подвиг третий
Поход за золотыми яблоками в Сад Гесперид
(Близнецы, 21 мая — 20 июня)
Часть 1
Миф
Великий Председательствующий в Совещательной Палате Господа наблюдал за трудами сына человеческого, который есть Сын Божий. Они с Учителем увидели, как распахнулись перед сыном человеческим третьи великие Врата, давая новую возможность следовать по Пути. Они заметили, как появился работник и приготовился приступить к задаче.
— Пошли слово, повели охранять священное древо. Пусть Геракл разовьет способность к поиску без разочарования, без обмана и без лишней торопливости. Пусть сейчас он прибегнет к упорству. До сих пор он действовал хорошо.
И слово прозвучало.
* * *
В далекой стране стояло священное древо, древо мудрости, и на нем росли золотые яблоки Гесперид. Слава об этих сладких плодах разнеслась по многим странам, и все сыны человеческие, которые знали, что подобны Сынам Бога, страстно желали их. Геракл тоже слышал об этих плодах, и когда прозвучало веление идти искать их, он нашел Учителя и спросил его, каким путем идти, чтобы найти священное дерево и сорвать яблоки.
— Укажи мне путь, о Учитель моей Души. Я ищу яблоки, и мне они очень нужны. Покажи мне кратчайший путь, и я пойду как можно быстрее!
— Не так, сын мой, — отвечал Учитель. — Этот путь долог. Только две вещи скажу я тебе, а затем уже ты должен будешь доказать правоту моих слов. Помни, что священное древо хорошо охраняется. Три прекрасные девушки ухаживают за ним и его плодами. Стоглавый дракон со ста головами охраняет и девушек, и древо. Хорошенько оберегай себя от силы, слишком большой для тебя, и от хитростей, слишком тонких для твоего понимания. Будь осторожен. И еще скажу я тебе. Твои поиски приведут туда, где на Пути тебе встретятся пять великих испытаний. Каждое предоставит тебе простор для проявления мудрости, понимания, искусства и умения использовать благоприятные возможности. Будь внимателен. Боюсь, сын мой, что ты не сможешь распознать эти вехи на Пути. Но это покажет только время; Бог да поможет тебе в твоих исканиях.
* * *
С уверенностью, потому что на успех, а не на поражение он рассчитывал, Геракл двинулся вперед по Пути, не сомневаясь ни в себе, ни в своей мудрости и силе. Он вошел в третьи Врата, направляясь на север. По всей земле прошел он, ища священное древо, но так и не нашел. Он спрашивал всех встречных, но никто не мог помочь ему в его поисках, никто не знал, где оно находится. Проходило время, а он все искал, бродя от места к месту и часто возвращаясь туда же, к третьим Вратам. Печальный и разочарованный, он все еще продолжал искать.
Учитель, наблюдающий за ним издали, послал Нерея посмотреть, нельзя ли чем помочь. Снова и снова представал Нерей перед Гераклом в разнообразных обличьях и с различными словами истины, но Геракл не отзывался, не признав в нем вестника, которым тот был. Как ни ловок был Нерей в речах, как ни мудр был глубокой мудростью Сына Бога, но он не преуспел, ибо Геракл был слеп. Он не распознал помощь, так тонко предложенную. Вернувшись, наконец, с печалью к Учителю, Нерей поведал о своей неудаче.
— Первое из пяти меньших испытаний пройдено, — ответил Учитель, — и этап этот отмечен неудачей. Пусть Геракл продолжает.
Не найдя священного древа на северном пути, Геракл повернул к югу и продолжал поиски в месте тьмы. Сначала он мечтал о быстром успехе, но змей Антей встретился ему на пути, и сражался с ним, и все время побеждал Геракла.
— Он охраняет дерево, — сказал Геракл. — Так мне говорили, значит, оно должно быть поблизости. Я должен победить его и, уничтожив стражу, прорваться туда и взять яблоки.
Тем не менее, даже вкладывая в борьбу все свои силы, он не мог победить.
— В чем моя ошибка? — вопрошал Геракл. — Почему Антей всегда побеждает? Даже будучи младенцем я убил змею в своей колыбели. Собственными руками я задушил ее. Почему же сейчас мне никак не удается справиться со змеем?
Собрав все свои силы, он схватил чудовище обеими руками и оторвал его от земли высоко в воздух. И — о чудо! Дело было сделано. Антей, побежденный, сказал:
— Я опять встречу тебя у Восьмых Врат. Готовься к борьбе.
Учитель, следящий издалека, видел все это, и обратился к Великому Председательствующему в Совещательной Палате Господа, докладывая о свершенном:
— Второе испытание пройдено. Опасность преодолена. Этот этап пути отмечен успехом.
И Великий Председательствующий ответил:
— Пусть идет дальше.
* * *
Счастливый и окрыленный, Геракл пошел дальше, уверенный в себе и чувствуя новые силы для поиска. Теперь он повернул на запад и там столкнулся с неудачей. Он подошел к третьему великому испытанию не подумав, и совершенная им ошибка надолго задержала его продвижение.
