На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ed
    Фраза " личное решение" многое говорит об оперативных талантах остальных старших офицеров. Респект и уважуха  Апты Ал...Курская дуга, 31 ...
  • Юрий Ильинов
    Освобождение Шахтерского и Ясной Поляны, тяжелые бои под Курском. Ситуация на фронтах СВО к 1 ноября ВС РФ на южнодо...Курская дуга, 31 ...
  • Юрий Ильинов
    Запад настроен договориться на «ничью» в украинском конфликте – Лукашенко Президент Белоруссии высказался относитель...Нефть или БРИКС к...

«Ученики» Хайр-ад-Дина Барбароссы

Рыжов В.А.


Хайр-ад-Дин Барбаросса, о котором было рассказано в статье «Исламские пираты Средиземного моря», стал самым знаменитым вождём берберийских пиратов, но и после его смерти нашлись люди, достойно продолжившие дело этого адмирала. Одним из них был упоминавшийся в прошлой статье Синан-паша, Великий еврей из Смирны.



Синан-паша

 

 

Он рыщет по морю – то ль волк, то ль шакал.
Трепещут сердца и немеют уста.
"Коль мы не утонем, так точно – сгорим!
Спасайся, кто может!" – и за борт скорей:
Идет за добычей Синан эль-Саним,
Жестокий пират, кровожадный еврей.
Как боров он жирен, урод и скопец,
Но сердце железное в рыхлой груди.
Рыбак ты, бродяга, солдат иль купец –
Не смерть – значит, рабская цепь впереди.
Тот выбор несложен и неодолим:
Вот хищно галера летит, – а на ней
На черной галере – Синан эль-Саним,
Жестокий пират, кровожадный еврей.
Товар – на базар, а посудина – приз.
И пленники слышат немолкнущий гул:
Невольничий рынок, Алжир ли, Тунис,
Красавиц – к султану, в сераль, в Истанбул.
Он жаден, он к пленникам неумолим,
И сабля сверкает быстрей и быстрей.
От крови пьянеет Синан эль-Саним,
Жестокий пират, кровожадный еврей!


(Даниэль Клугер.)



Этот османский пират и адмирал был потомком марранов – евреев, изгнанных из объединённых королевств Кастилии и Арагона после издания там печально известного Альгамбрского эдикта (от 31 марта 1492 года). О трагических событиях тех лет подробно было рассказано в статье «Великий инквизитор Торквемада». Часть этих евреев по приказу османского султана Баязида II была эвакуирована на территорию империи на кораблях адмирала Кемаля Реиса. Расселены они были в Стамбуле, Эдирне, Салониках, Измире, Манисе, Бурсе, Гелиболе, Амасье и в некоторых других городах. Семья будущего корсара оказалась в Эдирне. Приняв ислам, он взял себе имя Синан-ад-Дин Юсуф.

Карьеру пирата Синан начинал на корабле знаменитого Хайр-ад-Дина Барбароссы, но со временем и сам стал адмиралом корсарской эскадры – и весьма внушительной: численность его подчинённых порой доходила до 6 тысяч человек. На своем флаге Синан поместил шестиконечную звезду, которую турки называли «Печатью Сулеймана».

У пиратов Магриба было распространено мнение о магических способностях Синана. Рассказывали, например, что с помощью приклада арбалета он мог определить высоту Солнца над горизонтом (на самом деле этот арбалет был разновидностью секстанта – «жезлом Иакова»).

Эскадры Великого еврея стали ужасом всех христианских побережий Средиземного моря, но особенно прославил его захват Тунисской гавани, узкий вход в которую – Ла-Голетта («Горло»), назывался так потому, что держал за горло Тунис. Случилось это 25 августа 1534 года. Под командой Синана тогда оказался целый флот из 100 кораблей.


Османская база в Тунисе ставила под удар судоходство во всём Средиземноморье, и потому уже в следующем году император Карл V двинул на Тунис огромный флот из 400 кораблей и 30-тысячную интернациональную армию, в составе которой находились испанцы, немцы, генуэзцы, наемники из других государств Италии, мальтийские рыцари. Этой экспедиции Карл придавал такое значение, что лично возглавил её, сказав перед отплытием, что он всего лишь «знаменосец Христа». 15 июня 1535 года его флот подошел к Тунису, где находился сам Барбаросса, а форт, построенный у самого узкого места Ла-Голетты, оборонял Синан, в подчинении которого оказалось 5 тысяч человек. Синан держался 24 дня, трижды устраивал вылазки, но стены крепости были разрушены огнём пушек мальтийского 8-палубного галеона, который «бросал» снаряды весом в 40 фунтов. Форт пал, но Барбаросса и отступивший Синан ещё защищались в Тунисе.

