А.С. Пушкин владел «сафьяновой тетрадью» египетских жрецов и долгое время трудился над разработкой модели общественного развития, и информация, содержащаяся в ней, по просьбе самого поэта, должна была быть предана огласке после 1979 года. Пушкин отмечал, что знакомство человечества с этими материалами раньше установленного времени нецелесообразно, так как люди еще не готовы к получению такой информации. В 20-м веке Рерихи называли Пушкина Посвящённым Мастером. В 21-м веке пора признать космические знания поэта. В статье приводятся новые доказательства этого.
Сказка «Руслан и Людмила» начинается с описания космоса: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом...». Это сказание о космическом пространстве в форме сферы (головки лука) и моря. Дуб во многих индоевропейских традициях считался священным деревом, жилищем богов, небесными вратами. Дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб с котом, находящимся в его кроне, как геоглиф, присутствует на рельефе Европы и Азии, если читатель внимательно рассмотрит любые спутниковые карты, увеличивая контрастность снимков (рис. 1):
В этом же месте рельефа Земли, где выбит дуб, находится другой вариант мировой оси, начинающейся с Полярной звезды (рис. 2):
На верхней точке оси Мира находится бублик, на рельефе выбита стрелка его вращения. С другого конца ось стоит на ладони ребёнка у озера Байкал. Выше него находится морда льва, которая вписана в тор Руси, где найден Аркаим. Выше льва видна морда медведя, которая является кроной дуба. «Врата небесные» находятся в созвездии Малой Медведицы, ось Мира проходит через её Полярную звезду. Далее ось идёт через созвездие Льва, опираясь в его когтистую лапу (рис. 3):
Такое расположение созвездий соответствует звёздному глобусу. Кот лежит на цепи - горной гряде Уральских гор. Ещё один кот находится на рельефе России, у рек Сура и Печора (рис. 4):
Очертания звезды на носу отсылает нас к созвездиям на небосводе. Созвездие Кот является устаревшим названием созвездия Чаша у созвездия Гидра. Названия созвездиям давались по видимым в телескопы очертаниям.
Откуда это мог знать Александр Сергеевич Пушкин, не имея спутниковых карт? У него был друг, учёный Ломоносов Михаил Васильевич(разве?! авт. канала) и библиотеки с древними книгами.
«Няня открыла ему путь к неиссякаемому источнику народного русского северного эпоса, веданию правил мироздания и путей восхождения к светоносным мирам. Сам А.С. Пушкин, по материнской линии, являлся носителем традиций египетского жречества(?). Он открыл нам возможность воспринимать то, что сокрыто за видимым миром явлений, проникать в миры смыслов и значений». Сказки и песни кота - это множество выбитых на рельефе букв (рис. 5):
На месте рельефного дуба написано: «Тор Ариани(ы)», а это территория России. Леший и русалка находятся между Уралом и Каспийским морем (рис. 6):
Русалка сидит на Торе Руси, где находится Аркаим. Есть и рельефное изображение избушки на курьих ножках, без окон и дверей (рис. 7):
«Там Русью пахнет» - верное выражение поэта, избушка выбита на территории нашей страны. А ступа Бабы Яги, которая летает сама по себе, выбита на рельефе Индии, в районе Карвар (рис. 8):
Есть ещё одна ступа, в виде бочки, она находится на рельефе России, где является частью другой оси Мира во главе с Сириусом Большого Пса (рис. 9):
На звёздном глобусе оси с Полярной звездой и с Сириусом перпендикулярны. Положение осей Мира полностью соответствует расположению современных созвездий, если смотреть на Землю из космоса, чего пока люди не умеют делать. На звёздном глобусе ось с началом на Сириусе выглядит так (рис. 10):
Другая таинственная сказка поэта - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В ней царевну спасает Елисей при помощи ясного месяца и могучего ветра. Он нашёл её в горе, стоящей посреди пустыни, где стоит глубокая нора с тёмным входом, в хрустальном гробу. «Страна пустая» может быть пустыней и космосом, рядом должно быть «сине море», в пустыне должна быть гора с пещерой. Чисто логически, самый сильный и могучий ветер на море - у мыса Горн Южной Африки. Посмотрите, там есть голова великана, дующего на море, и воин, рядом с хрустальным (прозрачным) гробом (рис. 11):
Судя по рельефным изображениям, гора образована линиями треугольника, рядом на рельефе выбиты рыба и морда дракона, а ниже треугольника находится голова медведя. Это соответствует месту между созвездиями Медведицы, Дракона и Рыбой. Гроб хрустальный попадает в квадрат созвездия Пегас с цепями - линиями его астеризмов (отростков). Вставшая из гроба девушка - Андромеда, это созвездие располагается выше ковша Пегаса. А Большая Медведица просвечивается в глобусе напротив Пегаса, если смотреть из глубины прозрачного космоса, что человечество пока увидеть не может. Семи богатырям соответствуют семь звёзд Пегаса - четыре ограничивают квадрат, три расположены в ручке ковша.
Персонажи «Сказки о Царе Салтане» выбиты рисунками на рельефе России и Африки. Три сестры сидят у огня на рельефе Центральной Африки (рис. 12):
Царь Салтан, действительно, заглядывает из темноты (озеленённой части Африки) на свет пустыни Сахара, где бушует огонь песков и выбиты линии, звёзды, «три девицы», которые прядут из нитей космоса геометрические фигуры. Ещё одно место расположения портрета Царя Салтана - на рельефе у населённых пунктов Салтановка и Солтановка на Украине и Белоруссии, расположенных рядом (рис. 13):
Смотрите на спутниковый рельеф с севера, тогда увидите молодого красавца с птицей в руках. На его рубахе выбита огромная морда льва, а смотрит он за Урал, где стала жить его царевна с сыном. В космосе голове Салтана соответствует место созвездия Малого льва (у Салтана тоже копна волос, как грива), а тело располагается в созвездии большого Льва со звездой Регул.
