На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 439 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Решение Путина пр...
  • Владимир Гусев
    Везите и побольше! Только не забудьте всё отмыть от укроповских и евро кишок. А так - детишечкам - пусть развлечение ...Решение Путина пр...
  • Тамара Кукушкина (куликова)
    Какие смешные западники.Какие -то ультиматумы нам  ставят.забудьте про них ,Россия уже не та.Решение Путина пр...

«Трезубец» против «Булавы». Разные, но равные?

Рябов Кирилл

 

«Трезубец» против «Булавы». Разные, но равные?


Пуск ракеты UGM-133A Trident II


Россия и США имеют развитые стратегические ядерные силы (СЯС) с полноценной морской компонентой. Ключевым элементом последней являются баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Новейшими образцами этого рода являются российское изделие Р-30 «Булава» и американское UGM-133A Trident II (D5). Эти ракеты серьезно отличаются друг от друга, но имеют одинаковую ценность для национальной обороны двух стран.

Старая американская ракета


Разработка будущей UGM-133A стартовала в начале семидесятых годов и серьезно затянулась. Завершить испытания готового изделия удалось только в конце восьмидесятых, и в 1990 г. ракета официально поступила на вооружение. Основным заказчиком БРПЛ Trident II («Трезубец-2») стали ВМС США. Также ракеты поступили на вооружение Великобритании. Развертывание ракет осуществлялось на ПЛАРБ двух типов американской и британской постройки.

UGM-133A представляет собой межконтинентальную баллистическую ракету трехступенчатой схемы с твердотопливными двигателями. Изделие имеет длину 13,5 м при диаметре 2,1 м и стартовую массу более 59 т. Наведение осуществляется за счет инерциальной и спутниковой навигацией с астрокоррекцией.

Забрасываемый вес Trident II достигает 2800 кг. Разделяющаяся головная часть (РГЧ) может нести боевые блоки (ББ) индивидуального наведения типа W88 (475 кт) или W76 (100 кт) – 8 и 14 единиц соответственно. Впрочем, ракеты не несут полный боекомплект для улучшения других характеристик. В прошлом году начато производство блока W76-2 с мощностью не более 5-7 кт для решения особых задач.


Американская ПЛАРБ USS Tennessee (SSBN-734) типа Ohio. Фото: U.S.Navy/Wikimedia.org

При полной боевой нагрузке UGM-133A показывает дальность стрельбы 7800 км. Максимальная дальность, получаемая с сокращением числа боевых блоков, – 11300 км. Круговое вероятное отклонение – до 90 м, в зависимости от способа наведения.

Новое российское изделие


Работы по российскому ракетному комплексу на основе БРПЛ Р-30 «Булава» стартовали в конце девяностых годов, и уже в 2004-м состоялись первые испытания. В сентябре 2005 г. выполнили первую стрельбу натурным изделием. К началу десятых годов было подготовлено производство, и начался выпуск серийных ракет. Однако приказ о принятии на вооружение вышел только в июне 2018 г.

«Булава» – трехступенчатая твердотопливная БРПЛ с возможностью несения РГЧ ИН и средств преодоления противоракетной обороны. Длина ракеты – 12,1 м при диаметре 2 м. Стартовая масса – 36,8 т. Забрасываемый вес оценивается в 1100-1200 кг. Системы управления включают средства инерциальной навигации, выполненные на основе современных компонентов.

По разным данным, Р-30 несет от 6 до 10 ББ индивидуального наведения. Мощность этих изделий оценивается в 100-150 кт. Имеются сведения о разработке боевых блоков с возможностью маневрирования на траектории. Вместе с боезарядами ракета несет ложные цели и другие средства преодоления ПРО. Максимальная дальность стрельбы достигает 9300 км. Показатели точности неизвестны, но в неофициальных источниках утверждается, что КВО не превышает 90-100 м.

Вопрос носителей


Морская компонента СЯС США включает 14 ПЛАРБ типа Ohio. В прошлом их было 18, но 4 корабля перестроили в носители крылатых ракет. Самая старая из строевых лодок пр. «Огайо» вступила в состав ВМС в 1984 г. Последняя несет службу с 1997 г.


