Средь зелени Мура, как платье, атласной,
Где дух искусства и знаний царит
Там в истинном храме природы прекрасной —
Прекрасный край — Штирии земля,
Земля дорогая, отчизна моя!
Гимн Штирии. Песня Дахштайна 1844г. Перевод Аркадия Кузнецова
Военные музеи Европы. Город, о котором идет речь в эпиграфе, — это Грац, являющийся сегодня столицей Штирии, а в прошлом даже и столицей Австрии. Город старинный и очень красивый. Во всяком случае так говорят те, кто в нем побывал. Мне лично не довелось, только лишь проехал мимо и полюбовался на него издали. Но те, кто там побывал, сообщают, что центр Граца по размерам совсем небольшой. Обойти его весь вполне можно за день, причем с одновременным посещением музеев. Правда, это только лишь в том случае, если вы просто ходите и смотрите. «Продаете глаза»… Осмотр некоторых музеев для некоторых «визитеров» потребовал бы куда как больше времени. Один из них – это музей Арсенал (Landeszeughaus). И кто-кто, а я бы уж точно из него быстро не ушел. По счастью, мы живем сегодня в информационном обществе. Находишь сайт нужного тебе музея или организации и обращаешься туда с письмом. Приходит ответ с разрешением использовать их фотоматериалы, после чего ты берешь и используешь. Обычно с Запада приходят ответы такого рода: «О, как хорошо, что Вы к нам обратились. Вот Вам пароль, код доступа ко всей информации – пользуйтесь». Из нашей Оружейной палаты в Кремле ответ мне тоже пришел, но там за право публикации одного изображения музейного предмета на сайте с меня запросили 6500 руб. Просто прелестно, не правда ли? Ну да обойдемся и без них. А вот про этот самый Арсенал в Граце на страницах «ВО» хотели узнать поподробнее очень многие, и теперь я могу о нем рассказать.
Ну а начать надо будет с того, что главная улица Граца — это Центральная улица, или Херренгассе. Вдоль стоят самые красивые здания этого города. И вот если вы по этой улице пойдете, то непременно наткнетесь на пятиэтажный дом, выкрашенный в ярко-желтый цвет и украшенный барочными скульптурами воинственного Марса и воительницы Минервы, но по совместительству еще и покровительницы искусств. Над входом в здание находится герб Граца, который украшает изображение геральдической пантеры.
Это и есть Арсенал и самое удивительное, что в этом здании хранится… самая большая коллекция старинного оружия в Европе. Понятно, что жители Граца очень гордятся своим оружейным музеем и всегда готовы спросить туриста, а видел ли он их Landeszeughaus? Вендален Бехайм, главный куратор Императорского арсенала в Вене, тоже здесь когда-то побывал и написал, что этот цейхгауз со всем его неповрежденным снаряжением первой половины XVII века есть в мире явление совершенно уникальное. Причем написал он это в своей «Энциклопедии оружия» и… оказался не совсем прав, поскольку здесь имеются и более ранние образцы. Впрочем, он же сообщает, что какие-то данные об этом доме, стоящем здесь с XIV века, уже были в 1547 году. То есть в середине XVI века здесь был уже и арсенал, и в нем хранилось оружие.
Однако само здание цехгауза было построено в 1642 году. И самое интересное заключается в том, что наполнено оно доспехами и оружием, которые собирались здесь не ради забавы кого-то, кто, как тот же император Максимилиан I (а уж тем более Максимилиан II), решил коллекционировать ради собственного удовольствия. Практически все здешние экспонаты, кроме нескольких артефактов еще XV века — самое настоящие оружие, принадлежавшее жителям города.
Здание музея пятиэтажное, но сам он занимает четыре верхних этажа, а на первом находится туристический информационный центр. И вот поднимаясь с этажа на этаж вы воочию убеждаетесь в том, что вы попали на самый настоящий склад оружия, в котором числится 32000 различных экспонатов от рыцарских, кирасирских и пикинерских доспехов, до пик, алебард и барабанов включительно. И когда городу грозила военная опасность, его жители сюда приходили, вооружались и шли его защищать.
А надо сказать, что угроза нападения долгое время висела над Грацем постоянно. Дело в том, что город лежит к югу от Альп и расположен так, что является «воротами» в самое сердце Австрии. Поэтому уже в XV Грац становится важным форпостом, задачей которого стало отражение турецкой угрозы.
Чтобы османам было неповадно штурмовать город, в нем была построена мощная крепость Шлоссберг. Но и крепость бы не помогла его жителям, если бы не их отвага, благодаря которой Грац прославился как город, который ни разу так и не был захвачен неприятелем. А когда в очередной раз к городу подошли турки, жители города разобрали все оружие, хранившееся в его арсенале, и таким образом смогли вооружить… 16 тысяч воинов. Причем, не абы как, а одеть в железные латы, дать в руки щиты-рондаши и мощные мушкеты и пистолеты с колесцовыми и фитильными замками.
Правда, потом, в 1749 году императрица Мария-Терезия приказала этот арсенал уничтожить. Но жители Штирии отстояли право его сохранить как исторический памятник, и, хотя подобного рода арсеналы уничтожались по всей стране, для граждан Граца было сделано тогда исключение. Они попросили императрицу сохранить его как памятник их смелости и доблести в боях с извечными врагами христианства. Тогда еще о толерантности к иноверцам никто и понятия не имел, и таковое их обращение сработало!
