Евгений Даманцев
Удар по Венесуэле сдерживает прорывной актив от КРЭТ. Какое оружие расчехлили для Су-30МКВ?
С каждым днём продолжают всё больше редеть ряды тех западных военно-аналитических агентств, которые ещё вчера в один голос утверждали, что правительству Николаса Мадуро, а также всем структурам, сохранившим лояльность действующему лидеру Боливарианской Республики, осталось удерживать бразды правления на протяжении считанных дней.
На текущий момент данный редеющий список был оставлен даже известнейшим американским деловым изданием «The Wall Street Journal», журналисты которого в одной из своих коротких аналитических заметок всё же признали полное фиаско наспех выработанной Вашингтоном стратегии «ослабления подспорья Мадуро среди личного состава вооружённых сил».
Именно этот факт является очередным красноречивым подтверждением того, что подаваемая западными средствами массовой информации картинка-фикция якобы о всеобъемлющей поддержке Хуана Гуайдо со стороны войсковых подразделений Венесуэлы справедлива лишь в отношении того малого процента военнослужащих, которые, во-первых, имели доступ к «кормушке» группы так называемого «Демократического единства Ассамблеи», во-вторых, — оказались более склонными к «обработке» громкими демократическими лозунгами оппортуниста Гуайдо. Как известно, данные лозунги, ровно как и вся программа «зомбирования» погруженного в социально-экономический кризис населения Венесуэлы, были выработаны Хуаном Гуайдо в ходе нескольких телефонных переговоров с вице-президентом США Майком Пенсом, а также во время неофициальных визитов первого в Бразилию, Колумбию и Вашингтон, состоявшихся в декабре 2018 года.
Как бы там ни было, план Вашингтона, предусматривающий свержение правительства Мадуро «за один день», оказался не только неэффективным, но контрпродуктивным, ведь вялотекущий характер искусственно смоделированной смуты в Боливарианской Республике Венесуэла даёт возможность оборонному ведомству страны, возглавляемому Владимиром Падрино Лопесом, ежедневно формировать до нескольких десятков, а то и сотен «свежих» отрядов военизированного ополчения, неумолимо уменьшающих шансы подразделений специального назначения ВС США, а также колумбийских войсковых подразделений на проведение успешной «гибридной» наземной операции, особенно учитывая сложнейший рельеф местности Венесуэлы. Стало быть, на сегодняшний день единственным «удобоваримым» вариантом для Пентагона продолжает оставаться нанесение мощнейшего массированного ракетно-авиационного удара по всем зенитно-ракетным батареям эшелонированной зонально-объектовой системы ПВО Венесуэлы, входящей в состав Объединённого командования войск воздушно-космической обороны страны (CODAI) с последующим задействованием штурмовой авиации, предназначенной для зачистки наиболее мощных очагов сопротивления в тех районах республики, где позволяет рельеф местности.
Между тем, как мы уже отмечали в одном из наших предыдущих обзоров, присутствие в составе каждой из 8 зенитно-ракетных батарей С-300ВМ «Антей-2500» семи радиолокационных средств наведения и подсвета целей (1 станция наведения 9С32М и 6 радаров подсвета на каждой ПУ 9А82/83), а также наличие в составе каждой самоходной огневой установки 9А317 комплексов «Бук-М2Э» приданного радара подсвета 9А36 превращает данные войсковые ЗРК в мобильные средства противоракетной обороны с феноменальной боевой устойчивостью, для полного подавления которых может потребоваться более 500 стратегических крылатых ракет «Томагавк», а также малозаметных тактических КР большой дальности JASSM-ER. И всё это навскидку, ведь необходимо учитывать ещё поставки венесуэльской армии нескольких тысяч современных ПЗРК 9К338 «Игла-С», способных работать по всем модификациям СКР «Томагавк»; часть из них вполне может комплектоваться комплектами средств для обеспечения стрельбы ночью СОСН 9С520, представленными тактическими терминалами с радиостанциями получения целеуказания от сторонних радиолокационных средств через УБКП «Ранжир». Вышеописанные достоинства ПВО Венесуэлы являются одной из причин, по которой командование ВМС США не торопится отправлять в акваторию Карибского моря авианосную ударную группировку даже в «расширенной» ударной конфигурации с парой ПЛАРК «Огайо» в версии SSGN. Но имеется и ещё одна весомая причина, способная низвести статус корабельных средств ПВО-ПРО ВМС США до «уровня бордюра».
Речь идёт о наличии в арсеналах ракетного вооружения венесуэльских Су-30МКВ противорадиолокационных и противокорабельных ракет семейства Х-31А/Д (AS-17 «Kripton»), полученных Военно-воздушными силами Венесуэлы в количестве 100—200 ед. ещё в конце 2000-х гг., в рамках реализации контрактов между Минобороны Венесуэлы и ФГУП ГНПЦ «Звезда-Стрела» (ныне является подразделением АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»/КРЭТ). Учебный пуск противокорабельной модификации ракеты Х-31А по надводной цели условного противника с узла подвески Су-30МКВ, который был выполнен в районе озера Маракайбо в рамках проходящих широкомасштабных военно-гражданских учений «Двухсотлетие Ангостуры-2019», подтвердил, что условия хранения данного вооружения Каракас, к счастью, соблюдал. А это значит, что большая часть 3-маховых противокорабельных ракет Х-31А и противорадиолокационных ракет Х-31П должна пребывать в более-менее боеготовом состоянии.
