На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

Флагман немецкого автопрома: каков был вклад Mercedes-Benz в ход Второй мировой войны

www.popmech

 

Флагман немецкого автопрома: каков был вклад Mercedes-Benz в ход Второй мировой войны

Больше всего заказов Daimler-Benz получал от вермахта — Mercedes-Benz выпускал как стрелковое оружие – винтовки Mauser 98K — так и знаменитые танки Pz.V «Пантера». Что ещё собиралось на заводах?

Интересы Mercedes-Benz простирались в трёх направлениях, как лучи на эмблеме: в небесах, на земле и на море.

Дизельные моторы Daimler-Benz MB501 ставили на торпедные «шнелльботы» кригсмарине — три двигателя, обеспечивавшие 4000 л.с., разгоняли катера до 90 км/ч!

Рекорды ставились и в воздухе, на Messerschmitt Bf 109 — успехи достигались благодаря технологии впрыска топлива, разработанного для 12-цилиндровых двигателей DB601 и DB605 инженерами Mercedes-Benz и Bosch. Эта технология впрыска топлива уже после войны окажется полезной на гоночных «Мерседесах» серии W194 и W198.

Однако, пожалуй, основной вклад в военные действия Mercedes-Benz внёс грузовиками серии L3000. Эти надежные и выносливые машины встали на вооружение в 1938-м и несмотря на то, что они были заднеприводными, они прекрасно зарекомендовали себя как автомобили для бездорожья. Таких «элек» выпустили более 30 тысяч экземпляров. 

Куда меньше выпустили тяжелых грузовиков L6500 и L4500, а также тяжелых 12-тонных полугусеничных тягачей DB7 и DB10. Но не стоит забывать и про тяжелые полевые машины серии G5 и, конечно, про знаменитый шестиколесный фаэтон G4 – всем известный топовый автомобиль для высшего командования.

Mercedes-Benz производили и танки — всего было выпущено шесть тысяч Пантер (Pz.V), что составило 30% продукции заводов. Это было уже после окончания выпуска легких Pz.I и Pz.II и средних Pz.III, которые также собирали на предприятиях Daimler-Benz.

ß

Жуткая катастрофа на космодроме Плесецк: как это случилось и кто виноват

Катастрофы в замкнутом пространстве, будь то в космосе или на подводной лодке, производят очень большое психологическое воздействие, но там опасности подвергается относительно небольшое число людей. Иное дело – подготовительные операции на старте.
Жуткая катастрофа на космодроме Плесецк: как это случилось и кто виноват

Ракета Р-7 и ее модификации «Восток» и «Союз» требуют при установке, подготовке и заправке большого количества ручных операций. Ведя свою родословную почти непосредственно от легендарной «Фау-2», эти ракеты, кроме керосина и жидкого кислорода, используют еще два компонента — жидкий азот и 80-процентную перекись водорода.

Эта перекись по свойствам заметно отличается от привычного трехпроцентного раствора, который есть в любой домашней аптечке. 80-процентная перекись — густая и вязкая жидкость, ощутимо тяжелее воды. При контакте с катализатором она мгновенно разлагается с выделением большого количества тепла: продукты разложения нагреваются больше 500 градусов Цельсия. Получившийся парогаз (он состоит из смеси водяного пара и кислорода) вращает турбину, которая приводит в действие насосы, подающие в камеры сгорания двигателей основные компоненты — керосин и жидкий кислород.

Космодром Плесецк в наши дни
Космодром Плесецк в наши дни

Расплавленный бетон

Именно эта перекись и стала причиной одной из самых страшных катастроф в истории советской космонавтики. Случилось это 18 марта 1980 года, когда вся страна готовилась к Московской олимпиаде. Ракета «Восток» с разведывательным спутником была установлена на стартовый стол на космодроме Плесецк и готовилась к пуску. Заправляют ее сначала керосином, затем жидким кислородом, перекисью водорода и жидким азотом. Во время заправки перекисью и начался пожар. Все происходило очень быстро, буквально нескольких секунд хватило для полного разрушения ракеты.