Ещё одно таинственное произведение поэта - «Прозерпина» : «Плещут волны Флегетона, своды Тартара дрожат: кони бледного Плутона быстро к нимфам Пелиона из аида бога мчат». Из Википедии следует, что Флегетон - огненная река, Плутон - бог темноты, космоса и крайняя планета в Солнечной Системе, Пелион - гора у Эгейского моря, аид - невидимое царство мёртвых. За Плутоном поехала к Эгейскому морю на колеснице Прозерпина, где соблазнила молодого юношу. Поэт заканчивает стихотворение словами «Сновидений ложный рой», но лжи здесь нет. Эту фразу А.С. Пушкин написал, чтобы не вызывать критику непонимающих людей. То, что на небесах существуют боги, из его сказок уже понятно: они творят миры в бездне космоса - Тартаре, их соединяют, ими управляют. Есть на рельефе Земли у Эгейского моря следы этой любовной истории. Здесь изображена девушка в колеснице, которая поднимает голого парня из морской воды между Африкой и Турцией. Его очертания проступают на рельефе морского дна (рис. 14):
Есть ли Плутон на «бледных» конях? Спасибо Александру Сергеевичу за подсказку, что кони Плутона бледные, они слабо видны на рельефе, но есть (рис. 15):
Как видите, А.С. Пушкин знал такое, что человечество может узнать только сейчас, благодаря спутниковым и космическим картам, и то, частично. Снова сказочка стала реальным фактом на рельефе Земли. Удивительные знания принёс поэт человечеству. Благодаря произведениям А.С. Пушкина и оставленным на мегалитах и на Земле надписям и геоглифам предыдущей расы, Каменной книге Земли, не побывав в космосе, мы теперь знаем точную, объёмную карту звёздных и обитаемых миров, которая нашим астрономам ещё полностью не доступна, но теперь стала известна.
-
«Луна корчилась от боли и дергалась как раненая змея». Что именно увидели в небе английские монахи в далеком 1178 году?
18 июня 1178 года, через час после захода Солнца, по меньшей мере пять человек сообщили, что стали свидетелями необычного явления в небе над югом Англии. Согласно заметкам монаха Гервасио, летописца Аббатства Христа в Кентербери, люди увидели, как “верхний рог полумесяца раскололся на две части”.
«Из середины этого рога внезапно выскочил пылающий факел, разбрызгивая во все стороны огонь, раскаленные угли и искры на большое расстояние», — писал монах и добавлял, что Луна «корчилась как бы от боли» и «дергалась как раненая змея». После всего этого небесное тело стало чернеть.
ЧТО НАБЛЮДАЛИ ЭТИ ЛЮДИ?
Повествование от Гервасио из Кентербери оставалось забытым на протяжении веков, пока в 1976 году Джек Хартунг, геофизик из Государственного университета Нью-Йорка в Стоуни-Брук, не наткнулся на него в архиве одной из европейских библиотек.
Иллюстрация, на которой изображены средневековые монахи, наблюдающие за астрономическим явлением, и летописец Гервасио.Внимание ученого привлекло то, что очевидцы этого явления все как один давали свои свидетельства под клятвой. Хартунг посчитал, что раз дело дошло до такой серьезной для того времени процедуры, значит, монахи, скорее всего, были уверены в увиденном на сто процентов.
Геофизик попытался разгадать тайну “расколовшейся Луны”. В своих исследованиях он опирался на тезис, что астрономическое событие, которое люди наблюдали в 1178 году, должно было оказать геологическое влияние на лунную поверхность.
Хартунг изучил снимки высокого разрешения, сделанные в 1968 году во время облета обратной стороны Луны миссией “Аполлон-8”, и обнаружил, что яркие радиальные “полосы” вокруг кратера Джордано Бруно — насыпь лунного грунта, выброшенного при ударе, еще не были покрыты пылью, которая поднимается и “передвигается” по поверхности при лунотрясениях и бомбардировке микрометеоритами. Ученый предположил, что нетронутый грунт может указывать на то, что кратер Джордано Бруно образовался недавно, и это как раз тот самый “след”, возникший в результате явления, которое монахи наблюдали в 1178 году.
Здесь стоит оговориться, кратер Джордано Бруно с Земли увидеть невозможно, потому что он расположен на обратной стороне Луны, но это образование находится относительно близко к внешней границе зоны либрации, если бы при ударе крупного астероида материал выбрасывался на десятки километров вверх, то следы этих выбросов можно было бы наблюдать с Земли.
ОГРОМНЫЙ АСТЕРОИД ИЛИ МЕТЕОР?
Гипотеза Хартунга получила поддержку некоторых ученых, в частности, астрономов Одил Калам и Джона Малхолланда. Они проанализировали снимки, сделанные советским зондом “Луна-24”, и пришли к выводу, что около 800-900 лет назад на Луну действительно мог упасть метеорит. В результате столкновения крупного космического тела с поверхностью спутника, с Земли мог быть виден внушительного размера выброс материала, что, скорее всего, монахи и приняли за “пылающий факел”.
Лунный кратер Джоржано Бруно, сфотографированный миссией Аполлон-13, апрель 1970 год.Однако многие научные умы гипотезу Хартунга оспорили. Еще в 1977 году планетологи Харви Найнингер и Гленн Хусс выступили с критикой и заявили, что явление, которое описывал летописец, с научной точки зрения не могло стать причиной образования такого кратера. Эксперты предложили другое, более правдоподобное объяснение: монахи видели вхождение в атмосферу Земли метеорного тела, которое визуально был наложено на диск Луны.
ДРЕВНИЙ КРАТЕР
Некоторые специалисты склонны считать, что возраст кратера Джордано Бруно составляет не 800-900 лет, а более 1 миллиона.
В 2009 году астроном Томокацу Морота, рассчитал, что кратеру от 1 до 10 миллионов лет. Этот вывод он сделал на основе изучения плотности небольших кратеров, которые были образованы прямо на материале, выброшенном из 22 километровой воронки.
