Исаак Ньютон и философский камень. Алхимический манускрипт великого ученого
Как известно, на Руси алхимиков не было. У нас в XVIII веке, без всякой магической предыстории, сразу появилась химия вместе с первым отечественным химиком, Михайло Ломоносовым. Отсюда и наше отношение к алхимии - скорее презрительное, и отсутствие специфической лексики,необходимой для перевода и понимания алхимических трактатов.
На Западе к алхимии относятся с почтением – как к слегка чокнутой, но все же прародительнице современных химических наук. Иначе пришлось бы признать, что гении вроде Роберта Бойля или Исаака Ньютона тратили свое драгоценное время на такие глупости, как поиски философского камня, превращающего свинец в золото и дарующего бессмертие.
Нельзя отрицать, что эти "глупости" имели замечательный побочный эффект. Например, Роберта Бойля называют основателем современной химии, однако свое главное открытие – закон, описывающий поведение газа в изотермическом процессе ("закон Бойля-Мариотта"), – он совершил во время алхимических экспериментов. Немецкий алхимик Иоганн-Фридрих Бёттгер так и не сумел превратить свинец в драгметалл, зато открыл секрет изготовления фарфора. Майсенский фарфор, созданный по его рецепту, долгое время ценился на вес золота.
Исаак Ньютон, известный благодаря совсем другим открытиям, посвятил немалую часть жизни оккультным наукам и, в частности, алхимии: он написал более миллиона слов на эту весьма многогранную тему. Считается, что именно алхимические опыты подвигли Ньютона на несколько открытий в области оптики. В отличие от других "философов" (так называли себя алхимики), Ньютон не публиковал свои записи. Его алхимические заметки разыскивают и публикуют уже в наши дни. Два крупнейших онлайн-архива – библиотека Кембриджского университета и американский "Химия Исаака Ньютона" (The Chymistry of Isaac Newton project). Историки науки, подобно археологам, проводят свои собственные "раскопки", пытаясь лучше понять Ньютона как человека и как ученого.
После того, как в 1936 году потомки Ньютона продали большую часть его архива на лондонском аукционе Sotheby’s, многие работы научного гения XVII века оказались в частных руках. В феврале 2016 года на аукцион Bonhams в Пасадене (Калифорния, США) был выставлен один из алхимических манускриптов Исаака Ньютона, десятки лет хранившийся в частной коллекции. Эта рукопись содержит инструкции по получению "философского меркурия", скопированные Ньютоном из записей другого известного алхимика. Название рукописи можно перевести как "Приготовление [софического] Меркурия для [философского] камня через Луну и стеллярный регулюс антимония Марса, из манускриптов американского философа".
Мы предупреждали, что в русском языке алхимическая лексика практически отсутствует. Впрочем, для понимания трудов по алхимии одного только знания лексики или латыни недостаточно – тайные знания должны оставаться тайными, их следовало любой ценой оградить от недостойных и непосвященных. Шифры, секретные коды, язык символов… Даже сами алхимики не всегда понимали друг друга.
Попробуем разобраться. Философский (софический) меркурий – субстанция, из которой или с помощью которой можно получить философский камень. Меркурий – первоматерия всех металлов. Луна и Марс – серебро и железо соответственно. Антимоний – "руда, в которой скрыт металл, именуемый Меркурием", под антимонием сейчас понимают сурьму и ее соединения. Регулюс – металлический компонент, выделенный из руды. Стеллярный регулюс Марса – описание итогового вида субстанции, когда на ее поверхности образуются звездчатые кристаллы. Стало понятнее? Вряд ли. На это и было рассчитано, иначе секрет получения золота или вечной жизни давно бы попал в рубрику "хозяйке на заметку".
Рукопись Ньютона, выставленную на аукцион, купил американский Фонд истории химии (Chemical Heritage Foundation, CHF). Вскоре полный текст манускрипта будет добавлен в онлайн-проект "Химия Исаака Ньютона" и станет доступен всем, кто интересуется историей современной химии.