От нагрева жидкий кислород закипел и баки взорвались, после чего пламя стало совершенно ужасающим. В жидком кислороде запросто горит железо, не говоря уже об алюминиевых сплавах, из которых сделана ракета. От такого огня плавится бетон, образуя потеки, очень похожие на обычное бутылочное стекло. Начали плавиться и металлоконструкции стартового сооружения. Во время пуска за несколько секунд до зажигания включается водяная завеса для их охлаждения, но до запуска оставалось еще довольно много времени, и вода на старт не была подана. Секции башни обслуживания еще не были разведены. На них находилось много людей. Все они не просто погибли — от них ничего не осталось. Катастрофа унесла жизни 48 человек. Сорок четыре погибли на месте, еще четверо умерли в госпитале. Ожоги разной тяжести получили свыше сорока человек. Ликвидация пожара на стартовом столе заняла еще трое суток — люди спасали старт, вернее, то, что от него осталось.

Рацпредложение

Сразу после ликвидации пожара была создана комиссия, которая должна была установить причину взрыва и возгорания. В нее вошли все главные конструкторы — в том числе, В.П. Глушко, конструктор двигателей, В.П. Бармин, конструктор стартовых сооружений, и Д.И. Козлов, конструктор ракеты. Возглавил комиссию тогдашний зампред Совета министров СССР Л. Смирнов. Очень быстро возникли две версии места возникновения пожара — «верхняя», связанная с протечкой жидкого кислорода в районе третьей ступени на верхнем ярусе башни обслуживания, и «нижняя», объяснявшая это взрывом перекиси.

"Восток"

Дело в том, что концентрированная перекись водорода склонна к самопроизвольному разложению. Чтобы этого не происходило, в нее добавляют ингибитор — вещество, замедляющее нежелательную реакцию. Обычно это ортофосфорная кислота. Сильные катализаторы разложения перекиси, такие как серебро, свинец, перманганаты щелочных металлов и некоторые другие, преодолевают действие ингибитора. Даже человеческая кровь содержит фермент пероксидазу, разлагающую перекись.

В заправочных трактах компонентов топлива обязательно содержатся сетчатые фильтры, чтобы посторонние частицы не могли попасть в баки и агрегаты двигателя. Для перекиси водорода фильтры делают из нержавеющей стали. Но вот как эта сетка прикреплена к фланцу? Обычной пайкой легкоплавким припоем. Изначально для пайки узла использовалось чистое (пищевое) олово, имеющее температуру плавления 232 градуса Цельсия. Но чистое олово плохо паяет нержавеющую сталь, вдобавок при низких температурах шов, паянный оловом, может разрушиться (из-за этого когда-то погибла экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу).

Катастрофа произошла потому, что какой-то «рационализатор» предложил заменить олово, неустойчивое в условиях северных морозов (а Плесецк находится всего в 400 км от Полярного круга), на припой ПОС-40, содержащий 40% свинца и 60% олова и плавящийся при более низкой температуре. Такой припой пластичнее, паять нержавейку им гораздо удобнее и он не боится морозов. Но свинец, входящий в его состав, реагирует с перекисью водорода, и она начинает разлагаться. При этом происходит скачкообразное повышение температуры, и дальше перекись разлагается уже из-за нагрева.

Перекиси в ракете примерно полторы тонны. Этого вполне достаточно, чтобы в клочья разнести первую и вторую ступени ракеты. Что, в принципе, и произошло.

Кладбище-мемориал в память о катастрофе на въезде в город Мирный
Кладбище-мемориал в память о катастрофе на въезде в город Мирный

Кислород

Но комиссия выбрала «кислородную» версию. Действительно, в тот день случилась протечка жидкого кислорода, которую пытались устранить нештатным, но часто применявшимся способом — обмотав место стыка мокрым брезентом. Жидкий кислород замораживает воду, и она превращается в отличный конструкционный материал при температуре ниже -100 градусов Цельсия. Но если тем же жидким кислородом пропитать сухую ткань (да почти любой пористый горючий материал — например, опилки), то получается неплохое взрывчатое вещество, для воспламенения которого достаточно малейшей искры. Поэтому и запрещено устранять течи таким способом. Кроме того, очевидцы наблюдали вспышку в районе третьей ступени за некоторое время до взрыва, произошедшего в нижней части ракеты.

Кислородная версия позволяла обвинить в катастрофе людей, а не технику. При этом не нужно было ничего особенно модифицировать и переделывать, нужно было только наказать виновных. Так как большая часть «виновных» погибла, то они не могли постоять за себя, доказав несостоятельность кислородной версии.

