На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Афера называлась «панама»

Афера называлась «панама»

В конце XIX века слово «панама» ассоциировалось не с головным убором, а с мошенничеством. Услышав «панама», человек кривился, как сегодня кривится, услышав «МММ». Долгое время панамская афера считалась самой крупной в истории человечества...

Взгляд на карту

У каждого, кто посмотрит на карту обеих Америк, мысль о канале возникает сама собой. Цена вопроса – каких-то жалких 80 км, а выгоды неисчислимы. Первыми о канале задумались ещё испанцы в XVI веке, однако дальше разговоров дело не пошло. К идее постройки возвращались неоднократно, но увидев воочию дикую гористую местность, где предполагалось рыть «канаву», посланные на разведку специалисты докладывали: это невозможно.
В 1850 году американцы проложили через перешеек железную дорогу. Грузы перегружали с кораблей в вагоны и после перегона вновь перегружали на корабли. Это было неудобно и дорого и тем не менее нью-йоркская компания, владелец дороги, буквально озолотилась.

Афера называлась «панама»
В 1870-м году идея о строительстве канала вновь замелькала на страницах газет. И продвигал идею не заезжий мечтатель-аферист, а Le Grand Francais, Великий Француз (именно так именовала его мировая пресса) Фердинанд Лессепс.

«Герой Европы»

Фердинанд Лессепс был из семьи потомственных дипломатов и в 1831-1837 г. служил в Египте. В один из дней Мухаммед Али-паша, правитель Египта обратился к французу с просьбой дать одному из его 19 сыновей несколько уроков верховой езды, подтянуть по французскому языку и заодно обучить европейским манерам. Лессепс, разумеется, сказал «да» и тем самым вытянул свой счастливый лотерейный билет. Он стал для молодого Мухаммеда Саида не только учителем, но старшим другом и наставником. Никто не мог и предположить, что именно этот полноватый стеснительный юноша через 20 лет в результате переворота станет пашой Египта.
Придя к власти, Мухаммед занялся проведением реформ и запустил несколько грандиозных проектов, самым амбициозным и самым на первый взгляд неосуществимым из них был Суэцкий канал. Во-первых, у Египта просто не было денег для его осуществления и во-вторых, надо было получить на строительство согласие Турции (Египет до 1914 года был частью Османской империи) и Англии, под влиянием которой Стамбул в то время находился. Для решения этих проблем нужен был искусный дипломат и паша обратился к своему старому другу Лессепсу.
Лессепс уговорил и Стамбул, и Лондон и гениально решил проблему финансирования, основав «Всеобщую компанию Суэцкого канала» и выпустив от её имени облигации и ценные бумаги. И хотя строительство обошлось не в 200 миллионов франков, как задумывалось, а в 400, и рыли канал не 7 лет, а 11, 17 ноября 1869 года первое судно всего за несколько часов прошло из Средиземного моря в Красное.
Это был триумф. И не только строительный, но и финансовый: уже через 5 лет канал полностью окупил себя и начал приносить дивиденды, владельцы акций «Компании Суэцкого канала» стали богатыми людьми. Всего одна акция гарантировала стабильный доход на всю оставшуюся жизнь, благосостояние детей, внуков и правнуков. Вот почему когда Лессепс приехал в Колумбию (до 1903 года Панама являлась её частью) и предложил строить канал из Тихого океана в Атлантический, его расцеловали в обе щёки: если кому и доверить такую грандиозную стройку, то кому как не ему, отцу-родителю Суэцкого канала?

Старт «панамы»

Лессепс не стал выдумывать велосипед и пошёл уже проторенным путём, основав международную кампанию. Объявив себя её генеральным директором и президентом, а своего сына Шарля вице-президентом, Лессепс выпустил 600.000 акций на 300 млн. франков. Одна акция стоила 500 франков что равнялось заработку квалифицированного рабочего за пять месяцев – даже не каждый средней руки буржуа мог позволить себе купить акцию. И тем не менее, акции разошлись мгновенно.
На собранные деньги Лессепс организовал в Париже международный географический конгресс, на котором выступил с докладом, суть которого сводилась к «Да чего тут думать? Копать надо!» Инженеры были в шоке от такой «простоты», но Лессепс с апломбом осаживал возражавших: «Я Суэц построил! А ты кто такой?» Конгресс одобрил проект Лессепса (о чём с восторгом написали газеты) и на волне эйфории «Международная компания по постройке межокеанского канала» выпустила вторую партию акций, которая разлетелась как и первая.
По всей Европе открывались вербовочные пункты, люди стояли в очереди и даже дрались за право получить заветную путёвку в Панаму, пока вакансии не закрылись. В январе 1881 года в торжественной обстановке на стройке прозвучал первый взрыв, ознаменовавший начало стройки века, после чего состоялся торжественный концерт с участием божественной Сары Бернар.