Джеймс Волкел (James Voelkel), куратор CHF по редким книгам, сообщил изданию Live Science: "Манускрипт представляет для нас большой интерес, поскольку он относится к алхимической деятельности Исаака Ньютона. Это новый источник сведений о круге чтения, общения, алхимических интересах и опытах ученого".
Ньютон выписал рецепт получения философского меркурия из рукописи американского алхимика Джорджа Старки (George Starkey), который, по мнению Волкела, был "вероятно, первым ученым Америки, труды которого публиковались и принесли ему известность". Джордж Старки жил в Бостоне (тогда – колония Массачусетс), учился в Гарвардском университете, в 1650 году переехал в Англию, чтобы работать с выдающимися учеными своего времени. Ему довелось сотрудничать с Робертом Бойлем и, вероятно, с самим Исааком Ньютоном. Свои алхимические труды Старки публиковал под псевдонимом Ириней Филалет, что давало ему возможность контролировать доступ других ученых к своим работам. Современные исследователи признают, что Старки был неплохим химиком, тогда как в алхимической среде многие считали Старки (Иринея Филалета) шарлатаном.
Неизвестно, провел ли Ньютон эксперимент по "списанному" у коллеги рецепту: в его лабораторном дневнике, хранящемся в библиотеке Кембриджского университета, нет никаких упоминаний об этом. Однако, по мнению Джеймса Волкела, опыт состоялся. Ньютон не только сделал пометки на полях переписанного рецепта, но и исправил одну незначительную ошибку в тексте Старки. Это говорит о том, что Ньютон мог скопировать рецепт с оригинальной рукописи Старки до ее публикации – труд Иринея Филалета был опубликован позже, и ошибка, замеченная Ньютоном, в нем уже исправлена.
На обратной стороне Ньютон записал собственный опыт по дистилляции свинцовой руды. "С рукописями Ньютона это обычное дело. Если они долго лежали под рукой, он их переворачивал и записывал что-нибудь на обратной стороне. В данном случае это запись о проведенном Ньютоном опыте по дистилляции "летучего духа" из свинцовой руды. Отличный пример научной переклички Ньютона с авторами разных алхимических трактатов, это вполне в его характере", – говорит Джеймс Волкел, словно речь идет о его коллеге, привычки которого он успел хорошо изучить.
Публикация и изучение алхимических трудов – не столь бесполезное занятие, как может показаться. Чтобы понять ход мыслей наших предков, стоит повторить то, что они делали. Так появилась экспериментальная археология, а в последние годы и экспериментальная алхимия. Современные ученые сломали голову в попытках расшифровать алхимические трактаты, но несколько опытов все же смогли воспроизвести. Например, вырастили "золотое древо" из ртути и частицы золота – результат эксперимента полностью соответствовал описанию в одном из трактатов. Или обнаружили, что алхимический "холодный дракон, ползающий в пещерах" — это всего лишь кодовое обозначение селитры (нитрата калия), кристаллической субстанции, которую часто находят на стенах пещер. Если попробовать нитрат калия на вкус, он действительно холодит язык.
Многие сведения, зашифрованные в алхимических трактатах, при переводе оказываются совершенно разумными, а описанные вещества – реально существующими. Современные технологии и оборудование вроде ускорителя частиц могли бы исполнить давнюю мечту алхимиков: преобразовать неблагородные металлы в золото. Есть лишь одно "но": стоимость такого эксперимента в разы превышает стоимость драгметалла на выходе. Зато человеческое любопытство – бесценно.