Те же грабли

Однако примерно через год, 23 июля 1981-го, авария едва не повторилась. Во время заправки перекисью было зарегистрировано скачкообразное повышение температуры, но быстрые и слаженные действия (перекись слили) спасли и ракету, и людей. Разобрав заправочные магистрали, изъяв оттуда фильтры, удалось по косвенным признакам определить, что температура превышала две сотни градусов, а перекись взрывается уже при ста пятидесяти!

Космодром

Оказалось, что на заводе, где изготавливали фильтры, рабочие могли просто перепутать марки припоя! Нодо сказать, что на взорвавшейся 18 марта 1980 года ракете стоял именно паянный свинцовым сплавом фильтр, не удалось: документация была уже уничтожена, так как, по нормативам, она хранится всего год. Тем не менее технологию изготовления фильтров ужесточили, и с 1981 года подобных инцидентов не было.

Только в 1996 году, на основании акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года, было подписано решение о реабилитации боевого расчета. В нем было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома. Так была закрыта одна из самых трагических страниц советской космонавтики.

ß

Вредна ли кошачья мята для собак?

Ваша кошка занята игрушкой, в которой есть немного кошачьей мяты. Ваша собака тоже как-то постепенно подключается к этой игре. У вас, что логично, возникает вопрос: безопасна ли кошачья мята для собак?
Вредна ли кошачья мята для собак?

Всё будет хорошо.

По сути, кошачья мята (Nepeta cataria) — это просто трава из семейства мятных, содержащая непеталактон — химическое соединение, которое, как известно, возбуждает кошек, когда оно вступает в контакт с их обонятельными рецепторами (то есть, когда они его нюхают).

Хотя это, вероятно, не вызовет у вашей собаки чувство эйфории, оно не должно иметь никаких побочных эффектов — в отличие от шоколада, кофе и множества других распространенных веществ, которые не подходят для собак.

На самом деле, как объясняет канзасская клиника по уходу за животными, кошачья мята может похвастаться внушительным списком витаминов, минералов и других питательных веществ, которые могут укрепить здоровье вашей собаки. К ним относятся витамины С и Е, магний, флавоноиды и многое другое.

Не все кошки начинают бегать по потолку, когда нанюхаются кошачьей мяты. Некоторые ведут себя скорее как «заряженные», чем откровенно гиперактивные. А другие вообще кажутся совершенно невосприимчивыми к этому.

Между тем на собак кошачья мята обычно действует как очень лёгкое натуральное успокаивающее средство. Это отличный способ успокоить собаку во время грозы, фейерверков, посещения ветеринара или в любых других стрессовых ситуаций. Это также может помочь им уснуть или облегчит боль в желудке. The Dog People из Rover рекомендует добавить в еду вашей собаки до половины чайной ложки сушёной кошачьей мяты или бросить несколько листьев кошачьей мяты в её миску с водой.

Хотя трава, опять же, безопасна для употребления собаками, никогда не будет лишним проконсультироваться с вашим ветеринаром, прежде чем предлагать её своей собаке.

ß

Как различение звуков спаривания комаров поможет нам контролировать малярию?

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году почти половина населения мира подвергалась риску заражения малярией, а около 627 000 человек умерли от этой болезни.
Как различение звуков спаривания комаров поможет нам контролировать малярию?

Размножение комаров в решающей степени зависит от их слуха.

Хоть вскоре и может появиться вакцина против малярии (в прошлом году ВОЗ рекомендовала вакцину для детей), эта болезнь является лишь одним из нескольких заболеваний, переносимых комарами. И общее число инфекций, связанных с москитами, неизбежно будет расти, поскольку изменение климата увеличивает их популяцию.

Таким образом, чтобы уменьшить количество случаев малярии и других болезней, переносимых комарами, нам необходимо продолжать разработку эффективных средств борьбы с ними.

Комары спариваются на лету. Самец находит самку, по слабому звуковому сигналу. Если самец самку не услышит спаривание не произойдет. Таким образом размножение комаров в решающей степени зависит от их слуха.

Учёные изучили поведение комаров, вызывающих малярию (вид Anopheles gambiae), чтобы понять, как самцы прислушиваются к самкам, чтобы найти себе пару.

Механизм слуха у комаров уникален. Уши обоих полов почти глухи к звукам полёта друг друга — частоты, на которых располагаются звуки, издаваемые в полёте, просто слишком высоки, чтобы их можно было услышать. Чтобы услышать друг друга, они заимствуют трюк из физики.