Утверждают, что Барбаросса был готов в тот момент приказать казнить 20 тысяч христианских рабов, но Синан отговорил его, заявив: «Это чудовищное злодеяние навсегда поставит нас вне человеческого общества».

Во время решающего штурма под Карлом V была убита лошадь, улыбнувшись, он сказал: «Императора еще никогда не брала пуля».

 

Питер Пауль Рубенс. Портрет Карла V. Институт искусства Курто, Лондон


По свидетельству современников, Барбаросса тоже сражался, как лев, лично убив множество солдат противника, но силы были неравны.

 

Хайр-ад-Дин Барбаросса


Во главе последнего четырёхтысячного отряда Барбаросса и Синан отступили в Алжир через пустыню, а «крестоносцы» грабили город три дня, дело дошло до того, что солдаты и освобождённые ими бывшие христианские рабы стали драться за добычу на улицах города. Мирных тунисцев погибло столько, что даже некоторые католические хронисты эту резню называли потом «самым постыдным деянием века». Досталось и евреям, которым «не было спасения в день Божьего гнева».

В 1538 году Синан участвовал в победоносном для Барбароссы морском сражении у Превезе, о котором было рассказано в статье «Исламские пираты Средиземного моря».

А окрылённый успехом Карл V следующий удар решил нанести по Алжиру. Но, казалось, что после постыдной тунисской резни сами небеса отвернулись от христианского императора: 23 октября 1541 года во время высадки на берег началась страшная буря, погубившая множество кораблей и ставшая причиной гибели около 8 тысяч солдат и матросов. Мавританская конница, атаковавшая испанцев с окрестных холмов, почти сбросила их в море. Карл V лично со шпагой в руке пытался остановить бегущих солдат, но вынужден был отдать приказ грузиться на уцелевшие суда. В плен попали три тысячи испанцев.



В составе этой экспедиции находился Эрнан Кортес, который в Мексике несколько раз был на пороге гибели и видел ещё и не такое.


Он уговаривал императора не отчаиваться и отдать приказ о новой высадке на берег, но упавший духом Карл уже не верил в победу. Испанский флот ушёл от берегов Алжира.

Среди жителей Алжира было 2 тысячи евреев, наслышанных о том, что стало с их соплеменниками в Тунисе. Ещё долго они отмечали эту испанскую неудачу трёхдневным постом и последующим праздником.

После этой победы Синан был назначен командующим османским флотом Индийского океана, который базировался в Суэце и воевал против португальцев.

Один из сыновей Великого еврея попал в плен и оказался на острове Эльба, где был крещён. Синан не мог помочь ему, так как находился на Красном море, но на Средиземном был Хайр-ад-Дин Барбаросса. В 1544 году он вступил в переговоры с целью освобождения сына своего соратника, не достигнув успеха, захватил город Пьомбино. И ставший гораздо более сговорчивым губернатор острова отдал ему мальчика.

Другой сын Синана, Сефер-реис, также был адмиралом индийского флота. В 1560 году он разгромил португальскую эскадру адмирала Cristvo Pereira Homen. В 1565 году Сефер заболел и умер в Адене.

Синан-паша, вернулся на Средиземное море в 1551 году и стал губернатором Алжира. Он захватил Триполи и территорию современной Ливии. Мальтийских рыцарей, взятых в плен во время той боевой кампании, Синан привёз в Константинополь, провёл в цепях перед султаном – и освободил их.

В мае 1553 года Синан повёл эскадру из 150 кораблей (в том числе 20 французских!) к побережью Италии и Сицилии, закончив это поход захватом Корсики.

Больше никаких сведений о «подвигах» этого адмирала нет, поэтому некоторые исследователи считают, что он умер после возвращения из этой экспедиции. Но имеются данные, что Великий еврей скончался в 1558 году – в один год с императором Карлом V:

Он предан отныне владеньям иным,
В подводном раю, в сердцевине морей.
Он тих и покоен, Синан эль-Саним,
Жестокий пират, кровожадный еврей.


(Даниэль Клугер.)