Ибо здесь он встретил сына вод Бусириса, великого обманщика, близкого родственника Посейдона. Его делом было вводить в заблуждение сынов человеческих с помощью слов ложной мудрости. Он заявлял, что знает истину, и люди тут же верили. Он произносил красивые слова, говоря: “Я учитель. Мне дано знание истины, так что пожертвуйте собой ради меня. Следуйте угодному мне образу жизни. Только я знаю, кроме меня не знает никто. Моя истина правильна. Все остальные истины неверны и ошибочны. Прислушайтесь к моим словам; держитесь меня, и вы будете спасены”. И Геракл подчинился, и каждый день слабело его рвение на предыдущем пути (в третьем испытании); он не искал уже священного древа. Его сила пропала. Он любил Бусириса, восхищался им и принимал все, что тот говорил. День ото дня Геракл становился все слабее, пока не настал момент, когда любимый учитель привязал его к алтарю и продержал связанным в течение года.
Но однажды, желая освободиться и начиная постепенно видеть Бусириса в истинном свете, он вспомнил слова Нерея, сказанные еще давно: “Истина лежит в тебе самом. В тебе высшее могущество, и сила, и мудрость. Обратись внутрь себя и там найди силу, то могущество, которое является достоянием всех сынов человеческих, которые одновременно Сыны Бога”. Молча лежал пленник на алтаре, привязанный к его четырем углам в течение целого года. Затем, с силой, которая присуща всем Сынам Бога, он разорвал свои путы, схватил ложного учителя (который казался раньше таким мудрым) и привязал его к алтарю вместо себя. Он не произнес ни слова, но оставил его там для науки. Наблюдавший издали Учитель отметил момент освобождения и, повернувшись к Нерею, сказал: "Третье великое испытание пройдено. Ты научил его, как с ним справиться, и в нужное время он справился. Пусть идет вперед по Пути и познает тайну успеха."
* * *
Потерявший много времени, однако полный несказанного облегчения, Геракл продолжил свои поиски и дальнейшие странствия. Год, проведенный на алтаре, научил его многому. Он шел по пути уже значительно более умудренный.
Внезапно он остановился. Крик сильной боли поразил его слух. Его внимание привлекли несколько стервятников, кружащихся над далекой скалой; затем опять раздался крик. Стоит ли ему продолжать свой путь или лучше найти того, кто, по всей видимости, попал в беду, но тем самым отложить выполнение задачи? Геракл раздумывал, возможно ли промедление; год уже потерян, он чувствовал необходимость торопиться. Но вот опять прозвучал вопль, и Геракл быстрыми шагами устремился на помощь своему брату. Он нашел привязанного к скале Прометея, испытывающего страшные мучения. Стервятники клевали его печень, тем самым медленно убивая его. Геракл разорвал путы и освободил Прометея, прогнал стервятников в их далекое логово, а потом ухаживал за раненым, пока его раны не затянулись. После этого, потратив немало времени, он опять двинулся в путь.
Учитель, следящий за ним издали, сказал своему ищущему ученику такие слова — первые слова, обращенные к нему с тех пор, как он вступил на свой путь:
— Четвертый этап пути к священному дереву пройден. Задержки не было. Правило на избранной Тропе, которое приближает любой успех, таково: “Учись служить”.
Председательствующий в Совещательной Палате Господа заметил:
— Он хорошо справился. Продолжим испытания.
* * *
По всем направлениям шел поиск, на севере и юге, на западе и востоке, но священное древо так и не было найдено. Наконец настал день, когда измученный опасностями и странствиями Геракл услышал от пилигрима, что священное древо находится у далекой горы. Это было первое на его пути точное указание. Тогда он повернул к высоким горам на востоке и, в яркий солнечный день, увидел предмет своих поисков и ускорил шаги.
— Наконец-то я прикоснусь к священному дереву! — закричал он радостно. — Я одолею стерегущего дракона, увижу прекрасных девушек, слава о которых разнеслась по всему свету, и возьму яблоки.
Но опять его остановило чувство глубокой жалости. Он увидел Атланта, шатающегося под грузом мира, который он держал на своей спине. Его лицо было искажено страданием, конечности сведены от напряжения, глаза закрыты от боли. Он не просил о помощи, он не видел Геракла, но просто стоял, согнутый болью, под этой страшной тяжестью. Геракл, дрожа, смотрел на него, чувствуя полную меру этой тяжести и боли. Он забыл о своем поиске. Священное древо и яблоки улетучились из его памяти, он хотел только одного — помочь гиганту, причем безотлагательно; он бросился вперед и с энтузиазмом забрал груз, переложив его с плеч своего собрата на свою спину. Он закрыл глаза, напрягая все силы, и — о чудо! — груз исчез. Геракл был свободен, как и Атлант.
Гигант стоял перед ним, и в руке его были золотые яблоки, которые он с любовью протягивал Гераклу. Поиск был закончен.
Три сестры тоже держали золотые яблоки; они вручили их Гераклу, а Эгла, прекрасная девушка, Слава заходящего Солнца, сказала ему, кладя яблоко ему в руку:
— Путь для нас всегда отмечен служением. Дела любви являются вехами на Пути.
