
Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини (Шивы и Шакти), и фигуры переплетенных пар высекались на стенах храмов. В некоторых религиозных учения, вроде тантризма левой руки, ритуальное половое сношение, считались средством обретения божественности.
Гетеры были особым видом женщин, не связанных правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц других каст. Многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете либо становились служанками или работницами. Однако всегда были и блистательные куртизанки. Красивые, образованные, богатые они занимали высокое положение и пользовались не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Таис Афинская, Аспазия или Фрина в античной Греции.
"Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется "ганика" и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец" (Камасутра).
Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии наряду с царевнами и дочерьми вельмож. Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они, как правило, обслуживали клиента не ночь и не две (хотя, конечно, были и такие гетеры).
Гетера должна была в совершенстве владеть 64 видами искусств. Среди них пение, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, украшение дома, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, металлургия, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, художественное плавание, разведение бойцовских петухов и т. д.
Гетера, как правило, искала себе "возлюбленного", с которым жила постоянно. В их отношениях была и любовь, и ревность, и ухаживания, и разлука. Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих.
В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя и не говорит, чем они отличались друг от друга. Современные исследователи выделяют до пяти видов гетер.
К первому и самому почетному виду относятся царские куртизанки. Фактически они мало чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалованье, которое иногда не отличалось от жалованья вельмож и царских сановников.
В их обязанности входило ублажение царя, хотя, судя по всему, они предоставлялись и любому придворному, к которому царь проявлял благосклонность. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада). Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий.
Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - гетеры, живущие в публичных домах и борделях. Лучшие городские гетеры жили в особом доме, который принадлежал царю и предназначенном для досуга мужчин. О том, как роскошен был дом гетер, можно судить по описанию из дошедшей до нас пьесы "Глиняная повозка":
"О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом. Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них - зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому".
Дом гетер состоял из восьми дворов с садом. В первом находились роскошные, богато украшенные постройки. Второй двор снимал напряжение, возвращая посетителя к миру природы, в нем царила атмосфера умиротворенности и спокойствия.
Следующий обращался к интеллектуальным способностям человека (там были кресла для отдыха, игральные доски, рукописи). Четвертый двор был посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый обращался к чувственной стороне человека, здесь находились кухня с лакомствами. В шестом дворе снова начинается напряжение благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом - напряжение спадало благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор - переход в сад, где царит "главная" гетера, венец всех прочих чудес.
Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки. Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д., но все, как правило, образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли своеобразную прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором.
Третьим видом проституток была часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом.
Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.
Четвертый вид гетер - совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога). Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Божество в храме почитали по аналогии с земным царем. У него тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском дворе, в том числе и гетер. Их профессия передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу. Эти женщины служили богу танцами, песнями, ублажая верующих, исправно платящих подать храму.
Актрисы в Индии тоже считались девушками легкого поведения. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого, как правило, не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно.
В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в плен на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию. Чтобы стать свободной женщиной, нужно было выплатить сумму десятилетнего заработка гетеры и добиться особого разрешения царя.
В свете гетеры, видимо, принадлежали к сословию шудр - низшему слою индийского общества. До гетер было запрещено дотрагиваться монахам. В "Законах Ману" говорится, что тот, кто убил проститутку, не совершил греха и не подлежит наказанию, хотя в "Глиняной повозке" из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей касты, приговаривают к смертной казни. Реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом.
"Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов (это райские Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом", - восклицает Майтрея в "Глиняной Повозке".
Но гетеры не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они были мощным оружием в политической борьбе. В Древнем мире не редки случаи, когда царю, которого не удавалось победить на поле боя, в знак примирения приносили богатые дары, в том числе искусную гетеру. Этот "подарок" за несколько недель истощал своими бесконечными ласками непобедимого правителя, и тогда заговорщикам уже не составляло никакого труда отобрать у него власть.
Гетеры были искусны не только в любви, но и в убийствах. Из индийских источников IV века до н. э. мы знаем об аконитине, яде, содержащемся в растениях рода аконит, который использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным водонепроницаемым веществом, а сверх него, в виде губной помады наносили на губы аконитин. Одного поцелуя или укуса, было достаточно, чтобы возлюбленный гетеры скончался в ужасных судорогах.
Существуют также истории про небесных гетер - апсар, которые согласно древним легендам живут на райских планетах. Если какой-то йог на земле совершал много аскез, а аскезы, как известно, придают силу, то полубоги на высших планетах начинали волноваться, что он займет их должность во вселенной, подсылали ему апсару. Стоило такой апсаре, увешанной с ног до головы драгоценностями, позвенеть ножными колокольчиками, как йог забывал обо всем на свете. Что же тогда говорить о простых смертных, которые бессильны перед искусными гетерами.
Гора Пилот является домом для загадочной подземной цивилизации — гласит легенда чероки
Истории о таинственных существах, обитающих в секретных подземных мирах, распространены среди многих индейских племен. Кто эти подземные люди, остается неизвестным. Согласно местным источникам, эти люди избегают контактов с внешним миром, и их можно увидеть только в редких случаях.
Как уже упоминалось в AncientPages, у индейцев чокто из Миссисипи есть увлекательная древняя легенда о Пещерный курган Наних Вайя.
Индейцы говорят, что их предки очень давно вышли из искусственного подземного мира, который они считают родиной своих предков.
В это время на индейцев чокто вторглась раса рыжеволосых, белокожих и белокожих гигантов ». 1
Наних Вайя является священным для индейцев чокто, и индейцы говорят, что великий холм ведет к огромному подземному миру с большой серией пещер, где обитает множество загадочных существ.
У чероки есть похожая легенда, и они «вспоминают белокожую расу, которая жила на их землях до их прибытия. Эта группа очень необычных существ была известна как Луноглазые люди.
Легенды чероки говорят, что люди с лунными глазами были небольшого роста, имели бледную белую кожу, светлые волосы и голубые глаза. Их назвали луноглазыми, потому что у них были очень чувствительные глаза и они не могли видеть при дневном свете. Однако ночью они могли видеть очень хорошо. Поскольку эти загадочные древние люди были ослеплены Солнцем, они были вынуждены жить в подземных пещерах ». 2
Согласно другой легенде, рассказанной чероки, Пилотная гора является домом для загадочной подземной цивилизации.
Легенда повествует о человеке, который был доставлен в странное подземное место, где он останавливался и встретил таинственных горных людей.
Открытие секретного подземного мира Pilot Mountain
Человек по имени Цувэнахи жил в старом городе Кануга, на реке Голубь. Он был ленивым человеком, любил проводить время в лесу, и он не был хорошим охотником. Однажды он решил пойти в горы, и тогда он неожиданно встретил незнакомца, который спросил его, куда он идет. Цувэнахи объяснил, что его друзья оставили его, потому что он им надоел. Его выгнали из своего поселения, потому что он не мог охотиться. Цувэнахи сказали, что, если он не вернется на этот раз с оленями, он больше никогда не сможет вернуться в свой дом.