Когда мужские и женские тоны полёта объединяются в ухе комара, они создают более низкочастотные — и, следовательно, слышимые — «фантомные тоны», называемые продуктами искажения. Они существуют только внутри комариного уха и не могут быть услышаны или записаны вне его.

Таким образом, самцу комара нужно лететь, чтобы услышать летящую самку. И его собственный тон полёта должен быть в пределах определённого частотного диапазона, чтобы генерировать слышимые продукты искажения с конкретной самкой.

Исследователи записывали звуки полёта (или «взмахи крыльев») комаров в инкубаторах, оснащённых высокочувствительными микрофонами. Эти эксперименты включали наблюдение 100 самцов и 100 самок в отдельных инкубаторах, и за инкубатором с 50 комарами каждого пола.

Учёные обнаружили, что самцы комаров ежедневно меняли тон своего полёта. Взмахивая крыльями примерно в 1,5 раза быстрее, чем самки, самцы оптимизируют свою способность обнаруживать одиночную самку в многочисленных роях.

Более десяти лет назад учёные описали акустическое взаимодействие между самцами и самками как «гармоническую конвергенцию». Хотя они определили такое же соотношение взмахов крыльев, которое позволяет комарам противоположного пола слышать друг друга (эквивалентно 1,5 взмахам крыльев самца к одному взмаху крыльев самки), нынешнее исследование показало, что это происходит по умолчанию и на самом деле не требует никакого взаимодействия между полами.

Примечательно, что учёные обнаружили, что в сумерках самцы взмахивают крыльями быстрее, чем в другое время дня. Это имеет смысл, потому что у комаров Anopheles gambiae самцы преимущественно летают в сумерках, когда они образуют брачные стаи — часто они состоят из 1000 комаров и более.

Эти рои время от времени налетают на самок. Как вы понимаете, найти партнёра для спаривания непросто.

Увеличение частоты взмахов крыльев самцов в сумерках изменяет частоту продуктов искажения, которые становятся более слышимыми для мужского уха, чем те, которые создаются в другое время суток. Таким образом, регулируя взмах крыльев в рое, они лучше слышат самок и увеличивают свои шансы найти подходящую для спаривания.

Более быстрое взмахивание крыльями, вероятно, будет энергозатратным для самцов, поэтому они ограничивают это поведение временем роения.

Так что это всё значит? Будет важно воспроизвести аналогичные эксперименты за пределами лаборатории, особенно среди роёв комаров в их естественной среде обитания. Тем не менее, эти результаты открывают новые возможности для исследования эволюционной экологии слуха, уникальной слуховой системы комаров и поведения москитов в более широком смысле.

Они также могут внести свой вклад в усилия по борьбе с комарами. В рамках программ борьбы с переносчиками мутантные самцы будут выпущены в дикую природу, чтобы сократить местные популяции комаров. Мутанты генетически модифицированы таким образом, что при спаривании с самкой потомство становится нежизнеспособным и умирает.

ß

Ген, который может направить учёных к разработке более действенного лекарства от COVID-19

Исследователи обнаружили один вариант гена, который, по-видимому, защищает людей от тяжелых случаев COVID-19. Это открытие может привести к новым прорывам в борьбе с коронавирусом.
Ген, который может направить учёных к разработке более действенного лекарства от COVID-19

Пандемия, уходи!

С гораздо более раннего периода пандемии учёные усердно изучали, как генетика пациентов влияет на тяжесть инфекции SARS-CoV-2, выявляя наследственные факторы, которые, по-видимому, защищают людей от тяжёлых проявлений возникшего заболевания или, наоборот, предрасполагают такие последствия.

Теперь учёные, похоже, обнаружили новую многообещающую зацепку. Основываясь на выводах конца 2020 года, которые выявили многочисленные генетические механизмы, связанные с опасными для жизни случаями COVID-19, международная группа исследователей определила конкретный вариант гена, который может обеспечить защиту от критического хода заболевания.

В 2020 году анализ генетических данных, полученных в основном от европейцев, показал, что локус генетических вариантов в кластере генов OAS1/2/3 был связан с несколькими противовирусными механизмами. Эти варианты снижали риск критического состояния примерно на 23% в случае заражения SARS-CoV-2, в дополнение к другим факторам, связанным с восприимчивостью к вирусу.