22-километровый кратер Джордано Бруно. Мозаика. Составлена из снимков, полученных лунной орбитальной станцией LRO.В 2012 году еще один ученый, космолог Йорг Фриц, оценил возраст кратера более чем в миллион лет:
«Мы можем исключить, что “Джордано Бруно” образовался 800 лет назад. Иначе люди до сих пор ощущали бы последствия этого события в виде дождя из лунного материала, — объясняет Фриц. — Кроме того, если бы удар произошел в прошлом тысячелетии, датчики лунных аппаратов показывали бы повышенную температуру в районе кратера, на деле же этого не происходит».
В 2001 году аспирант Аризонского университета Пол Уизерс провел вычисления и смоделировал импактное событие, которое якобы должно было произойти в 1178 году и привести к появлению огромного кратера. В своем исследовании астроном показал, что такое образование должен был оставить объект, размером от одного до трех километров, кроме того, столкновение привело бы к тому, что в направлении Земли полетели бы десять миллионов тонн лунного материала.
По оценкам Уизерса, это вызвало бы интенсивный метеорный поток, который можно было бы наблюдать с Земли в течение недели. Люди увидели бы грандиозное космическое шоу, подобное тому, что наблюдали в 1966 году во время метеорного потока Леониды, когда атмосферу планеты бомбардировало до 100 000 метеоров в час.
Ни в одной хронике XI-XIII веков не было записей, посвященных столь яркому небесному шоу, о котором говорил Уизерс.
«Я думаю, что очевидцы просто оказались в нужном месте в нужное время, чтобы взглянуть в небо и увидеть метеор прямо перед диском Луны, несущийся в их сторону, — говорит Уитерс. — И это был довольно зрелищный болид, который при входе в атмосферу Земли мерцал и брызгал огоньками. Если бы вы заняли правильную позицию по отношению к метеору, как это сделали те пять монахов, вы бы получили идеальную геометрию полета».
В отличие от астероида, что образовал кратер “Джордано Бруно” более миллиона лет назад, объект, который мог вызвать оптическую иллюзию 1178 года, должен был иметь малый размер. Поэтому он сгорел в атмосфере Земли и не причинил никаких неприятностей нашей планете.
РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ФАНТАЗИЯ?
Загадка решена? Может быть, никакой тайны и не было: в своем исследовании Уизерс пришел еще к одному разоблачающему выводу: расчеты ученого показали, что 18 июня 1178 года монахи не могли наблюдать серповидную Луну из Кентербери, так как тогда она еще видна не была. Астроном посчитал, что, возможно, очевидцы перепутали даты или специально неправильно их записали.
В 2002 году историк Питер Нокольдс предположил, что повествование Гервасио, вообще является полной фантазией: монах, утверждал Нокольдс, имел обыкновение связывать странные небесные явления с христианскими победами в крестовых походах.
В 1178 году Гервасио увидел метеор, который выдал “за видимый полумесяц, расколовшийся на две части”, чтобы это астрономическое событие приняли за божье знамение, символизирующее победу христиан над мусульманами.
POST SCRIPTUM
Мы представили три позиции ученых, относительно астрономического явления 1178 года, которое члены религиозной общины якобы наблюдали в небе на юге Англии. Одни астрономы уверены, что люди стали свидетелями падения на поверхность Луны астероида, оставившего огромный кратер; вторые считают, что кратер Джордано Бруно появился гораздо раньше, более миллиона лет назад, а видели монахи оптическую иллюзию, образовавшуюся из-за визуального наложения болида на полумесяц; третьи предлагают самую разочаровывающую версию — никакой Луны, “расколовшейся” на две части, никто и не видел, летописец просто выдумал это, руководствуясь своими целями, а лицезрел он самый обычный метеор на ночном небе.
Что же на самом деле наблюдал (или не наблюдал вообще) монах Гервасио в прошлом тысячелетии, вероятней всего, мы не узнаем никогда.
-
Кумыки — гунно-тюрки Дагестана, Чечни и Осетии
Кумыки — один из древнейших и третий по численности народ Дагестана. В отличие других кавказских народностей, кумыки относятся к тюркам, занимают положение крупнейшего тюркского этноса Северного Кавказа. Доминирующее в регионе культурное влияние кумыков отразилось на обычаях соседних народов, многие из которых впоследствии переняли кумыкский язык.
Численность — около 600 тыс. Один из коренных народов сегодняшнего Дагестана, Чечни и Северной Осетии, второй по численность после азербайджанцев тюркский народ на Кавказе. Третий по численности после аварцев и даргинцев народ в Дагестане. Проживают также в Турции, Ханты-Мансийском АО, Ставропольском крае, Ямало-Ненецком АО и других областях и странах.
Кумыкский язык относится к кумано-огузской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Язык имеет свои диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский.
Соседями своими кумыки имеют: ногайцев на севере, аварцев и даргинцев – на западе, табасаран и лезгин – на юге.
Этногенез и история Кумыков
На сегодняшний день не существует общепринятой теории происхождения Кумыков. Как правило, время становление кумыков относят ко временам Хазарского каганата (650–969 гг.), а предками кумыков считают гуннское племя савроматов—савиров, местное автохоное население, хазарские народы, а также кипчаков (половцев). Споры ведутся вокруг того, какой этнос считать основным компонентом. В кумыкком языке сказывается влияние диалектов булгаро-хазарского, огузского и кипчакского типов.
Древнейшим пластом кумыков является дотюркское население сино-кавказских народов. В 6 веке д.н.э. по асссирийским источникам на территории современного Азербайджана существовало скифское государство Ашкуз. Но скифы не создавали бюрократический аппарат управления, для них это был скорее пункт набегов на соседние государства. К этому времени относятся упоминания о смелых женщинах-воительницах сакских племен.
Известно упоминание савроматской царицы Зарины, которая правила городом «роксов» — Роксанаки. Зарина стало женой скифского (сакско-сарматского) царя. Однако, савроматы и саки — разные народы. Савроматы – их внешний этноним, самоназвание – савиры. Имя савроматов И. Маркварт сблизил с авестийским именем народа сайрима (Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат».
Происхождение савиров весьма запутанно и объемно. Первые упоминания о тюркоязычных племенах на территории Прикаспия относятся к II—IV векам нашей эры, когда в армянских и греческих источниках говорится о племенах барсилов и савиров. Часть этих племен позже вошла в состав Волжской Булгарии.
