч от Владычицы Озера. Или от загадочной руки, торчащей из воды. Короче, эти путанники-французы так и не решили промеж себя: Эскалибур — «меч из камня» или «меч из озера». Или это вообще разные мечи…
А средневековые хронисты, писавшие о ранней истории Британских островов, неизменно пытались натянуть сову на глобус соединить события истории об Артуре… с событиями истории римской. Тогда была популярна «Энеида» Вергилия, и надерганные из нее «факты» малахольные монахи упорно пытались соединить с фактами ранней истории Британии. Как итог — на свет вылупилось несколько увлекательных литературных произведений. С нулевой исторической ценностью. Именно в этом лютом (похлеще Фоменковского) трэше греко-римско-кельтских мифов и легенд — появилась другая версия происхождения Эскалибура…
Старинные предания донесли до нас упоминания о загадочном мече под зловещим названием «Желтая Смерть» (лат. — Сгосеа Mors). О нем поминает в своей «Истории бриттов» Гальфрид Монмутский. В валлийских версиях легенды этот меч носит название Angau Glas («Красная Смерть») или Agheu Glas («Серая Смерть»).
В годы Римской республики легендарный меч был утерян и найден только Юлием Цезарем в годы его юности. Молодой Цезарь воспринял эту находку как знак того, что боги избрали его. Ну чтобы императором он стал, как минимум, — всей Ойкумены. Меч сопровождал Цезаря во всех военных походах, включая вооруженный визит в Британию (55 году до н. э.). И там Эскалибур у него (не ржать!) отобрали. В бою. В щите застрял некоего принца Ненния, предводителя бриттов. А тот его пешим порядком уволок с поля боя. Или что-то в этом роде, там версий куча. Уффф… Я предупреждал про трэш))
Дальше всё гладко пошло. Около пятисот лет легендарный меч пролежал в могиле принца Ненния. В первой половине 400-х годов власть над Британией захватили Вортегирп, вождь племени гевиссеев. Он приказал извлечь меч Юлия Цезаря из могилы Ненния и выставить на всеобщее обозрение. На центральной площади Лондона. Чтобы его не украли, меч было приказано вонзить (гы!) в железную наковальню высотой 1 фут (позже известную как «наковальня Вулкана»). Саму наковаленку вмуровали в большой известняковый камень. Замысел был таков: поднять патриотизм народа символом былых побед над римлянами. И подвигнуть на геройское сопротивление стучавшимся в границы саксам.
Пиар-ход провалился с треском. Горожане быстро утратили интерес к легендарному оружию, меч остался интересен только для воров, которые время от времени пытались вытащить его из камня. Безуспешно. Кто-то из неудачников, бают, даже вырезал под рукояткой меча надпись: «(Трудно) освободить (железо) из известняка», что по-латыни звучит как «ex calеc libera». Из этой латинской фразы, как решили гении-монахи фоменкоидного разлива, — и происходит название легендарного меча короля Артура — Эскалибур (Гальфрид Монмутский называет его Калибурн).
- Имя Артура впервые встречается в поэме «Уай Гододдин», валлийского барда Анейрина (примерно 600 г. РХ). В ней описана битва англосаксов с королями «Древнего Севера». Король Артур там доблестный воин, насвершал кучу всего эпичного. То есть — он предводитель бриттов.
- В другой валлийской поэме «Трофеи Аннуна» описывается путешествие Артура в валлийский потусторонний мир Аннун (написано примерно в 900 г. РХ). Учитывая, что между двумя творениями бардов дистанция аж в три века, — можно только позавидовать славе Артура. И его значимости для народной памяти.
- В «Анналах Камбрии» (вторая половина X века) имя Артура упомянуто в связи битвой при Бадоне в 516 году и при Камланне в 537 году. Пока датировка его жизни «кружится» верно — это VI век.
- Родословная Артура как короля, изложена в манускрипте «Мостун» (XIII в.), хранится в Национальной библиотеке Уэльса. Там наш венценосный потеряшка:
«Артур сын Утера, сына Кустеннина, сына Кинфаура, сына Тудвала, сына Морфаура, сына Эудафа, сына Кадора, сына Кинана, сына Карадога, сына Брана, сына Ллира Малоречивого».