В нашей предыдущей работе, касающейся готовности Су-30МКВ участвовать в отражении ракетного удара США, был сделан вывод, что в связи с более совершенными бортовыми радарами APG-79 американских палубных истребителей «Супер Хорнет», а также их значительным численным превосходством наиболее безопасным для пилотов вариантом применения «сушек» будет оперирование под «противовоздушными зонтиками» С-300ВМ и перехват («добивание») пропущенных «трёхсотыми» и «Буками» ракет «Томагавк», а также уничтожение наземных целей противника тактическими ракетами Х-59МЭ «Овод». Тем не менее, принимая во внимание тот факт, что их усовершенствованные экспортные варианты РЛС Н001ВЭ способны обнаружить F/A-18E/F c «полными подвесками» на дальности 110—115 км, а в боекомплекты всё же вошли ракеты воздушного боя с АРГСН Р-77, способные «обскакать» AIM-120C-7/8 на средних дальностях благодаря лучшей маневренности (достигнутой применением решётчатых рулей), Су-30МКВ всё же способны уничтожить определённое количество американских палубных истребителей в боях на дистанциях 70—200 км и в БВБ. Из этого вывод: обладая радиусом действия порядка 1400 км, две эскадрильи Су-30МКВ, вооружённые 92 ракетами Х-31А и Х-31П (в любом соотношении), вполне способны выйти на 70- и 110-километровые рубежи пуска по корабельному ордеру штатовской АУГ.
Естественно, без потерь здесь не обойдётся, поскольку Су-30МКВ и запущенным ракетам Х-31 будет противостоять не только палубная авиация ВМС США, но и дальнобойные ЗУР «Standart Missile — 6» (RIM-174 ERAM), которые будут запущены по венесуэльским истребителям с расстояния более 250 км. Тем не менее, определённый процент «воздушно-реактивных» Х-31А всё же вонзит 90-килограммовые боевые части в тонкие борта «Арлей Бёрков»; с тем же успехом и противорадиолокационные Х-31П, прорвав ближний рубеж ПВО АУГ (образован зенитными ракетами «Evolved Sea Sparrow»), смогут вывести из строя далеко не одну многофункциональную корабельную РЛС AN/SPY-1D. Вот такой нерадужный прогноз имеется для Пентагона на тот случай, если здравый смысл всё же будет утерян, и отправка к берегам Венесуэлы карательного авианосного ударного соединения станет неизбежной.
Именно этот факт является очередным красноречивым подтверждением того, что подаваемая западными средствами массовой информации картинка-фикция якобы о всеобъемлющей поддержке Хуана Гуайдо со стороны войсковых подразделений Венесуэлы справедлива лишь в отношении того малого процента военнослужащих, которые, во-первых, имели доступ к «кормушке» группы так называемого «Демократического единства Ассамблеи», во-вторых, — оказались более склонными к «обработке» громкими демократическими лозунгами оппортуниста Гуайдо. Как известно, данные лозунги, ровно как и вся программа «зомбирования» погруженного в социально-экономический кризис населения Венесуэлы, были выработаны Хуаном Гуайдо в ходе нескольких телефонных переговоров с вице-президентом США Майком Пенсом, а также во время неофициальных визитов первого в Бразилию, Колумбию и Вашингтон, состоявшихся в декабре 2018 года.
Как бы там ни было, план Вашингтона, предусматривающий свержение правительства Мадуро «за один день», оказался не только неэффективным, но контрпродуктивным, ведь вялотекущий характер искусственно смоделированной смуты в Боливарианской Республике Венесуэла даёт возможность оборонному ведомству страны, возглавляемому Владимиром Падрино Лопесом, ежедневно формировать до нескольких десятков, а то и сотен «свежих» отрядов военизированного ополчения, неумолимо уменьшающих шансы подразделений специального назначения ВС США, а также колумбийских войсковых подразделений на проведение успешной «гибридной» наземной операции, особенно учитывая сложнейший рельеф местности Венесуэлы. Стало быть, на сегодняшний день единственным «удобоваримым» вариантом для Пентагона продолжает оставаться нанесение мощнейшего массированного ракетно-авиационного удара по всем зенитно-ракетным батареям эшелонированной зонально-объектовой системы ПВО Венесуэлы, входящей в состав Объединённого командования войск воздушно-космической обороны страны (CODAI) с последующим задействованием штурмовой авиации, предназначенной для зачистки наиболее мощных очагов сопротивления в тех районах республики, где позволяет рельеф местности.
