На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

Ехали-ехали… и куда? Где была столица Империи Чингисхана?

Ехали-ехали… и куда? Где была столица Империи Чингисхана?

Едем в Каракорум легендарный. Где якобы жили монгольские Великие Ханы опосля смерти Чингисхана. Академической наукой он назначен в современной Монголии. Но русский исследователь альтернативный с этим заходом категорически не согласен.

Несмотря на три дюжины серьезных научных изысканий, с разным усердием писаных. С некоторыми сам готов спорить, в части среднеазиатских векторов и поворотов путешествий очевидцев-первопроходцев Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Но в самом факте этого конного подвига святых отцов … не сомневаюсь.

Сегодня обойдемся описаниями месье Гильома де Рубрука. Как аффтор их понял. Вкратце. Детальный разбор уже начал происходить в комментариях прошлых статьей, но позвольте свою точку зрения тиснуть тоже.

Если правильно понимаю, претензия к «Путешествию в восточные страны» Гильома де Рубрука такая… В Каракорум монах едет через Черное море, Тавриду и степи. Донские. Потом его с непонятной целью кружат в заволжских буераках. Долго и упорно. Или он сам придумал такое «Путешествие…». Возвращается монах через Дербент и Армению. Логика обвинения: Каракорум расположен где-то … на Итиле (Волге). Читал даже про Северный Крым где-то. Разбираемся.

Справка.

Месье Гильом был участником крайне неудачного VII-го крестового похода, под началом Людовика Французского. Оказался в плену, выкупился, четыре года прожил на Святой земле. В 1251 году, в Цезарее, где на то время обретался Людовик IX, де Рубрук встретился с Андре де Лонжюмо. Тот поведал ему о неудачной дипломатической поездке к «татарскому хану».

Спустя год король Людовик поручил Гильому провести переговоры с монголами Улуса Джучи (Золотая Орда). Чтобы не повторять ошибки предшественников, делегацию назвали миссионерской, а не дипломатической. Весной 1252 года посольство отправился из Аккы в Константинополь. Получив (через год почти) рекомендательные письма от императора Балдуина II, 7 мая 1253 г. миссия отбыла из Константинополя, пересекла Черное море. Двинулась к низовьям Волги, в ставку Бату-хана.

Гильом де Рубрук (Иллюстрация из открытых источников)
Гильом де Рубрук 

Через два месяца Гильом де Рубрук прибыл в лагерь сына Батыя, Сартака. Тот отказался вести какие-либо официальные беседы, отправил делегацию к папе. Тот тоже не стал слушать миссионеров от «короля франков», в чудном бюрократическом духе — пнул миссию в сторону юрты главного босса. Мункэ, обживавшего новый город Каракорум, в статусе Великого Хана Йеке Монгол Улус. В далекой центрально-азиатской степи…

Рубрук добрался до Китая и Каракорума, оставил сведения о нескольких аудиенциях у хана Мункэ. В ходе переговоров Великий Каан потребовал от Франции присягнуть на верность монголам. 6 июня 1254 г. миссия отправилась домой. Через год прибыла в Фамагусту, что на Кипре. Гильом де Рубрук оставил после себя ценные описания, в виде сочинения: «Путешествие в восточные страны». Впервые оно было опубликовано на латыни в 1589 году.

Проверка.

В аффторском понимании, главные «реперы» путешествия таковы. Стартуем от ставки Бату-хана на Волге:

«На второй день после Воздвижения Святого Креста мы выехали, … мы ехали, не переставая, в восточном направлении вплоть до дня праздника Всех Святых. И по всей той земле, и еще дальше жили Канглы, какие–то родственники Команов. К северу от нас была Великая Булгария, а к югу вышеупомянутое Каспийское море. Проехав 12 дней от Этилии, мы нашли большую реку, именуемую Ягак; она течет с севера из земли Паскатир и впадает в вышеупомянутое море».

Не знаю, как кому... Но, монах таким образом, имея к северу Волжский Булгар, к югу — Каспий… добрался половецкими степями (команы) до реки Яик. Теперь — Урал. Не? Конечная точка его путешествия выглядит в описании так:

«Мы проехали через Онан-керуле, то есть через их собственную землю, в которой находится двор Чингис-хана».