Крышки пусковых установок на палубе ПЛАРБ USS Wyoming (SSBN-742). Фото : Rebecca Rebarich, U.S. Navy

Ракетный отсек ПЛАРБ типа Ohio вмещает 24 шахтные пусковые установки для ракет UGM-133A. Таким образом, ВМС США может одновременно вывести в море до 336 БРПЛ типа Trident II. Максимальная численность боевых блоков – от 2688 до 4704. Впрочем, условия существующих договоров позволяют развернуть не более 1500 ББ. Также необходимо учесть, что «Огайо» не выходят на патрулирование одновременно всей группировкой.

Главный союзник США, Великобритания в 1993-1999 гг. ввела в строй четыре ПЛАРБ типа Vanguard. Такие корабли несут по 16 ракет – в общей сложности до 64. При этом имеются достаточно жесткие ограничения по количеству боевых блоков.

Реальными строевыми носителями БРПЛ Р-30 являются ракетные подводные крейсера стратегического назначения пр. 955 «Борей». К настоящему времени построено и введено в боевой состав ВМФ три таких корабля. Четвертый, построенный по пр. 955А, недавно завершил государственные испытания и вскоре будет передан флоту. Еще четыре новых РПКСН находятся на разных стадиях строительства.

Подлодки «Борей» всех типов имеют по 16 шахт под ракеты «Булава». Таким образом, в настоящее время они могут доставить в районы патрулирования всего 48 ракет с 288-480 боевыми блоками. В ближайшие месяцы подобные возможности флота вырастут, однако и после этого количественные показатели «Бореев» и «Булав» останутся ограниченными.


РПКСН ТК-208 "Дмитрий Донской" пр. 941УМ - опытный носитель БРПЛ Р-30

Однако не стоит переживать за потенциал морской компоненты российских СЯС. Пока не построено достаточное количество «Бореев», основная работа в этой сфере ложится на более старые РПКСН пр. 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин». Сейчас в строю имеется шесть подобных кораблей, каждый из которых несет по 16 БРПЛ семейства Р-29РМ. В течение нескольких следующих лет «Дельфины» будут сохранять статус основы морской компоненты СЯС, но затем уступят это место «Бореям».

«Трезубец» против «Булавы»


Большой интерес представляет сравнение двух современных БРПЛ ведущих ядерных держав. Простое сопоставление табличных данных может привести к однозначным выводам, но не все так просто.

С точки зрения основных показателей – максимальной дальности и забрасываемого веса – явным лидером выглядит американская ракета. Однако она не может отправлять все 2,8 т полезной нагрузки на предельную дальность 11,3 тыс. км. Российская «Булава» имеет более скромные показатели, однако пока не ясно, как сочетаются максимальные значения ее характеристик. Точность стрельбы сопоставима, что позволяет получать близкие результаты ударов.

Интересным образом выглядит ситуация с боевым оснащением – к тому же она осложняется отсутствием точных данных. Номенклатура ББ для Trident II, вероятно, чуть шире, а кроме того, она включает более мощные изделия. Также разработан заряд W76-2 сниженной мощности для решения особых задач.


Подводный крейсер "Александр Невский" и его экипаж

Российская ракета несет до 10 блоков мощностью до 100-150 кт. С учетом современных тенденций и в сочетании с достигаемой точностью это достаточно для поражения типовых целей БРПЛ. Важной особенностью «Булавы» является современный комплекс противодействия ПРО противника, повышающий вероятность успешного прохождения боезарядов к целям. При этом имеется возможность оснащать Р-30 полным набором ББ без риска выхода за установленные ограничения.

По известным данным, «Булава» имеет преимущество в виде повышенной устойчивости к ПРО и на начальном этапе полета. Как и другие современные российские МБР, Р-30 отличается улучшенной энергетикой двигателей и сокращенной продолжительностью активного участка – до 3-4 раз в сравнении с предшественниками. Соответственно, сокращается время для реакции вражеской ПРО, работающей по взлетающим МБР. Насколько известно, более старый «Трезубец» имеет «обычный» профиль полета.