Все эти фигуры неоднократно проверялись, и …признаны полулегендарными. Их реальное существование, как и Артурово, ничем не доказано. Только письменные источники разной степени фантазийности.
- Кое-что материальное об Артуре попытались представить английские археологи. При раскопках замка Тинтагель, в слоях VI века нашли камень. На латыни там выбито: «Отец Коль сотворил это, Артугну, потомок Коля, сотворил это». Перевели так, с учетом особенностей написания в те времена: «Артугну воздвиг этот камень в память своего праотца Коля». Из огня да в полымя вышло с этим камнем. Король Коль — еще один полумифический персонаж Британии IV-V веков. Короче, версию успешно разгромили, поскольку «Артунгу и Артур» категорически не «бьются» ни в одном из языков тех мест и лет.
- Ааааа, чуть не забыл… Была и «Могила короля Артура». В 1191 году во время перепланировки нищего аббатства Гластонбери нашли одну любопытную могилку. Мужчины и женщины. На плите, ну конечно же, — обнаружили имя короля Артура. У католических аферистов в рясах по-другому не бывает. Скептики и историки единодушны: хитрозадые монахи всё это сами придумали и изваяли. Цинично паразитируя на народной памяти. Монастырь опосля «ремонта» стал феноменально богат. Многие годы к «Могиле» текли тысячные толпы паломников. В 1539 году католическую шарагу разогнали, согласно смене официальной религии. Могила была крепко подзабыта.
- Первым историческим документом с поминанием короля Артура (не бардовским эпосом) стала «История бриттов»(примерно 800 г. РХ). Написана была валлийским монахом Неннием. Наукой признана банальным пересказом народных преданий Уэльса. В «Истории» об Артуре сказано, что он одержал над саксами двенадцать побед, окончательно добил — в битве у горы Бадон.
- На нормандско-французский язык в 1155 году вся вышеупомянутая «артурова солянка» была переведена Робертом Вэйсом из Джерси. С изрядной фантазией крепко пьющего человека. Им был добавлен «Круглый стол» короля Артура, здесь же у него меч Артура впервые назван Эскалибуром. Сей романчик стал популярен при дворе Генриха II. Да и всех последующих монархов рыцарский эпос Артура — тоже доставлял изрядно. Легенда дала английским королям образец для подражания. Чо привело к созданию Ордена Подвязки королем Эдуардом III. Очень уж хотелось хоть чем-то напоминать славного короля Артура.
- Другой современник короля Генриха II — Уильям Мальмсберийский, единственный трезвомыслящий историк тех мест — не сомневался в реальности существования древнего Артура. Однако относился к нему осторожно, без литературной и волшебной шелухи. В своем обширном труде «Хроника королей Англии» он посвятил Артуру всего лишь несколько строк. Но… не удержался и приплёл ему в соратники римлянина Амвросия Аврелиана (вспоминайте голливудский знаменитый фильм).
«Амвросий, единственный выживший из римлян, который стал королём после Вортигерна, подавил самонадеянных варваров с помощью воинственного Артура. Это тот Артур, о котором британцы наивно рассказывают множество сказок, даже в наши дни, человек, безусловно, достойный прославления, не только из-за пустых фантазий, но ради истинной истории. Он долго поддерживал тонущее государство, и побуждал сломленный дух своих соотечественников к войне. Наконец в сражении у горы Бадон, положившись на образ Святой Девы, который он прикрепил к своим доспехам, он вступил в бой с девятью сотнями врагов в одиночку и рассеял их с невероятной жестокостью».
«Правда … туманна; хотя никто из этих людей не оказался ниже той славы, которую они приобрели». Тонко и понятно. Истина всегда где-то там! ))
А что же Артур и его Эскалибур? Были очевидно. В лохматые седые времена. И если фото самого героя-короля не сохранилось, то меч я вам могу предоставить для обзора. Вот такой мог быть, если от волшебных легенд отлипнуть:
Или вот такой «Эскалибур», типичный «меровингский меч» VI-VII веков.
Свежие комментарии