У Ростислава Владимировича, убитого в Тмутаракани, остались три сына: Рюрик, Володарь и Василько. После смерти отца они росли при дворе своего двоюродного дяди, Ярополка Изяславича, который с 1078 года стал князем во Владимире-Волынском.
Братья, как и их отец, являлись изгоями, не обладали реальной властью, не имели своих дружин, а если и имели, то в количествах, явно недостаточных для самостоятельной политики. Их не ожидало ничего выдающегося при существующем порядке вещей, потому они активно искали способы улучшить свой социальный статус, а точнее, получить себе уделы в правление и перестать зависеть от родичей, которые сами то возвышались, то падали в бурном котле политической жизни Руси того времени. Законными путями сделать это было сложно, потому велись поиски путей незаконных, т.е. просто способов выгнать откуда-то местных князей и сесть править самим.
Как раз в это время на территории княжества, в особенности в южной его части, которая называлась Подкарпатьем, позднее станет Перемышльским княжеством, а затем и Галицией, начало зреть недовольство. Местные общины были недовольны правлением Ярополка, усобицами, польскими гарнизонами в крупных городах, и многим другим. Сказывался и фактор ослабления власти великого князя Киевского, из-за чего появились тенденции к отделению или как минимум обособлению отдельных княжеств. Тем не менее, наследие времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого все же сказывалось – свое будущее местные общины связывали лишь с Рюриковичами и потому им требовался какой-то представитель правящей династии, чтобы добиться легитимности и, возможно, усилить свои возможности в будущей борьбе за место под солнцем. В лице Ростиславичей местное население приобрело сразу трех князей. Без поддержки общин шансов прийти к успеху у Рюрика, Володаря и Василька было мало; кроме того, нет никакой информации о том, чтобы они располагали чьей-либо еще поддержкой извне. Союз трех братьев и подкарпатских общин становился естественным и даже неизбежным.
В 1084 году, пользуясь отъездом Ярополка Изяславича из Владимира, Ростиславичи отправились в Червенские города и подняли там мятеж против князя. Поддержку им оказал и Перемышль, в результате чего костяк войска трех братьев составили городские полки (иначе объяснить появление у них армии практически невозможно). Польские гарнизоны были изгнаны перед лицом превосходящих сил, вскоре после этого без особого кровопролития был взят Владимир-Волынский, который, вероятно, попросту открыл ворота перед мятежниками. Ярополк запросил помощи у киевского князя, и тот прислал своего сына, Владимира Мономаха с целью вернуть княжество под контроль его законного правителя. Столицу княжества отбить удалось, но вот южные его территории, включая крупные города Перемышль, Звенигород и Теребовлю, оказали серьезное сопротивление. В конце концов Мономах был вынужден отправиться обратно в Киев, а Ярополк продолжил борьбу с Ростиславичами, в ходе которой и погиб – в 1086 году он был убит собственным дружинником Нерадцем. Так как Нерадец после этого нашел убежище в Перемышле, в убийстве обвинили Ростиславичей, но им уже было все равно: действуя совместно с общинами трех крупных городов Юго-Западной Руси, князья-изгои получили в собственное владение обширные и богатые земли, установив там свою власть.
Княжество Ростиславичей
С 1086 года Волынское княжество, до того единое, разделилось на две части. Северную, со столицей во Владимире-Волынском, контролировали «законные» правители согласно лествичному праву, за исключением города Дорогобужа, который в 1084 году по решению киевского князя был передан Давыду Игоревичу. На юге же, разделив владения между собой, стали править Ростиславичи, основавшие отдельную ветвь Рюриковичей, позднее названную Первой Галицкой династией. Рюрик как старший брат стал верховным правителем новообразованного княжества, осев в Перемышле. Его младшие братья, Володарь и Василько, сели править в Звенигороде и Теребовле соответственно. Наследование в княжестве происходило в рамках этой ветви Рюриковичей, в обмен на это князья получили значительную поддержку местных общин, которые регулярно выставляли свои войска под начало Ростиславичей – иначе сложно объяснить, каким образом им удавалось отражать многочисленные посягательства соседей на перемышльские земли.