Возвращаясь от Великого хана:

«Я видел также послов одного Индийского султана... Когда я спрашивал об Индии, в каком направлении находится она от того места, они указывали мне на запад. И те послы возвращались со мною почти три недели все в западном направлении».

Это не географическое описание Северной части современной Монголии, с реками Онон и Керулен? С возвращающимися назад (на запад) индийскими посланниками… Что тогда? Не рискну обвинить месьё Гильома в географическом кретинизме, свое знание предмета и времен года он тоже объяснил. Когда выбрал обратную дорогу через Кавказ, отписав впоследствии французскому королю Людовику IX (в 1254 году вернувшемуся во Францию). По понятным причинам, Рубрук этого не знал. Поэтому так оставил сообщение:

«Море недоступно, так как наступала уже зима, а потому мне надлежит отправиться по суше. Я думал, далее, что вы пребываете еще в Сирии, и направил свой путь в Персию. Ибо знай я, что вы переправились во Францию, я отправился бы в Венгрию и скорее добрался бы до Франции, и по пути менее тягостному, чем в Сирию».

В чем еще обвиняют Рубрука? Мол, «Синополь принадлежит султану Турции. В те года не было турецких султанов». Да. Только в 1288 году Осман первым принял титул. Но Рубрук не про турок-османов говорил. Про Сельджукский султанат. Он был турецким. Синоп в 1254 году был ареной борьбы между Мануилом I и ставленником Батыя — сельджукским адмиралом Шуджой ал-Рахманом. Карты раскройте. «Синопский вопрос» изучите…

Едем маршрутом Рубрука,

проверяем всех и вся. Первый «репер», после Волги — земли каких-то канглов:

«...к северу же от него (Каспий) находится та пустыня, в которой ныне живут татары. Прежде же там были некие команы, называвшиеся кангле».

Канглы — тюркское кочевое племя, входившее в состав половецкого Дешт-и-Кыпчака. В XIII веке обитали на восток от реки Яик (Урал). Составили потом родовое объединение: казахов старшего жуза, калмыков, башкир, узбеков, киргизов.

Дальше. В землях Кангле (объединенных с Хорезмом уже) есть точка поворота на юго-восток. Через «какие-то» горы и пустыню, полную стремительных ослов. Которых спутники-монголы святого отца не догнали, как не пытались. Называли животных — «кулами». Потом еще забрали много южнее — увидели вдали высокие горы, вкатились в долину: «которая орошалась как сад, и нашли возделанные земли».

Это был город Талас (Джамбул). С искусственной системой орошения, арыками. Рубрук двигался вдоль Сырдарьи. Ослы, так и не пойманные монголами, — куланы, излюбленная дичь кочевника, трофей знати. Позже:

«Мы въехали в некий сарацинский (мусульманский) город по имени Кинчат (город Кенджек в долине Таласа). В то время там ходили по льду… С гор спускалась большая река (р.Талас), которая орошала всю страну, так как они проводили от нее воду куда им было угодно; эта река не впадала в какое-нибудь море, а поглощалась землею, образуя также много болот. Я видел там лозы и дважды пил вино».

Река Талас действительно теряется песках Муюнкунь, протекая по территории современных Казахстана и Киргизии. А вот самое вкусное, что любят положить себе на тарелку «ниспровергатели». Или простодушно думающие исследователи. Фраза такая в «Путешествии…»:

«Мы прибыли к другому поселку, более близкому к горам, и я спросил про горы, про которые узнал, что это были горы Кавказа».

Дело в том, что в представлении и традиции географов того времени — горы Кавказа простирались через всю Азию. От Индийского океана — и бесконечно на Запад и Север. Наш Уральский Камень считался их боковым отрогом. Дальше маршрут Рубрука тоже понятен. Не передавая вёрсты первоисточника: побывал в Чуйской долине, проехал горы «кара-китаев», уперся в реку Или.

Ожидал судно для перевозки на другой берег. Было описано озеро, тянущееся на 25 дней пути в окружности. Это Балхаш. Монах видел хребет Джунгарский Алатау, точно описал знаменитые горы Ушкара, побывал в городе Кайлаке (городище Антоновское, 45 км к северо-востоку от Сарканда). Есть там загвоздка для мира научного, спор по сей день…:

«Земля эта прежде называлась Органум и жители ее имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята туркоманами. Этими письменами и на этом языке несториане из тех стран прежде даже справляли службу и писали книги, и, может быть, отсюда ведут название органы, так как там были, как мне говорили, наилучшие гитаристы или органисты».

