Ещё одна ниточка от настоящего к прошлому. Археологи Кубани порадовали очередным артефактом
Тот, кто искренне думает, что историю можно знать, сильно ошибается. Пожалуй, это самая загадочная, неточная и изменчивая из всех наук. Мало того, что учебники из поколения в поколение пишут победители, перекраивая известные факты, согласно принятым в конкретный момент доктринам, так ещё и находки, меняющие представления людей о том или ином периоде, совершаются регулярно и трактуются частенько на почве заблуждений. Так множится ложь и пишется большая сказка.
Но нельзя терять надежду. Однажды всё может измениться, надо лишь обнаружить некий ключ к непреложной правде. Эту цель ставят перед собой учёные. Они понимают: всё, что связывает нас с прошлым, — это артефакты, примерное время и место изготовления которых можно отследить благодаря чудесам техники и различным анализам, проводимым современниками в лабораториях. И даже это уже много. Кто знает, что в один прекрасный день они поведают нам?
В 2020 году на Кубани была найдена редкая монета, которая, как утверждают специалисты, была отчеканена примерно двести лет назад. Её удалось обнаружить команде под руководством директора НИИ исторической антропологии и филологии МГТУ имени Носова, ведущего сотрудника Института археологии РАН Михаила Абрамзона. Опираясь на заявление, сделанное учёным, можно сказать, что она была изготовлена в Бахчисарае и, вероятно, принадлежала хану по имени Шахин Герай. Номинал монеты равняется одному бешлыку.
Артефакт обнаружили на тракте, где некогда проходили полки под водительством Александра Суворова. Здесь же, согласно старым записям, писатель Михаил Юрьевич Лермонтов некогда проезжал по пути на Тамань.
Уже сегодня желающие могут увидеть археологическую находку в музее-заповеднике, расположенном на Кубани.
Станет ли такая находка прорывом в исторической науке? Маловероятно. Однако каждый шаг, сделанный в направлении познания прошлого, важен и имеет значение. Любой предмет, даже самый обыденный и вроде бы непримечательный, является частью нашего общего прошлого. Это ещё одна ниточка, что тянется к корням древа под названием человечество. И никому из нас в конечном итоге не дано предвосхитить события и сказать, что однажды он сумеет поведать людям правду о том, что было, чтобы отсеять домыслы и научиться жить фактами, смело оперируя ими, оценивая и выстраивая будущее на основе настоящего опыта предков.
Может быть, какая-нибудь самая незначительная вещица окажется тем ключом, который распахнёт двери в мир уже исчезнувший, но породивший действительность, где живёт каждый современник.
ß
Почему птица счастья синяя
Каждый человек хочет обрести счастье, поймав заветную «синюю птицу», которую ему обещали ещё в детстве. Гоняясь по миру за пернатым созданием, а точнее, цепляясь за его образ, мало кто задумывается, что он родился в воображении писателя, бесспорно гениального, но страдавшего шизофренией. Морис Метерлинк придумал абсолютно нежизнеспособное существо, недаром ведь в мире очень мало птиц этой окраски и уж точно их днём с огнём не отыскать на просторах Европы.
С точки зрения биологии у этого есть простое объяснение. Всё живое имеет тот цвет, который помогает ему лучше маскироваться, то есть выживать. Сливаться с небом для пернатых бессмысленно, так как в полёте они не так уязвимы, как на земле, где как раз приходится прятаться от хищников. И, как все знают, синие деревья и травы встречаются нечасто.
И вот рождается она, «синяя птица», едва ли не самая упоминаемая из всех на планете. Согласно литературному канону, за ней охотились брат и сестра, которые выяснили, будто, поймав диковинное существо, они сумеют спасти внучку одной феи. За ночь детишки переживают фантасмагорические приключения. Вокруг них оживают неодушевлённые предметы. Они спасаются от козней кошки, принимают помощь собаки, несколько раз ловят то, что, как им кажется, походит под описание, но либо упускают, либо понимают свою ошибку. Лишь дома они обнаруживают, что им нужное им всегда было рядом.
Таким образом ребята по умыслу автора доказывают мудрость распространённой поговорки: лучше синица в руке, чем журавль в небе. Её аналог существует во многих странах, хоть и звучит иначе. Ни в одной народной мудрости про синих птиц, впрочем, не упоминается. Но богатая творческая фантазия за то и ценится, что рождает совершенно новые образы.