Приведу летопись поздних булгар, которые составили «красивый» список династий, имеющих важное значение для этногенеза не только болгар, но и кумыков:
- Имэнская – от 15 тыс лет д.н.э. до 9 век д.н.э. (14 тысяч лет)
- Сарматская — от 9 века до 140 г. д.н.э. (760 лет)
- Аланская – от 140 г. д.н.э. до 159г. (300 лет)
- Хонская (Гуннская) — от 159 г до 565г. (404 года)
- Тюркская (по восточной половине империи) — от 565г.
- Аварская (по западной половине империи) — от 565г. до 630г. (65 лет)
- Суварская Идель — 6 в до начала 7 в)
- Условно кыпчакская (по западу) – от 630 г.
В V-VII века из-за давления более многочисленных тюркских племен часть гунно-савиров мигрировало в горы, где образовали совместно с предками аварцев, лакцев и другими племенами образовали государство «Тавйяк» (Сарир). Опорными пунктами гунно-савиров в горах стали Хунзах и Гумик, до прихода тюрков называвшийся лакцами Кебеди. Вероятно, по названию государства Гумик и произошел этноним кумык, изначально относившийся к родовому объединению «кумук-атыкуз».
Интересно отметить, что по строению черепа из жителей Дагестана наиболее близки к черепам гуннского времени прежде всего кумыки.Это подтверждает предположение о том, что, вероятно, кумыки — прямые потомки населения царства гуннов.
Оставшееся на равнине гунно-савирское население попали в вассальную зависимость от хазарского кагана и их князья носили древнетюркский титул эльтебер. Алп-Илитвер, желая выйти из-под опеки хазар, начал сближение с Кавказской Албанией. В 682 году он принял христианство от кавказских албан. В VII веке в результате противостояния хазар и арабов основные центры гуннов были разорены.
В 10 веке происходит падение хазарского каганата, основной причиной которого стало разгром войсками Святослава вместе с освобожденным от хазарской подати племенем вятичей в 965 году. Затем русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер.
На место хазарского каганата пришли половцы (кипчаки), в дальнейшем игравшие важную роль в регионе. Однако местные степи были не целью их походов, а лишь транзитной остановкой. Благодаря этому в Нижнем Поволжье (Саксине) продолжало доминировать огузское и булгарское население.
К этому времени, в связи с распадом хазарского каганата, видимо, и относится образование основного ядра кумыкского народа, когда гунно-савиры образовали самостоятельное государство Джидан, существовавшее в 10-13 веках, — раннефеодальное кумыкское государство. Джидан населённый близкий к хазарам этносами, стал главным врагом мусульманского Дербента.
После монгольских завоеваний на землях кумыков возник Тюменский улус, в 1359—1428 годах бывший улусом Золотой Орды. Также до нашествия Тимура сохранялись прямые потомки гуннов Дагестана, народность гуены которые позже растворившиеся в кумыкском этносе.
В эту эпоху монгольского нашествия и в первое время после падения Золотой Орды кумыкские правители имели свою резиденцию и Нагорном Дагестане — лакском ауле Казикумух, где часть предков кумыков обосновалась еще со времен арабских завоеваний. В XVI в. они снова переносят свою резиденцию на плоскость, в известный еще с гуннских времен торговый и политический центр в Северном Дагестане – Тарки, около одноименной горы.
Наиболее ранним титулом правителей кумыков, зафиксированным в архивных документах, является титул Шевкал Кумыцкий. Его первое упоминание относится к 1558 году. Титул Шамхал возводят то к арабским, то к тюркским источникам.
Тарковское шамхальство являлось одним из самых влиятельных на территории Дагестана вплоть до создания Дагестанской области в 1867 г.
Усиление шамхальства относится к 16-17 векам. Шамхальство владело большой территрией и в период могущественного шамхала Чопана ибн Будая входило в состав Османской империи.
В 1557 году кабардинский князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану Грозному с просьбой помочь защититься от нападений шевкальского царя, крымского хана и османов. Спустя 595 лет после похода Святослава на Хазарию русские войска вновь слехнулись в сражении с кумыками. В 1560 году Иван Грозный организовал поход Черемисинова в Дагестан. Иван Черемисинов захватил Тарки, но не решился там оставаться. В ходе экспедиции основана русская крепость Терки, где впоследствии обосновались терские казаки и захвачены земли Тюменского владения. При Борисе Годунове произошла Караманская битва (1605), в результате которой русские войска потерпели поражение от кумыков.
К началу персидского похода Петра I (1722—1723), шамхальство приходит в упадок. Вначале тарковский шамхал Адиль-Гирей избрал пророссийскую позицию. Однако, недовольный строительством русской крепости на месте современной Махачкалы рядом с Тарками, поднял бунт. В результате он был схвачен, а должность шамхала упразднено.
Но уже в 1734 году Надир-Шах восстановил шамхальство, утвердив в качестве правителя сына шамхала Адиль-Гирея Хасбулата, принявшего персидское подданство.
Начало Кавказской войны вновь разделила кумыкское общество на два лагеря. В 1819 году Ермоловым разгромлено Мехтулинское ханство, а в 1867 году были ликвидировано Шамхальство Тарковское.
Тарки и Тарковский
Интересно отметить, что Андрей Тарковский, режиссер фильмов «Андрей Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» считал себя последним наследником шамхалов ТАРКОВСКИХ — кумыкских Князей. Существует также и польская версия его происхождения, однако когда балкарский поэт Кайсын Кулиев спрашивал у Арсения: — Так ли это, ты действительно из рода Тарковских? — Да, я из рода дагестанских шамханов, — таков был ответ. — Так зачем же ты это скрывал до сих пор? — Если бы об этом узнал Берия, разве он оставил бы меня живым?
С другой стороны, у славян и других народов издревле существовал бог Тарх. В «Истории» Геродот говорит об основоположнике скифского племени мифическом царе Таргитайе, который жил 1000 лет. У хеттов Тархун был богом грозы. У этрусков был легендарный первый царь Тархунт или Тархонт. И имя Тарквиний также однокоренное с именем Тарх.