Между тем, как мы уже отмечали в одном из наших предыдущих обзоров, присутствие в составе каждой из 8 зенитно-ракетных батарей С-300ВМ «Антей-2500» семи радиолокационных средств наведения и подсвета целей (1 станция наведения 9С32М и 6 радаров подсвета на каждой ПУ 9А82/83), а также наличие в составе каждой самоходной огневой установки 9А317 комплексов «Бук-М2Э» приданного радара подсвета 9А36 превращает данные войсковые ЗРК в мобильные средства противоракетной обороны с феноменальной боевой устойчивостью, для полного подавления которых может потребоваться более 500 стратегических крылатых ракет «Томагавк», а также малозаметных тактических КР большой дальности JASSM-ER. И всё это навскидку, ведь необходимо учитывать ещё поставки венесуэльской армии нескольких тысяч современных ПЗРК 9К338 «Игла-С», способных работать по всем модификациям СКР «Томагавк»; часть из них вполне может комплектоваться комплектами средств для обеспечения стрельбы ночью СОСН 9С520, представленными тактическими терминалами с радиостанциями получения целеуказания от сторонних радиолокационных средств через УБКП «Ранжир». Вышеописанные достоинства ПВО Венесуэлы являются одной из причин, по которой командование ВМС США не торопится отправлять в акваторию Карибского моря авианосную ударную группировку даже в «расширенной» ударной конфигурации с парой ПЛАРК «Огайо» в версии SSGN. Но имеется и ещё одна весомая причина, способная низвести статус корабельных средств ПВО-ПРО ВМС США до «уровня бордюра».
Комплект СОСН 9С520 для ПЗРК "Игла-С"
Речь идёт о наличии в арсеналах ракетного вооружения венесуэльских Су-30МКВ противорадиолокационных и противокорабельных ракет семейства Х-31А/Д (AS-17 «Kripton»), полученных Военно-воздушными силами Венесуэлы в количестве 100—200 ед. ещё в конце 2000-х гг., в рамках реализации контрактов между Минобороны Венесуэлы и ФГУП ГНПЦ «Звезда-Стрела» (ныне является подразделением АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»/КРЭТ). Учебный пуск противокорабельной модификации ракеты Х-31А по надводной цели условного противника с узла подвески Су-30МКВ, который был выполнен в районе озера Маракайбо в рамках проходящих широкомасштабных военно-гражданских учений «Двухсотлетие Ангостуры-2019», подтвердил, что условия хранения данного вооружения Каракас, к счастью, соблюдал. А это значит, что большая часть 3-маховых противокорабельных ракет Х-31А и противорадиолокационных ракет Х-31П должна пребывать в более-менее боеготовом состоянии.
Учебный пуск противокорабельной ракеты Х-31А с узла подвески венесуэльской "Сушки"
В нашей предыдущей работе, касающейся готовности Су-30МКВ участвовать в отражении ракетного удара США, был сделан вывод, что в связи с более совершенными бортовыми радарами APG-79 американских палубных истребителей «Супер Хорнет», а также их значительным численным превосходством наиболее безопасным для пилотов вариантом применения «сушек» будет оперирование под «противовоздушными зонтиками» С-300ВМ и перехват («добивание») пропущенных «трёхсотыми» и «Буками» ракет «Томагавк», а также уничтожение наземных целей противника тактическими ракетами Х-59МЭ «Овод». Тем не менее, принимая во внимание тот факт, что их усовершенствованные экспортные варианты РЛС Н001ВЭ способны обнаружить F/A-18E/F c «полными подвесками» на дальности 110—115 км, а в боекомплекты всё же вошли ракеты воздушного боя с АРГСН Р-77, способные «обскакать» AIM-120C-7/8 на средних дальностях благодаря лучшей маневренности (достигнутой применением решётчатых рулей), Су-30МКВ всё же способны уничтожить определённое количество американских палубных истребителей в боях на дистанциях 70—200 км и в БВБ. Из этого вывод: обладая радиусом действия порядка 1400 км, две эскадрильи Су-30МКВ, вооружённые 92 ракетами Х-31А и Х-31П (в любом соотношении), вполне способны выйти на 70- и 110-километровые рубежи пуска по корабельному ордеру штатовской АУГ.
Естественно, без потерь здесь не обойдётся, поскольку Су-30МКВ и запущенным ракетам Х-31 будет противостоять не только палубная авиация ВМС США, но и дальнобойные ЗУР «Standart Missile — 6» (RIM-174 ERAM), которые будут запущены по венесуэльским истребителям с расстояния более 250 км. Тем не менее, определённый процент «воздушно-реактивных» Х-31А всё же вонзит 90-килограммовые боевые части в тонкие борта «Арлей Бёрков»; с тем же успехом и противорадиолокационные Х-31П, прорвав ближний рубеж ПВО АУГ (образован зенитными ракетами «Evolved Sea Sparrow»), смогут вывести из строя далеко не одну многофункциональную корабельную РЛС AN/SPY-1D. Вот такой нерадужный прогноз имеется для Пентагона на тот случай, если здравый смысл всё же будет утерян, и отправка к берегам Венесуэлы карательного авианосного ударного соединения станет неизбежной.
