Парад Победы 24 июня 1945 года
9 мая в 01:01 по московскому времени вступила в силу капитуляция нацистской Германии и всех её вооруженных сил. Буквально через неделю, 15 мая, после того как в Европе смолкли залпы пушек, И. В. Сталин принимает решение о проведении парада победителей в Москве на Красной площади. Парад должен был ознаменовать собой победу над гитлеровской Германией, это будет триумф народа-победителя. Парад, который в итоге состоялся 24 июня 1945 года, навсегда вошел в историю нашей страны, поставив символическую точку в войне, которая продлилась долгих 1418 дней.
Сформулированные представителями Генерального штаба предложения по проведению Парада Победы были представлены Сталину 24 мая 1945 года. Верховный главнокомандующий принял все доводы и предложения, но не согласился с датой проведения парада. Генштаб рассчитывал на то, что подготовка к проведению парада продлится два месяца, однако Сталин настоял на том, чтобы Парад Победы прошел уже через месяц.
В Параде Победы приняли участие бойцы 10 фронтов
В Параде Победы, который прошел в советской столице 24 июня 1945 года, приняли участие сводные полки от 10 фронтов, а также сводный полк от военно-морского флота. Помимо этого к параду были привлечены слушатели военных академий, курсанты военных училищ (суворовцы) и войска Московского гарнизона. Достаточно массово на параде была представлена и различная боевая техника, также должен был состояться воздушный парад. Однако 216 самолетов так и остались на аэродромах, так как 24 июня в Москве было пасмурно, во время парада шел дождь.
Каждый из 10 фронтов: Карельский, Ленинградский, 1-й Прибалтийский, 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й, 2-й, 3-й, 4-й Украинские, выставлял на парад сводный полк пятибатальонного состава. Формирование этих полков было завершено в конце мая 1945 года, в столицу они начали прибывать, начиная с 10 июня. В первоначальной директиве, принятой Генштабом Красной Армии, численность сводного полка оценивалась в 1059 человек при 10 запасных, но уже в ходе комплектования сводных полков численность довели до 1465 человек, сохранив то же количество запасных.
Для укомплектования сводных полков искали наиболее достойных кандидатов. Личный состав участников парада формировался очень тщательно. Предпочтение отдавалось военнослужащим, которые отлично проявили себя в боях, продемонстрировав мужество, храбрость, личный героизм и военное мастерство. Большое значение отводилось и росту бойцов. К примеру, в приказе по 1-му Белорусскому фронту от 24 мая 1945 года особенно оговаривалось, что рост кандидатов для участия в Параде Победы должен быть не ниже 176 см, а возраст участников – не старше 30 лет.
Специально для парада успели пошить 15 тысяч комплектов формы
Большой проблемой для организации парада было обеспечение всех участников парадной формой. К примеру, если курсанты военных училищ, военнослужащие Московского гарнизона и слушатели военных академий, уже имели парадное обмундирование и регулярно занимались строевой подготовкой, то для 15 тысяч фронтовиков, которых отзывали в Москву, всё обстояло иначе. Всех этих людей необходимо было принять, разместить, обеспечить питанием, организовать репетиции и выдать обмундирование по размеру. Именно задача с пошивом огромного количества парадного обмундирования представлялась самой сложной.
К счастью, ситуация разрешилась положительно, несмотря на сжатые сроки. Швейные фабрики, работающие в Москве и на территории Московской области, приступили к пошиву парадной формы уже в конце мая и успели справиться с поставленной задачей. Большую роль в пошиве парадной формы сыграла московская фабрика «Большевичка». К 20 июня 1945 года все участники Парада Победы успели получить парадное обмундирование нового образца. Всего было изготовлено более 15 тысяч комплектов формы. Именно на Параде Победы впервые были представлены новые мундиры цвета морской волны. В дальнейшем этот цвет станет традиционным для парадной формы советских офицеров.
Бросание немецких знамен к мавзолею
Кульминационной и наиболее символической частью Парада Победы, которая знакома многим по фото- и кинохронике, стало бросание знамен поверженной гитлеровской Германии к мавзолею на Красной площади. Кто именно предложил включить в парад этот элемент доподлинно неизвестно. По одной из версий эту идею Сталину предложил российский и советский историк, академик Евгений Викторович Тарле, который отметил, что в свое время так поступали римские воины.
