Как выучить Глаголицу?
Знаете ли Вы, что существует достаточной простой способ изучения старославянских алфавитов? Сегодня для примера мы рассмотрим глаголицу.
Башчанская (Бошканская) плита — один из древнейших известных памятников глаголицы, XI в.
Почему именно её? Ну, хотя бы потому, что глаголица — первый славянский алфавит.
На территории Древней Руси глаголица использовалось очень мало, и лишь в рукописях встречаются отдельные вкрапления глаголических букв в текстах, написанных на кириллице. А сейчас этот алфавит практически забыт и не распространен.
Итак, допустим, Вы хотите выучить Глаголицу. Для этого воспользуемся помощью Александра Сергеевича Пушкина и его «Сказкой о царе Салтане». Читаем:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То сама на весь бы мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
(Вы видите именно такой текст стихотворения, поскольку он был изменен по сравнению с первоначальной редакцией:)
Попробуем заменить в этом отрывке буквы русского алфавита на соответствующие ему глаголические.
Напоследок меняем (Ⱓ-ю). В итоге получаем следующий текст, написанный с помощью глаголического алфавита:
После таких тренировок, от раза к разу, Вы сможете прочесть любой текст на глаголице. Интересно, не правда ли? А еще достаточно просто.)
=0=0=
Русская арабская письменность
Прошлого от нас скрыто, являясь тайной, но в то же время многое проявляется. Как бы ни старались социальные паразиты скрыть наше прошлое. Надо лишь вдумчиво собрать мозаику кусочек за кусочком и картина станет более полной и ясной. Вот что Мауро Орбини пишет о буквице в своём труде «Славянское Царство»: «Славяне имеют два вида букв, чего нет ни у греков, ни у латинян. Один вид был найден Кириллом и называется кириллицей (Chiuriliza), другой – блаженным Иеронимом, и он называется буквицей (Buchuiza). Два этих вида письма были найдены Блаженным Иеронимом и Кириллом, о чем осталась непреходящая память у славян, в особенности у чехов и поляков.»
Гармония русского стиля
Русский стиль — понятие очень широкое, охватывающее самые разные жизненные сферы. Складываясь на протяжении тысячелетий, он ярче всего отразился в народных ремеслах, песенном творчестве, зодчестве. Надежность, добротность, удобство, естественность – его основные особенности. На его формирование повлияла близость к Природе и стремление следовать ее ритмам, во всем опираясь на внутреннюю гармонию.
Эта гармоничность отразилась во всем:
- в напевности мелодий,
- в плавности линий народного костюма,
- в неисчерпаемом космосе национального узора.
Здесь всего в меру. Яркость никогда не бывает кричащей – только праздничной и радостной. Красота и польза всегда подкрепляются глубоким смыслом.
Никогда узоры, вышивка, богатая резьба по дереву не делались исключительно ради красоты, хотя эстетическое чутье в народе было на высочайшем уровне. Все эти украшения, прежде всего, служили оберегами. Они защищали своего владельца от темных сил, привлекали счастье и удачу в дом. Например:
- изображенные на скатертях и поневах узоры (в виде солярных символов, всевозможных ромбов с точками внутри, женских фигур с воздетыми ввысь руками) отражали идею плодородия;
- головные уборы относились к небесной сфере, даже их названия напоминали птичьи.
Таким образом, наряд, особенно праздничный, отражал архаические представления о Вселенной, о Космосе.
Русский стиль в деревянном зодчестве
На Руси дома и хоромы с древнейших времен возводили из дерева и камня. Дома в русском стиле отличались простотой и практичностью, они были теплыми и добротными. В них было найдено разумное сочетание красоты и пользы, которое затем взяли на вооружение современные архитекторы и дизайнеры. Поскольку основным материалом было дерево, оно во многом само подсказывало – какую выбрать форму, как добиться прочности и легкости.
Считалось, что лучший материал для сруба – просмоленные на корню стволы лиственницы. На крышу шла легкая еловая древесина. Главным орудием древнего зодчего, основным его инструментом был топор. Отсюда и выражение «срубить избу», да и само слово сруб. Простые срубы делали четырехугольными (четверик) или восьмиугольными (восьмерик). Не только избы, но и терема, и хоромы рубили зачастую без единого гвоздя, поскольку считалось, что если скреплять меж собою бревна железом, древесина будет быстрее портиться. А ведь строение должно быть не только красивым и добротным, но и долговечным. Все постройки, включая хозяйственные, возводили в комплексе, стена к стене, так они лучше сохраняли тепло.