Что это такое, какая земля? Не уверен. Но склоняюсь к точке зрения: Органа — имя царицы этой страны. И Рубрук здесь ошибся. Достопочтенная леди была вдовой Кара-Хулагу, внука Чагатая. Регентом управляла после смерти мужа всем Улусом. Резиденцией был город Альмалик, находившийся неподалеку от современной Кульджи. Святой отец мог перенести Имя ханши — на название земли.

Другой, абсолютно точно локализуемый географический «репер» путешествия, — подробно описанная локация озер Алаколь и Эби-Нур. И расположенная с ними, страшная во все времена «долина смерти» — Джунгарские ворота.

«... в этой долине почти беспрестанно дует столь сильный ветер, что люди проезжают с великим опасением, как бы ветер не унес их в море».

До сих пор непростое место. Узкая и длинная по форме, долина Джунгарских Ворот, образует природную аэродинамическую трубу. Частенько там разгоняются ветры… до 70 м/с. Это не ураган даже, выше бери. Сухой юго-восточный ветер, свирепствующий в холодное время года называется: «Ибэ-ветер» (сдувает всех в озеро Ибэ-Нур). Очень подробное описание и разговоры с местными, нам оставил русский путешественник Кукушкин и его спутники. Живописуя, как груженного верблюда с погонщиком зимние ветры просто сметают в озеро.

Казахстан. Джунгарские Ворота из космоса (Иллюстрация из открытых источников)
Казахстан. Джунгарские Ворота из космоса 

Хотя там нет реки, описанной Рубруком, геологи вполне справедливо полагают — она была. Раз болото остались. С XIII века многое поменялось, знаете… Уровни озера Алаколь и Балхаш вполне легко могли упасть на 12-14 метров, не попадая в описания Рубрука тринадцатого века. Как это фиксировал тот же академик Обручев, первый директор Геологического Института АН СССР. После пересечение Джунгарских Ворот, по кратчайшей прямой, святой отец довольно точно описывает пустынную местность без поселений:

«В праздник святого Николая (6 декабря) мы стали сильно ускорять путь, так как уже не находили никаких людей, а только ям, то есть лиц, расставленных от одного дневного перехода к другому для приема послов, потому что во многих местах среди гор дорога тесна и пастбищ немного.
Таким образом, между днем и ночью мы проезжали расстояние между двумя ямами, делая из двух дневных переходов один, и ехали больше ночью, чем днем...».

Это к вопросу о расположении монгольских почтовых «уртонов». Предназначенных не для торговых караванов, а для государственной почтовой службы. В сильнейшие морозы они находились строго на своих местах, на строгих расстояниях половины дневного перехода (25-30 км). Позволяя гонцам развивать немыслимые скорости даже ночью. В гиблой местности, где даже в начале ХХ века путешественники заимки китайской найти не могли.

Так Рубрук добрался до предгорий Монгольского Алтая. Дальше путь абсолютно проверяем, понятен. Есть интересная подробность, которую придумать невозможно европцу, который никогда не был в Монголии тех веков... Не зная некоторых правил Йеке Монгол Улус, священной земли Чингисхана:

«Когда же мы были еще на пять дней пути от него (Каракорума), тот ям, у которого мы провели ночь, хотел было направить нас по какой-то обходной дороге, так что нам надлежало бы страдать еще более пятнадцати дней. И как я узнал, ему хотелось сделать это для того, чтобы мы проехали через Онанкеруле, то есть через их собственную землю, в которой находится двор Чингисхана;
Другие говорили, что они хотели сделать это для того, чтобы сделать дорогу более продолжительной и больше выказать свое могущество. Ибо так обычно поступают они с людьми, прибывающими из стран, неподвластных им. И наш проводник с большим трудом добился того, чтобы мы ехали по прямой дороге».