Возможно, Тарковский придумал свое происхождение от шамзалов тарковскиз, но название Тарки, как и фамилия Тарковского восходят к легендарному предку скифов.
Генетика кумыков
Кумыки не мыслят себя вне тюркского историко-культурного мира и поддерживают национально-культурные связи с другими тюркскими народами, однако следует отметить, что их «тюркость» ничего общего с идеями пантюркизма не имеет. При гаплогруппах кумыков J1-25%, J2-20%, R1b-25%, G -13% , R1а- 12%. и J1-60%, R1b- 30% у дагестаноязычных этносов «обращает на себя внимание отсутствие у исследованных кумыков тюркских гаплогрупп: C, Q, N, т.е. гaплогрупп, чаще встречающихся у тюрков, которые как известно сформировались в сев. Китае во второй половине I тыс. до н. э.
Для кумыков, как и для других коренных этносов Дагестана, мажорной (основной) оказалась гаплогруппа, маркирующая автохтонный (местный) дагестанский субстрат, – J1-M267, уровень концентрации которой достигает 35 %. У нетюркоязычных народов Дагестана эта гаплогруппа встречается еще чаще: в среднем 72 % и доходя практически до 100 % у цезской группы. В других популяциях Кавказа гаплогруппа J1-M267 редка, у тюркоязычных народов Кавказа еще меньше (в среднем 2 %).
Следующими по частоте гаплогруппами в генофонде кумыков оказались J2a-M172 и субгаплогруппа R1b1a2-M269, которые представлены примерно в равных пропорциях и достигают рубежа чуть более 20 %. Мировой максимум J2a-M172 отмечен на Северном Кавказе у народов нахской группы: 79 % у ингушей и 55 % у чеченцев. Эта гаплогруппа также указывает на кавказский, но «заимствованный» субстрат в структуре генофонда кумыкского этноса. J2a-M172 не свойственна для многих коренных этносов Дагестана, исключение составляют этносы лезгинской группы языков: цахуры и агулов, которые имеют в своем генофонде 23 и 14% соответственно, что указывает на возможное его проникновение в генофонд Дагестана из Закавказья, а не от этносов, у которых выявлен мировой максимум.
Основной территорией распространения субгаплогруппы R1b1a2-M269 является Западная Европа (до 80 %). Она представлена у всех народов Дагестана, но с высокими частотами – у лезгин (30 %) и аварцев (14 %).
Обращает на себя внимание наличие в генофонде кумыков гаплогруппы G2a-P15 примерно в той же пропорции (15 %), что и у автохтонных этносов Дагестана: цахуров, аварцев и лезгинов (10–14 %).
Кумыкские ремесла
Традиционные занятия кумыков — пашенное земледелие, скотоводство, садоводство, виноградарство, шелководство, добыча соли, домашние ремесла, торговля.
Домашние промыслы: обработка овчины, шерсти, кожи, безворсовое и ворсовое ковроткачество, производство сукна, войлока, шелковых тканей, кузнечное и оружейное дело, золотое шитье, басманные изделия (вид чеканки), кружевоплетение.
Близость крупных торговых центров, возможность приобретать там необходимые товары и предметы быта, а не изготовлять их собственноручно, тесные культурно-экономические связи как с горцами Дагестана, так и с народами Северного Кавказа, оказали решающее значение на развитие Материальной и бытовой культуры кумыков, которая по ряду показателей была достаточно высокой. При этом в силу тех же объективных причин кумыки не создал и та кой целостной художественно-конструктивной системы в архитектуре и прикладном искусстве как другие дагестанские народы, в их культуре меньше сохранилось архаичных элементов и в целом она имеет более светский характер.
Кумыкские войлочные ковры «Арбабаш»
У кумыков было развито ковроткачество, причем все видов — ворсовое, безворсовое, войлочное.
Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.
Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений.
Кумыкские шелковые платки — тастары
Кумычки также занимались ткачеством сукна и шелковых тканей, золотым шитьем, кружевоппетением, изготовлением галуна, тесьмы, кистей и бахромы из золотых и серебряных нитей. Все это использовалось в качестве декоративной отделки как женской, так и мужской одежды (черкесок, башлыков).
Особого мастерства кумычки достигли в плетении тастаров: легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки тастары считались символом женственности. Сейчас эта традиция уходит в прошлое, так как изготовить такой платок стоит большого труда. Прежде чем научиться плести настоящие шелковые тастары, уходят долгие годы. Каждая клеточка – тяжелый труд, кропотливая работа. Не все выдерживают. Один неправильно завязанный узелок – и пропала вся работа.
Плетение – это только часть дела. Самое сложное – приготовление ниток. Это очень ответственный этап. Раньше нити плели из кокона тутового шелкопряда. Сотканный из каких бы то ни было других нитей не считается настоящим тастаром.
Кумыкские верования
По всей видимости, одним из древнейших пластов верования кумыков, являлась разновидность тенгризма, выражавшаяся в почитании неба Кек, в прошлом считавшегося высшим божеством.
В древние времена у кумыков было почитание огня. С этим связан обычай охраны «своего» огня в каждом доме. Огонь, «охраняющий» дом, скот и очаг, при постройке нового дома переносился из старого жилища в новое, хотя бы в виде золы. И самой лучшей похвалой для хозяйки было высказывание: «За столько-то лет жизни в качестве хозяйки дома в очаге никогда не погасал огонь». И в настоящее время в некоторых семьях жену называют «отъ-ягъа- рым» — «моя, зажигающая огонь».
Разновидностью «очищения огнем» можно считать и имевшие место ужасные случаи самосожжения девушек, честь которых почему-либо считалась затронутой.