У каждого типа построек было свое название:
- большой двухэтажный дом под общей крышей (на несколько родственных семей) – «кошель»,
- если же весь комплекс выстраивался в виде буквы «Г», его называли «глаголь».
Когда мы слышим слово терем, в памяти всплывают любимые сказки. В сказочных теремах, как правило, жили красавицы-царевны. А в зодчестве теремом называли или отдельное высокое строение, или же верхний ярус хором или палат. Здесь же устраивали светлицу, самую светлую комнату, в которой женщины занимались рукоделием. Считалось, что в доме вообще должно быть много света и простора, много воздуха.
Фронтальную часть даже самой обычной избы именовали не иначе как челом. Чело особенно тщательно украшалось резьбой – магическими символами, оберегами. Крыша («верх») была не менее важной частью. Самыми распространенными были обычные двускатные крыши, но одной из ярких особенностей древнерусского зодчества стал «кубоватый верх» (напоминал четырехгранную луковицу). Такими «луковицами» часто венчали терема.
Жемчужиной древнерусского зодчества стал шатровый храм – вместо купола в таком храме возводили «верх» в виде шатра.
Хоромы, палаты, светлицы, горницы – даже названия пронизаны ощущением чего-то светлого, высокого и загадочного. Все это можно сегодня увидеть своими глазами в музеях под открытым небом, самые известные из которых – «Кижи», «Малые Карелы», «Витославлицы», «Тальцы».
А с дворцовой деревянной архитектурой можно познакомиться в селе Коломенском (загородный дворец царя Алексея Михайловича).
Русский стиль в мелодии и песнях
Под стать архитектуре было и все остальное. Но, пожалуй, ярче всего Душа народа отразилась в музыке. Сегодня, говоря о таком понятии как русский стиль песни, прежде всего, отмечают мелодичность и внутреннюю гармонию национальной песенной культуры, ее созвучие с природными звуками и ритмами…
Песню на Руси часто сравнивали с рекою. То она льется плавно и величаво, как полноводная река. То несется, как быстрый речной поток. Мелодичность в ней сочетается с глубоким смыслом и поэзией. Слово, мысль, звук находятся в единстве и передают и богатство красок родной природы, и все нюансы тонкой душевной организации создателя песенной культуры – народа.
Дома, одежда, мебель, украшения, домашняя утварь – все это пришло к нам из глубины веков и не утратило своего значения, своей красоты и самобытности. Сочетание традиционных национальных элементов с современными технологиями породило особое направление в дизайне.
Русский стиль в дизайне
Дизайн вобрал в себя все лучше, что было накоплено за тысячелетия развития культуры. Современные мастера, используя старые традиции, традиционные материалы, украшения, создают настоящие шедевры, которые с удовольствием используют в повседневном быту, а лучшие образцы с успехом демонстрируют на международных выставках.
=0=0=
Рассказ Вадима Казакова на Купалу, 2013г, Славянские Обереги
https://ok.ru/video/493033427430
Славянская азбука
В современном обществе всё чаще и сильнее оспаривается мнение, что Славянская азбука появилась одновременно с принятием христианства на Руси. Сегодня уже известно, что форм письменности и азбук на Руси до крещения было много. Среди них были и Руника, и Глаголица, и Буквица, и Черты и Резы, и Велесовица, и др. Не всегда они находят своё согласие с наукой, но это не отменяет самого факта их исследований с последующим практическим применением в Жизни.
Все исследователи пришли к общему выводу, что Славянская азбука – это глубокий пласт мировоззренческой информации, которая по своей глубине является уникальной. Кроме того, она крайне полезна в современном обществе, которое во многом со своими неэкологичными стандартами подвела сама себя к серьёзному кризису.
Изначально буквы славянской азбуки присутствовали и повсеместно использовались в куда большем количестве, чем сегодня. Первым сокращением было создание кириллицы, в которой 5 букв были исключены из обихода. В результате, язык начал разделяться на светское (Древнерусский) и Духовное, или церковное направления (Старославянский, а затем и Церковнославянский). Окончательное разделение произошло при Петре I, когда реформатор ещё больше сократил язык, и лишь Ломоносов немного упорядочил и восстановил его после всех потрясений, благодаря чему обеспечил «Золотой век» русской литературы и поэзии.
Последняя языковая реформа столетней давности была реализована Луначарским в 1917 году, хотя подготовлена она была ещё в императорские времена. В результате наш язык лишился многих гласных, а большинство слов стали заканчиваться на согласный звук. Ранее все слова гласили, то есть заканчивались на гласную букву (чаще всего «ъ» на конце, что часто встречается в текстах царской эпохи).