Рюрик умер в 1092 году, не оставив после себя детей. Князем в Перемышле стал Володарь, который оказался князем-долгожителем и правил там аж до 1124 года. Его правление оказалось достаточно богатым на события. В 1097 году он посетил Любечский съезд князей, где сблизился с Владимиром Мономахом и добился признания своих прав на Перемышль. Это совершенно не понравилось князю Давыду Игоревичу, который на тот момент стал править Волынью: он посчитал, что Ростиславичи угрожают его положению и могут оспорить его властью над княжеством. Не исключено, что Давыда поддержала община Владимира-Волынского, которая лишилась части своего могущества и прибылей с потерей Подкарпатья. На сторону Давыда Игоревича встал великий князь киевский, Святополк Изяславич, который в этом же году похитил младшего брата Володаря, Василька, и ослепил его, чем спровоцировал начало новой усобицы.
Однако эффект, оказанный ослеплением Василька, оказался совершенно противоположный тому, что мог помочь делу Давыда и Святополка. У Володаря Ростиславича новость об этом надругательстве над младшим братом вызвала бурю возмущения. К князю присоединилась и община – Ростиславичи были для нее «своими», и потому ослепление Василька было оскорблением всех общинников княжества. Кроме того, младший из Ростиславичей был достаточно популярным правителем, в начале 1090-х годов в союзе с половцами ходил в дальние походы, включая Польшу, имел большие амбиции и стремился утвердиться в Болгарии. Такого князя люди считали «своим» и потому готовы были вписаться за него на полную.
Давыд, взяв с собой ослепленного Василька, вторгся на территорию Перемышльского княжества и осадил Теребовлю, бывший пограничным городом. Однако вскоре он столкнулся с неприятностями – Володарь сумел быстро собрать немалое войско и загнал волынского князя в город Бужск, где тот был вынужден сесть в осаду. Положение Давыда становилось безвыходным, и в обмен на освобождение Василька ему позволили покинуть город. Тем не менее, Володарь не унимался и осадил волынского князя уже в его столице, городе Владимире. В конце концов Давыд был вынужден бежать в Польшу и искать поддержки там, а Ростиславичи начали ловить всех, кто так или иначе участвовал в ослеплении Василька. Казнить их собственноручно они не стали, передав виновных в руки горожан-общинников, которые сами учинили над преступниками расправу, вешая на деревьях и расстреливая из луков. Единство Ростиславичей и подкарпатских общин на тот момент было абсолютным.
И снова война
Русские князья оказались возмущены историей с ослеплением Василька и потому в 1098 году собрали большое войско, которое подступило к Киеву и вынудило Святополка Изяславича, участника ослепления, наказать главного виновника случившегося, Давыда Игоревича. Тот не терял времени, успев вернуться в свое княжество при поддержке поляков. Святополку пришлось договариваться с ними о нейтралитете, а затем осаждать Владимир-Волынский, дабы наказать волынского князя. Впрочем, когда дело дошло до реальных наказаний, никаких особых мер не последовало – Давыд Игоревич, по сути, добровольно покинул город, отправившись править в Червен, а во Владимире сел править сын Святополка, Мстислав.
После утверждения своей власти на Волыни, Святополк не нашел лучше идеи, как… выступить в поход против Ростиславичей! Между тем и Давыд Игоревич не собирался отказываться от своих претензий на Волынь, активно ища союзников. В результате этого в Юго-Западной Руси сложилась ситуация, когда военные действия велись между тремя отдельными сторонами, которые могли как воевать друг с другом, так и заключать кратковременные союзы. Первой стороной были Ростиславичи, которые защищали свои владения в Перемышльском княжестве, второй – князь Червенский, Давыд Игоревич, претендовавший на Владимир-Волынский, а третьей – великий князь киевский Святополк. Последний теоретически обладал самыми большими возможностями, однако своего сына Мстислава он посадил княжить во Владимире без учета мнения местной общины, в результате чего та не питала к нему большой любви. Это не могло не сыграть в будущем своей роли…
Поход Святополка с сыновьями против Ростиславичей в 1099 году завершился битвой на Рожном поле. Володарь и Василько, привыкшие сражаться за свои интересы вместе с общинниками, одержали победу в сражении. Эта победа в своем роде была первой, ибо войска киевского князя впервые были разгромлены в сражении не за сам Киев. Один из сыновей Святополка, Ярослав, все еще не унимался и потому вскоре вторгся на территорию княжества с запада, заручившись поддержкой венгерского короля Коломана I, своего родственника. Это был первый раз в долгой череде вмешательств венгерских королей в дела Юго-Западной Руси. Братья сели в осаду, так как не могли противостоять большому венгерскому войску в поле.