Важнейшее преимущество БРПЛ UGM-133A – их потенциальная и фактическая численность, обеспечиваемые носителями. ВМС США имеют 14 подлодок типа «Огайо» и могут развернуть большое число БРПЛ и ББ. Этой возможностью активно пользуются, и в последние годы на морскую компоненту СЯС приходится не менее половины от всех развернутых боевых блоков.


"Князь Владимир" - первый представитель улучшенного проекта 955А

Российские показатели такого рода куда скромнее, даже с учетом более старых ракет Р-29РМ. Однако это связано с другим подходом к формированию СЯС. Наши ядерные силы полагаются в основном на ракеты наземного базирования. Именно на них приходится основная доля развернутых ББ.

Требования заказчика


Рассматривая современные БРПЛ ведущих стран, необходимо учитывать один из важнейших факторов – взгляды заказчика при формировании тактико-технических требований (ТТТ) к будущему оружию.

ТТТ к перспективной UGM-133A формировались более 40 лет назад, а готовая ракета поступила на вооружение в 1990 г. С тех пор военно-политическая ситуация изменилась, исчезли некоторые старые угрозы, но появились новые. Для соответствия новым требованиям и пожеланиям военных приходится осуществлять модернизацию имеющихся БРПЛ – с известными ограничениями таких процессов.

Р-30 «Булава» создавалась позже, и заказчик учитывал все современные и перспективные угрозы, потребности, ограничения договоров и т.д. Таким образом, эта БРПЛ более полно соответствует актуальным требованиям и учитывает современные взгляды на оборону в целом и роль морской компоненты СЯС в частности. Именно этим можно объяснить значительную разницу в характеристиках «Булавы» и предыдущих отечественных ракет, а также отличие от американского «Трезубца».


Пуск "Булавы" с борта "Князя Владимира", 30 октября 2019 г.

Впрочем, нельзя исключать, что на характеристиках готовой Р-30 сказались те или иные технологические ограничения. Разработке и производству этой ракеты предшествовал не самый простой период, серьезно ударивший по науке и промышленности. При отсутствии таких проблем ТТТ на перспективную БРПЛ могли бы выглядеть иначе.

Разные, но равные?


С точки зрения тактико-технических характеристик современные БРПЛ России и США серьезно отличаются. В ряде параметров преимущества имеет UGM-133A Trident II, но в других лучше себя показывает Р-30 «Булава». При всем этом, оба образца состоят на вооружении и обеспечивают стратегическую безопасность своих государств.

Тот факт, что «Булава» и «Трезубец» состоят на вооружении и не идут под замену, хотя и осуществляется модернизация, прямо указывает на соответствие требованиям эксплуатантов и существующим стратегиям. Соответственно, две рассматриваемые БРПЛ равноценно хороши в рамках оборонных доктрин своих стран и пригодны для решения поставленных задач. А эти факторы куда важнее общих километров и килограммов.

«Пэтриот» или «Триумф»: как США шантажируют Индию


ЗРС С-400 на марше

В октябре 2018 г. Индия сделала крупный заказ на поставку российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Уже начато производство заказанных изделий, и до конца года их передадут индийской армии. Однако эти процессы не устраивают США. Вашингтон может принять меры в отношении Индии. Не исключается возможность использования санкций в рамках действующего закона CAATSA.

Повод для споров


Еще в 2015 г. индийские власти приняли принципиальное решение о заказе российских ЗРС С-400. Речь шла о пяти полковых комплектах с десятками пусковых установок и большим числом прочей техники. 5 октября 2018 г. страны подписали официальный контракт на поставку пяти полков «Триумфа» общей стоимостью 5 млрд долл. США.