Символисты и романисты, к моменту жизни которых эпоха Метерлинка уже прошла, восхитились сравнением, придуманным писателем. С их лёгкой руки, а также из-за общей необычности метафоры, она укоренилась и стала привычной. Попытки найти подобное существо или аналогичное сравнение в мифологии, народных сказаниях или где бы то ни было ещё совершались неоднократно с подачи рационалистов и просто учёных, чей пытливый ум всё и всегда желает знать. Но результата не было. Метерлинк действительно уникален.
И всё же можно предположить, откуда взялась птица. Она и поговорках встречается, и в целом довольно неуловима. Но почему вдруг синяя? Отчего этот цвет так понравился людям? Причин несколько. Во-первых, согласно трактовкам психологов, он ассоциируется с покоем. А счастья в суете не достичь. Во-вторых, как уже говорилось, синих птах не так много. Всё редкое особенно ценится.
Да и счастье встречается не на каждом углу. В-третьих, в Древнем Египте этот цвет был символом правды, а счастливым во лжи быть невозможно. Позже в христианстве цвет стал синонимом искренности и очищения от грехов, что также важно для достижения заветного состояния. И это всё, не считая ассоциаций с водой и небом.
Вот и получилось, что литературный вымысел, пришедший на ум человеку с нестандартным мышлением, нашёл столь бурный отклик у миллионов людей и укоренился, превратившись буквально в материальное воплощение нематериального понятия, которое и определить-то толком никто не может.
Впрочем, если кому-то охота представлять счастье в виде зелёного человечка, красной мухи или ещё как-то, почему нет? Каждому, как говорится, своё.
ß
Чудеса страны Литература и Магия хорошей сказки
Что бы там ни думали взрослые, ни один ребёнок от приключения не откажется. Книга — один из способов пережить яркие впечатления и почувствовать себя кем-то другим, научиться полезным вещам на чужом примере и стать частью чего-то большего. Вот только возможностей погрузиться в сказку у современника не так уж много. Да-да, именно так! Уроки, дополнительные занятия, гаджеты, отбирающие драгоценные минуты… И иллюзия, «что человеку нужен большой мир, другие люди, книги, знания, творчество, любовь.
На самом деле жить в маленьком уютном мирке гораздо проще и приятнее. Всё здесь будет только тебе, только для тебя. Это очень комфортно, когда не нужно ничего делать, ни о чём заботиться. Будешь просто есть, пить, спать, смотреть мультики, играть в компьютерные игры и развлекаться в социальных сетях… Будешь жить в своё удовольствие». Не поверите, но её воспитывают взрослые, которые кричат из каждого утюга: «Новое поколение не любит читать!» К счастью, иллюзии можно разрушить. В мире немало тех, кто нуждается в большем, чем онлайн-стрелялки и аккаунт в социальной сети. Такие дети хотят разнообразить досуг. Вот только часто они не знают, как это сделать. Какую историю открыть, чтобы точно не заскучать и не пожалеть о потерянном вечере?
Ольга Севостьянова, автор книги «Следы на Радуге», приходит на помощь ребятам. Свой сюжет она строит таким образом, чтобы увлечь читателей не только собственным произведением, но и лучшими шедеврами классиков: «А это Лукоморье. Вот он… Дуб зелёный… Мировое дерево. А вокруг него день и ночь ходит по цепи Кот Учёный… Такой громадный, важный чёрный котище с изумрудными глазами. “Идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говорит…”» Основное внимание концентрируется на творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Антуана де Сент-Экзюпери. Причём речь заходит не только о «Маленьком принце» — сказке романтичной, философской и неординарной, но и о человеке, подарившем её миру. Это пробуждает интерес к чтению, а заодно и к изучению теории литературы. В перспективе такой подход может облегчить учебный процесс, сделав его более приятным для ребёнка.
Конечно, «Следы на Радуге» — это не пересказ уже написанного. Это в корне новая сказка о путешествии, что начинается с золотого ключика, полученного от любимой учительницы литературы. Им открывается таинственная дверца за полками библиотеки. А откуда, стоит лишь сделать шаг, можно попасть в страну, где города сложены из книг. Что там? Противостояние добра и зла, истина о дружбе, вечные ценности, которые становятся понятнее и принимаются на интуитивном уровне. И беседа о творчестве, которое можно сравнить с настоящей радугой: «Радуга будет расти вместе с тобой… Она станет помогать тебе видеть дýши людей и различать добро и зло. Ведь наша страна Литература очень-очень большая, ты сегодня увидела лишь её малую часть. Но ты будешь учиться — и она всё больше станет открывать свои просторы перед тобой».