Спас их положение половецкий хан Боняка, который выступал одновременно и союзником и Ростиславичей, и Давыда Игоревича. Венгерские войска попали в засаду на реке Вагре и потерпели тяжелое поражение, из-за чего были вынуждены покинуть территорию Перемышльского княжества. После этого Давыд Игоревич с половцами двинулись на столицу Волыни. Город защищали преимущественно пришлые воины, что подчеркивает летопись – сами владимирцы отказались поддержать Мстислава Святополчича, который погиб в ходе осады, находясь на стене. Попытка сторонников киевского князя во главе с Давыдом Святославичем (не путать с его тезкой!) деблокировать город провалилась, в результате чего контроль Давыда Игоревича над Волынью был восстановлен.
В 1100 году русские князья собрались в Уветичах, чтобы договориться об условиях мира. Давыд Игоревич, несмотря на свои достижения, был все же лишен Волынского княжества, которое передали Ярославу Святополчичу (тому самому, что привел год назад венгров на Русь). Впрочем, Давыду все же оставили ряд городов во владении, главным из которых оказался Бужск. Сам великий князь киевский, Святополк, все еще пытался вернуть Подкарпатье в свое владение и потому вместе со своими союзниками и сторонниками выдвинул Ростиславичам ультиматум – отдать ему Теребовлю и остаться править одним лишь Перемышлем, который он готов был с барской руки передать им в волость. Как конкретно на это ответили братья, неизвестно, но факт остается фактом: ничего они киевскому князю отдавать не стали. Обособленное существование княжества Ростиславичей продолжалось.
Володарь, князь Перемышльский
Володарь после 1100 года мог с еще большим правом считаться князем Перемышля и всех земель Подкарпатья, и даже князь киевский не смог хоть как-то ослабить власть Ростиславичей, которые действовали в тесном сотрудничестве с местными общинами. Сам князь оказался достаточно неплохим правителем, умелым дипломатом, способным планировать наперед и видеть выгоду от отношений с определенными своими родственниками. Кроме того, он прекрасно понимал как свое шаткое положение, так и важность развития вверенных ему земель, благодаря чему можно назвать удачной его политику касательно усобиц на Руси. Ростиславичи принимали в них участие, но достаточно редко, не привлекая крупные силы. Все делалось для обеспечения быстрого развития княжества, его безопасности и самостоятельности. Общины городов Подкарпатья высоко ценили эту политику и оставались беззаветно преданными Володарю на протяжении всего его правления.
«Внешнюю» политику князь вел достаточно гибко. Заклятые враги или вечные друзья для него не существовали. В 1101 году Володарь вместе с князем Чернигова, Давыдом Святославичем, ходил в поход на поляков, хотя всего пару лет назад они были если не врагами, то уж точно сражались по разные стороны баррикад. Достаточно теплыми сохранялись отношения с Владимиром Мономахом, которому была оказана поддержка во время его конфликта в 1117 году с волынским князем, Ярославом Святополчичем. Это не помешало Володарю в 1123 году поддержать того же Ярослава Святополчича в войне против сына Мономаха, Андрея, так как Ростиславичи всерьез опасались усиления власти Владимира Мономаха на Волыни. В 1119 году вместе с половцами князь Перемышля ходил на Византию, собрав богатую добычу, а в 1122 году во время набега на поляков он попал в плен из-за предательства своего воеводы, в результате чего Васильку пришлось выкупать старшего брата за большую сумму денег. Из двух дочерей Володаря одна была замужем за сыном Владимира Мономаха, а вторая – за сыном византийского императора Алексея I Комнина.