Тем не менее, было неясно, что именно в этой области ДНК, в значительной степени унаследованной от неандертальцев, вызвало усиленную защиту от коронавируса. Это означает, что причинный ген или гены ещё предстоит идентифицировать.

В новом исследовании учёные сравнили информацию от людей разного происхождения, просматривая наборы генетических данных людей как африканского, так и европейского происхождения.

Цель исследователей состояла в том, чтобы посмотреть, смогут ли они ещё больше сузить область поиска в пределах кластера OAS1/2/3 и определить тот же защитный сигнал в сравнительно более коротких гаплотипах африканцев, которые не являются носителями такого же сложного притока неандертальских и денисовских генов в их собственной ДНК. 

Подход сработал. При анализе 2787 случаев заражения COVID-19 наряду с генетическими данными 130 997 лиц африканского происхождения исследователи выявили аллель в гене rs10774671, который понижает вероятность госпитализации с COVID-19 у лиц африканского происхождения. Это соответствует тому, что наблюдалось ранее у европейцев.

«Тот факт, что лица африканского происхождения имели одинаковую защиту, позволил нам определить уникальный вариант ДНК, который действительно защищает от инфекции COVID-19», — говорит первый автор и исследователь геномики Дженнифер Хаффман из Бостонской системы здравоохранения штата Вирджиния.

Исследователи говорят, что рассматриваемый вариант, называемый rs10774671 G, обеспечивает защиту от тяжёлого заболевания COVID-19 независимо от других связанных аллелей в неафриканских популяциях. Их анализ предполагает, что это, вероятно, единственный причинный вариант, стоящий за защитным эффектом.

Учитывая, что африканские предки обычно не имеют неандертальских гаплотипов — в отличие от европейского населения, которое приняло неандертальские гены в результате скрещивания с неандертальцами во время долгой миграции из Африки — общий вариант rs10774671 G существует сегодня как у африканцев, так и у европейцев. Так произошло «в результате их унаследования», общего как для современных людей, так и для неандертальцев, пишут исследователи в своей статье.

Хотя этот вариант, по-видимому, был у людей в течение очень долгого времени, его было бы нелегко найти, учитывая, насколько сложными являются подобные генетические анализы — то есть, если не сравнивать популяции разных видов.

«Это исследование показывает, насколько важно учитывать людей с разными предками, — говорит старший научный сотрудник и генетик-эволюционист Хьюго Зеберг из Каролинского института в Швеции. — Если бы мы изучили только одну группу, в этом случае нам не удалось бы идентифицировать вариант гена».

Это понимание может стать важным шагом на пути к новым видам лечения, которые могут аналогичным образом повысить иммунный ответ. «То, что мы начинаем детально понимать генетические факторы риска, является ключом к разработке новых лекарств против COVID-19», — говорит старший научный сотрудник и генетик Брент Ричардс из Университета Макгилла в Канаде.

ß

Как спастись от нападения электрических угрей: наглядный пример

Если на вас напал угорь и нет возможности выбраться на сушу, имеет смысл нырнуть поглубже.
Анастасия Шартогашева

Кеннет Катания (Kenneth Catania) из университета Вандербильта, США, изучал атаки угрей и выяснил, что в этих электрических битвах есть своя тактика и стратегия.

Во-первых, угри различают проводящие и не проводящие электричество материалы. Если угорь видит маленький проводник, он считает, что это добыча. А если проводник большой — значит, это хищник, которого надо атаковать. Объекты, не проводящие электрический ток, угри игнорируют — впрочем, они не так часто встречаются рыбам в их естественной среде обитания.

Нажми и смотри

Чем больше между рыбой и ее жертвой воды, тем меньше будет ущерб, который может нанести угорь. Поэтому эти рыбы выпрыгивают из водоема, чтобы прижаться нижней частью головы к телу жертвы над поверхностью воды, где резко усиливаются и напряжение, и сила тока. Катания помещал в контейнер с угрями игрушечную голову аллигатора, поверхность которой изнутри была выстлана алюминиевой фольгой (резиновую игрушку угри не заметили бы). На поверхности головы крепили светодиоды, которые загорались от электрических ударов угрей. На видео заметно, насколько велика разница между подводным и надводным применением «электрического оружия».

Удары угрей, достигая напряжения в 1300 В, бывают ощутимы и даже опасны даже для крупных животных, в том числе для человека.

Картина дня

наверх