До парада по указанию Генштаба в столицу из частей 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов (из Берлина и Дрездена соответственно) успели доставить примерно 900 трофейных знамен и штандартов, которые были захвачены в Германии. Все доставленные знамена первоначально разместили в здании Лефортовских казарм. В дальнейшем из доставленных знамен и штандартов членами специальной комиссии было отобрано 200 единиц, которые разместили в специальной комнате под охраной московской комендатуры. Непосредственно 24 июня 1945 года отобранные знамена и штандарты поверженного Третьего рейха были доставлены на Красную площадь и переданы личному составу специально отобранной парадной роты «носильщиков», состоявшей из 200 человек (10 шеренг по 20 человек в каждой).
После прохода сводных полков 10 фронтов и сводного полка Военно-морского флота гигантский оркестр из 1400 человек, который сопровождал практически без пауз всё движение войск, внезапно прекратил играть. В установившейся на площади тишине стал слышен бой 80 барабанов. Под этот барабанный бой и появилась особая рота, которая несла 200 вражеских знамен, полотнища которых практически волочились по мокрой от дождя мостовой. Поравнявшись с площадкой у мавзолея, бойцы роты делали поворот направо и с силой швыряли знамена поверженного врага на землю.
Не обошлось без курьезов. Сейчас можно сказать, что среди брошенных к мавзолею знамен было примерно два десятка кайзеровских, главным образом кавалерийских. В первой шеренге было три прусских военных штандарта еще XIX века. Считается, что эти знамена и штандарты могли быть отобраны по недосмотру, но, скорее всего, специальная комиссия отобрала их из 900 доставленных в Москву знамен и штандартов из-за хорошей сохранности, красоты и внушительного внешнего вида. Других объяснений этому факту у историков не имеется.
В Параде Победы участвовало примерно 35 тысяч человек
Парад Победы оказался масштабным и грандиозным событием во всех смыслах этого слова. Общая продолжительность парада составила два часа и две минуты. Парад прошел под сильным дождем, который тысячи собравшихся на Красной площади москвичей просто не замечали. Правда, погода внесла свои коррективы в утвержденную программу. Из-за дождя была отменена воздушная часть парада и демонстрация трудящихся города Москвы. Но даже без этого военный парад 24 июня 1945 года навсегда вошел в историю нашей страны, олицетворяя триумф наших вооруженных сил, народа-победителя и полководцев.
В Параде Победы в Москве приняли участие 24 маршала Советского Союза, 249 генералов, 2536 офицеров и 31 116 сержантов и рядовых. Отдельно для участия в параде был выделен сводный военный оркестр, насчитывающий примерно 1400 музыкантов, младшему из которых было 13 лет. Двумя главными лицами парада были маршалы Победы: К. К. Рокоссовский, который командовал парадом, и Г. К. Жуков, принимавший Парад Победы. Коней для маршалов подготовили заранее. Для Жукова подобрали коня по кличке Кумир белого, светло-серой масти терской породы, для Рокоссовского – вороного, караковой (черно-бурой) масти по кличке Полюс.
Помимо пехоты, в параде приняла участие кавалерия, также широко была представлена военная техника. Всего за 50 минут по Красной площади проследовало 1850 единиц различной боевой техники. Показ боевой техники открывала артиллерия. При этом были представлены артиллерийские системы разных калибров, в том числе «ЗиС-3», «БС-3», гаубицы М-30, пусковые установки реактивной артиллерии М-31 «Андрюша», а также артиллерия крупного калибра, вплоть до 305 мм. Также в параде приняла участие бронетехника: средние танки Т-34-85 и тяжелые танки ИС, самоходные установки СУ-76, СУ-100 и ИСУ-152, а также мотоциклисты и десантники на различной колесной технике. Прошли по Красной площади и представители американского автопрома: грузовики «Додж» и «Студебеккер», а также джипы «Виллис».
После проезда боевой техники на площадь вышел сводный оркестр, который и завершил Парад Победы 24 июня 1945 года примерно около полудня. Уникальный музыкальный коллектив, который играл на протяжении всего парада, собрали из 38 оркестров военных училищ Москвы, а также воинских частей Красной Армии и НКВД. Сводный оркестр завершил Парад Победы маршем военного дирижера и композитора Семёна Александровича Чернецкого «Слава Родине».
Как британцы завладели истребителем «Фокке-Вульф-190»
Одномоторный истребитель Focke-Wulf Fw-190 многие эксперты справедливо считают лучшим истребителем Германии в годы Второй мировой войны. Знаменитый Me-109 был более массовой машиной, но «мессер» по многим параметрам уступал Fw-190, который можно было использовать на фронте в самых разных амплуа. Помимо непосредственно истребителя, «Фокке-Вульфы-190» активно использовались немцами в качестве перехватчиков, ночных истребителей, штурмовиков и истребителей сопровождения. Во многом именно эта боевая машина стала настоящей «рабочей лошадкой» Люфтваффе, особенно на заключительном этапе войны.