Ольга Севостьянова привнесла в мир современного детства волшебство, которое было и есть в классической литературе. Нужно лишь дать книгу «Следы на Радуге» своему ребёнку — и дальше он сам разберётся, что ему почитать.
ß
Кушать подано! Кулинарные рецепты в русской литературе
Кто же не любит иногда предаться чревоугодию и побаловать свой желудок различными вкусностями, которые изобретают для нас повара? Только в последнее время мы всё больше склонны к импортным деликатесам — то нам сыры с плесенью подавай, то фуа-гра, то хамон. А о своих, отечественных, лакомствах мы позабыли. Да и много-то знали?
И это в то время, когда наши классики в подавляющем большинстве были гурманами и не стеснялись в своих произведениях описывать всё то, что сами съедали на обед! Так уж получается, что русская литература преподносит нам уроки кулинарии и порою даже с рецептами.
А ведь как иначе убедить читателя в правдивости описываемых событий? Конечно же, добавив в повествование то, что ему близко, во что он может поверить и запросто представить. Например, еду. И чем красочнее писатель живописует процесс приготовления и поглощения пищи, тем больше мы ему верим, тем больший он мастер и в кулинарии, и писательском деле.
Вот, например, Николай Васильевич Гоголь, чей литературный гений не вызывает сомнений, был большим любителем вкусно поесть и даже приготовить то, что впоследствии собирался употребить. По воспоминаниям современников, его карманы постоянно были забиты сладостями — пряниками или конфетами, — которые он всё время жевал. Но кроме этого Гоголь очень любил макароны с сыром и маслом, которые сам себе готовил. Писатель С.Т. Аксаков, друживший с Николаем Васильевичем, утверждал: «Если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром!»
И ведь действительно, читая его произведения, поражаешься знанию русской кухни: герои Гоголя едят пирожки и шанишки, скородумки и блины, пряглы и лепёшки с припёками. А в «Мёртвых душах» писатель даёт удивительный рецепт кулебяки, традиционного национального блюда: «В один угол положи ты мне щёки осётра да визигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да ещё, знаешь, там эдакого...»
При этом с одного боку кулебяка должна быть поджаристой, румяной, а с другого — нет, но так пропитаться соком, чтобы во рту «как снег бы растаяла...» Вы уже ощущаете этот вкус?
Другой классик отечественной литературы, Антон Павлович Чехов, весьма умеренный в еде, тоже прекрасно знал и ценил русскую кухню. От его кулебяки слюнки текут не меньше, чем от гоголевской: «Кулебяка должна быть аппетитная, бесстыдная, во всей своей наготе, чтоб соблазн был. Подмигнешь на неё глазом, отрежешь этакий кусище и пальцами над ней пошевелишь вот этак, от избытка чувств. Станешь её есть, а с неё масло, как слёзы, начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с луком…»
Чеховский рассказ «Сирена» в буквальном смысле можно назвать гидом по русской кулинарии девятнадцатого века. Но особое место в жизни и творчестве писателя занимали блины, истории и процессу изготовления которых он посвятил отдельный рассказ.
Александр Иванович Куприн также был большим поклонником русской кухни. В рассказе «На покое» он так ярко подал рецепт салата, что его непременно хочется приготовить и попробовать. Тем более что и сложного-то ничего в нём нет: «Понимаешь: положить груздочков солёненьких, нарезать тоненько крымское яблоко и один помидорчик и накрошить туда головку лука, картофеля варёного, свёклы и огурчиков».
Затем всё это необходимо смешать, добавить соли и специй, полить уксусом и обязательно слегка присыпать сахаром. Но изюминкой салата является подающееся к нему «растопленное малороссийское сало», в котором ещё шипят шкварки.
И всё же писательский труд был для Куприна важнее наслаждения едой. Говорят, что, когда он садился за работу, то велел домашним запирать его в кабинете и не давать ни водки, ни закуски, пока из-под двери он не выдаст им готовый рассказ.
Однако литература двадцатого века, к сожалению, утрачивает колорит больших застолий с разнообразием блюд отечественной кухни. Едва ли не единственным, кто остаётся верен традициям, хоть и с поправкой на время, является Михаил Афанасьевич Булгаков. Как и его предшественники, он прекрасно разбирался в выпивке и закуске, а потому в своих произведениях научил сограждан ужинать со вкусом, как это делали раньше, и правильно лечить похмелье.