Получит ли МС-21 отечественные композиты: борьба за будущее гражданской авиации РФ
МС-21 – большая надежда российского гражданского авиастроения. Однако санкции грозят поставить крест на ожидавшемся прорыве. И дело касается не только композитных материалов, хотя в последнее время именно о них велось больше всего разговоров.
МС-21 заявлен как самолёт семейства узкофюзеляжных среднемагистральных пассажирских лайнеров. Основными конкурентами лайнера должны стать китайский COMAC C919, американский Boeing-737 MAX, европейские Airbus A220 и A320neo.
Разработкой машины занимаются совместно ОКБ Яковлева и корпорация «Иркут». И «Иркут», и Яковлев принадлежат ОАК. В Объединенную авиастроительную корпорацию входит также и АО «Аэрокомпозит». Она и еще 11 компаний 26 сентября 2018-го года попали под ограничения Минфина США, что ставит под угрозу самое создание МС-21.
Пять предприятий из этого списка представляют собой аэрокосмическую отрасль. Они, по мнению американцев, производят технологии двойного назначения. Санкции введены за деятельность, которая, в формулировке Минфина, «противоречит интересам национальной безопасности или внешней политики Соединенных Штатов».
Согласно ограничениям этим компаниям запрещается доступ к технологиям двойного назначения американского происхождения. Причем запрет распространяется и на реэкспорт. Поставщику-нарушителю (неважно, какой он национальности или где зарегистрирована фирма) грозят 20 лет тюрьмы или до миллиона долларов штрафа.
Всем памятен недавний конфликт вокруг турбин «Сименс», поставленных в Крым. Несмотря на заявления о том, что турбины были приобретены на вторичном рынке, ЕС ввел различные ограниченияпротив трех россиян и трех российских компаний.
Американские угрозы могут звучать в этом случае еще более весомо. Да, можно представить ситуацию, при которой поставка будет налажена через цепочку фирм-посредников. Но то, что может подойти для небольших разовых проектов, не годится для темпов производства 70 лайнеров в год.
Рынок композитных материалов в России на данный момент сложно назвать развитым. Лишь с недавнего времени предпринимаются некоторые шаги для использования технологий. Поэтому компоненты для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, закупались в основном у зарубежных компаний: японской Toray Industries и американской Hexcel.
По признанию российских чиновников, есть китайские аналоги – но они в два раза толще и тяжелее. Сейчас есть три опытных экземпляра МС-21, в процессе постройки еще один. Компонентов для композитов есть ещё на шесть.
Самым радикальным вариантом стал бы отказ от «черного» крыла и замена его на алюминий. Но это лишило бы проект одного из главных преимуществ и, фактически, стало бы признанием поражения России перед Западом. Поэтому не смотря на то, что такой вариант был упомянут сразу после введения санкций, больше к нему не возвращались.
Среди лидеров рынка стоит отметить несколько корпораций. В первую очередь это Toray Industrial, Teijin Limited и Mitsubishi Rayon Co. Ltd. – все из Японии. Далее SGL Group (Германия), тайваньская Formosa Plastics Corporation, Meggitt из Италии, бельгийская Solvay, Isovolta AG (Австрия) и Hexcel (Соединенные Штаты). Большинство из них тесно связаны с США, все давно и прочно занимают свои позиции на бизнес-арене, не в последнюю очередь - благодаря качеству продукции. К примеру, Teijin Limited – это примерно половина мирового рынка углеволокна, Solvay – связующие клеи и эпоксидные смолы и т.д.
Коммерсантъ в одном из своих материалов, посвященных данной тематике, писал, что, что наладить производство мог бы Елабужский завод композитных изделий, но даже в этом случае сложно ожидать выхода самолета в означенные сроки: они смещаются минимум на 2025-й год.
Возможно, ситуацию удастся исправить компаниям Umatex («Росатом») и «Препрег-СКМ»(«Роснано»). Ранее и та, и другая неоднократно заявляли о своей готовности заменить иностранных поставщиков. Конечная цель, которую заявляла та же «Уматекс» в мае 2018 года - охватить весь цикл, от НИОКР до производства углеродных волокон, ткани и предварительно пропитанных материалов.
Более того, по результатам «мозгового штурма», последовавшего после введения санкций, Росатом выразил готовность разработать и протестировать необходимые материалы. Несмотря на то, что ОАК утверждает, что сроки поставки первых самолетов Аэрофлоту не изменятся – а они назначены на 2020 год, сколько реально займет процесс ОКР, - на данный момент никто не берется предсказать. Чаще всего в прогнозах звучит 2025-й и позже.