Как и все земледельческие народы, кумыки внимательно следили за явлениями природы. Особенно важным был период начала полевых работ. Его предварял обряд «сжигания зимы» (къыш гюйдюров). Устраивали костры во дворах домов, на улицах, за аулом. Все участники праздника, особенно юноши и подростки, прыгали через костры. Кроме того, в каждой кумыкской семье, на весеннее равноденствие, 21 марта готовится специальное блюдо — пельмени с яичной начинкой (йымыртгъа кюрзе). Лишь в этот момент, по представлению кумыков, наступает весна.
На небе находились наиболее почитаемые в прошлом объекты – солнце, луна, звезды, на которые кумыки ориентировались в своей повседневной жизни, обращались к ним в наиболее трудные моменты своей жизни. Считалось большим грехом показывать пальцем на небо, на Солнце, на Луну и звезды. По легенде считалось, что когда-то, в далекие времена, луна и солнце были молодыми влюбленными людьми, но потом они поссорились.
Кумыки все еще помнят обряды, связанные с культом Земире, Гудурбая и Суванасы. Земире (имя созвучно скифской царице Зарине) представлялась кумыкам божественной силой, представлявшейся в образе женщины, полной, крупной. В древнем языческом пантеоне народа она, очевидно, играла роль богини дождя.
В системе языческих верований кумыков «Суванасы» — «мать воды» занимала примерно такое же место, как у языческих славян русалка. В представлении народа Суванасы имела образ женщины огромного роста и большой физической силы. Она обитала в реках, охраняла воду. Поэтому человек, направлявшийся в вечерние или ночные часы к реке за водой, должен был задобрить Суванасы ласковыми словами, упросить ее не причинять вреда и позволить набрать воды.
Таким образом, в древней религии кумыков силы природы олицетворены, как правило, в женском обличье. Однако бытует и мужской образ Бастырыкъ. Он в некоторой степени напоминает домового у русских, но совершенно лишен положительных черт. Бастырыкъ приходит к человеку ночью, во время сна, наваливается на него всем своим телом и душит так, что человек при этом не может даже шевельнуться. Только к рассвету он покидает человека.
В настоящее время многие кумыки утверждают, что к ним приходит Бастырыкъ, поэтому избегают ночью спать в одиночестве, так как это единственный способ спасения от Бастырыкъ.
В представлениях кумыков значительное место занимали и всевозможные приметы. Некоторые из этих примет были связаны с определенными днями недели. Считалось, например, что у каждого человека есть свой «счастливый» день (ярашгъан гюн), который якобы постоянно приносит удачу в задуманном деле. Были и общие для всех «счастливые» дни: понедельник, четверг и пятница. В такие дни принято было кроить и шить новую одежду, начинать носить новую одежду, мыть голову, совершать обряд первого укладывания в люльку новорожденного, отправляться в путь и т. д. Ребенок, родившийся в один из этих дней, считался счастливцем.
Наряду с этими днями у кумыков были и запретные, «несчастливые» дни. Таким днем всеми кумыками признавался вторник (талатгюн). Как правило, в этот день не совершалось бракосочетание. Считалось, что ребенок, рожденный во вторник, обречен на всевозможные неудачи в жизни.
Ряд примет имеет связь с животным миром. По поверью, например, крик совы и вой собаки предвещают смерть кого-нибудь из членов семьи.
Когда сова подлетала близко к дому, хозяин, скрывая суеверный страх, обращался к ней с ласковым приветствием.
Были и счастливые приметы, связанные с птицами. Считалось, что крик петуха на крыльце дома, стрекотанье сороки предвещают приход гостей, возвращение хозяина, какие-нибудь известия. Особенно приветливо кумыки встречали прилет ласточек «къарлыгьач». Ласточка считалась священной птицей.
По преданию, ласточки в теплых краях оставили слепую мать Юмурчук. Возвращаясь осенью в теплые края, ласточки должны принести ей привет от жителей горной страны и пожелание здоровья и исцеления больных глаз. Если Юмурчук не получит привета, она может навлечь на страну проклятье. Именно поэтому ласточку не только приветливо встречали, но и просили ее передать привет матери.
Священной птицей считался и голубь, мясо которого могло быть употреблено в пищу только для особых лечебных целей.
Представления кумыков о загробном мире
Кумыки верили, что душа (джан) бессмертна и требует постоянной заботы о себе. Она может прийти в дом в любое время, наблюдать за тем, как живут родственники, потомство, как они заботятся о своих умерших предках.
С этим, в свою очередь, был связан целый ряд похоронных обрядов. Таковыми были, например: обряд обливания водой могилы, чтобы «разбудить покойника»; обычай оставлять на кладбище на несколько часов одного из близких родственников, который должен был охранять могилу после похорон, чтобы покойник, проснувшись и увидев свое новое место, не испугался. Вот отрывок песни-причитания (ясы) оплакивания покойника:
Не будешь там скучать, так как ты не будешь одиноким.
Но будешь бояться, что тебе будет там темно.
Там больше у тебя родственников, чем здесь.
Сегодня же ночью они зажгут для тебя светильники.
Не сомкнув глаз, они будут тебя сторожить.
Они окружат тебя со всех сторон, расспросят о нас.
Существовало также поверье, что голодные души, вернее, голодные предки, могут вредить дому, проклинать сородичей. Кумыки верили в существование «неблагодарных», «ненасытных» покойников.
Кумыкские надгробные памятники (сын таш)
Изучение надгробных надписей представляет несомненный историко-культурный интерес. Всякий мемориал в момент его создания – свидетельство понимания взаимосвязи настоящего с прошлым людьми определенного времени и социального положения. Наиболее распространенный тип надгробных памятников, встречающихся в Кумыкии, представляет собой вертикально установленную каменную плиту.
Специфической особенностью кумыкских надгробных памятников является наличие на них рисунков. Вероятно, желая оставить потомкам хоть какую-то информацию о предках, на плитах создавались рисунки, обозначающие род деятельности покойного.
На мужских надгробиях изображались конь, гребень для расчесывания коня, кинжал, сабля или шашка, пистолет, ружье, пороховница, патронташ, кнут, обувь (чаще всего сапоги). На надгробных памятниках более раннего периода, до XIX в., изображались лук, стрелы, колчан, щит, копьё.