=0=00=
НЛО в облаках засняли над Парижем в сентябре 2016 года
Видео снято 22 сентября 2016 года в городе Париж, Франция. Дневная съёмка и использованием оптического увеличения. Вот как прокомментировал полученные кадры сам автор:
Я наблюдал за небом в своём саду в течение недели, в надежде «поймать» что-нибудь необычное. И действительно, огромный дискообразный объект появился рядом с большим облаком именно тогда, когда я наблюдал за ним. Сначала я подумал, что это вертолет. Но после того, как воспользовался функцией увеличения на камере, начал сомневаться в этом. Позже я дважды проверил кадры на компьютере и понял, что это точно был не вертолет.
Объект имеет форму блюдца. Он летит очень медленно, проходя через облака. Его траектория и скорость сравнимы с тем, как ведут себя вертолёты, но форма объекта действительно поражает меня. Кроме того, объект отражает свет от солнца (на 1 мин. и 27 сек. видео). Объект выглядит довольно плоским, округлым и большим.
Так что же это? Если мыслить рационально, то это вертолет, какой-то военный корабль или метеозонд. Хотя я никогда не видел зондов такой формы…
Настройки камеры:
Filmed with ➫ Canon M52
ISO: Auto
Shutter speed: Auto
Aperture: Auto
WB: Auto
Type ➫ Material object
Scale ➫ Plane sized (at least)
Duration ➫ ~ 35 seconds
Color(s) ➫ Dark grey
Light(s) ➫ None
Speed ➫ Slow
Потомки инопланетян живут среди нас
Выдающиеся способности некоторых людей всегда привлекали внимание исследователей. Нострадамус, Леонардо да Винчи, Ломоносов - случайно ли они пришли в наш мир, оставив глубокий след в истории и умах множества поколений?
Британский уфолог Джон Поуп утверждает:
"Все гении человечества - это потомки космических пришельцев. Приблизительно 30-40 тысяч лет назад нашу планету посетили представители внеземного разума. Именно они основали древние цивилизации, достигшие высокой ступени развития. Инопланетяне вступали в браки с землянами, у них рождались дети. Сейчас около 50 процентов населения Земли составляют люди, чьи предки были пришельцами".
По мнению Поупа, к этой категории относятся все знаменитые деятели наук и искусств, экстрасенсы и ясновидцы. Но наиболее яркими талантами обладает лишь 1 процент человечества. Возможно, они ведут свое происхождение от более поздних союзов с пришельцами или же у них больше инопланетных генов, чем у других.
13-летний подросток из Волгоградской области обладает загадочными способностями. Например, он утверждает, что когда-то жил на планете Марс, и рассказывает о ней удивительные вещи.
Надежда, мама Бориски, рассказывает, что ее сынишка отличался ранним развитием: когда ему исполнилось всего две недели, он уже держал головку, а в полгода заговорил. Читать Боря научился в полтора года, по системе Никитиных. Рисовать - в два. В детском саду у него обнаружились прекрасная память, способности к языкам.
В это же время родители и воспитатели заметили, что одаренному ребенку откуда-то известны вещи, о которых ему никто не говорил. Например, он садился в позу "лотоса" и начинал рассказывать окружающим невероятные подробности о космосе, планетарных системах и иных разумных цивилизациях.
Не сразу, но взрослые стали прислушиваться к болтовне мальчугана. О себе Боря сообщал, что раньше он жил на Марсе, который до сих пор обитаем. В результате ядерной войны эта планета потеряла свою атмосферу, и ее жители были вынуждены спуститься под землю. Со временем выжившие приспособились дышать углекислым газом.
По словам Бориски, марсиане бессмертны - их организм "застревает" на уровне земных 30-35 лет. Во времена цивилизации лемурийцев Борис не раз летал на Землю на космическом корабле, занимаясь торговлей и научными исследованиями. Он наблюдал, как погибла Лемурия, как огромный континент, рухнув от взрыва, ушел под воду.
Однажды мама принесла домой книгу Эрнста Мулдашева "От кого мы произошли?" Мальчик тут же взял ее в руки, принялся разглядывать рисунки, фотографии, а потом в течение двух часов с небывалыми подробностями рассказывал взрослым об истории расы лемурийцев.