Есть еще момент. В СМИ превозносится инновационный «безавтоклавный метод вакуумной инфузии (VARTM) для изготовления крупных интегральных конструкций». В статьях часто упоминается, что этот метод превосходит те, что находятся на службе у «Боинга» и Airbus. Те используют автоклавную технологию, в которой детали буквально выпекаются в специальных печах под высоким давлением. Давление необходимо для того, что удалять из деталей воздух – его малейшие пузырьки могут привести к разрушению детали.
Отказаться от этого «устаревшего» способа, судя по словам журналистов, авиагиганты не могут: технология отработана, а при таких масштабах это важнее. Однако на деле есть еще причина, почему российские авиастроители пользуются способом, который является более рискованным именно в силу возможного появления тех самых пресловутых воздушных кармашков. Использовать технологию, одной из главных проблем которой является нестабильность геометрических и физико-механических характеристик приходится не от хорошей жизни.
Мы не производим автоклавных печей, способных вместить в себя деталь длиной более 5 метров и шириной более 1,3 метра: такую установку представил в 2017-м «Курганхиммаш». Крыло МС-21-300 – 3х36 м. Закупка такого оборудования была чревата тем, что производитель подобного оборудования имеет постоянный удаленный доступ к нему. А сейчас, в условиях санкций, даже появись у России такое желание, приобретение автоклава фактически невозможно (на Западе). И еще – вакуумная инфузия используется достаточно широко. Но только там, где детали не требуют серьезной нагрузки.
Впрочем, технология, которую используют для крыла МС-21, имеет и ряд преимуществ. В первую очередь это финансовая сторона. Экономия может идти в разы. Отдельные эксперты считают, что стоимость жидкого композитного материала и сухих волокон может быть на 70 процентов ниже. Сухое карбоновое волокно хранится неопределенно долгий срок – что невозможно в случае с препрегами (тканными композитными материалами-полуфабрикатами, наполненных неотвержденными полимерными связующими). Помимо этого, большие интегральные конструкции могут работать как единое целое. Крыло, созданное по такой методе, испытания (хоть и не с первого раза) прошло.
Есть еще один шанс. По «Аэрокомпозиту» идет обжалование решения. И вполне возможно, что санкции будут сняты. Хороший пример – «Русал» Олега Дерипаски, который, вложив около миллиона долларов в деятельность официальной лоббистской фирмы, смог избавится от клейма Министерства финансов США и продолжить "нормальную" деятельность.
Однако композиты являются не единственной проблемой. Доля импортных комплектующих в Суперджете была 72 процента, в МС-21 она ниже, но все равно слишком высока для страны, регулярно попадающей под европейские и американские ограничения – их от 30 до 40 процентов.
К 2022-му году ОАК надеется поднять долю до 97 процентов. Но это очень оптимистичный прогноз.
40 процентов импортных комплектующих – это с российским ПД-14, дальнейшим развитием двигателя 1999-го года ПД-12. Закупать его намеревались по 177 миллионов рублей. Двигатели эти прошли российскую сертификацию, в 2019 году ему предстоит валидация сертификата в европейской EASA. Пока же с этим есть затруднения. К примеру, SSJ-100 имел такое количество зарубежных партнеров не просто так – благодаря им и их связям процесс сертификации самолета и его элементов прошел относительно гладко, а самолет получил сервисное обслуживание в Европе.
Международная сертификация – процесс сложный и дорогой, первый опытный экземпляр МС-21-300 выкатили с двигателями «Pratt&Whitney» PW1400G – на нем настаивало и настаивает большинство потенциальных клиентов. Однако вопрос не только в сертификате для двигателей. Россия до сих пор не может договориться о процедурах взаимного признания с Европой и США. Ранее эти функции принадлежали МАК, но от него в 2015-м году были переданы «Росавиации».
Приближение к цифре 97 процентов «родных» компонентов только на словах звучит как легкая прогулка. К примеру, одно только создание нового производства по выпуску гидроприводов и насосов для замены продукции «Eaton»(США) и «ФЭД» (Украина) обошлось российскому бюджету в 2 миллиарда рублей в 2016-м. Бортовые системы контроля, интерьеры, шасси, спасательные трапы, пассажирские кресла, кислородные системы и системы электроснабжения.
Из каких источников будут возмещаться затраты на разработку ПД-14 тоже пока неизвестно.
НИОКР ПД-14 потребовал 70 миллиардов рублей, большую часть из которых дало правительство Российской Федерации. Тем не менее, двигатель еще не готов.
Несомненный плюс в этой ситуации один: мы однозначно построим свое производство ряда важнейших композитных материалов. В условиях, когда доля Российской Федерации на глобальном рынке композитных материалов составляет менее 1%, а из-за границы ввозятся все, начиная от оборудования и заканчивая основным сырьем — смолами, отвердителями, наполнителями для сэндвич-структур, препрегами. В 80-х СССР занимал третье место в мире по применению композитов, сейчас же Россия потребляет их в 15 раз меньше, чем другие развитые страны.
Ясно одно: бороться за лайнер, который часто называют президентским проектом из-за особого внимания первого лица государства, будут до конца, потому как проиграть – это потерять престиж России и навсегда распрощаться с мыслью о себе как о как о действительно великой державе с собственным авиапромом.
