На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Тропа Хо Ши Мина. Контрудар Ванг Пао и захват Долины Кувшинов

Александр Тимохин

Одной из причин неудач ЦРУ в Лаосе и войск США во Вьетнаме было то, что они плохо координировали свои действия друг с другом. У военных была своя война в одной стране. У ЦРУ – другая война в другой стране. И там, в другой стране, силы, на которые опирались американцы, тоже вели свои войны. Это, конечно не было главной или единственной причиной. Но это было одной из них, и довольно важной.



Тропа Хо Ши Мина. Контрудар Ванг Пао и захват Долины Кувшинов

 

Вьетнамские солдаты на "Тропе Хошимина" в Лаосе. У "ворот на тропу" — в Центральном Лаосе, условия были такими же



Бои в центральном Лаосе были ярким свидетельством этого. Ванг Пао и хмонги воевали за свою священную землю и возможность основать своё, отдельное от лао королевство. Это, помимо всего прочего лимитировало то, сколько молодёжи могли дать ему в рекруты племенные вожди – отход от национальных целей мог бы урезать приток новобранцев. Роялисты и нейтралисты тоже воевали каждый за что-то своё. ЦРУ хотело остановить «распространение коммунизма» прежде всего, а пресечение вьетнамских коммуникаций шло вторым номером. Военным нужно было перерезать «Тропу», а то, как складывается обстановка в центральном Лаосе в целом их волновало в существенно меньшей степени. Но однажды кусочки мозаики сложились в правильный порядок.

Вернуть потерянную честь. Операция Kou Kiet


Разгром хмонгов и роялистов в Долине Кувшинов был воспринят Ванг Пао очень болезненно. Да и риск дальнейшего продвижения вьетнамцев значительно рос. Разведка американцев сообщала, что вьетнамцы сосредотачивают танки и людей для дальнейшего наступления, которое должно было начаться, в ближайшее время. Ванг Пао сам хотел, однако, наступать любой ценой. Своей задачей он изначально рассматривал перерезание маршрута номер 7 – идущей с востока на запад дороги, по которой снабжался вьетнамский контингент в Долине. Это позволило бы как минимум не допустить наступления вьетнамцев. ЦРУ поддалось на его уговоры и дало подготовке «зелёный свет». Причём на этот раз, американцы действительно, что называется, «вложились» в удар.

Это был 1969 год и это был довольно дикий край, далёкий от цивилизации. Стандартом в вооружении пехотинца «третьего мира» в те годы был или полуавтоматический карабин, например СКС, или такая же винтовка, например «Гаранд» М1. Магазинные винтовки тоже не были чем-то редким. Как вариант – пистолет-пулемёт времён Второй мировой. Так, нейтралисты-лаосцы бегали с ППШ, полученным от СССР ещё когда гражданская война шла на спад и всё шло к единому социалистическому Лаосу когда-то очень скоро.

Хмонги и все остальные участники наступления получили винтовки М-16.

При всех минусах этого оружия в части надёжности, по точности и кучности стрельбы она и сейчас почти не имеет равных среди оружия пехоты. К тому же её лёгкий вес позволял низкорослым азиатам обращаться с ней куда легче, чем с длинноствольной винтовкой. Помимо этого, все участвующие в будущем наступлении отряды, как хмонгов, так и прочих роялистов, получили всё необходимое снабжение.

Проблемой, однако, были люди. Ванг Пао и так набирал в свои отряды всех подряд, но людей не хватало – прошедшие военные неудачи подкосили мобилизационный ресурс хмонгов. ЦРУ, однако, к тому времени «закусило удила», и предприняло беспрецедентное для войны в Лаосе действие – оперативникам ЦРУ удалось добиться согласия от прочих племенных и наёмных партизанских формирований воевать за хмонгов под командованием их лидера. Кроме того, имевшиеся роялистские войска тоже были подчинены Ванг Пао, под его же командование ушли всё местные хмонгские ополчения – отряды самообороны, теоретически непригодные для таких задач. Это было непросто, но они это сделали, и к моменту начала будущего наступления, Ванг Пао более-менее «заткнул дыры» с численностью личного состава. Хотя она была, что называется, на минимуме.