А увидев иллюстрации к другой книге Э. Мулдашева - "В поисках города богов", - заявил, что под пирамидой Хеопса, которая так интересует исследователей, ничего нет. Знания древних будут найдены под другой пирамидой, сегодня пока никому не известной. Еще Боря сказал, что "жизнь изменится, когда откроют сфинкса". А тайник внутри сфинкса открывается где-то за ухом.
Иногда Бориска много говорит о цивилизации майя. Он уверяет, что современные люди пока очень мало знают об этом народе.
Боря предсказывает, что на Земле будет рождаться все больше необычных детей - таких, как он, потому что грядут большие перемены. Нашу планету ждут еще две катастрофы, и только одаренные дети смогут спасти этот мир.
Эти дети приходят с Марса, то есть они попадают на Землю в результате воплощения душ. Еще на Земле могут рождаться дети с Прозерпины. Эта планета погибла миллионы лет назад - "ее прорезал луч, и она распалась на куски". Жители Прозерпины успели телепортироваться в пятое измерение. Эти события можно было наблюдать с Марса.
С Бориской беседовали многие исследователи. Их поразило, что речь мальчугана порой изобилует терминами и деталями, известными только ученым-историкам. При этом о некоторых подробностях, связанных с погибшими цивилизациями, те же историки не имеют понятия. Откуда бы школьнику все это знать?
=0=0=
Неразгаданные тайны пустынь
Казалось бы, что интересного может быть в бескрайней пустыне. Но на самом деле именно среди бескрайних песков кроются неразгаданные тайны мира.
Мертвые города, о которых нет ни единого упоминания в истории, памятники, изображающие передовые древние знания, аномальные артефакты — все эти загадки пустыне еще предстоит разгадать человечеству.
Круги фей
По всей Намибской пустыне раскиданы миллионы равномерно расположенных кругов. Их края облицованы травой высотой по колено, но внутри кругов ничего не растет, даже если туда насыпать плодородной почвы. Тайна, окружающая происхождение этих кругов породила множество теорий на протяжении десятилетий, но ни одна из них не была доказана.
Ученые предполагали, что круги могут являться следствием работы термитов, купания в песке страусов и зебр, ростом ядовитых растений и грибов или просачиванием газа из-под земли. Большинство подобных кругов фей появляются в пустыне Намиб на 1800-километровом участке до Капской провинции в Южной Африке.
Размеры кругов фей колеблются от 2 до 20 метров, а через 75 лет они исчезают. Что заставляет их исчезнуть, также никто не знает.
Странные могилы
В Долине царей, в том же некрополе, где были обнаружены останки короля Тутанхамона, недавно обнаружилась 3000-летняя загадка. В 2005 году под хижинами древних рабочих нашли известняковую камеру, в которой хранилось 28 огромных сосудов и семь гробов. Все гробы были тщательно запечатаны, а некоторые из них украшены желтыми лицами.
Но ни в одном из гробов не было останков тел — они и банки были заполнены кусочками керамики, камней, грязи, ткани, дерева и порошка, используемого при мумификации. Один из гробов даже был помещен внутрь другого.
Зачем это было сделано — загадка. Есть теории, что странное содержимое было отходами от бальзамирования других мумий, но зачем их понадобилось запечатывать в сосуды, гробы и вывозить в место, где проводились королевские захоронения — непонятно.
Выбросы газа
В 2003 году спутник для измерения уровня метана нашел смертоносное облако этого парникового газа во время прохождения над географической областью Четыре Угла в Соединенных Штатах. Четыре Угла — область пересечения штатов Колорадо, Нью-Мексико, Аризона и Юта.
Что-то испускало шокирующее количество метана, равное 10 процентам годовых выбросов этого газа во всех Соединенных Штатах. Подобный феномен продолжался в течение шести лет, а затем таинственно прекратился. Исследователи до сих пор пытаются обнаружить происхождение огромного количества метана, газа, который оказывает большее влияние на глобальное потепление, чем углекислый газ.