Прекрасные рейтарские доспехи на кожаной подкладке. Изготовлены Гансом Преннером (1645), работавшим в Граце оружейником. Этот доспех является одним из самых тяжелых в коллекции Арсенала. Он имеет темно-серый цвет железа и блестящий металл по краям пластин. Пластины кирасы на груди, спине и шлем, были гладко отполированы, а затем подвергнуты воронению черного цвета. Чтобы добиться хорошего цветового контраста, все заклепки, язычки для ремня, а также носовая пластинка, ее держатель, головки винтов, а также шарниры были позолочены. Шлем имеет стеганую толстую подкладку, которая пришита к металлу с помощью льняных ниток, а внутри еще и имеет подстежку из шелкового атласа. На наушниках и шейном ограждении шлема укреплены вставки с полукруглыми лепестками. Они же идут по всем краям горжета, на передней и задней частях наплечников, а также по краям пластин набедренников. Они сделаны из кожи, которая сверху покрыта темно-красным бархатом и окантована золотой каймой. В XVII веке такие доспехи носили в основном армейские командиры. Массивная, часто неуклюжая форма полностью соответствовала образу тела в стиле барокко. Очень широкие набедренники должны были скрывать набитые ватой штаны и прикреплялись непосредственно к нагрудной пластине кирасы. Есть мнение, что такой стиль в доспехах мог возникнуть в Нидерландах, которые оказали сильное влияние на европейские вооружения первой половины XVII века. Кстати, вес этого доспеха в «три четверти» составляет 41,4 кг. То есть они тяжелее обычных полных рыцарских лат!
Размещено оружие в арсенале так: на первом этаже (для нас это второй) находится собрание огнестрельного оружия с колесцовыми и кремневыми замками. На втором и третьем этажах хранятся доспехи и оружие, в том числе и турнирное. Но опять-таки самое главное, что рыцарского вооружения здесь, много доспехов и оружия, простых латников – солдат неблагородных сословий. Хотя есть даже конский доспех начала XVI века и понятно, что это сугубо рыцарское снаряжение. На четвертом этаже собраны музыкальные инструменты, без которых тогда тоже не воевали: полковые барабаны, литавры, флейты, различные трубы и горны.
К сожалению, комбинация букв «IEVVDHH», выгравированная на доспехе, не дает какой-либо конкретной информации о его первом владельце или заказчике. Вес доспеха — 42,2 кг.
А вот сколько там всего хранится:
2414 мечей, шпаг и сабель;
5395 единиц древкового оружия – пик, копий, алебард, протазанов и т.д.;
3844 комплектов доспехов? Кирасы, шлемы, кольчуги, щиты и рыцарские латы;
3867 ружей и 4259 пистолетов, а также пороховницы, натруски и банделеры;
704 пушки, включая фальконеты, сколопендры, каменные ядра, три органные пушки, шуфлы и все такое прочее, начиная с 1500 года.
50 тяжелых пушек с первого этажа Арсенала убрали, когда к Грацу подходили войска Наполеона, чтобы не давать повода к репрессиям. Но и потом их на место не вернули, а отлили из них колокола.
Теперь вот вопрос, который постоянно всплывает в комментариях на «ВО»: почему же такая масса старого железа не ржавеет? Ведь ясно же, что новоделами такое количество второсортного вооружения быть не может. Его подделка бы просто не окупила расходов, не говоря уже о записях в документах арсенала. Во-первых, заметим, что за экспонатами музея хорошо ухаживают, причем мастера своего дела. Во-вторых, дело в том, что здание Арсенало выстроено в традиционной для тех лет технологии: то есть в нем только стены каменные, а потолки, полы и стеновые панели – деревянные. И не просто деревянные – дубовые. А дерево хорошо впитывает влагу, поэтому внутри помещений Арсенала создается особая атмосфера, в которой его экспонаты чувствуют себя очень хорошо.
Интересный факт, в 30-ые годы – и наша «Правда» об этом зачем-то сообщала, в Грац приезжал Адольф Гитлер «канцлер германской нации». По заметке в газете нельзя судить, был ли он в Арсенале или нет. Но не знать о нем он не мог. Чем же еще жителям города тогда было перед ним хвастаться? Однако, когда в годы войны Германия испытывала катастрофическую нехватку металла, так что с балконов домов снимались даже металлические решетки, «металлические запасы» Граца так никто и не тронул. Не удивительно, что не были превращены в металл драгоценные доспехи Венского императорского оружейного собрания и коллекция рыцарских доспехов замка Амбрас. Но Грацевский арсенал? Это же на 90% массовый ширпотреб, который что он есть, что нет, никак, в общем-то, на историю не влияет. Но вот не пустили его на металлолом и сегодня мы можем любоваться стройными рядами «железных ребят» и алебард, уходящими на десятки метров в полутемные залы арсенала. Сам я этого не видел, но судя по фотографиям картина и впрямь впечатляющая!
На этом наша экскурсия в арсенал Граца закончена. Но с его экспонатами мы еще познакомимся в материалах цикла «Военное дело на рубеже эпох».
P. S. Автор выражает сердечную признательность директору музея Арсенала (Landeszeughaus) в Граце д-ру Беттине Габсбург-Лоринген за предоставленное разрешение воспользоваться фотографиями артефактов музейного собрания.
Свежие комментарии