Договор сразу подвергся критике из Вашингтона. Американская сторона планировала продать Индии свой ЗРК Patriot, но не получила желаемый заказ. Вследствие этого начали регулярно звучать заявления об ошибочном выборе индийского министерства обороны, а также о его возможных негативных последствиях. В ответ на это министерство иностранных дел Индии указало, что ЗРС выбрали с учетом национальных интересов, а также призвало другие страны уважать этот выбор.


Пусковые установки на позиции

Со временем США перешли от критики к угрозам. Любопытное заявление такого рода прозвучало 20 мая. В ходе одного из мероприятий и.о. помощника госсекретаря по делам Центральной и Южной Азии Элис Уэллс получила вопрос о перспективах российско-индийского сотрудничества в свете закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act – CAATSA).

Э. Уэллс отметила, что вопрос применения закона в отношении Индии не снят. Впрочем, Вашингтон не спешит прибегать к санкциям. Он намерен предлагать потенциальному заказчику в лице Нью-Дели «системы высочайшего технологического уровня». Комбинировать и сочетать российские и американские разработки не удастся, и поэтому Индии придется выбрать стратегического партнера.

Триумфальные аргументы


Индия выбрала российскую ЗРС и, несмотря на попытки давления со стороны США, не собирается менять свое мнение и разрывать имеющийся контракт. Очевидно, что в основе такой позиции лежат несколько факторов разного рода: технические, экономические и даже политические.


Радиолокационные средства ЗРС С-400

Закупке С-400 могло поспособствовать давнее и плодотворное сотрудничество Москвы и Нью-Дели во всех сферах, включая вооружения и военную технику. Разрабатываются совместные проекты, налаживается производство различных образцов, и страны в целом довольны друг другом. Контракт на «Триумфы» в известной мере стал продолжением такой дружбы.

На данный момент основу войсковой и объектовой ПВО индийской армии составляют образцы советского / российского производства. Это в известной мере облегчает освоение и интеграцию новых ЗРС в существующие контуры обороны. Также накоплен большой и положительный опыт, что тоже могло стать аргументом в пользу «Триумфа».

Аналогичные аргументы за «Пэтриот» отсутствуют, поскольку американское участие в строительстве индийской ПВО было минимальным. В США закупались только ПЗРК FIM-92 Stinger.


Выгрузка средств С-400, поставленных Турции

Порядок цифр


В сравнении любых образцов техники решающее значение имеют тактико-технические характеристики. Известные данные показывают, что уже на уровне самых общих параметров российская ЗРС С-400 опережает американский комплекс Patriot даже в последней модификации PAC-3. Заметная разница в характеристиках могла стать еще одним поводом для заказа «Триумфа».

С-400 и «Пэтриот» выполнены мобильными и построены на самоходных шасси и прицепах. Они могут в минимальное время прибывать на позицию, производить развертывание и заступать на дежурство. При этом российский «Триумф» отличается более совершенными методами пуска. ТПК поднимаются вертикально, а склонение ракеты осуществляется после старта. Patriot нуждается в довороте пусковой установки в нужный сектор.

«Триумф» включает несколько радиолокационных средств. Так, РЛС раннего обнаружения 91Н6 засекает цели типа «стратегический бомбардировщик» на дальностях 570 км. Баллистические цели выявляются с 200-230 км. Предусмотрен т.н. всевысотный обнаружитель 96Л6, обеспечивающий наблюдение за обстановкой на высотах до 100 км.


ЗРК Patriot на марше

Patriot засекает аэродинамические цели при помощи РЛС AN/MPQ-53. Она способна обнаружить бомбардировщик с расстояния не менее 180-200 км. Малогабаритные баллистические цели засекаются с 80-100 км. Комплекс PAC-3 дополняется РЛС AN/MPQ-65, оптимизированной для работы по баллистическим целям.

В боекомплект С-400 входят несколько зенитных управляемых ракет разного назначения с отличающимися характеристиками. При помощи ЗУР 9М100 и 9М96 возможно поражение целей на дальностях до 15-40 км. Имеются несколько изделий с дальностью от 150 до 250 км. Наибольшую дальность поражения в 380-400 км показывает ЗУР 40Н6. Досягаемость по высоте доходит до 30-35 км. Ракеты «Триумфа» способны поражать аэродинамические цели со скоростью более 1100 м/с или баллистические при 4800 м/с.