Сирийские руины
В пустынях Сирии есть руины, которые старше, чем пирамиды. Они являются последними остатками загадочного города , который когда-то стоял в 80 километрах от современного Дамаска. Оказывается, что основанный 5000 лет назад древний город Дамаск — молодой по сравнению с этими руинами.
В 2009 году археолог Роберт Мейсон вел раскопки в сирийском монастыре, построенном в четвертом или пятом веке, когда обнаружил необычные гробницы, а также каменные ряды и круги. Мейсон также нашел стеноподобные образования, которые называл «пустынными змеями», и скалистые ловушки, в которые возможно загоняли газелей и других животных.
Кусочки каменных орудий, найденные в непосредственной близости от этих структур, позволили Мейсону определить возраст его находок — от 6000 до 10000 лет. Первые пирамиды и Великая пирамида в Гизе, как полагают, были построены 4500 лет назад.
Кто построил город и куда он исчез, до сих пор неизвестно. Из-за войны и регулярных конфликтов в регионе, невозможно должным образом расследовать эту пустынную загадку.
Неизвестные артефакты
В пустынных бесплодных землях Кении были найдены самые древние на Земле каменные орудия. Открытие, сделанное в 2011 году, может опровергнуть вековое убеждение, что древние инструменты начали делать только предки современных людей.
Возраст 149 каменных артефактов — примерно 3,3 миллиона лет, а в то время не существовало никаких известных предков людей. Ученые не знают, кто сделал эти первобытные инструменты, но утверждают, что к людям они отношения не имеют.
Нитраты Атакамы
Чарльз Дарвин назвал пустыню Атакама «местом, где ничего не может существовать». Эта южноамериканская пустыня считается самым сухим местом на планете, в этом месте в лучшем случае выпадает 1 мм осадков в год.
Но в этой пустыне находится самый богатый источник нитратов и йодистных отложений в мире. Загадка состоит в том, что в этом засушливом регионе попросту отсутствуют бактерии, необходимые для образования нитратов и йодистых отложений.
Отверстия в Писко
Все знают о геоглифах Наска, но мало кто слышал об еще одном древнем секрете Перу. В засушливой области вблизи долины Писко были найдены тысячи конусообразных отверстий, которые были вырезаны в скалах неизвестно кем.
Некоторые предполагают, что отверстия использовались в качестве зернохранилищ или могил (глубина отверстий до 2 метров), но в них не было найдено ни остатков продуктов питания, ни следов захоронений.
По предварительным оценкам, существует около 6 900 таких дыр на полосе длиной около 1,5 км и шириной около 20 метров.
Набта Плайя
В пустыне Сахара находится мегалитическое сооружение, который на 1000 лет старше, чем Стоунхендж. Место, названное Набта Плайя, представляет из себя кольцо камней, стоящих в пять рядов. Камни высотой до 2,7 метра весят по несколько тонн.
Возраст этого неизвестного сооружения оценивается от 6000 до 6500 лет, что делает его старейшим археоастрономическим памятником. В данном месте были найдены погребения крупного рогатого скота, а также различных предметов, но полностью отсутствуют человеческие останки.
Паучья живопись
В пустыне на западе Египта было обнаружено уникальное произведение искусства. На наскальной плите из песчаника в Оазисе Харга (175 километров к западу от Луксора изображено то, что считается единственным образцом наскального изображения пауков во всем Старом Свете.
Точный возраст плиты, расколотой надвое, трудно установить, но египтологи считают, что она датируется примерно 4000 г. до н.э., когда еще даже не существовало Египта.
Пустынное стекло
Тесты драгоценного камня-скарабея, который когда-то принадлежал королю Туту, показали, что стекло в нем было сделано до первой египетской цивилизации. Немногим позже ученые обнаружили область в пустыне Сахара, в которой под песком таились таинственные блоки из стекла.