Главным козырем было то, что новый посол США в Лаосе, Джордж Гудли, нашёл нужные подходы к военным. Удары авиации США и раньше имели ключевую важность для действий роялистов и хмонгов, но послу удалось добиться задействования авиации на совсем другом уровне – и он, и ЦРУ получили твёрдые гарантии того, что во-первых, не будет отзыва самолётов и сокращения количества самолёто-вылетов. Во-вторых, ВВС США гарантировали, что при необходимости массово применят дефолианты. Для этого был выделен наряд сил и запас «химии».

Но самой сильной картой, которую бросил на стол новый посол, и тем козырем, который оказался решающим, стали гарантии ВВС послать на поле боя стратегические бомбардировщики Б-52, причём каждый раз, когда ударов тактической авиации окажется недостаточно. Для этого часть самолётов снималась с задач по налётам на Северный Вьетнам. Американцы исходили из того, что если штурмовка позиций вьетнамцев не поможет наступающим отрядам отбросить их, то прилетевшие бомбардировщики просто-напросто испепелят все сопротивляющиеся войска, что гарантирует для хмонгов возможность двигаться дальше.

Ещё одним козырем являлось то, что операция планировалась преимущественно как воздушно-десантная. Если ранее атаки хмонгов на Долину Кувшинов проводились с запада на восток (хотя переброски по воздуху ограниченных масштабов американцы практиковали), то теперь атака должна была вестись со всех сторон – в том числе с тыла, со стороны Вьетнамской границы. Хотя части ВНА по своей численности и оружию превосходили атакующую сторону, но сочетание внезапности атаки, мощи воздушных ударов и скоординированного наступления с разных направлений, должно было по замыслу Ванг Пао обеспечить его войскам победу. ЦРУ сомневалось, однако, что частям роялистов удастся выполнить столь сложный манёвр, но Ванг Пао настоял на своём. Более того, путём переговоров с властями соседних «военных регионов» Лаоса он смог «занять» ещё два иррегулярных батальона.

Планируемая операция получила название «Коу Киет» на наречии хмонгов «Восстановление чести». Это было весьма символично для хмонгов, у которых окрестности Долины Кувшинов и она сама имели сакральное значение.

План операции предусматривал задействование более чем восьми батальонов. Количество дневных авиаударов было запланировано не менее 150 в течение светового дня, из которых от 50 до 80 должны были наноситься по наведению «воздушных контролёров» в основном по позициям вьетнамских войск. Ещё не менее 50 авиаударов должно было наноситься каждую ночь. Для высадки атакующих войск не хватало вертолётов и на одну из площадок их должны были высадить с самолётов PC-6 Pilatus Turbo Porter и DHC-4 Caribou, пилотируемых наёмниками «Эйр Америка».



 

"Пилатусы" "Эйр Америка" в Лаосе



 

"Карибу" той же структуры на взлёте. Там же. Особенностью этих самолётов была возможность садиться на неровные каменистые поляны и взлетать с них



Часть сил роялистов должна была атаковать по земле, с юго-запада от Долины Кувшинов. К началу августа Ван Пао и его войска были готовы. Были готовы и американцы.

Вьетнамцы же, судя по всему, пропустили подготовку противника. Разведка не докладывала ни о каких изменениях в поведении частей ВНА и, судя по всему, планировавшееся наступление должно было стать для них сюрпризом.

Атака


Наступление несколько дней откладывалось из-за дождей, но, наконец-то 6 августа 1969 года оно началось.

Один батальон, «занятый» Ванг Пао, у «соседей» был высажен с вертолётов в точке «Бауэмлонг» на севере от маршрута номер 7, западнее Пхонсавана, там он соединился с ожидающими его группами хмонгов-ополченцев и двинулся на юг, к точке, в которой следовало перерезать маршрут номер 7.

Южнее маршрута номер 7, в точке «Сан Тиау» с самолётов было высажено куда больше войск. Во-первых, отряд хмонгов численностью в батальон, носивший наименование Special Guerillia Unit (как и все части хмонгов, организованные в регулярную военную силу, а не ополчение) 2, во-вторых, ещё один не хмонгский батальон – 27-й Добровольческий батальон роялистов. Все они были доставлены самолётами и высажены посадочным способом. Там к ним также примкнули местные иррегулярные группы ополченцев-хмонгов.