Однако необходимо учитывать, что жил Михаил Афанасьевич не в самое сытое и спокойное время, тем не менее гостей он принимать любил и к столу подходил со всей ответственностью. Чего только стоит рецепт котлет, которые готовила Дарья Петровна в «Собачьем сердце»: «…Вытаскивала куски размокшей булки, смешивала их на доске с мясной кашицей, заливала всё это сливками, посыпала солью, и на доске лепила котлеты. В плите гудело как на пожаре, а на сковородке ворчало, пузырилось и прыгало»…
Жаль, что сегодня мы утратили огромный пласт национальной культуры. Но жив ещё интерес к классической литературе, и, возможно, она поможет возродить и любовь к традиционной русской кухне.
ß
Новая находка в Перу: чуть больше о тайнах жертвоприношений у инков
Прошлое представляет собой загадку, которую современники стремятся разгадать. С одной стороны, о событиях, случившихся столетия или даже тысячелетия назад, многое известно из летописей и других письменных источников. С другой — они не всегда заслуживают доверия. Ведь давно известно — историю пишут победители.
Археологические находки, которые исследуются с помощью инновационных технологий, являются более достоверным фундаментом для построения гипотез, нежели слова, неизвестно кем и как занесённые на бумагу, пергамент, глиняные таблички или стены пещеры. Ибо слова всегда субъективны. Вещи и органические останки можно оценить объективно, не поддаваясь эмоциям, а оперируя конкретными фактами.
Одной из наиболее интересных и таинственных с точки зрения современного историка является цивилизация инков, которая существовала на территории Южной Америки в период с XI по XVI век нашей эры. Это было довольно большое раннеклассовое государство, включавшее в себя множество племён.
На территории стран, где когда-то жили индейцы, сегодня проводится множество раскопок и регулярно обнаруживаются артефакты, добавляющие знаний в копилку учёных.
Так в 2020 году в Перу исследователям из университета Калгари совместно с командой специалистов из Сан-Кристобаля удалось выяснить некоторые подробности жертвоприношений, которые делали инки. Находку, позволившую вынести ряд предположений, обнаружили в Тамбо-Вьехо.
Речь идёт о мумифицированных естественным образом трупах четырёх лам, которые были захоронены с большим количеством украшений. Известно, что инки считали жертвоприношения этих животных самыми почётными после человеческих. Обычно коричневые ламы предназначались богу-творцу, называемому Виракоча. Их белых собратьев посвящали солнцу.
Специалисты провели радионуклеотидный анализ биоматериала. Они выяснили, что ритуал состоялся примерно пять столетий назад. Вероятно, это произошло после того, как город стал частью империи инков. Его целью было не только умилостивить богов, но и установить контакт с мирными жителями.
Доктор Лидио Вальдес, принимавший участие в раскопках, считает, что жертвоприношение стало частью череды больших празднеств и должно было произвести психологический эффект на членов собраний спонсируемых государств. Инки заключали союзы, активно используя еду и напитки. Кровавые ритуалы помогали им закрепить свою власть над землями.
Конечно, современные люди многого не знают о прошлом великой цивилизации. Они опираются на разрозненные данные, которые удаётся получить благодаря тяжёлому труду археологов, и сохранившиеся записи конкистадоров. Можно предположить, что ещё не раз будут сделаны новые открытия.
Вероятно, они в той или иной степени изменят представления о прошлом. Но пока реально оперировать только теми данными, которые есть в распоряжении человечества уже сейчас. Они представляют огромный интерес и большую ценность.
ß
Графиня де Монсоро и Луи де Бюсси: история нелюбви
Кто в юности не увлекался романами Александра Дюма? Кому не доводилось рыдать над несчастными влюбленными из романов "Графиня де Монсоро" и "Сорок пять"? Конечно же, все знают, что Дюма для создания литературных образов использовал реальных прототипов. Так неужели отношения, которые столь завораживали читателя, были правдой?
Репродукция на холсте Мария Тереза де Борбон, позже графиня Чинчон (1783) Гойя Франсиско 30см. x 33см.
Кстати, эта история развивалась параллельно той, что происходила с женщиной, ставшей прообразом Дианы. И, стати, Бюсси был гизаром, но с герцогом Анжуйским состоял в дружбе. А вот король Генрих его, мягко говоря, недолюбливал, что и стоило красавцу головы. Но обо всем по порядку.