МС-21 заявлен как самолёт семейства узкофюзеляжных среднемагистральных пассажирских лайнеров. Основными конкурентами лайнера должны стать китайский COMAC C919, американский Boeing-737 MAX, европейские Airbus A220 и A320neo.
Разработкой машины занимаются совместно ОКБ Яковлева и корпорация «Иркут». И «Иркут», и Яковлев принадлежат ОАК. В Объединенную авиастроительную корпорацию входит также и АО «Аэрокомпозит». Она и еще 11 компаний 26 сентября 2018-го года попали под ограничения Минфина США, что ставит под угрозу самое создание МС-21.
Пять предприятий из этого списка представляют собой аэрокосмическую отрасль. Они, по мнению американцев, производят технологии двойного назначения. Санкции введены за деятельность, которая, в формулировке Минфина, «противоречит интересам национальной безопасности или внешней политики Соединенных Штатов».
Согласно ограничениям этим компаниям запрещается доступ к технологиям двойного назначения американского происхождения. Причем запрет распространяется и на реэкспорт. Поставщику-нарушителю (неважно, какой он национальности или где зарегистрирована фирма) грозят 20 лет тюрьмы или до миллиона долларов штрафа.
Всем памятен недавний конфликт вокруг турбин «Сименс», поставленных в Крым. Несмотря на заявления о том, что турбины были приобретены на вторичном рынке, ЕС ввел различные ограниченияпротив трех россиян и трех российских компаний.
Американские угрозы могут звучать в этом случае еще более весомо. Да, можно представить ситуацию, при которой поставка будет налажена через цепочку фирм-посредников. Но то, что может подойти для небольших разовых проектов, не годится для темпов производства 70 лайнеров в год.
Рынок композитных материалов в России на данный момент сложно назвать развитым. Лишь с недавнего времени предпринимаются некоторые шаги для использования технологий. Поэтому компоненты для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, закупались в основном у зарубежных компаний: японской Toray Industries и американской Hexcel.
По признанию российских чиновников, есть китайские аналоги – но они в два раза толще и тяжелее. Сейчас есть три опытных экземпляра МС-21, в процессе постройки еще один. Компонентов для композитов есть ещё на шесть.
Самым радикальным вариантом стал бы отказ от «черного» крыла и замена его на алюминий. Но это лишило бы проект одного из главных преимуществ и, фактически, стало бы признанием поражения России перед Западом. Поэтому не смотря на то, что такой вариант был упомянут сразу после введения санкций, больше к нему не возвращались.
Среди лидеров рынка стоит отметить несколько корпораций. В первую очередь это Toray Industrial, Teijin Limited и Mitsubishi Rayon Co. Ltd. – все из Японии. Далее SGL Group (Германия), тайваньская Formosa Plastics Corporation, Meggitt из Италии, бельгийская Solvay, Isovolta AG (Австрия) и Hexcel (Соединенные Штаты). Большинство из них тесно связаны с США, все давно и прочно занимают свои позиции на бизнес-арене, не в последнюю очередь - благодаря качеству продукции. К примеру, Teijin Limited – это примерно половина мирового рынка углеволокна, Solvay – связующие клеи и эпоксидные смолы и т.д.
Коммерсантъ в одном из своих материалов, посвященных данной тематике, писал, что, что наладить производство мог бы Елабужский завод композитных изделий, но даже в этом случае сложно ожидать выхода самолета в означенные сроки: они смещаются минимум на 2025-й год.
Возможно, ситуацию удастся исправить компаниям Umatex («Росатом») и «Препрег-СКМ»(«Роснано»). Ранее и та, и другая неоднократно заявляли о своей готовности заменить иностранных поставщиков. Конечная цель, которую заявляла та же «Уматекс» в мае 2018 года - охватить весь цикл, от НИОКР до производства углеродных волокон, ткани и предварительно пропитанных материалов.
Более того, по результатам «мозгового штурма», последовавшего после введения санкций, Росатом выразил готовность разработать и протестировать необходимые материалы. Несмотря на то, что ОАК утверждает, что сроки поставки первых самолетов Аэрофлоту не изменятся – а они назначены на 2020 год, сколько реально займет процесс ОКР, - на данный момент никто не берется предсказать. Чаще всего в прогнозах звучит 2025-й и позже.
Есть еще момент. В СМИ превозносится инновационный «безавтоклавный метод вакуумной инфузии (VARTM) для изготовления крупных интегральных конструкций». В статьях часто упоминается, что этот метод превосходит те, что находятся на службе у «Боинга» и Airbus. Те используют автоклавную технологию, в которой детали буквально выпекаются в специальных печах под высоким давлением. Давление необходимо для того, что удалять из деталей воздух – его малейшие пузырьки могут привести к разрушению детали.