Забуксовало

Лессепс был гениальный пиар-менеджер, однако не имел ни технического, ни финансового образования. Начатый на авось грандиозный проект начал приносить сюрпризы. Первыми «подложили свинью» американцы: сообразив, что Лессепс без их железной дороги никак не обойдётся, они взвинтили расценки на перевозки. Фердинанд, пару раз крутанув ручку арифмометра, увидел, что дешевле будет дорогу купить, чем оплачивать бешеные счета за доставку стройматериалов. «О’кей, - сказали американцы, - 100 миллионов долларов» - «Как 100 миллионов?! – вскипел Лессепс. – Вчера она стоила 30!» - «Так то было вчера, а сегодня она стоит 100». Ничего личного, только бизнес. Пришлось платить.
Потом «обрадовали» инженеры: оказалось, под тонким слоем земли лежат гранит и базальт. Надо взрывать. Лессепс очень удивился: в Египте, сколько он ни копал, кроме песка ему ничего не попадалось, откуда в Панаме гранит? Инженеры пожимали плечами: ещё в 1835 году здесь была произведена масштабная геодезическая разведка, и результаты её ни для кого не были секретом.
Непредвиденные расходы требовали дополнительных денег. Третий займ разошёлся уже без прежнего ажиотажа.
В 1887 году инженеры окончательно «убили» Лессепса, заявив что, как ни крути, а в горной части канала надо строить шлюзы. Приглашённый инженер Гюстав Эйфель (который пока ещё только строил свою легендарную башню) нарисовал проект, посчитал и объявил: нужно ещё 1 миллиард 600 миллионов франков. Когда об этом написали газеты, акции компании не просто упали – они рухнули.

Спасти канал!

Корнелиус Герц, правая рука Лессепса, предложил нестандартный ход: долгосрочный выигрышный заем. Но была загвоздка: частные компании не имели права проводить такие займы, однако Герц взял решение этой проблемы на себя.
В ход пошла тяжёлая артиллерия: в кафе, ресторанах, театрах он встречался с политиками, депутатами, вёл долгие разговоры о «судьбе проекта» и в конце беседы вручал банковские чеки на весьма крупные суммы. На лапу брали все, от министров до последнего замухрышки-депутата. И в апреле 1888 года палата депутатов большинством голосов заём одобрила.

Крах

Но спасти компанию могло только чудо. Любой человек мог посмотреть на карту и убедиться, что прорыто не более 1/4 пути, впереди горы, а выигрышный заём свидетельствовал, что денег у компании уже нет. Вместо планируемых 720 миллионов со скрипом собрали 254.
14 декабря 1888 года Панамская компания прекратила платежи, а в феврале 1889 года её официально признали банкротом. 800 тысяч (!) не самых бедных во Франции человек, доверивших Компании свои сбережения, в момент стали нищими. Счета и имущество компании были арестованы, началось следствие, целью которого было вернуть разорившимся вкладчикам хоть что-то. Однако вместо денег Франция получила СКАНДАЛ!

Исчезнувшие миллионы

Оказалось, что из 1млрд. 300 миллионов франков инвестиций, привлечённых компанией, на строительство ушло чуть больше 700 миллионов, а из оставшихся 600 миллионов 500 растворились непонятно куда. На них вообще не было никаких документов! Как будто их и не было!
Исчезнувшие миллионы ушли на конференцию, журналистам, описывавших в газетах радужную картину строительства, деятелям искусства, участвовавших в громких шоу Лессепса, на строительство роскошного офиса в центре Парижа, политикам, лоббировавших интересы компании и депутатам, одобривших выпуск выигрышного займа. Часть средств банально разворовали.

Суд без наказания

На скамью подсудимых село всё руководство Панамской компании. Каждый получил от 2 до 5 лет. Но за решётку не попал никто. Все были освобождены от наказания судом высшей инстанции. Герц, лично раздававший денежные чеки, сбежал в Англию, где счастливо прожил до самой смерти.
Обвинения в коррупции были выдвинуты против 510 депутатов. Однако на вопрос «А не брали ли Вы, мсье, взятку?» все с возмущением отвечали: «Да Вы что?! Никогда!» Обвинитель тряс бумажкой: «А вот обналиченный Вами чек!» Обвиняемый гордо отвечал: «Это гонорар за данную мной компании неоценимую консультацию». И только министр общественных работ Шарль Байо, с дуру признавший полученные им от компании 375 тыс. франков взяткой, получил 5 лет.
Что же касается рядовых вкладчиков, то никто из них не получил ни франка.

А как же канал?

«Но ведь канал же есть!», - скажет читатель. Есть. Его построили американцы. Но это совсем другая, не менее интересная история, о которой мы когда-нибудь непременно расскажем...