Начать следует с настоящего имени Дианы. В действительности ее звали Франсуаза де Маридор де ла Фреслоньер. А значит, искать легендарный Меридорский замок во Франции не стоит. Его там нет и никогда не было. Зато имеется тот, что принадлежал графу де Монсоро.
И вот там-то оживает история в том виде, в каком ее представил Дюма. Поклонникам романа известно, что Диана вышла замуж за Бриана де Монсоро не по доброй воле, а по принуждению и под воздействием шантажа, от чего ужасно страдала. На самом деле, суженного Франсуазы звали Шарль де Шамб. Он был вовсе не страшный и не старый, как утверждал литератор. Напротив, он считался мужчиной привлекательным, о чем сохранилось немало свидетельств современников. По возрасту же он был одногодком Бюсси, то есть, всего на шесть лет старше супруги. Вполне естественно, что такой партии девушка не сопротивлялась. Более того, отношения в паре складывались весьма гармонично и были довольно близкими. Да вот беда — как и многим дворянам, графу приходилось часто наезжать в Париж, а его супруга оставалась в замке, где ей было абсолютно нечего делать.
Первая встреча Луи и Франсуазы состоялась в замке Анжере. Никакого удара молнией не случилось. Бюсси вообще не запомнил девушку, да и она его тоже. Лишь спустя два года состоялась их новая встреча, которая и стала роковой. Случилось это, когда граф находился в Анжу. Это так далеко от Парижа, и развлечься в тех краях было совершенно нечем. В свободное время ловелас любил совершать дальние прогулки, обычно в компании дам. Друзья рекомендовали ему нанести визит мадам де Монсоро, что он и сделал. Так как хозяина дома не было, приняла гостя хозяйка. С тех пор Бюсси наведывался к ней регулярно. Параллельно он встречался с Марго, так что никакой неземной любви, лишь обычная интрижка связывала эту культовую литературную парочку в реальной жизни.
Большую ошибку граф совершил, когда написал о своих встречах с Франсуазой одному из друзей в столицу. Его послание, полное бахвальства, попало сперва к герцогу Анжуйскому, а потом к королю. Тот, пойдя на поводу своей антипатии, решил избавиться от надоевшего придворного. Он сообщил де Монсоро, что жена ему изменяет. Тогда граф решил прикончить соперника. А Диана/Франсуаза помогла ему, хоть и не без сопротивления. Это она написала то письмо, что привело Луи в ловушку. Он был убит, сперва выдержав бой с несколькими сподвижниками Шарля. Он был ранен и сломал шпагу. Тогда-то рогоносец вступил в бой и лично прикончил Луи. Позже он даже не понес наказания за свой поступок.
Вот такая прозаическая НЕромантика имела место в действительности. Но кому бы пришло в голову превращать в шедевр мировой литературы столь заурядную историю нелюбви?
ß
Сложнейшие операции эпохи энеолита и бронзы
Если сравнивать 2020 год и многие предыдущие десятилетия, то его прежде всего отличает повышенный интерес общественности к вопросам медицины. Наверное, никогда на памяти ныне живущих поколений о врачах и их работе не говорили так много. Но разве это значит, что ещё год, сотню, тысячу или даже три тысячи лет назад не было ни докторов, ни методов лечения, которые приносили хорошие результаты и поражали виртуозностью исполнения?
Археологи, работающие на раскопках в Крыму, сумели доказать, что даже в бронзовом веке существовали эскулапы, прекрасно представлявшие, как устроен человеческий организм, и умевшие с помощью допотопных каменных инструментов выполнять сложнейшие манипуляции, которые сумеет провести далеко не каждый современник в куда лучших условиях. Интересная находка была сделана в восточной части полуострова, недалеко от села Льговское. Это место попало в зону строительства трассы «Таврида». В одном из захоронений обнаружили череп со следами прижизненной трепанации.
Артефакт изучили антропологи Института археологии РАН. Им удалось установить, что операцию провели с помощью каменного орудия. Хирург с ювелирной точностью смог выскоблить отверстие, сохранив очень тонкую, примерно в один миллиметр толщиной, костную пластину, чтобы не повредить нервы и сосуды внутри черепной коробки. Это невероятно сложная манипуляция, требующая огромного мастерства и очень чёткого представления о том, как устроено тело человека.