Особенности лучшего немецкого истребителя Второй мировой
Истребитель «Фокке-Вульф-190» начали активно эксплуатировать с августа 1941 года, при этом за всё время производства в Германии было выпущено более 20 тысяч истребителей Fw-190 в различных модификациях. По устоявшейся традиции инженеры компании Focke-Wulf давали своим самолетам дополнительные имена птиц, так, Fw-190 стали называть «Würger» («Сорокопут»; сорокопут — небольшая хищная птица).
К разработке нового истребителя в Германии приступили еще осенью 1937 года. Использовать новую боевую машину планировалось совместно с истребителем Messerschmitt Bf.109. В конкурсе на создание нового самолета приняла участие и компания Focke-Wulf. Работы по созданию новой машины возглавил коллектив конструкторов под руководством Курта Танка. Все варианты истребителей Танка оснащались двигателями воздушного охлаждения. При этом особого интереса к проектам со стороны Имперского министерства авиации не было вплоть до появления самолета с новым 12-цилиндровым 1550-сильным двигателем воздушного охлаждения BMW-139. Установка на самолет мощного двигателя сулила большие дивиденды в виде прироста летно-технических характеристик.
Первый полет нового истребителя состоялся ещё до начала Второй мировой войны. В небо первый Fw-190 поднялся 1 июля 1939 года. В первом же полете новая боевая машина продемонстрировала свои возможности, развив скорость 595 км/ч, что на 30 км/ч превышало максимальную скорость уже серийно выпускающихся моделей «Мессершмиттов». Летные характеристики Fw-190 были на высоте. Летчики-испытатели отмечали хороший обзор из кабины по сторонам и назад, отличную управляемость на всех скоростях полета, а также высокую скорость. Также достоинством стало и широко расположенное шасси, которое упрощало для пилотов процедуру взлета/посадки. В этом плане истребитель оказывался безопаснее своего прямого конкурента Messerschmitt Bf.109.
Со временем самолет непрерывно совершенствовался, получая новые более мощные двигатели, вместе с которыми росла и его скорость, а также различные конфигурации вооружения. При этом уже первые серии истребителей были вооружены двумя автоматическими пушками и пулеметами. Со временем количество 20-мм автоматических пушек выросло до четырех, а дополняли вес бортового залпа два крупнокалиберных 13-мм пулемета. Противостоять такому шквалу огня не могли даже многомоторные бомбардировщики союзников.
Отличался Fw-190 и повышенной живучестью, что в дальнейшем и позволяло широко использовать самолет с мощным артиллерийским вооружением в качестве штурмовика и истребителя-бомбардировщика. В первую очередь это достигалось за счет использования двигателя воздушного охлаждения, который мог выдержать большое количество попаданий и надежно защищал пилота от огня с передней полусферы. Второй важной особенностью истребителя были топливные баки, которые конструкторы установили лишь в фюзеляже. Это было важное решение, так как при обстреле с земли большое количество попаданий снарядов и пуль приходится в крыло, обладающее большой площадью. Поэтому вероятность поражения фюзеляжных баков меньше, чем крыльевых, а попадания в крыло «Фокке-Вульфа» не приводили к утечке горючего или пожару.
Первое знакомство англичан с Focke-Wulf Fw-190
Первое же знакомство британцев с новым немецким истребителем произвело на союзников тягостное впечатление. Полноценный боевой дебют Fw-190 состоялся именно на Западном фронте. Самолеты появились во Франции летом 1941 года. 14 августа того же года истребителем Focke-Wulf Fw-190 был сбит первый британский «Спитфайр». Несколько месяцев британские военные полагали, что столкнулись с захваченными немцами самолетами Curtiss P-36 Hawk, которые США успели поставить Франции.
Однако вскоре стало ясно, что новый истребитель со звездообразным двигателем, который всё чаще принимал участие в воздушных боях, является новым немецким самолетом, а не трофеем Люфтваффе. При этом пелена окончательно спала с глаз английских летчиков, когда они поняли, что новый воздушный противник по всем параметрам, кроме радиуса виража, превосходит наиболее совершенный на тот момент времени истребитель Королевских ВВС «Супермарин Спитфайр Mk V». Превосходство в небе над Ла-Маншем снова перешло к Германии.