После испытания атомной бомбы в Нью-Мексико в 1945 году песок сплавился в довольно тонкий слой стекла, в отличие от огромных блоков в Египте. Что бы это ни было, но оно должно было обеспечить температуру выше, чем при ядерном взрыве.
А в Юго-Восточной Азии был найден 800 000-летний стеклянный блок площадью почти 800 квадратных километров. Это наводит на мысль, что там произошло нечто, еще более опасное, чем в Египте.
=0=0=
Национальный музей истории Украины
Национальный музей истории Украины начал свою деятельность археологической выставкой в 1899 году как Музей древностей и искусств. Стоит отметить, что первое здание для музея спроектировал выдающийся киевский архитектор Владислав Городецкий, а средства на его сооружение собрали киевляне. Самым первым в музее был сформирован археологический отдел, который возглавил известный украинский археолог Викентий Хвойка. Чрезвычайно важную роль в формировании первых коллекций сыграл первый директор музея Николай Биляшивский, назначенный на должность в 1902 г. Создание музея – это труд огромного количество людей.
В 1904 году музей освятили и торжественно открыли под новым названием - Киевский художественно-промышленный и научный музей им. государя императора Николая Александровича. Музей поддерживали известные меценаты, в частности семьи Терещенко и Ханенко. Они финансировали археологические экспедиции, способствовали формированию исторических и этнографических коллекций. Ежегодно заведение получало пожертвования-предметы прикладного искусства, нумизматические коллекции.
Уже в 1909 г. археологический отдел музея насчитывал 15 тыс. единиц, этнографический – около 13 тысяч, исторический – более 600, художественно-промышленный – около 400, библиотека – свыше 1,7 тысяч. Значительно пополнились музейные коллекции благодаря деятельности заведующего исторического и этнографического отделов Даниила Щербаковского. В 1910-14 гг. он организовал экспедиции почти во все украинские губернии Российской Империи.
В 1912 г. начат отдел «старый Киев». По инициативе Николая Биляшивского создана комиссия и утверждено программу развития отдела. Киевские журналы призывалм граждан передавать в музей ценные предметы. Городская управа передала музею печати и хоругви киевских ремесленных цехов. Музейная коллекция обогатилась барельефом Архистратига Михаила и статуей Фемиды из Киевской ратуши.
С началом Первой мировой войны музей продолжал работу – принимал посетителей, комплектовал фондовые коллекции. Идеологически-просветительская роль учреждения значительно возросла во времена революционных событий начало 20 века и Гражданской войны.
Весной 1917 г. Николай Биляшивский разработал проект национального украинского музея, который должен был сформироваться на базе Киевского художественно-промышленного и научного музея. Этот вопрос неоднократно рассматривался в период правления Центральной Рады, гетмана Павла Скоропадского и Директории. Несмотря на принципиальное одобрение этой идеи, из-за сложной военно-политической обстановки она так и не была реализована.
После захвата Украины большевиками начался процесс национализации культурных ценностей. Николай Биляшивский и Даниил Щербаковский спасли огромное количество ценных памятников, поступивших в музейные фонды из частных коллекций, церквей, монастырей и разграбленных имений. 23 июня 1919 г. Совнарком УССР специальным декретом объявил Киевский художественно-промышленный и научный музей собственностью государства и переименовал его в первый государственный музей. Музейные фонды пополнялись преимущественно благодаря национализации частных коллекций.
В конце 1923 г. Николая Биляшевского отстранили от должности, а 21 апреля 1926 г. ученый, который превратил музей из городского в общенациональный, умер. Директором музея стал бывший чекист Андрей Винницкий, который начал свою деятельность с намерения освободить музей от всего «лишнего». Из-за невыносимой атмосферы в музее в июне 1927 г. покончил с собой Даниил Щербаковский. В 1934 г. Всеукраинский исторический музей выселили из родного здания, оставив лишь экспонаты художественного и частично художественно-промышленного отделов. В 1936 г. на их основе был создан Государственный украинский музей (с 1939 г. – Киевский государственный музей украинского искусства). Остальные музейные экспонаты перевезли в Музейный городок в Лавре и разместили в неприспособленных для этого монастырских помещениях.