Эта «фишка» с кружением по коренным землям Чингисхана — отражена во многих источниках. «Прямая дорога» на Каракорум пролегала на восток, мимо озера Озеро Бооне-Цагаан-Нуур, далее — на северо-восток в обход Хангая. Тут можно проверить факт нахождения там Плано Карпини десятилетием раньше. Он описывал возле озера «перекресток», где вторая (для продления путешествия иноземцам) дорога — шла на восток.

Озеро Бооне-Цагаан-Нуур (Иллюстрация из открытых источников)
Озеро Бооне-Цагаан-Нуур 
«Наконец мы въехали на равнину, обширную как море, так что нигде на ней не виднелось никакой горки, а на следующий день, в праздник святого евангелиста Иоанна (27 декабря), мы прибыли ко двору упомянутого великого государя».

Это описание равнинного плоскогорья долины реки Онги. До Каракорума она отстоит на 150-200 км южнее, к востоку от Хангая.

«Во всю дорогу я отметил только одно, о чем мне сказал в Константинополе господин Балдуин Гэно, который был там, именно: он видел удивительно только то, что он всю дорогу в путешествии поднимался и никогда не спускался. Ибо все реки текли с востока на запад или прямо, или не прямо, то есть с наклоном к югу или к северу».

Тоже не придумать такого. Особенно человеку, не бывавшему в этих краях. Обычная геологическая картина для плоскогорья на высотах — 1500 м над уровнем моря. Маршрут Гильома де Рубрука — построен. За исключением дюжины не принципиальных неточностей, не найденных по очевидным причинам локаций Средней Азии, полностью проверяем.

Обратный путь.

Здесь кратенько, понятным языком объясню. Как и месье Гильом это сделал. Его вернули в европскую часть континента другой дорогой. Но деталей достаточно, чтобы понять — как именно везли.

«Итак, мы ехали до Бату два месяца и 10 дней, не видя за это время ни разу города или следа какого-нибудь здания, кроме гробниц, за исключением одной деревеньки, в которой не вкушали хлеба. И за эти два месяца и 10 дней мы отдыхали только один-единственный день, так как не могли получить лошадей.
Мы возвращались по большей части через область того же самого народа (кангле), но совсем по другим местностям. Именно мы ехали зимою, а возвращались летом, и по гораздо более высоким северным странам, за исключением того, что 15 дней подряд приходится ехать туда и обратно возле какой-то реки, между гор, в которых нет травы иначе как возле реки».

Эта река, вдоль которой петляла миссия месье Гильома, полностью удовлетворяющая описанию, — Малый Енисей. После слияния около города Кызыла с Большим Енисеем — получается Верхний Енисей. Через 400 км (подле Саяногорска) вытекает из теснин Западного Саяна, на просторы Минусинской котловины.

В районе Саяно-Шушенского наблюдается по крайней мере три больших «П»-образных излучины длиной по несколько десятков километров, река здесь действительно течет то на северо-восток, то на юго-запад, по крайней мере пять раз меняя свое направление на 180º. Ничего с тех пор не изменилось. И метания монаха «туда-обратно» понятны. Не имея карты — так и кажется путешественнику.

Частично этот путь повторен царем киликийской Армении Хетумом, в 1253 году. 13 сентября 1254 года он достиг Каракорума, был принят Великим Ханом Мункэ, получил «ярлык, воспрещавший притеснять Хетума и его царство, и грамоту, даровавшую повсеместную свободу церквам». Не буду постить армянские записи, там много географических искажений, но великими трудами путь удалось проследить научному миру. Совпадения в отчетах Рубрука с Плано Карпини говорят, эти трое побывали в Каракоруме. Не на Волге, не в Крыму, не на Руси. Именно на берегах Онона-Керулена.

Кому географически интересно, даю зимний маршрут армянского царя, дальше сами карты рисуйте:

«Путь его лежал, по всей вероятности, по известной дороге через Баркул, Урумчи, Хутукбай, мимо озер Айарнора, Каратала, Сайрама, на Верное (Алматы), Токмак, Аульета (Талас)». (Патканов)
Царь Хетум I (Иллюстрация из открытых источников)
Царь Хетум I 

Тем же путем ехал в Каракорум и обратно в 1246-1247 годах Карпини. Гильом де Рубрук двигался севернее. Как был устроен монголами более короткий и удобный кочевникам путь, организована и отшлифована система почтовых «уртонов» со сменой лошадей.