Отказаться от этого «устаревшего» способа, судя по словам журналистов, авиагиганты не могут: технология отработана, а при таких масштабах это важнее. Однако на деле есть еще причина, почему российские авиастроители пользуются способом, который является более рискованным именно в силу возможного появления тех самых пресловутых воздушных кармашков. Использовать технологию, одной из главных проблем которой является нестабильность геометрических и физико-механических характеристик приходится не от хорошей жизни.
Мы не производим автоклавных печей, способных вместить в себя деталь длиной более 5 метров и шириной более 1,3 метра: такую установку представил в 2017-м «Курганхиммаш». Крыло МС-21-300 – 3х36 м. Закупка такого оборудования была чревата тем, что производитель подобного оборудования имеет постоянный удаленный доступ к нему. А сейчас, в условиях санкций, даже появись у России такое желание, приобретение автоклава фактически невозможно (на Западе). И еще – вакуумная инфузия используется достаточно широко. Но только там, где детали не требуют серьезной нагрузки.
Впрочем, технология, которую используют для крыла МС-21, имеет и ряд преимуществ. В первую очередь это финансовая сторона. Экономия может идти в разы. Отдельные эксперты считают, что стоимость жидкого композитного материала и сухих волокон может быть на 70 процентов ниже. Сухое карбоновое волокно хранится неопределенно долгий срок – что невозможно в случае с препрегами (тканными композитными материалами-полуфабрикатами, наполненных неотвержденными полимерными связующими). Помимо этого, большие интегральные конструкции могут работать как единое целое. Крыло, созданное по такой методе, испытания (хоть и не с первого раза) прошло.
Есть еще один шанс. По «Аэрокомпозиту» идет обжалование решения. И вполне возможно, что санкции будут сняты. Хороший пример – «Русал» Олега Дерипаски, который, вложив около миллиона долларов в деятельность официальной лоббистской фирмы, смог избавится от клейма Министерства финансов США и продолжить "нормальную" деятельность.
Однако композиты являются не единственной проблемой. Доля импортных комплектующих в Суперджете была 72 процента, в МС-21 она ниже, но все равно слишком высока для страны, регулярно попадающей под европейские и американские ограничения – их от 30 до 40 процентов.
К 2022-му году ОАК надеется поднять долю до 97 процентов. Но это очень оптимистичный прогноз.
40 процентов импортных комплектующих – это с российским ПД-14, дальнейшим развитием двигателя 1999-го года ПД-12. Закупать его намеревались по 177 миллионов рублей. Двигатели эти прошли российскую сертификацию, в 2019 году ему предстоит валидация сертификата в европейской EASA. Пока же с этим есть затруднения. К примеру, SSJ-100 имел такое количество зарубежных партнеров не просто так – благодаря им и их связям процесс сертификации самолета и его элементов прошел относительно гладко, а самолет получил сервисное обслуживание в Европе.
Международная сертификация – процесс сложный и дорогой, первый опытный экземпляр МС-21-300 выкатили с двигателями «Pratt&Whitney» PW1400G – на нем настаивало и настаивает большинство потенциальных клиентов. Однако вопрос не только в сертификате для двигателей. Россия до сих пор не может договориться о процедурах взаимного признания с Европой и США. Ранее эти функции принадлежали МАК, но от него в 2015-м году были переданы «Росавиации».
Приближение к цифре 97 процентов «родных» компонентов только на словах звучит как легкая прогулка. К примеру, одно только создание нового производства по выпуску гидроприводов и насосов для замены продукции «Eaton»(США) и «ФЭД» (Украина) обошлось российскому бюджету в 2 миллиарда рублей в 2016-м. Бортовые системы контроля, интерьеры, шасси, спасательные трапы, пассажирские кресла, кислородные системы и системы электроснабжения.
Из каких источников будут возмещаться затраты на разработку ПД-14 тоже пока неизвестно.
НИОКР ПД-14 потребовал 70 миллиардов рублей, большую часть из которых дало правительство Российской Федерации. Тем не менее, двигатель еще не готов.
Несомненный плюс в этой ситуации один: мы однозначно построим свое производство ряда важнейших композитных материалов. В условиях, когда доля Российской Федерации на глобальном рынке композитных материалов составляет менее 1%, а из-за границы ввозятся все, начиная от оборудования и заканчивая основным сырьем — смолами, отвердителями, наполнителями для сэндвич-структур, препрегами. В 80-х СССР занимал третье место в мире по применению композитов, сейчас же Россия потребляет их в 15 раз меньше, чем другие развитые страны.
Ясно одно: бороться за лайнер, который часто называют президентским проектом из-за особого внимания первого лица государства, будут до конца, потому как проиграть – это потерять престиж России и навсегда распрощаться с мыслью о себе как о как о действительно великой державе с собственным авиапромом.
Госкомиссия рекомендовала ГРСК "Авангард" к принятию на вооружение
Информационное агентство ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли сообщает о выполнении всех требований тактико-технического задания во время испытаний гиперзвукового ракетного стратегического комплекса (ГРСК) «Авангард».