После начала ВОВ войны, наиболее ценные и уникальные экспонаты эвакуировали в г. Уфу (Башкортостан). В Киев они вернулись в 1947 г. Археологические и этнографические коллекции, которые остались в Киеве, были перемещены в Педагогический музея (ныне городской Дом учителя). Другие музейные коллекции были переданы в украинский музей на ул. Александровской. В 1942 г. археологический музей возглавил немецкий археолог Пауль Гримм, его заместителем был известный украинский археолог Петр Куренной. В 1942-1943 гг музей назывался «Краевой музей до - и ранней истории». Значительная часть ценных музейных экспонатов была вывезена в Германию в 1941 и 1943 гг
После вступления в Киев советских войск музей возобновил свою работу в ноябре 1943 г. Музей находился в помещении Дома учителя, отдельные коллекции хранились в других местах Киева. В мае 1944 г. музей разместили в помещении, где он находится и до сих пор – на ул. Владимирской, 2 в помещении бывшей художественной школы. В послевоенные годы перед сотрудниками музея стояла нелегкая задача по систематизации реэвакуированных материалов. Музей был открыт для посетителей лишь в 1948 г. В результате войны музейная коллекция претерпела серьезные изменения-значительное количество уникальных памятников было утрачено. Впоследствии произошло пополнение коллекции за счет других музеев – Львовского исторического музея, Львовского музея украинского искусства, Одесского археологического музея, Музея украинского искусства, Софии Киевской, Киево-Печерской Лавры, Черниговского исторического музея.
В соответствии с постановлением Совета Министров УССР от 22 ноября 1963 г. при музее был создан спецотдел «Золотая кладовая», который с 1965 г. функционирует как филиал музея – Музей исторических драгоценностей Украины. Фонды исторического музея стали основой для создания других его филиалов – музея «Освобождения Киева от фашистских захватчиков» (ныне Национальный музей-заповедник «Битва за Киев в 1943»); музея «Косой капонир» (ныне музей «Киевская крепость»). На базе фондов музея (25 тыс. экспонатов) был создан Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (ныне Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне).
В эпоху "брежневского застоя" сотрудники музея сосредотачивались на комплектовании материалов, связанных с т. н. достижениями советского государства. Это были трудовые рапорты коллективов, социалистические обязательства, комплексы советских героев, вымпелы, флаги, документы партийных съездов и тому подобное. Музей был призван пропагандировать достижения социализма, раскрывая руководящую и направляющую роль КПСС. В таком формате музей работал вплоть до развала Советского Союза.
После восстановления государственной независимости Украины на базе Государственного исторического музея УССР был создан Национальный музей истории Украины. Сегодня по количеству и значению коллекций Национальный музей истории Украины является одним из ведущих музеев Украины. Его фондовые собрания насчитывают более 800 000 экспонатов. Это мирового значения археологические и нумизматические коллекции, этнографические собрания, коллекции оружия, памятников декоративно-прикладного искусства, рукописей, старопечатных книг, произведений живописи и графики, реликвии украинского национально-освободительного движения ХХ века. Они отображают историю Украины от древнейших времен до современности.
Филиалом заведения является Музей исторических драгоценностей Украины, где собраны уникальные материалы из драгоценных металлов и драгоценного камня. Особую ценность имеют шедевры из собрания скифского времени, изделия древнерусских мастеров, произведения украинских ювелиров XIV – ХХ вв. Известная в Украине и за ее пределами коллекция еврейского культового серебра XVIII – нач. ХХ века.
Свежие комментарии