Двумя серьезными успехами истребителей Fw-190 на Западном фронте были операции «Цербер» и отражение высадки союзников в районе Дьепа в феврале и августе 1942 года соответственно. Первая операция предполагала проводку крупных немецких надводных кораблей из Бреста в военно-морские базы Германии и прошла 11-13 февраля 1942 года. Под носом у Королевского флота немцы вернули в Германию линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелый крейсер «Принц Ойген». Обеспечивая прохождение кораблей через Ла-Манш, немецкая авиация первоначально отчиталась о 43 сбитых самолетах союзников, позднее увеличив количество сбитых машин до 60 единиц: истребителей, бомбардировщиков, торпедоносцев. При этом Люфтваффе потеряли всего 17 самолетов и 11 пилотов, в том числе лишь два истребителя Fw-190. Примечательно, что большая часть потерянных немецких истребителей разбилась при посадке в условиях плохой погоды.
Второй крупный успех «Фокке-Вульфов» пришелся на август 1942 года. Отражая высадку десанта союзников в районе Дьепа, истребители из 2-й и 26-й эскадр, в которых тогда насчитывалось 115 боевых самолетов (в основном FW-190A-3), провели успешные бои против группировки авиации союзников, состоящей примерно из 300 машин, главным образом истребителей «Спитфайр Mk V». Обе эскадры потеряли в боях примерно 25 самолетов, заявив при этом 106 побед, в том числе 88 сбитых «Спитфайров». В боях в районе Дьепа союзники потеряли убитыми и пленными 81 пилота, немцы только 14 летчиков.
Такое положение вещей никак не устраивало командование британских ВВС. Среди прочего рассматривался даже вариант с проведением спецоперации по угону одного истребителя FW-190 с французских аэродромов для последующего всестороннего изучения боевой машины. Однако, как это часто бывает, в ситуацию вмешался его величество случай. Самолет, за которым британцы готовы были охотиться с привлечением коммандос, сам прилетел в Великобританию целым и невредимым. Англичане завладели полностью исправным FW-190A-3 в конце июня 1942 года.
Армин Фабер «подарил» британцам исправный Fw-190
Пока в Королевских ВВС всерьез рассматривали различные возможности получения в свои руки нового немецкого истребителя для проведения всестороннего изучения и исследования самолета, в дело вмешался случай. 23 июня 1942 года обер-лейтенант Люфтваффе Армин Фабер из состава 2-й истребительной эскадры «Рихтгофен», которая базировалась в бретонском Морле, поднялся в небо в составе 7-й эскадрильи. Немецкие истребители вылетели на перехват бомбардировщиков «Бостон», летевших в сопровождении истребителей «Спитфайер», которыми управляли чехословацкие пилоты. В завязавшемся воздушном бою истребители FW-190 вновь доказали свое превосходство. Хотя немцам не удалось добраться до бомбардировщиков, они смогли сбить 7 истребителей союзников ценой потери двух машин.
Тот самый FW-190 A-3, который случайно достался англичанам в июне 1942 года
В ходе боя, который проходил над проливом Ла-Манш, обер-лейтенант Фабер потерял свое звено, когда отрывался от истребителей союзников, и неправильно определил собственное местоположение. В ходе проведенной рекогносцировки летчик перепутал направление и вместо юга полетел на север. При этом Фабер принял Бристольский залив за Ла-Манш. Спокойно перелетев Бристольский залив, обер-лейтенант Фабер произвел посадку на первом же подвернувшемся аэродроме. В это время летчик по-прежнему пребывал в полной уверенности, что он сел где-то во Франции. На самом деле Армин Фабер приземлился на авиабазе Королевских ВВС, расположенной в Южном Уэльсе.
Так, по счастливой случайности, в руки британцев попал полностью целый и исправный истребитель FW-190 A-3. Это был первый «Фокке-Вульф-190», который удалось захватить союзникам. Амин Фабер оказался в плену, а его истребитель стал предметом всестороннего изучения. Специалисты Королевских ВВС детально изучили новый немецкий самолет с целью выявления имеющихся достоинств и недостатков. В дальнейшем полученная информация использовалась британским командованием для выработки рекомендаций и методологии по ведению воздушных боев против этого немецкого истребителя. При этом и Фабер, и его самолет пережили войну. Сегодня отдельные части того самого Focke-Wulf FW-190 A-3 до сих пор хранятся в Великобритании в музее авиации Шорхэма.
Свежие комментарии