Отмечается, что представителями госкомиссии выражено удовлетворение результатами заключительного испытательного пуска «Авангарда», который осуществлялся с гиперзвуковым блоком. Напомним, что в ходе испытаний гиперзвуковой блок ГРСК на одном из участков траектории развил скорость около 27 М (27 скоростей звука). Об этом ранее сообщил вице-премьер правительства России Юрий Борисов.
На данный момент ГРСК «Авангард» рекомендован к принятию на вооружение. Это подтвердил источник ТАСС в ОПК. Официальных заявлений по этому поводу пока нет.
Напомним, что лётные испытания МБР УР-100Н УТТХ с гиперзвуковым блоком «Авангард» проходили в конце декабря 2018. Тогда ГРСК был выпущен с полигона Домбаровский по цели на камчатском полигоне Кура. Этот пуск стал третьим испытательным – зачётным.
Ранее в прессе муссировалась тема о том, что «Авангард» якобы дальше мультипликационной презентации не пойдёт. До сих пор отдельными лицами делаются заявления о том, что с «Авангардом» якобы возникнет множество проблем, включая «проблему управляемости в полёте». Ровно такие же заявления в своё время делались относительно крылатой ракеты «Калибр». После того как «Калибр» свои возможности показал, такого рода заявления в его отношении сошли на нет.
Отмечается, что представителями госкомиссии выражено удовлетворение результатами заключительного испытательного пуска «Авангарда», который осуществлялся с гиперзвуковым блоком. Напомним, что в ходе испытаний гиперзвуковой блок ГРСК на одном из участков траектории развил скорость около 27 М (27 скоростей звука). Об этом ранее сообщил вице-премьер правительства России Юрий Борисов.
На данный момент ГРСК «Авангард» рекомендован к принятию на вооружение. Это подтвердил источник ТАСС в ОПК. Официальных заявлений по этому поводу пока нет.
Напомним, что лётные испытания МБР УР-100Н УТТХ с гиперзвуковым блоком «Авангард» проходили в конце декабря 2018. Тогда ГРСК был выпущен с полигона Домбаровский по цели на камчатском полигоне Кура. Этот пуск стал третьим испытательным – зачётным.
Ранее в прессе муссировалась тема о том, что «Авангард» якобы дальше мультипликационной презентации не пойдёт. До сих пор отдельными лицами делаются заявления о том, что с «Авангардом» якобы возникнет множество проблем, включая «проблему управляемости в полёте». Ровно такие же заявления в своё время делались относительно крылатой ракеты «Калибр». После того как «Калибр» свои возможности показал, такого рода заявления в его отношении сошли на нет.
В "Техмаше" рассказали об "умных" взрывателях для боеприпасов РСЗО
В Объединённых Арабских Эмиратах сегодня второй день международной выставки вооружений и военной техники IDEX 2019. Российская продукция в Абу-Даби представлена весьма широко. На выставке рассказывается и о том, какую продукцию российские предприятия готовы начать выпускать уже в ближайшее время. Одна из новинок, которая готовится выйти из недр предприятий, – так называемые «умные» взрыватели для боеприпасов реактивных систем залпового огня.
О новинке рассказывает информационное агентство ТАСС со ссылкой на главу российского концерна «Техмаш» Владимира Лепина, присутствующего на выставке в ОАЭ.
По словам руководителя концерна, новый взрыватель существенно более эффективен, чем все предыдущие версии. Он способен «оценивать ситуацию» и приводить к подрыву боеприпаса (например, боеприпаса РСЗО «Торнадо-Г») на том или ином участке траектории.
Разработчики пока не разъясняют тех принципов, на которых осуществляется оценка ситуации для осуществления «интеллектуального» подрыва реактивного снаряда (ракеты).
Вместе с тем, новинка явно способна привлечь внимание потенциальных покупателей. Ведь «интеллектуальный» подрыв в разы повышает эффективность использования реактивного снаряда РСЗО, позволяя экономично расходовать боекомплект. Однако пока нет данных о ценовых параметрах новинки, которую планируется представить уже в следующем году.
О новинке рассказывает информационное агентство ТАСС со ссылкой на главу российского концерна «Техмаш» Владимира Лепина, присутствующего на выставке в ОАЭ.
По словам руководителя концерна, новый взрыватель существенно более эффективен, чем все предыдущие версии. Он способен «оценивать ситуацию» и приводить к подрыву боеприпаса (например, боеприпаса РСЗО «Торнадо-Г») на том или ином участке траектории.
Разработчики пока не разъясняют тех принципов, на которых осуществляется оценка ситуации для осуществления «интеллектуального» подрыва реактивного снаряда (ракеты).
Вместе с тем, новинка явно способна привлечь внимание потенциальных покупателей. Ведь «интеллектуальный» подрыв в разы повышает эффективность использования реактивного снаряда РСЗО, позволяя экономично расходовать боекомплект. Однако пока нет данных о ценовых параметрах новинки, которую планируется представить уже в следующем году.
Свежие комментарии