Нужно отметить, что найденный недавно череп — не единственное свидетельство наличия определённых медицинских навыков и познаний у древних людей эпохи энеолита и бронзы. На данный момент известно более чем о пятнадцати подобных находках, которые в разные годы сделали учёные в Крыму, Ставрополье и Кабардино-Балкарии. По мнению специалистов, данный факт свидетельствует о том, что такого рода операции не были исключением из правил. Можно предположить, что существовала определённая традиция, связанная с их проведением среди населения.
Получается, что люди двадцать первого века, привыкшие считать себя едва ли не первооткрывателями во многих областях науки или как минимум теми, кто довёл почти до совершенства методики, пришедшие к нам от предков, немного лукавят. Профессионалы в разных областях были всегда. И раньше за неимением прогрессивной техники, которая действительно является достижением современности, личное мастерство некоторых представителей рода человеческого во много раз превосходило бытующие теперь представления.
ß
Богданов-Бельский: как крестьянский сын стал знаменитым художником
Этот художник-передвижник смог выбиться в люди вопреки бедняцким условиям жизни и благодаря своему таланту, проявившемуся уже в раннем детстве. Николай Петрович Богданов-Бельский отличался трудолюбием и сильным духом, что позволило ему занять достойное место среди русских художников стыка эпох.
Он был внебрачным сыном крестьянки из Бельского уезда Смоленской губернии, об отце его ничего неизвестно, потому и фамилию он получил Богданов — «Богом данный». Вторую часть фамилии художник получит в 1905 году, когда император Николай II подписывал ему звание академика. «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав её собственноручно в диплом через дефис — “Бельский”», — позже вспоминал Николай Петрович.
Поначалу грамоте он обучался в церковно-приходской школе, попутно помогая родителям по хозяйству. Мальчик пас коров в поле, при этом рисовал на заборах или вырезал фигурки из дерева. И вот однажды в деревне появился профессор Московского университета С.А. Рачинский, который в Бельском уезде занялся устройством учебных заведений.
Знаменитый педагог увидел художества деревенского пастушка и оценил его талант. С того момента Николка оказался в семье Рачинских, которые устроили его в школу, воспитывали и содержали за свой счёт. В перерывах между учёбой Николай понемногу учился рисовать.
По окончании школы Сергей Александрович определил своего подопечного в Троице-Сергиеву лавру учеником к монаху-иконописцу Симеону. Пройдя у него курс обучения, Николай при помощи Рачинского поступил в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где его учителями стали В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников.
Затем Николай Петрович продолжает обучение в Высшем художественном училище в Петербурге, где становится учеником Репина.
Одной из ранних работ Богданова является картина «Еловый лес», в которой В.Д. Поленова пленили «простота и внутренняя красота пейзажа». По мнение признанного художника, лес Богданова жил и дышал, а это главное в изобразительном искусстве. Понравилось полотно и Левитану, а также фабриканту Сапожникову, который купил его у юного художника.
Дипломной же работой Богданова стал «Будущий инок». За неё Николай Петрович удостоился Большой серебряной медали и звания «классный художник». Картина оказалась настолько талантливой, что её приобрели для императрицы Марии Федоровны. Но так как и П.М. Третьяков захотел этот шедевр для своей галереи, то Богданов выполнил повторение.
Интересна история написания этого полотна. В родном селе художник обратил внимание на одного из учеников с грустным задумчивым взглядом. Как оказалось, год назад, зимой, он после церковной службы ушёл из деревни и пропал. Обнаружили мальчишку только через две недели: за это время он успел в лесу смастерить шалаш и собирался жить там отшельником. Только вот с более опытными духовными людьми не посоветовался.
Этот случай и вдохновил Богданова на работу. Несмотря на то, что полотно понравилось всем его учителям, сам Николай был им недоволен и даже подумывал его выбросить или испортить. Но всё же сохранил картину, и не зря.
Со временем Богданов-Бельский принимает идеи передвижников и становится постоянным участником их выставок. А вот революцию Николай Петрович не принял, и картины его экспонироваться перестали. После Первой Государственной свободной выставки произведений искусств в 1919 его работы «были сброшены с корабля современности». И в начале 20-х Богданов-Бельский перебрался в Прибалтику, где картины пользовались спросом, а затем и в Европу.
Умер художник в весьма почтенном возрасте в Германии, похоронен в Берлине.
Свежие комментарии