Весьма примечательно, что, мотивы орнаментов надмогильных памятников и войлочных узорчатых ковров «арбабашей», производимых на Кумыкской плоскости, идентичны. Один символ изображен на большинстве памятников, установленных представителям правящего класса, символизируя собой подобие атрибута власти. Большое количество памятников с этим символом сохранилось в Тарках и в селении Казикумух – горной резиденции кумыкских шамхалов.
Эта фигур напоминает грушеобразный медальон, заполненный растительными формами. Оказывается перстневая печать с аналогичной миндалевидной формой служила удостоверением личности всех членов династии Джучидов, к роду которых возводили себя Тарковские шамхалы.
Кумыкский национальный костюм
Лёгкой нательной мужской одеждой кумыков были длинная рубаха – гёйлек и штаны – иштан. Их шили из простых хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи – бешмет – къаптал. Бешмет шили из тёмной материи – хлопчатобумажной, шерстяной или шёлковой. Постепенно бешмет заменила кавказская рубаха с застёжкой спереди и стоячим воротником.
Кумыкский женский костюм испытал большое влияние со стороны одежды северокавказских народов — кабардинцев, черкесов, осетин. Если в повседневном быту кумычка, как и горянка, носила преимущественно платье-рубаху в ее классической туникообразной форме, а также в варианте отрезной рубахи «бузмы», то нарядной одеждой было отрезное по линии талии распашное платье «кабалай» с двойными длинными откидными рукавами, широкой длинной юбкой, глубоким V-образным вырезом, в который пришивался бархатный нагрудник с серебряными позолоченными пряжками филигранной работы.
Кабалай обычно шили из дорогой красивой ткани (бархата, шелка, парчи) и носили с узким серебряным филиграннымы нашивками. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.
Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком.
Обувь шилась в прежние времена из дубленой кожи на мягкой подошве и обшивалась красивым узором. Кумычки, в отличие от других народов, имели еще специальные деревянные платформы, которые надевались на обувь в сырую погоду, чтобы не запачкать подол платья и обувь.
Косметические средства: белила – оба и румяна – энгилик. Особенно кумычки любили подводить глаза, брови и ресницы сурьмой – сюрме, которой лечили и болезни глаз. Многие женщины, особенно старшего возраста, красили волосы хной.
Кумычки в отличие от аварских женщин предпочитали позолоченные украшения – серьги, кольца, пояса и т. д. К костюму часто носили изящные сумочки, сшитые из бархата или другой дорогой ткани и украшенные красивой вышивкой.
Музыка и танцы
У кумыков, как и у всех остальных тюрков, Агач-кумуз является древнейшим музыкальным инструментом. Имеет узкий деревянный долблёный совкообразный корпус с трезубцем внизу и плоской деревянной декой, небольшую шейку с 5-7 врезанными ладами и слегка отогнутую головку. Как правило, он сопровождает мужское сольное и ансамблевое пение.
Характеризуя главный свадебный танец кумыков — «бийив» (кумыкская лезгинка), важно отметить отточенность его линий, чистоту и красоту танцевального жеста, точность и выразительность движений.
Книга слёз. Артефакт, происхождение которого неизвестно. Что в нём опасного?
Монах из Андорры в 1939 году встречался с Адольфом Гитлером. Некоторые источники сообщают, что немецкий лидер очень интересовался оккультизмом и хотел заполучить таинственную Книгу слёз. История этого артефакта весьма загадочна.
В 9 веке один из монахов Сан-Марино заключил договор с дьяволом. Он официально отрёкся от своей веры и стал отшельником. Позже его обнаружили в одной из пещер. В течение какого-то времени монах жил отстранённо. Судя по тому, что было найдено в его укрытии – вместо веры в бога, он уверовал в дьявола. Здесь были обнаружены тела двух девушек, пиктограммы и многочисленные предметы колдовства. Сам монах лежал на полу с блаженной улыбкой на лице. В его руках находилась книга.
Изображений и фотографий Книги слёз нет. Возможно, она выглядела так.Удивительно, но на страницах этой книги не было никаких текстов или изображений. Более 260 пустых страниц, облачённых в кожу какого-то животного. В течение 4 веков этот артефакт находился в одном из монастырей Сан-Марино, где монахи проводили обряды очищения книги. Считалось, что когда печать тьмы спадёт, то там проявятся божественные писания.
Наконец, в 13 веке на страницах таинственного фолианта проступили рисунки. Там были изображены адские существа, а также детали обрядов связи с дьяволом и его прислужниками. Удивительная деталь, что изображения появлялись только после того, как на страницы попадали человеческие слёзы.
Гитлер был в тесной связи с Папой Римским.Испуганные монахи отправили гонца с Книгой в Ватикан в базилику Константина. С тех пор вести о данном артефакте обрываются до конца 19 века. В 1887 году у монаха из Андорры были видения: будто человек в военной форме откроет таинственную книгу и на мир обрушатся орды демонов и суккубов.
В 1939 году произошла встреча Гитлера с андоррским священнослужителем. Детали переговоров не разглашаются, но после этого монах был приговорён к трибуналу. На родину он так и не вернулся. Считается, что он пытался образумить лидера Германии от нападения на другие страны и поиска дьявольских артефактов.
Есть и другая версия. Якобы, данная книга была передана андоррскому монаху, так как в Ватикане отказали в её запросе, а значит, фолианта попросту не было у них в наличии. Ведь, известна тесная дружба Гитлера с Папой Римским, и если бы немецкому лидеру понадобилась книга, он бы её, скорее всего, получил.
Кто знает, что случилось бы, заполучи немцы эту книгу…Вообще, нужно сказать, что артефактов, которые имеют неизвестное происхождение достаточно много. Специалисты, которые изучали этот вопрос уверены, что существуют, так называемые, дьявольские предметы. То есть артефакты, созданные адскими существами или с помощью тайных оккультных знаний. Такие вещи несут разрушение и зло, и их нужно отгораживать от людей, чьи помыслы также направлены на уничтожение, а не созидание. Иначе, Землю ждёт апокалипсис. К сожалению, данные артефакты невозможно уничтожить. Существует понятие энергетического кокона. Он окутывает любой предмет. И он настраивает этот предмет на созидание (божественное) или разрушение (дьявольское). Получается, что все магические артефакты, а Книга слёз является таким, тоже может быть перепрограммирована на созидание.