Последняя модификация «Пэтриота» PAC-3 может использовать ЗУР нескольких типов, предназначенные для решения отличающихся задач. Так, ранние модификации ракеты MIM-104 предназначены для перехвата аэродинамических целей и имеют ограниченный потенциал при борьбе с баллистическими. Состоит на вооружении ракета ERINT, оптимизированная для поражения баллистических целей. Максимальная дальность стрельбы, в зависимости от типа ЗУР, достигает 80-100 км высота – до 25 км. Противоракета ERINT летит на дальность до 45 км и высоту до 20 км.


Комплекс в процессе развертывания

Таким образом, более новая ЗРС С-400 российской разработки очевидным образом опережает более старый Patriot по всем основным тактико-техническим характеристикам. Этот факт в сочетании с другими особенностями техники мог решающим образом повлиять на мнение заказчика.

Невозможная альтернатива


Следует отметить, что у США есть и другие комплексы ПВО/ПРО с более высокими характеристиками. Так, на вооружении ВМС и ПРО США состоит изделие RIM-161 SM-3 – универсальная ЗУР для борьбы с аэродинамическими и баллистическими целями. SM-3 последней модификации Block IIA показывает дальность стрельбы 2500 км и высотность не менее 250 км. Ракета развивает скорость ок. 4500 м/с и поражает цель прямым попаданием.

SM-3 используется на кораблях, оснащенных БИУС Aegis. В недавнем прошлом был создан сухопутный вариант комплекса ПВО/ПРО Aegis Ashore – по сути, корабельные агрегаты, размещенные на сухопутной постройке. Несколько таких комплексов развернуто или строится в зарубежных странах в рамках глобальной системы ПРО.


Пуск ЗУР

Возможно, США могли бы заинтересовать Индию своим комплексом «Иджис Эшор» и его ракетами SM-3. Однако появление такого предложения маловероятно по политическим и иным причинам. Кроме того, индийской стороне требуются мобильные системы, и она вряд ли заинтересуется сложным стационарным комплексом. Также потенциального заказчика не устроит стоимость строительства и эксплуатации.

Последний аргумент


Индия продолжает строительство собственной оборонной промышленности и осваивает новые направления, но все еще серьезно зависит от импорта. По данным SIPRI, только в прошлом году на иностранную продукцию потратили почти 3 млрд долл. Имеется тенденция к увеличению военного бюджета и трат на импортную продукцию. Таким образом, индийская армия остается одним из самых выгодных и желанных клиентов для любого производителя продукции военного назначения.

Контракт на С-400 предусматривает поставку 5 полковых комплектов, каждый из которых стоит ок. 1 млрд долл. В скором будущем эти деньги достанутся российским предприятиям. Американской промышленности, не сумевшей завоевать заказ на свои ЗРК Patriot, приходится завидовать – и решать свои проблемы сомнительными методами.


«Пэтриот» не смог обойти «Триумф» по тактико-техническим характеристикам, да и американо-индийское сотрудничество нельзя назвать длительным и успешным. В подобных условиях, при отсутствии других аргументов, Вашингтон, возможно, прибегнет к последнему доводу в виде санкций по закону CAATSA.

Вряд ли введение санкций или угроза таких мер заставит Индию изменить свое мнение и разорвать контракт с Россией. Однако они серьезно испортят отношения Нью-Дели и Вашингтона. Очевидно, что давление и шантаж – не самый лучший способ заинтересовать партнера и начать плодотворное сотрудничество.

В контексте американо-индийского спора необходимо вспомнить недавние события вокруг С-400 для Турции. На этой почве Вашингтон и Анкара серьезно рассорились, что уже привело к неприятным последствиям для обеих сторон. Впрочем, турецкая армия не отказалась от российских ЗРС. И нет никаких оснований считать, что Индия не последует ее примеру.

Картина дня

наверх