Итак, незнакомец выслушал его рассказ и попросил Цувэнахи присоединиться к нему.
«Почему бы не пойти со мной?» — сказал незнакомец, — мой город недалеко отсюда, и у вас там родственники ».
«Цувэнахи был очень рад возможности, потому что ему было стыдно возвращаться в свой город; поэтому он пошел с незнакомцем, который отвел его в Цувательда (ручка управления). Они подошли к пещере, и другой сказал: «Пойдем сюда»; но пещера вела прямо к сердцу горы, и когда они оказались внутри, охотник обнаружил там открытую местность, похожую на широкую низину, с большим поселением и сотнями людей.
Все были рады его видеть. и привели его к своему вождю, который отвел его в свой дом и показал ему место у огня. Цувэнахи сел, но почувствовал, как она движется под ним, и когда он снова посмотрел, то увидел, что это была черепаха с торчащей из панциря головой. Он вскочил, но вождь сказал: «Это не повредит вам; он только хочет увидеть, кто вы».
Он сел очень осторожно, и черепаха снова нарисовала свою голову. Они принесли такую же еду, к которой он привык дома, и когда он поел, вождь провел его через поселение, пока он не осмотрел все дома и не поговорил с большинством людей. Когда он все увидел и отдохнул несколько дней, ему не терпелось вернуться в свой дом, поэтому вождь сам привел его к выходу из пещеры и показал ему тропу, которая вела вниз к реке.
Затем он сказал: «Вы собираетесь вернуться в поселение, но вы больше никогда не будете там удовлетворены. Когда бы вы ни захотели прийти к нам, вы знаете дорогу». Вождь оставил его, Цувэнахи спустился с горы и вдоль реки, пока не достиг Кануга.
Он рассказал свою историю, но никто ей не поверил, и люди только посмеялись над ним. После этого он очень часто уезжал и уезжал на несколько дней подряд, а когда он возвращался в поселение, он говорил, что был с горцами ». 3
Один человек в деревне поверил, что Цувэ’нахи был правдив, и спросил, может ли он навестить горцев.
Цувэ’нахи согласился, и двое мужчин направились к Горе Пилот. Когда они подошли к секретному дому горцев, Цувэнахи велел своему другу сесть и подождать у костра. Этот человек сделал, как ему сказали, и терпеливо ждал возвращения Цувэнахи. Потребовалось два дня и ночь, прежде чем Цувэнахи вернулся, и когда он вернулся, с ним были две девушки.
Когда они стояли возле огня, друг Цувэнахи заметил, что «ноги были короткими и круглыми, почти как собачьи лапы, но как только они увидели, что он смотрит, они сели так, чтобы он не видел их ног. После ужина вся группа покинула лагерь и направилась вдоль ручья к Цувательде.
Они вошли через дверь пещеры, пока не добрались до дальнего конца и не увидели дома за ним, когда вдруг ноги охотника почувствовали себя мертвыми, он пошатнулся и упал на землю. Остальные подняли его, но он все еще не мог стоять, пока знахарь не принес «старого табака», натер им ноги и заставил нюхать его, пока он не чихнул. Затем он снова смог встать и вошел вместе с остальными. Сначала он не мог стоять, потому что не подготовился к посту перед тем, как начать.