Другим «учеником» Хайр-ад-Дина Барбароссы был знаменитый Тургут-реис – выходец из грекоязычной крестьянской семьи, жившей неподалёку от города Бодрум.

Тургут-реис

 

 

Памятник Тургуту-реису в городке, который с 1972 года носит его имя – набережная парка Сабанджи

 

 

Turgutreis на карте Турции


Тургут (в некоторых источниках – Драгут) родился около 1485 года и был на 10 лет младше Хайр-ад-Дина Барбароссы. Военную службу он начал с 12 лет: обучился на канонира и в этой должности принимал участие в египетском походе Селима I. После завоевания этой страны остался в Египте; в Александрии поступил на службу к Синану (о котором мы уже говорили в этой статье). Скоро дослужился до капитана пиратской бригантины, выкупил свой корабль и ушёл в «свободное плавание». Со временем он поменял это судно на галиот, а в 1520 году поступил на службу к Хайр-ад-Дину Барбароссе, который высоко оценил таланты нового соратника, поставив его во главе эскадры из 12 кораблей.

В 1526 году Тургут-реис захватил сицилийскую крепость Капо Пассеро, и до 1533 года безнаказанно грабил побережья Южной Италии и Сицилии, захватил несколько крепостей на побережье Албании и венецианскую крепость Кандия на Крите, нападал на торговые корабли между Испанией и Италией. В мае 1533 года его эскадра насчитывала 22 корабля. А в сражении у Превезы (1538 год, смотрите статью «Исламские пираты Средиземного моря»), Тургут командовал уже 20 галерами и 10 галиотами.

В 1539 году он заменил на посту губернатора Джербы своего прежнего командира Синана-пашу (которого отправили в Суэц). По иронии судьбы, его резиденцией на этом острове стал замок, построенный в 1289 году Роджером Дориа, предком знаменитого противника османских эскадр и пиратов Магриба адмирала Андреа Дориа. На Джербе Тургут женился, но и о «делах» не забывал. В 1540 году захватил несколько генуэзских судов, разграбил острова Гоцо и Капрая, но 15 июня его эскадра, остановившаяся для ремонта на Корсике, была атакована и разбита объединённым флотом Джианеттино Дориа (племянник адмирала), Джорджио Дориа и Джентиле Орсини. Тургут попал в плен, в котором провёл 4 года. Освободил его Хайр-ад-Дин Барбаросса, который осадил Геную в 1544 году. Одним из условий снятия блокады он поставил освобождение Тургута. Посредником выступил мальтийский рыцарь Жан Паризо де ла Валетт, который через 13 лет станет Великим магистром госпитальеров.

 

Jean de la Valette, by Laurent Cars


Отпустить корсара Андреа Дориа согласился за внушительную сумму в 3500 золотых дукатов. Эту сделку современники называли самой удачной покупкой Барбароссы, потому что за 4 года Тургут так соскучился по любимой работе, что в том же году «отбил» эти деньги. Приняв под своё командование часть кораблей Барбароссы, он сразу же взял корсиканский город Бонифаччо, атаковал остров Гоцо и захватил около него несколько мальтийских судов. В следующем году Тургут разграбил итальянские города Монтероссо, Корнилья, Манарола и Риомаджоре, Раппало и Леванте, в 1546 – тунисские города Сфакс, Сус и Монастир. После этих побед довольные османы стали называть его Мечом ислама.

Когда в июле 1546 года умер великий адмирал Хайр-ад-Дин Барбаросса, его преемником все стали считать именно Тургут-реиса.

 

Тургут-реис, памятник в Стамбуле


В 1547 году новый герой и кумир Османской империи и Магриба атаковал Мальту, Апулию и Калабрию. В следующем году был назначен бейлербеем (наместником) Алжира: это назначение он отметил нападением на Кампанию. А заодно «отблагодарил» Ла Валетта, который в то время был губернатором Триполи: захватил мальтийскую галеру «La Caterinetta», которая везла рыцарю 7 тысяч эскудо, предназначенных для финансирования работ по укреплению стен этого города. Новых средств собрать не удалось, и в 1549 году Ла Валетт вернулся на Мальту.

Тургут-реис продолжал «геройствовать» на море: в 1549 году он разграбил Раппало, в 1550 – захватил Махдию, Монастир, Сус и Тунис, а затем атаковал побережья Сардинии и Испании.