Умер Володарь в 1124 году, показав себя хоть и не великим правителем, но уж точно выдающимся на фоне многих остальных. То, что он действовал в интересах своего княжества, а также правил более 30 лет, позволило Перемышльскому княжеству в значительной мере окрепнуть и усилиться. Более того, законы обычной лествицы на княжество Ростиславичей теперь не распространялись. Три крупных удела, Перемышль, Теребовля и Звенигород, отныне могли находиться лишь во владении Ростиславичей. Именно с правления князя Володаря можно отсчитывать начало будущего Галицкого княжества как обособленного от остальной Руси, сильного и развитого, имеющего большой потенциал.
Нельзя не упомянуть и про деятельность младшего Ростиславича. Василько продолжил править Теребовлем вплоть до своей смерти в том же 1124 году. За это время он успел значительно укрепить пограничные со степью владения, заселив их поселенцами и основав ряд населенных пунктов. При этом постепенно улучшались отношения с половцами, которым не могли помешать даже их периодические набеги на Теребовльскую землю. В своей экспансии на юг он даже заявил претензии на болгарские территории и активно использовал желающих осесть кочевников в качестве новых поселенцев. Вероятно, именно Васильку принадлежит заслуга в бурном развитии одного из городов его земли, который в будущем станет столицей всего княжества – Галича, в котором сразу после смерти Василька сел править один из его сыновей. Впрочем, это уже немного другое время…
Владимирко Володаревич
После смерти Володаря Ростиславича правителем в Перемышле стал его старший сын, Ростислав. У него складывались не самые простые отношения с поляками – в 1122 году он успел побывать в заложниках, плененный после неудачного похода в Польшу, пока отец собирал выкуп, а уже в 1124 году ему довелось оборонять от них Перемышль. Довелось ему вскоре также повоевать и со своим младшим братом, Владимиром Володаревичем, который при помощи венгров пытался стать верховным правителем всего княжества. Война не привела ни к чему, так как князя поддержали двоюродные братья и Мстислав Киевский. Однако в 1128 году по неизвестной причине Ростислав умер, не оставив наследников, и князем в Перемышле стал тот самый Владимир.
Владимир Володаревич был человеком энергичным, целеустремленным и властным, не считая природных двуличия, цинизма и беспринципности. Он хотел создать централизованное и сильное княжество, способное не только защищаться от внешних врагов, но и переходить в наступление. От отца ему досталось хорошее наследство, а в 1128 году он объединил под собой два из четырех уделов княжества – Перемышль и Звенигород. В своих действиях Владимир опирался на поддержку общин, но особый акцент он сделал на боярстве, которое в это время уже практически выделилось в отдельную аристократию и стало выступать новой политической силой. Вместе с боярами Владимир обладал достаточной властью, ресурсами и войсками, чтобы реализовывать основные свои устремления.
В 1140 году Владимир принял участие в очередной усобице на Руси, выступив в поддержку Всеволода Ольговича Киевского против Изяслава Мстиславича Волынского. Здесь в который раз сыграл свою роль фактор опасения Ростиславичей усиления кого-либо на Волыни, но имела место и другая причина: князь Перемышльский стремился расширить собственные владения, в первую очередь за счет Волыни. Из этой затеи ничего не вышло, так как Изяслав Мстиславич оказался более умелым полководцем и политиком, что будет демонстрировать и в дальнейшем, заслужив одним из первых на Руси титула царя, пускай пока лишь в переписке. Несмотря на незначительный размах этого конфликта, он окажется прологом к достаточно серьезному противостоянию этих двух Рюриковичей в будущем.
Князь Василько Ростиславич оставил после себя двух сыновей – Ивана и Ростислава, которые правили в Галиче и Теребовле соответственно. Последний еще до 1140-х годов умер, и его владения унаследовал брат, Иван. Сам Иван умер в 1141 году, не оставив наследников, в результате чего все земли, за исключением Звенигорода, были получены в наследство Владимиром Володаревичем. Это было большой удачей, так как позволило впервые за все время объединить в одних руках почти все Подкарпатье. Владимир сразу же после этого задумался о переносе столицы: постоянные конфликты с поляками за пограничный Перемышль доставляли немало проблем. Требовалось столица, достаточно удаленная от границ, но в то же время развитая и богатая. Такой столицей на тот момент мог стать лишь Галич. Переезд туда был осуществлен в том же году, и именно с этого момента начинается история конкретно Галицкого княжества со столицей в одноименном городе.
Свежие комментарии