К.Подкова

-ö-ö-

Из истории правосудия. Что такое Монфокон

Из истории правосудия. Что такое Монфокон

В любом правосудии наступает момент, когда после вынесения вердикта преступнику следует приговор. В разные времена в разных странах он мог быть разным. Были времена, когда даже за убийство преступник мог отделаться штрафом или изгнанием. А бывало, что и за кражу крохотной булочки можно было отправиться на виселицу - при этом, начиная с возраста 11 лет...

"Ужас!" — скажете вы.

С точки зрения нашего времени — да. Но не с точки зрения человека Средневековья или Возрождения (да и Нового времени тоже). Мысль, что они живут во время отчаяния (как когда-то писали историки и литераторы), показалась бы им очень странной.

Преступников ловят? — Случается.

Судят? — О, да. И даже казнят. Что еще надо, для торжества справедливости?

Строго говоря, не так уж и много. Требуется место, где правосудие могло бы торжествовать на радость почтенным людям. Обычно такими местами были площади, рынки, перекрестки улиц, городские ворота — иными словами те места, где всегда много людей. Там в знак неотвратимости правосудия устанавливали виселицы и колеса на шестах. До нас дошло множество их изображений на планах городов и на картинках.

Проблема заключалась в пропускной способности виселиц, учитывая и то, что казненных старались оставить на виселице как можно дольше. Особенно остро проблема стояла в столице французского королевства.

Но люди всегда умели решать проблемы, даже если речь идет об изничтожении себе подобных. На северо-востоке от Парижа в местности, называемой Монфокон (что значит — Соколиная гора), в XIII веке была сооружена огромная трехъярусная виселица. Считается, что идея сооружения подобного приспособления для казни принадлежала советнику короля, финансисту, камергеру и распорядителю Лувра Ангеррану де Мариньи. Он же и руководил строительством.

 

 

Изображение Монфокона на планах Париж...
Изображение Монфокона на планах Парижа 1551 и 1609 годов


Вообще-то, вряд ли. Известно, что на этом месте казнили еще до рождения Мариньи, а когда ему было восемнадцать лет, на Монфоконе был повешен (без суда, кстати) фаворит короля Филиппа III Пьер де Ла Бросс. Скорее всего, Ангеррран де Мариньи просто усовершенствовал уже существующую виселицу, но уж это он сделал с размахом.

Огромное каменное трехъярусное сооружение квадратное в своей основе способно было за раз отправить на тот свет 45 человек — это если не теснить осужденных и вешать их по одному в пролете между столбами. А ведь можно было и потесниться и вешать не одного, а двух. Конечно, такое случалось редко, но возможность-то была.

Для казней предназначались балки трех сторон квадрата, а с четвертой стороны была лестница. Хоронить казненных не предполагалась (ну разве что в виде особой милости), их тела висели, пока не истлеют, после чего их бросали в колодец в основании Монфокона.

Легенды любят рассказывать, как изобретатель стал первой жертвой своего изобретения, что, как правило, является сказкой, но Ангерран де Мариньи действительно был повешен на Монфоконе при короле Людовике Сварливом. Правда, Мариньи не был изобретателем Монфокона и был не первой его жертвой. И в конечном счете (через два года) его даже с почетом похоронили благодаря уже следующему королю — Филиппу V Длинному.

 

 


Одной из самых известных жертв Монфокона был суперинтендант финансов короля Франциска I барон де Бон-Самблансе, повешенный в 1527 году. В отличие от многих других ему парижане сочувствовали, считали невиновным, проклинали его судью и (шепотом) мать короля Луизу Савойскую, по чьему наущению барон и был казнен.

В 1572 году на Монфоконе повесили многих жертв Варфоломеевской ночи, в том числе одного из лидеров гугенотов адмирала де Колиньи. Королевский двор даже ездил на Монфокон любоваться телами — это не выдумка Дюма, а исторический факт. Правда, даже Дюма не стал упоминать, что с собой король велел взять малолетних детей Колиньи — Дюма это показалось уже слишком! А вот в XVI веке французский поэт-гуманист (!) Жан-Антуан де Баиф сочинил в честь этой поездки стихи.

Последний раз на Монфоконе казнили в 1629 году, после чего сооружение забросили, оно стало ветшать и разваливаться. Королям периодически приходило в голову, что надо бы Монфокон снести, но все руки не доходили — то они ломали Лувр, то Нельскую башню с замком, то еще какой-нибудь дворец, до виселицы ли тут! Впрочем, парижане не слишком расстраивались — развалины Монфокона казались им романтичными.

К 1760 году каменная громада основательно развалилась, но окончательно ее доломали только в 1790 году. А вот в XIX веке писатели (и первый В. Гюго) стали рассказывать французам, какой ужас еще недавно можно было наблюдать на Монфоконе. Ужасаться людям тоже понравилось, как за двести лет до этого нравилось любоваться казнями — у каждого века свои развлечения.

А в 1954 году на месте Монфокона поставили памятный знак — вот этот — на котором кратко излагается история места.


От виселицы не осталось ничего. На этом месте теперь парк.

Картина дня

наверх