-
Снимок сонара озадачивший вопросом на десятилетия
Шведские дайверы «щелкнули» изображение какого-то неопознанного объекта на глубине 87 метров от поверхности воды. Которое впоследствии стало одним из самых загадочных изображений десятилетия. Питер Линдберг, который руководил исследованием, пошутил, что он подумал, что они обнаружили НЛО. Он никогда не видел ничего подобного на дне моря или океана за свою 20-летнюю карьеру.
«Мы отсутствовали девять дней, мы очень устали и возвращались домой. Но мы сделали последний пробег эхолотом, и случайно обнаружилась эта штука», — объяснил Линдберг.
Сообщество теоретиков заговора и уфологов полагает, что аномалия Балтийского моря могла быть разбитым космическим кораблем пришельцев. Затонувшим в древние времена. На снимке был изображен 60-метровый круглый объект, напоминающий космический корабль «Сокол тысячелетия» из «Звездных войн». Он мог лежать на дне северной части Балтийского моря в центре Ботнического моря как минимум 140 000 лет.
Из-за своей странной структуры команда Ocean X заявила, что аномалия Балтийского моря не возникла естественным образом. Доцент геологии Стокгольмского университета по имени Фолькер Брухерт. Выдвинул гипотезу о том, что объект был сформирован во время ледникового периода тысячи лет назад. «Приятно слышать критические мнения об этой «загадке Балтийского моря», — написал Брюхерт в электронном письме.
Балтийская аномалия создает помехи
Дайверы хотели осмотреть объект с более близкого расстояния, но, к сожалению, нехватка финансирования помешала им это сделать. Год спустя, когда их лодка оказалась в непосредственной близости от объекта. Они столкнулись с загадочными электрическими помехами. Стефан Хогерборн, один из членов команды OceanX, сказал: «Всё электрическое, а также спутниковый телефон перестали работать, когда мы были над объектом. А потом, когда мы отошли примерно на 200 метров, всё снова включилось».
Денис Асберг, который натолкнулся на эту гигантскую загадочную структуру вместе с Питером Линдбергом. Показал в 2019 году, что это была возвышенность высотой 25 метров с каньоном посередине и несколькими рыхлыми породами под ней. Интересно, что они обнаружили то, что, по всей видимости, было «обширным следом. То, что некоторые предполагали, могло быть доказательством того, что могла произойти аварийная посадка».«Мы были очень удивлены и озадачены. Мы думали о том, что мы здесь нашли. Это не крушение. В то время мы думали, что есть простое объяснение», — сказал Асберг.
Другая причудливая теория предполагала, что аномалия Балтийского моря могла быть секретным нацистским сооружением. Или противолодочным оружием времен Второй мировой войны. По словам Андерса Аутеллуса, бывшего шведского военно-морского офицера и эксперта по Второй мировой войне. Изображения гидролокатора представляли собой систему подводных проволочных сетей, разработанную нацистами.
Стефан Хогеборн, один из дайверов OceanX, подтвердил, что конструкция была отлита из бетона. Он сказал, что там кто-то поставил какую-то скалу. Тайна существования странной аномалии Балтийского моря остается невыясненной до сих пор.
Интересные фотографии, за которыми скрывается загадочное прошлое
Изобретение фотоаппаратов дало возможность людям запечатлеть свои воспоминания, но иногда на них попадает совсем не то, что хотелось бы увидеть. Мы расскажем вам о самых жутких снимках из прошлого.
Однажды Мартин Спрингл и его четырехлетняя дочь весело проводили время в парке семейного отдыха. Несмотря на слегка пасмурную погоду в тот июльский день, девочка с папой наслаждались приятной безмятежной прогулкой. Конечно же, мужчина не забыл сфотографировать путешествие, а хмурое облачное небо ничуть не испортило милые снимки. На них изображена радостная очаровательная девочка, которая стоит на фоне пейзажа. Но отца на годы вперед озадачила одна почти незаметная деталь, проявившаяся на одном из фото. Она придает снимку ужасающий вид и вызывает массу предположений.
Когда фото было опубликовано в Сети, сразу стало понятно, из-за чего весь этот переполох. На одном из снимков при ближайшем рассмотрении папа обнаружил загадочные черные сапоги. Непонятно, что это такое, учитывая, что в тот день никого поблизости в парке не было. На других фото не было обнаружено ничего таинственного. Отец поначалу запаниковал, но потом посмотрел на ситуацию с юмором. Люди предполагали, что это дух китайского воина, так как недалеко от места событий находится самурайское кладбище. Но мужчина не придал значение этой версии, и причина возникновения сапог неясна до сих пор. В предыдущем тексте мы рассказывали про самые удивительные фото в истории.
В Канаде есть мост Саут-Форк, с которым связана еще одна таинственная и популярная фотография. Он был когда-то снесен наводнением, и велась реконструкция. На открытии моста журналисты сфотографировали толпу зевак возле него. На эти старые снимки можно взглянуть и в современное время. Они выложены на официальном сайте музея Канады. Какое-то время назад один из снимков привлек внимание людей. На фото был изображен человек совсем из другого времени, который в тот день быть возле моста просто не мог.
Если верить этому предположению — человек справа в темных очках, необычной одежде с цифровой камерой в руках прибыл из будущего. В этой гипотезе хорошо то, что она вызвала очень оживленные споры. Началось все с неправдоподобной версии, что на фото путешественник во времени. Этого хватило, чтобы снимок восьмидесятилетней давности стал горячей темой для обсуждения. Но в данной гипотезе мало логики. Например, оппоненты этой теории говорили, что в 40-е годы такая одежда и очки не выглядели футуристично. А камера в его руках — это складной карманный Kodak, который был в продаже с начала века. Поэтому таинственная атмосфера вокруг этого снимка постепенно стала угасать.
Свежие комментарии