Танец еще не начался, и Цувэнахи отвел охотника в особняк и показал ему сиденье у костра, но из него торчали длинные шипы медовой акации, и он боялся сесть. Цувэнахи сказал ему не бояться, поэтому он сел и обнаружил, что шипы мягкие, как пуховые перья. Теперь пришел барабанщик. и танцоры, и танец начался.
Один мужчина последовал за ним в конце очереди, крича: Ко! Kû! все время, но не танцы. Охотник удивился, и они сказали ему: «Этот человек заблудился в горах и звал своих друзей по всему лесу, пока его голос не оборвался, и он смог только задыхаться, Kû! K!», А затем мы нашли его и взяли. его в. » 3
Цувэнахи и его друзья так и не вернулись из подземного мира
Когда танец закончился, Цувэнахи и его друг вернулись в Канугу, и на этот раз жители деревни поверили в существование таинственных горных людей. Некоторых так впечатлили и заинтересовали эти добрые и щедрые подземные обитатели, что они попросили поехать туда.
Цувэнахи сказал, что может отвести их в секретный подземный мир, но они должны сначала поститься семь дней, а он пошел вперед, чтобы все подготовить, а затем он придет и принесет их. Он ушел, а остальные постились, пока через семь дней он не пришел за ними, и они пошли с ним в Цувательду, и их друзья в поселении больше никогда их не видели ». 3
Те, кто последовал за Цувэ’нахи к Пилот-Маунтин в Северной Каролине, так и не вернулись, и чероки верят, что их друзья и родственники решили жить в этом подземном мире, который долгое время был домом для неизвестной подземной цивилизации.
-ö-ö-
Обитаем ли Марс — вопрос, на который ученые уже нашли ответ? Разбираемся

Как давно человек интересуется возможным существованием жизни на Марсе? С конца XIX века, когда в свои телескопы астрономы впервые увидели на поверхности Красной планеты прямые линии, напоминающие каналы. В естественное происхождение этих каналов в научном мире поверили не все. Многие представители науки, среди которых особенно выделялся астроном Персиваль Лоуэлл, ошибочно полагали, что Марс изрезан ирригационными системами, которые построили разумные существа. Свои идеи Лоуэлл продвигал в массы и заразил ими большое количество людей.