Андреа Дориа и союзные ему мальтийцы во главе с Клодом де ла Санглем в октябре этого года отбили Махдию и заблокировали эскадру Тургута у острова Джерба. Пиратский адмирал вышел из положения, приказав прорыть канал к другой бухте острова, и не только ускользнул от противника, но и разгромил эскадру, идущую на помощь к Дориа и ла Санглю, захватив 2 боевых корабля.

30 апреля 1551 года Сулейман I назначил удачливого корсара главнокомандующим всем флотом Османской империи, присвоив ему звание капудан-паши. Во главе 100 боевых кораблей он в том году вместе со своим старым знакомым и бывшим командиром Синаном-пашой хорошо погулял по Средиземному морю: разграбил восточное побережье Сицилии, атаковал Мальту и захватил остров Гоцо (в плену оказалось около 5 тысяч христиан). В августе того же года был взят Триполи, санджакбеем которого и стал Тургут. До конца года он успел разграбить Лигурию, а потом – захватил область Мисурата в Ливии.

В 1552 году Тургут, подобно Барбароссе, выступил союзником французского короля (на этот раз Генриха II) в войне против императора Карла V: за 300 тысяч золотых ливров султан любезно согласился на 2 года «сдать в аренду» свой победоносный флот во главе с удачливым адмиралом.

Новый капудан-паша не подвёл: разграбил множество городов, разбил эскадру своего старого противника Андреа Дориа близ Неаполя и объединённый испано-итальянский флот Карла V у острова Понца.

 

Испанский галеас

 

 

Venetian galkeass, 1571 год


Победы были столь впечатляющими, что Тургут был назначен бейлербеем Средиземного моря.

В следующем году он захватил калабрийские города Корротоне и Кастелло, разорил Сицилию, Сардинию, Капри и Корсику (чтобы отбить Корсику у занявших её французов, генуэзцам понадобилась 15-тысячная армия). Французский король «поощрил» Тургута 30 тысячами дукатов.

В 1554 году Тургут «навестил» Апулию, а потом захватил Рагузу, в 1555 вновь напал на Корсику (взята Бастия), Сардинию, Калабрию и Лигурию (здесь пал Сан-Ремо). Однако неблагодарные французы выразили недовольство, упрекая адмирала в «медлительности». В результате на место командующего флотом был назначен Пийале-паша (о нём – в следующей статье), а Тургут в 1556 году был отправлен в Триполи. Здесь он занялся строительством и реконструкцией стен вокруг города и порта, но и морской промысел не забывал: захватил Гафсу в Тунисе, ходил в Лигурию, Калабрию и Апулию, в 1558 году ограбил Менорку и Балеарские острова. В 1559 году участвовал в отражении испанской атаки на Алжир и подавил восстание в Триполи.

В 1560 году эскадры Тургута, Пийале-Паши и Улуджа Али разгромили испанский флот Филиппа II, захвативший было остров Джербу. Постаревший Андреа Дориа был так потрясён известием о поражении этого флота, которым командовал сын его племянника Джианеттито – Джованни, что тяжело заболел и так и не оправился: умер 25 ноября 1560 года. Смерть прославленного адмирала произвела тяжёлое впечатление во всех христианских странах, где теперь уже сомневались в самой возможности противостоять османам на Средиземном море.

В следующем году Тургут и другой герой этой эпохи, Улудж-Али, атаковали острова западной части Средиземного моря, захватили семь мальтийских галер и с флотом из 35 кораблей осадили Неаполь.

В 1562 году Тургут совершил удачное нападение на Крит.

Погиб этот адмирал в 1565 году во время штурма мальтийского форта Сент-Эльм.

 

Антонио Лафлери. Схема обороны Мальты


Он был убит то ли пушечным ядром, то ли осколком камня, попавшим в глаз, и был похоронен в Триполи. В это время ему было уже 80 лет.

 

«Смерть Тургута». Деталь фрески «La presa di S. Elmo», Большой зал дворца гроссмейстеров, Ла-Валетта


Возможно, вы удивитесь, но на острове Мальта в городке Слима район, где когда-то находилась первая батарея Тургута, обстреливавшая форт Сент-Эльм, назван в его честь – Dragut Point.

 

Ла-Валетта, вид сверху. Слева вверху остров Manoel, справа вверху – Dragut Point

 

 

Вид на Ла-Валетту с Драгут-пойнт

Картина дня

наверх