Выводы пора делать.

Отвечать на вопрос, который гремит в каждом комментарии: где описания среднеазиатских городов Хорезма, великие торговые центры и проч… Господа, смените парадигму мышления. Оседлого диванного аналитика — на логику кочевника. Путь для государственного сообщения внутри Империи, потом и Улусов строился не по караванным дорогам. Оседлых народов, которых степняки презирали, опасались, не доверяли. Великий Почтовый Путь не петлял от городского «притона» к «притону».

По кратчайшему расстоянию прокладывался в Степи. Применительно к географическим удобьям (само собой). Где твои кочевые «ямы»-уртоны выживать могут. Их присутствие в самых гиблых местах — подробно прописано. Та путаница и несовпадение маршрутов, которые (иногда) справедливо отмечаются у Карпини, Рубрука, царя Хетума, — это другой фактор. Называется он — сезонный.

Он определенно прослеживается. Более южный вектор — использовался зимой. А северный (аж два штука) — летом. Последние обходили пустынные пространства Казахского Мелкосопочника и Джунгарской пустыни Гурбан Тюнгют. Маршруты отстояли друг от друга (северный от южного) на многие сотни верст. На паре участков — почти тысяча выходит. Даже при одном Великом Хане они могли существенно меняться.

Это Степь. Год может быть сухим, может быть сырым. От этого зависит наличие воды в одних локациях, кормов — в других. Тракт Почтовый — живая материя, длиннющая нитка в 5 тысяч верст, постоянно изменчивая. Уверен, что колебания ее годовые могли составлять до 300 км в участках отдельных. На любом из маршрутов — зимнем или летнем. Не сбрасывайте и военно-политический фактор.

Это прекрасно видно на примере Карпини. Он не ехал «северной» дорогой Рубрука (обратной, более удобной и короткой) в 1246 году. Скорее всего — огибал земли с неупокоенными еще племенами, враждебными монголам. Или прокладка Великого Почтового Пути еще не состоялась, «ямы» только заводились, стыковались, комплектовались поголовьем лошадей, «ямщиками», чиновниками участков. Кто не в курсе — полистайте на канале статью: «Путешествие в 10 тысяч вёрст…», там размышления и факты есть здравые (наверное, ага).

Для степняка-кочевника не составит труда проложить маршрут. Уртонами-переходами. Но большая проблема — их исправно обслуживать, круглогодично, без разрыва маршрута. Это грандиозная государственная работа, без грамотных умников с полномочиями Великого Хана — не обойтись. Которые найдут, объяснят, принудят … местного феодала или губернатора это благолепие содержать.

Вишенка на тортик,

как водится. Не буду называть имя известного «пейсателя» на тему невозможности монгольских завоеваний, бо знаменит зело. Но в описаниях Рубрука он отыскал убойный аргумент: на Руси ставка Великого Хана была. Потому что… мёд. На столах и везде в «Монголии». А если мёд, значит пасеки-«борти». Именно славянские. Никаких других в природе не бывало. Ржал, аки лошадка Чингисхана.

Для сведения. В самой Монголии этого продукта навалом. Что в степной, что в древней таёжной. Самый медоносный район — река Селенга, огромный бассейн. Гудит целое лето миллиардами насекомых, меды добывающих. Даже по-ароматнее некоторых алтайских сортов продукт выходит, заявляю авторитетно. Поскольку пробовал. Второе. В товарных количествах, при монгольских ханах, мед завозился из Китая. Это была часть обязательной дани, специально прописывалось... Славяне… Потому что, мёд. Ох, уж эти «наперсточники». Хоть на повышение курсов к ним записывайся.

-

Карпини и Рубрук: физическая возможность длительного путешествия человека на лошади… (ответы на вопросы Читателей)

Неожиданно мягкая реакция на материал прошлый была. Совсем не взбодрились ортодоксальные «ниспровергатели» монгольских завоеваний. Не грызут канал фоменкоилы … видимо неинтересен стал, что приятно. Но есть интересные претензии от думающего Читателя. Мол, физически такие упражнения не одолеть святым отцам Плано Карпини и Гильому де Рубруку. Кавалеристам бывалым не доехать: от Волги — до далекой Монголии потомков Чингисхана. Кто не понимает, в чем сыр-бор, милости прошу ознакомиться с некоторыми вводными.