Мысли о том, что на Марсе могут жить разумные существа, захватили воображение масс по всему миру. Побочными продуктами такого воображения стали:
- фантастические рассказы, ведь теперь у писателей появился новый сюжет;
- попытки вступить в переговоры с марсианами. Для контакта люди разрабатывали целые системы, например, световые сигнализации из огромных зеркал, предлагали из посевов пшеницы выложить на полях Сибири стокилометровые геометрические фигуры (люди верили, что золотистые поля марсиане хорошо заметят в свои оптические приборы);
- появилось еще больше зрительных иллюзий. Теперь в телескопы на поверхности Красной планеты “видели” не только “ирригационные системы”, но и чуть ли ни марсианские дома и даже целые города.
Лишь в XX веке, когда ученые стали отправлять к Красной планете аппараты, специалисты окончательно поняли, что “ирригационные системы”, о которых говорил Лоуэлл — это всего лишь оптическая иллюзия. Но по-прежнему оставался открытым другой, более важный вопрос: есть ли на Красной планете жизнь, или была ли она там вообще?
В XXI веке Марс — пока что самая изучаемая планета Солнечной системы (Землю в расчет не берем). Ученые отправили к нему больше всего роботов, чем к какому-либо другому телу. Красная планета до сих пор остается главной целью в поисках жизни. Почему так? Во-первых, потому что это ближайший к нам мир, который в прошлом обладал практически земными условиями. Во-вторых, его легче изучать с технической точки зрения, чем, скажем ту же Венеру, где очень жарко.
Что сейчас из себя представляет Марс?
Марс — негостеприимный мир. Средняя температура там −63°C, хотя летом на дневной стороне она может достигать +30°C. Атмосфера Красной планеты разреженная, ее плотность составляет всего 0,7%-2% от плотности земной, на 95,3% она состоит из углекислого газа. Марсианская атмосфера не способна долго удерживать тепло. Кроме того, у планеты слабое, неустойчивое магнитное поле, поэтому поверхность Марса практически беззащитна перед солнечным излучением.

Из-за низкого атмосферного давления, оно составляет 1/170 от земного, и низких температур вода на поверхности планеты не может находиться в жидком виде. Когда подповерхностный марсианский лед оказывается на поверхности, из-за низкого давления он сразу испаряется, переходит в газообразное состояние, минуя жидкое состояние.
Иными словами, белковая форма жизни, которой нужна жидкая вода, вряд ли может существовать на марсианской тверди.
Каким Марс был в прошлом?
Марс не всегда был таким “недружелюбным” местом. Ученые считают, что в далеком прошлом Красная планета обладала расплавленным ядром, которое, вращаясь, создавало сильное магнитное поле. Это поле защищало поверхность от излучения, благодаря нему атмосфера планеты была более плотной, из-за чего климат Марса был влажным и теплым, на поверхности шли дожди и текли реки.
Следы потоков поверхностных вод специалисты находят на Марсе постоянно. Орбитальные зонды и марсоходы фотографируют высохшие русла рек, речную гальку, каньоны с тысячами темных линий, песчаные оползни, долины с ямами и разломами в скалах.

Исследователи полагают, что своей “райской красоты” Марс лишился около 3 миллиардов лет назад. Тогда на Красной планете произошло некое событие, из-за которого исчезло магнитное поле, большую часть атмосферы унес солнечный ветер, вода испарилась и сосед Земли превратился в холодный, сухой мир, который мы и видим сегодня.
Был ли раньше Марс обитаем?
“Химическая лаборатория на колесах” — Curiosity — за время своей работы на Марсе сделала уйму важных открытий. Например, марсоход обнаружил на склонах горы Шарп отложения глины, в которой нашли органические соединения. Анализы проб показали, что место, которое исследовал робот, когда-то было заполнено большим количеством воды, и, возможно, там процветали живые организмы. Однако, чтобы точно сказать, была ли здесь жизнь, ученые должны получить прямые доказательства.
Возможно, точку в этом вопросе поставит новый марсоход NASA Perseverance, 18 февраля он прибыл на Красную планету. Робот опустился в районе кратера Езеро — высохшем марсианском озере, чтобы искать здесь следы древней микробной жизни, которые, как думают ученые, могут быть увековечены в микроскопических окаменелостях.