 

I — район высадки с вертолётов северной группы, II — район высадки с самолётов южной группы, III — район сосредоточения "Бан На" трёх роялистских батальонов, IV — район сосредоточения "Мобильных групп". Стрелками показаны первые задачи наступления, которые имели эти отряды



Оба высаженных отряда начали наступление в точку «Нонг Пет» — так называлось то условное место на маршруте номер 7, которое нужно было взять под огневой контроль. Однако, начавшийся ужасный по силе ливень остановил наступление южной группировки, на пути которой был очень тяжелая местность, и она вообще не смогла двигаться вперёд. Северная группа за несколько дней смогла выйти к дороге и взять её «под прицел». Силы вьетнамцев многократно превосходили силы наступающих.

Но тут в дело вступили бомбардировщики. Если для лёгких самолётов погода была критическим препятствием, то для «стратокрепостей» её просто не существовало. Видимость над районом боевых действий была плохая, но на земле у ЦРУ были разведчики из местных племён с рациями, а бомбардировщики не были ограничены расходом бомб.

Шквал ударов с неба парализовал какую-либо деятельность со стороны вьетнамских войск. Волна воздушных атака сокрушала один их опорный пункт за другим, накрывала пытающиеся выдвигаться по дорогам колонны и группы автомашин, а ливни были настолько сильными, что исключали какой-либо манёвр вне дорог. Им оставалось в буквальном смысле слова лечь на землю и умереть – при залповом сбросе бомб с бомбардировщика выжить было невозможно даже в окопах.

 

Обычный результат удара Б-52, "Свежее" фото через незначительное время после бомбёжки





 

Долина Кувшинов спустя много десятилетий после ударов. Эти следы — на века



В течение недели американцы вбивали в землю не способных двигаться вьетнамцев, к 19 августа погода стала лучше, и южная группировка наступающих войск была немедленно посажена на вертолёты и переброшена ближе к требуемой точке. 20 августа клещи замкнулись и маршрут номер 7 был перерезан. К тому времени чудовищные по силе удары с воздуха уже полностью дезорганизовали вьетнамские войска, до полной неспособности оказывать сопротивление.

Фактически роялистам удалось добиться выхода на стратегическую коммуникацию без сопротивления. Вдохновлённый успехом, Ванг Пао развернул следующий этап своей атаки.

Три батальона роялистов, 21-й и 24-й добровольческие и 101-й парашютный, были скрытно сосредоточены в точке «Бан На» и оттуда начали наступление на север.

На юге от Долины два отряда численностью примерно в полк пехоты каждый – «Мобильная группа 22» и «мобильная группа 23» начали движение на южную окраину Долины.

Ни в этот день, ни в следующую неделю наступающие части не встретили организованного сопротивления. Допросы пленных показывали полную потерю вьетнамцами управления своими войсками и упадок боевого духа и дисциплины под действием бомбёжек. Сопротивление, которое они оказывали всюду носило плохо организованный характер и давилось авиацией.

Воздушные удары тем временем всё усиливались и усиливались. 31 сентября, когда уже наступающие части Ванг Пао повсюду вклинились в оборону вьетнамцев, ВВС США начали заливать рисовые поля в Долине дефолиантом, чтобы лишить местных повстанцев и население любых источников продуктов питания. Количество боевых вылетов со стороны Королевских ВВС Лаоса также увеличивалось и дошло до 90 вылетов в сутки. Долина бомбилась непрерывно, фактически в этот период интервал между ударами с воздуха по вьетнамским войскам измерялся минутами. В первых числах сентября 1969 года часть вьетнамских войск попыталась прорваться в тыл вдоль маршрута номер 7, но была встречена огнём с прилегающих вершин и вернулась назад.

К 9 сентября оборона вьетнамцев уже местами носила очаговый характер. К 12 сентября она повсеместно рухнула, с «Мобильные группы» 22 и 23 заняли город Пхонсаван – в очередной раз за эту войну. К этому дню держался по-настоящему только ганизон Муанг Суи – посёлка на запад от Пхонсавана, где имелась взлётно-посадочная полоса, стратегически важная для роялистов. Гарнизон был блокирован ополченцами-хмонгами численностью примерно в семь рот пехоты и не мог поднять голову от ударов с воздуха.