Попытки продолжить урезать язык на этом не закончились – в 90-е годы велась активная информационная кампания по упразднению буквы «ё», которая является «потомком» старинной буквы «йота», обозначающей Познание. А в украинском языке была попытка вывести из обихода букву «Ф», заменив её буквосочетанием «хв». К счастью, обе попытки провалились.
Сегодня же наблюдается всеобщая тенденция восстановления Родного языка после всех волн его сокращения. Люди произвольно вводят вышедшие из употребления буквы в оборот, изучают Буквицу как языковое и Духовное направление.
=0=0=
Славянское наследие — одно из самых древних в истории мировой цивилизации
Многотысячелетняя история праславянских народов оставила глубокий след в истории всего человечества. Благодаря их знаниям и умениям, было освоено земледелие, тонкости множества ремесел и технологий. Звучит фантастически, ведь нас долгое время убеждали в том, что славяне — один из самых молодых народов, что их всему научили чужеземцы, и даже письменность им сконструировали и подарили. Однако современные научные данные, археологические находки, исследования в области генетики и лингвистики не оставляют сомнения в том, что славянское наследие — одно из самых значимых в истории мировой цивилизации.
Обратимся к научным данным. Во времена, когда не было ни Древнего Египта, ни Шумера, древнейшая Русь существовала уже не один десяток тысячелетий. Только в центральной части нынешней России поселений эпохи мезолита (15–6 тысяч лет до нашей эры) насчитывается более 1200. Судя по материалам археологических раскопок, эти люди умели изготавливать самую сложную одежду, сани и многое другое, знали все тонкости рыбной ловли, обладали знаниями в области химии, умели делать композитные материалы, причем, их композитные клеи прошли испытание временем — склеенные ими поверхности держатся и сегодня. По виду эти люди практически не отличались от нынешних восточных европейцев. Характерно, что древние люди Русской равнины на протяжении десятков тысячелетий практически не изменили свой облик. Об этом можно судить, рассматривая реконструкцию лиц и костенковца (около 35 — 45 тысяч лет до н.э.), и оленеостровца (около 2 тысяч лет до н.э.), и волосовца (3065 — 1840 лет до н.э.), и фатьяновца (2 тысячи лет до н.э.).
Практически, во всех культурах найдены скульптурные изображения Богини Макоши. Но на территории Руси они существовали уже с 40-го тысячелетия до нашей эры.
Еще одно важнейшее славянское наследие — календари, которые насчитывают не менее 25 тысяч лет (раскопки в г.Владимире, поселение Сунгирь). Причем записи календарно-астрономического содержания совмещены с предметами искусства. Обнаружены свидетельства того, что уже в те далекие времена праславяне владели арифметическим счетом.
Когда в 1964 году на окраине Владимира были впервые обнаружены древнейшие погребения, для их исследования и реконструкции прибыл сам М.М.Герасимов. Результаты превзошли все ожидания. Коллега Герасимова, антрополог Г.Ф.Дебец писал: «Конечно, это европеоид. У него высокий лоб, большой мозг и развитый подбородок. Это вполне сложившийся тип современного человека». Одежда сунгирийца (меховые шапка, рубашка, куртка, плащ и сапоги-унты) оказалась богато расшитой бусинами из бивней мамонта (3500 штук!), на руках — 20 браслетов из того же материала. Археологам удалось обнаружить около 70 тысяч предметов древнейшей материальной культуры. Проанализировав находки, некоторые ученые сделали вывод, что первые стоянки в Сунгире возникли не 25, а 35-36 тысячелетий назад!
На 10-20 тысяелетий древнее Сунгиря еще одна научная сенсация — археологические раскопки у села Костенки (Воронежская область). На площади около 10 квадратных километров было обнаружено более 60 стоянок возрастом от 15 до 45 тысяч лет! Найденные предметы свидетельствуют, что и в те далекие времена у наших Предков были развитые культура и искусство. Первые раскопки проводил один из выдающихся антропологов Иван Поляков еще в 1879 году. В прошлом веке началось более детальное изучение Костенок. Достаточно назвать такие известные в научном мире имена как Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский. Уже в наше время к ним присоединились американские исследователи, не только подтвердившие, но и на 2-3 тысячелетия углубившие древность Костенок. Более подробно об этом, а также об упомянутых ниже Трипольских протогородах можно будет прочесть в наших других статьях.
Свежие комментарии