А может, жизнь там и сейчас процветает?
Если на Марсе и существует микробная жизнь, то, скорее всего, она прячется под полярными шапками планеты либо под толстым слоем льда, в подледных озерах, которые в 2018 году обнаружил зонд Европейского космического агентства (ESA) Mars Express. Сюда микроорганизмы ушли, чтобы спастись от губительных условий на поверхности планеты.
Камеры зондов, конечно, не могут сфотографировать бактерии и им подобные организмы с орбиты. Поэтому ученые ищут микробную жизнь по “косвенным уликам”, при помощи биосигнатур — следов химического или физического процесса жизнедеятельности организма.
Одна из таких биосигнатур — метан. Специалистам известно два способа производства этого газа: биологический и геологический. На Земле биологический источник этого газа в основном метаногенные археи, которые производят метан в человеческом кишечнике, в желудках коров, на заболоченной местности. Также он появляется и геологическим путем: в условиях высоких температур и давлений, например, при извержении вулканов.
В 2019 году марсоход Curiosity обнаружил большую концентрацию молекул метана в марсианском воздухе. Однако европейско-российский орбитальный аппарат Trace Gas Express, который проводил замеры практически в то же время, что и марсоход, не нашел следов этого химического вещества в атмосфере. В любом случае, если метан действительно есть на Марсе, то, вероятно, его производит нечто живое, ведь на Красной планете в настоящий момент признаков вулканической активности ученые не выявили, а значит, этот газ вряд ли мог появиться в ходе каких-то приповерхностных геологических процессов.
Могут ли люди занести жизнь на Марс?
Конечно. Например, некоторые земные бактерии могут попасть на Красную планету вместе с марсоходами. До Марса космические аппараты добираются несколько месяцев, есть микроорганизмы, которые запросто могут выжить в таком путешествии. Недавнее исследование показало, что сине-зеленые водоросли, или цианобактерии способны выживать в марсианских условиях.

Еще огромную угрозу “заражения Марса” будут представлять колонисты. Если аппараты перед отправкой проходят тщательную стерилизацию, то с человеческим телом, которое кишит бактериями, провернуть это будет крайне сложно. Перед колонизацией Марса необходимо придумать какие-либо методы “обеззараживания” людей.
Если все же марсоход или человек принесет с собой на Красную планету земные микроорганизмы, существует, пусть и небольшая, вероятность того, что микробы-гости смогут вмешаться в марсианскую экосистему и уничтожить ее.
А может, жизнь на Землю пришла с Марса?
Ученые точно не знают, как зародилась жизнь на Земле. Гипотеза панспермии предполагает, что она могла появиться в какой-то части Вселенной, а потом на нашу планету ее занесли кометы, метеориты, астероиды.
Если бы жизнь зародилась на Марсе, попасть на Землю она могла бы при помощи микроорганизмов, вкрапленных в марсианскую породу. Эта порода могла отколоться от поверхности Марса в результате падения какого-нибудь крупного тела, после чего еще один удар большого объекта выбросил бы породу в космос, затем гравитационное поле Земли притянуло бы этот материал к планете, и со временем он упал бы на поверхность. Какова вероятность такого события? Судите сами.
В 1996 году ученые, изучавшие марсианский метеорит ALH 84001, упавший на Землю, обнаружили в нем окаменевшие микроскопические структуры, очень похожие на земные окаменелые бактерии. Однако прийти к согласию, что в метеорите находятся “гости с Марса”, исследователи не смогли. Мнения разделились. Одни специалисты посчитали, что живые организмы попали на кусок “космического камушка” уже после его падения на нашу планету, поэтому говорить о том, что на Марсе существовала жизнь, нельзя, другие — наоборот, говорили, что ALH 84001 необходимо рассматривать как доказательство внеземной жизни. Кстати, первых было большинство, чуть позже именно их мнение было принято международным научным сообществом.

Тем не менее, открытие ученых все равно принесло пользу науке: оно разожгло общественный интерес к Марсу и привлекло большое количество инвестиций в программы по исследованию Красной планеты, которые оказались довольно успешными и до сих пор приносят результаты.
-ö-ö-
Свежие комментарии