 

Ополчение хмонгов, фото 1961 года, но к 1969 году отчасти изменилось только оружие



То, как их бомбили, характеризует такая деталь – более чем за неделю боёв ни один вьетнамский солдат не смог добежать до своих же складов с оружием, расположенных в обороняемом населённом пункте. По удивительной случайности ни одна бомба в них тоже не попала, они были хорошо замаскированы и находились в стороне от оборонительных позиций, но воспользоваться ими вьетнамцы так и не смогли.

К исходу дня 24 сентября роялисты вышли на северную окраину Долины кувшинов. Вьетнамцы мелкими группами неорганизованно уходили на восток через горы. Их союзники из числа бывших нейтралистов следовали за ними, ещё и уклоняясь от вступления в бой. Два батальона Патет Лао разбежались по сельской местности, прячась в деревнях и маскируясь под мирных жителей. Держался только отрезанный от своих отряд в Муанг Суи.

Ночью тридцатого сентября и их сопротивление также было сломлено. Не имея возможности противостоять ураганным бомбёжкам, вьетнамцы просочились через боевые порядки окружающих их хмонгов и ушли в горы, бросив тяжёлое оружие и все припасы.

Долина Кувшинов пала.

Вьетнамцы к тому времени начали переброску войск в регион. Но прибывшие из Вьетнама части 312-й дивизии опоздали и смогли только серией контратак вблизи горы Фоу Нок на севере от Долины остановить продвижение нескольких отрядов хмонгов.

Итоги операции, тем не менее, были противоречивы.

С одной стороны, это был без преувеличения разгром частей Вьетнамской Народной армии. Точно неизвестно, какие потери они понесли в людях, но они совершенно точно были немалыми – одно то, что вьетнамцев вынудили бежать с поля боя говорит очень много о том, с какой силой по ним ударил противник. Серьёзная деморализация вьетнамских частей говорит о том же. Материальные потери тоже были огромны.

Так, в руки наступающих попало 25 танков ПТ-76, 113 автотранспортных средств разного типа, около 6400 единиц стрелкового оружия, около шести миллионов единиц боеприпасов разного калибра и типа, порядка 800 000 литров бензина, рацион для нескольких батальонов солдат на пять дней, большое количество скота, предназначавшегося для продовольственного обеспечения войск. Авиация США уничтожила 308 единиц техники, множество складов и позиций вьетнамских войск и почти всё использовавшееся в боях тяжёлое оружие. Была захвачена важная мощная радиостанция Патет Лао, находившаяся в укреплённой пещере. Химическими атаками были уничтожены рисовые поля, что оставило население Долины без продуктов питания.

Более того, сразу же после захвата Долины, Ванг Пао предпринял операцию по перемещению примерно 20 000 человек – этих людей сорвали с их мест жительства и угнали на запад – предполагалось, что это лишит вьетнамцев и Патет Лао как рабочей силы, которая использовалась для переноски грузов для ВНА, так и населения, бывшего источником снабжения и рекрутов для Патет Лао. Впрочем, дефолиант в любом случае лишил этих людей возможности жить в родных местах.

Однако, слишком резвое наступление роялистов, вышедших далеко за пределы отведённого им для захвата района, сыграло злую шутку. По планам американцев, после того, как удары с воздуха сломят сопротивление вьетнамцев и обратят их в бегство, нужно было буквально засыпать с воздуха противопехотными минами всю местность вокруг Долины, исключив, таким образом, отход вьетнамских войск – в условиях тяжёлой и сильно пересечённой местности, ещё не просохшей после дождей, им пришлось бы отступать по сплошным минным полям глубиной в десятки километров. Но роялисты «выскочили» сами в районы назначенные для минирования и сорвали эту часть плана. Не желая гибели большого количества роялистских войск, командование авиацией США отменило эту часть операции, и это дало возможность множеству вьетнамцев пробраться к своим и продолжить своё участие в войне.

Второй проблемой было отсутствие резервов – в случае контрудара вьетнамцев, подкрепить численность войск Ванг Пао было бы уже некем. Разведка тем временем предупреждала о том, что вьетнамцы сосредотачивают свои части для контрудара.

И тем не менее, операция «Коу Киет» оказалась яркой победой роялистов и их союзников, а также ЦРУ.

Для ЦРУ это было особенно важно потому, что почти одновременно с этим наступлением роялисты нанесли по ВНА успешный удар в другом регионе Лаоса. Теперь уже не на подступах к "Тропе", а на ней самой.

Картина дня

наверх