Для тех, кто не вник в суть, принципы-правила почтовой системы Империи Чингисхана, а потом и Улусов, ее сохранившую, — дополнительно расширю кругозор. Ответим поэтапно на прозвучавшие вопросы: как определялись расстояния дневных переходов, чем степняки мерили расстояния, как рассчитывали количества «ямов» на маршрут. На чем ездили. Тут всё просто, можно хоть со средневековым кочевником поговорить, хоть с современным табунщиком. Ответы будут сходные.

Все расстояния в Степи

привязаны ко времени прохождения участка. Мерила всего два: на верблюдах или лошадях. Никакой другой системы измерительной нет. Если попросите в чем-то другом посчитать — вас просто не поймут. На вопрос «Как далеко до…?» вам ответят, к примеру, — «трое суток ходу на верблюдах. Сутки — на верховом коне». Имеете свою конягу — по ее стати измерят, не ошибутся. На свою укажут — мол, она быстрее или медленнее справится. Дадут обязательно третью вводную: «если хорошо (торопясь) будешь ехать» или «если тихо (шагом) поедешь».

Как это работало в случае с европскими путешественниками и послами из оседлых народов? С теми же Плано Карпини, Гильомом де Рубруком, Марко Поло? Они всегда имели сопровождающих. Монголов. Или татаров, кому как доставалось. Знающих конечную точку маршрута, проходивших путь полностью. Без них любые «не кочевники» перемёрли бы в Степи через недельку.

Функции проводников крайне сложны. Наши берейторы-калмыки в армейке утверждали, что в незнакомую степь лучше не соваться на молодом коне. Есть такая фишка степная. Когда род кочует — соседям и близким из «авангарда» регулярно пригоняют лошадок. Нужно тебе к Камилу съездить по делам, плюхаешься на коня с его тавром. Отпускаешь поводья в степи… и тебя доставят, как родного. По прямой. Обратную дорогу твой уже запоминает, что заводным шел.

Бают, работает «конячий пеленг» до полусотни верст в степи. Посомневаюсь, но в десяток-другой поверю легко. Исключительно на обоняние полагаясь, так животина может найти свой табун и кочевье. Проверено лично. Армейский Мишка, вывезенный на небольшую врачебную манипуляцию глухим трейлером и ночью, — доставил после больничного вашего покорного слугу за дюжину кэмэ без повода. Чистым полем. Всем известна байка с лошадкой, отправленной монголом-табунщиком Красной Армии Китая (поездом). Коняга вернулась через несколько месяцев назад, в родной табун. Пройдя от места «дезертирства» тыщи кэмэ.

Такая система должна обязательно работать и в «почтовой службе». Если лошади челноком снуют между «ямами» или кочевьями. Даже незнакомый с местностью сопровождающий степняк будет полагаться на инстинкт и память коня. Про выносливость и неприхотливость лошадей, разводимых методом табунным и круглогодичным, можно почитать здесь, на канале: «Многострадальные лошадки Батыева нашествия…» Военные и русские путешественники проходили на них по 60 верст в день, по Гоби или бесплодным степям Хан-Хухея, без корма.

Теперь к людям.

Могли ли они выдержать непрерывное путешествие в 3-4 месяца по степи и полупустыням, от Волги — до Каракорума (если его в Монголию назначить). Пройти в оба конца 10 тысяч верст. Про документальный эксперимент женщины-казачки Саши Кудашевой (прошла на «монголике» 12 800 км) — писано, ссылка на статью выше. Теперь к неподготовленным организмам, святым отцам Плано и Гильому. Их послушаем…

Де Рубрук подробно описывал подготовку к столь долгой поездке. Монгольский тысячник, который отвечал за сопровождение, предупредил: переход будет зимним. В местах, «где камни раскалываются от мороза». Если кто из них вздумает отставать — бросит в степи. Приказал показать всю одежду, многое забраковал:

«На следующий день каждому из нас принесли по овечьей шубе с длинной шерстью, штаны из того же меха, сапоги или полусапожки, согласно их обычаю, а также войлочные башмаки и меховые шапки, согласно их обычаю».

Позже, как выяснилось — этого было недостаточно, монголы дополнительно утеплили монахов козьими шубами шерстью наружу. Теперь о кондициях этих книжников и умников, со степной долгой ездой незнакомых. Это тоже была проблема для сопровождающих, уверен. Как могло быть?

Личным опытом поделиться могу, но дольше 22 часов (безвылазно почти) в седле не проводил. Проехав вборзе зимней казахской степью. Порядка 80 кэмэ одвуконь. С табунщиком опытным рядом. Упражнение не очень трудное, выжить можно человеку и лошадям. Кавалеристу легче. Городскому пешеходу юродивому придется пару-тройку суток приноравливаться. Но тоже поймет и сможет, тут без вариантов.

Законы дальней поездки

просты. Сбруя, амуниция, мягкие седла — подогнать самым тщательным образом. Проверяется быстро, опытным кочевником — за минуты. Задача простая — чтобы не сбивались спины лошадей на крупной и мелкой рыси (основной ход лошади в степи). Особое внимание — вьючной коняге, самый головняк с непривычки. Грамотно закрепить, расположить груз. Куча тонкостей и секретов, все не понял. Не как в армейке учили, и не суть…

Второе. Как приноровиться к непривычному рысистому ходу «степняка», не стойловой крупной лошади? Ваш покорный слуга «врубился» через пять верст, как ритм дыхания сменился, дробный шаг животного понял. Пятая точка не страдала, как и спина. Баранья шкура на седло понадобилась только обратной дорогой. По причине неправильного натягивания теплых кальсон, под ватными штанами… (дамы, пардон). После крайней подседловки и команды «оправиться!». Одежда, правильно и по размеру подогнанная, — это всё! Любое натирание остановит ваше путешествие надолго.

Третье. Здоровье, норов, стать лошадей. Ехал на «казахцах», что разводятся табунным методом. Если честно — это лохматый пуфик на копытах. Крупнее «монголиков» и «якутов». Жирный, юркий, озорной. Совсем не удивлялся, когда местная пацанва седлами не пользуется, изредка шкуру набросит. Очень комфортная коняга. Специально для дальних переходов. ТуТюб вам в помощь, понаблюдайте, как монголы на лошадках передвигаются. Или тувинцы на своих марафонах. Кентавры — это про них. Сутки напролет в седле… Практика, привычка, терпение.

Так что страдания городских диванных экспертов — сношу в корзину. Хотите спорить — пробуйте для начала. Не в пригородной леваде, на корде прокатной лошади. А в степи. На аутентичном животном кочевника. Не на арабе или текинце. Хотя на них хаживают за тыщу верст киселя хлебать тоже. Для полного понимая ситуации — поговорите со спортивными врачами. Как скоро перестраивается мускулатура человека под постоянной нагрузкой, начинают работать физиологические процессы. Что у молодого, что у пожилого. Будете крайне удивлены. Главное тут — желание и мотивация.

У Плано Карпини и Рубрука ее было — завались. Поручения Папы Римского и Короля Французского. Аскеты нищенствующих монашеских орденов, на минутку. Железный порядок почасовой, самоотдача, дисциплина. С предупреждением монгольского нукера — оставить отстающих волкам. Сытым адептам супермаркетов и дробного питания сие недоступно в понимании. Кто готов поделиться своим опытом дальних конных переходов на «степняках» — буду стограммно благодарен в комментариях. Уверен, такие Читатели есть, встречал под другими статьями реальные и интересные истории…

Втягивание

в долгое путешествие Рубрука происходило постепенно, читаем внимательно. Он пишет, что монголы первые дни их «презирали». Он отнес это к социально-сословному статусу монахов. Видится, крепко ошибся святой отец. Степняки могли презирать «дородного» Рубрука за беспомощность в управлении лошадью, бестолковость. Когда его организм еще не втянулся в степной ритм передвижения. Практика у него была небольшая — первые два месяца пути от Солдайи (Судака) до Итиля монах проделал верхом. Но ехал с караваном из волов. Шагом, то есть.

Проверяется «втягивание» перекрестно. Гильои де Рубрук первые 12 дней …проходил не более 30 км, судя по точному и детальному описанию. А пожилой Карпини преодолел эти 350 км — за неделю. Пенсионер-итальянец, видимо, больше понимал в верховой езде, на пути до Киева попрактиковался серьезно. Хотя три недели тоже страдал немилосердно, когда монголы взяли свой «степной» разбег путешествия.

Самая большая проблема, с которой столкнулись святые отцы в XIII веке, во время долгого пути в Китай — это проблема питания. Именно благодаря этим надрывным описаниям полностью поверил — путешествие было долгим, на высокой «степной» скорости, протяженным. Такое в келье монашеской не придумаешь, у рыцаря европского не подслушаешь. Его спутник так это рассказал:

«Послам, которых он (Великий Хан) посылает или которые посланы к нему самому, выдается бесплатно содержание и почтовые лошади, однако иноземным послам выдается ничтожное содержание, ибо то, что съели бы двое или трое, выдавался на десятерых».
«Не отведав хлеба и воды, но на скорую руку имели лишь только днем или ночью, и то не всегда, ничтожнейшую похлебку из вареного проса».

Это абсолютно понятно. Папский легат Карпини не имел статуса официального посла, ему только предстояло его получить в ставке Великого Хана. Плано везли на смотрины. Поэтому, полагалось кушать миссии, как «черным людям» и обслуге. Даже прибыв в Каракорум — первое время его рацион прибавился ненамного.

А вот Рубрук, по велению Бату-хана, имел другой статус. Кормили его за «государев счет». Но тоже выходило несытно, поскольку Степь к излишествам не располагает. Особенно в быстром путешествии:

«Нет числа нашим страданиям от голода, жажды, холода и усталости. Пищу они дают только вечером. Утром дают что-нибудь выпить или проглотить пшена. Вечером же давали нам мяса ― баранье плечо с ребрами, а также выпить известное количество супа. Когда у нас было мясного супа до сытости, мы отлично подкреплялись и он казался мне весьма вкусным напитком и весьма питательным.
Иногда, когда мы попадали на ночлег с наступлением уже темноты, нам приходилось есть мясо полусваренное или почти сырое вследствие недостатка пищи для огня, так как тогда мы не могли набрать достаточно бычачьего или конского навозу». (Гильом де Рубрук)

Дополнительный головняк на тонзуру в путешествии упертый францисканец Карпини сообразил себе самостоятельно. При таких пограничных нагрузках… вздумал поститься:

«Мы были, однако, так слабы, что с трудом могли ехать: в течение всей той Четыредесятницы — равно как и в другие постные дни — пищей нашей служило только пшено с водою и солью, и у нас не было, что пить, кроме снега, растаявшего в котле».

Итак, выводы.

Главная ошибка дотошных исследователей «Путешествия в Восточные страны», на взгляд аффтора, кроется в нескольких неверных посылах. Если говорить о физической возможности таких длительных путешествий.

Проходить до 80 км в сутки — в течении двух месяцев, и по 50-60 км — в течении еще пары… Это возможно. При наличии «почтовых станций» — монгольских знаменитых «уртонов». Это 30-ти километровый участок между станциями, дневной переход — 2 станции, 60 км.

На некоторых участках можно и сотню с гаком проходить, лишь бы смена была регулярная. Подвижного состава. Специального … Из степных пород лошадей. В хорошей физической форме. Под присмотром опытных кочевников (других и не было тогда).

Плано Карпини (64 года) и Гильом де Рубрук («дородный» человек богатырского сложения) оказались удивительно выносливы для такого приключения, моё почтение. Хотя, судя по их описаниям, — они едва не распрощались с жизнью. Но смогли добраться за 100 с хвостиком дней — до Монголии.

Назад уже не гончили, путешествовали со скоростью обычного торгового каравана — 30 км в день. Не знаю про «дородность» Рубрука, на десять или пятнадцать кэгэ он тощего европца тех веков грузнее был… Но уверен, через пару недель пути, да на степной диете… Кипарисом предстал перед Великим Ханом.

А кто уж совсем не верит в такую возможность… Опросите доблестных защитников Родины старшего поколения. Которые в армии СССР в боевых войсках служили. За какой срок из городского дрища получался бравый воин. Выносливый, сильный и злой. Немало есть Подписчиков канала с таким опытом. А вы про Средние Века… Про обычное путешествие на комфортном степняке…

Картина дня

наверх