Затем Эрифия, которая следит за вратами, через которые каждый должен пройти, прежде чем предстанет в одиночку перед Великим Председательствующим, дала ему яблоко, и на его боку было золотое слово “Служение”, начертанное Светом.
— Помни об этом, — сказала она ему. — Не забывай.
Последней подошла Геспера, чудо вечерней звезды, и сказала ему отчетливо и с любовью:
— Иди вперед и служи, и следуй отныне и навсегда путем всех служителей мира.
— Тогда я верну вам эти яблоки для тех, кто последует за мной, — сказал Геракл и вернулся туда, откуда пришел.
* * *
Потом он стоял перед Учителем и давал полный отчет обо всем случившемся. Учитель ободрил его, а затем указал на четвертые Врата и сказал:
— Пройди через эти Врата. Покори лань и войди еще раз в Святилище.
Тибетец
Природа испытания
Теперь мы подходим к третьему подвигу — в знаке Близнецов, относящемуся в основном к активной работе стремящегося на физическом плане, когда он приходит к пониманию самого себя. Прежде чем активная работа станет возможной, должен пройти цикл внутреннего размышления и мистического томления; должна идти борьба за видение и должен происходить субъективный процесс — возможно, очень долгое время — прежде чем человек на физическом плане начинает по-настоящему объединять Душу и тело. Вот суть этого подвига. Именно в этом достижении на физическом плане, как и в работе по поиску золотых яблок мудрости, состоит настоящее испытание искренности стремящегося. Стремление быть хорошим, глубокое желание убедиться в фактах духовной жизни, периодические попытки овладеть самодисциплиной, молитвы и медитации почти неизбежно предваряют эти упорные усилия.
Мечтатель должен стать человеком действия: желание нужно перенести в мир исполнения, в этом и заключается испытание в Близнецах. Физический план — это то место, где обретается опыт и где процессы, зародившиеся в мире ментальных усилий, должны проявиться и стать объективными. Это также место, где развивается механизм контакта, где пять чувств постепенно раскрывают для человека новые области осведомленности и показывают ему новые сферы завоевания и достижения. То есть, это то место, где обретается знание и где это знание должно быть превращено в мудрость. Знание, как известно, есть поиск смысла, в то время как мудрость есть всеведение синтезирующего знания Души. Однако без понимания в применении знания мы погибаем; потому что понимание есть применение знания в свете мудрости к проблемам жизни и к достижению цели. В этом подвиге Геракл сталкивается с громадной задачей сведения вместе двух полюсов своего существа и координирования, или единения, Души и тела, так чтобы эта двойственность уступила место единству и чтобы пары противоположностей слились.
Символы
Видя, что Геракл достиг ментального контроля и проехал на быке желания в Храм Души, Эврисфей задает ему задачу принести золотые яблоки из сада Гесперид. Яблоки издавна фигурируют в мифологии и символизме. В саду Эдема, как мы знаем, змей дал яблоко Еве, и после вкушения этого яблока пришло знание добра и зла. Это символический способ рассказать нам историю появления разума и того, как он начал действовать в древнем существе, которое не было, в строгом смысле, ни животным, ни человеком. С появлением разума появилось также и осознание двойственности и притяжение пар противоположностей — природы Души, которая есть добро, и природы формы, которая может быть злом, если она удерживает Душу и препятствует ее полному выражению. Сама же по себе она не является злом.
Надо заметить, что в саду Эдема человеку было дано одно единственное яблоко, символ обособленности, изоляции. Геракл должен был добыть золотые яблоки в другом саду, в саду Гесперид, где яблоки были символом множественности, синтеза, многих, рожденных одним древом Жизни.
Гераклу были поведаны только три факта: что существует сад с деревом, на котором растут золотые яблоки, что дерево это охраняется стоглавым змеем и что там он встретит трех прекрасных девушек. Но где находится сад и как его найти, ему не было сказано. На этот раз ареал его поисков не был ограничен ни дикими землями, по которым носились кобылицы-людоедки, ни маленьким островом Крит. Надо было обыскать чуть ли не всю землю, и Геракл странствовал с севера на юг и с запада на восток, пока не встретил Нерея, который был искусен во всякой мудрости и во всех формах речи. В некоторых классических источниках его называют “древним моря”. Он был не только мудрым, но и неуловимым, принимающим множество форм, и никогда не соглашался давать Гераклу прямой ответ. Наконец он намекнул на то направление, в котором нужно было искать, отправив его в дорогу одного и несколько обескураженного, с весьма слабым представлением о том, что делать и куда идти. Единственное, что знал Геракл, — это то, что надо повернуть на юг, который символизирует возврат в мир, к полюсу, противоположному Духу.
Едва лишь он сделал это, как встретил змея, с которым ему пришлось бороться. В своих исканиях на физическом плане Геракл должен был победить, как и все ученики, наваждение и иллюзию, потому что при работе в области духовного стремления ученик очень подвержен увлечению астральностью и низшим психизмом в той или иной форме. Борясь со змеем, Геракл увидел, что не может победить его, но вскоре обнаружил, что тот неуязвим только до тех пор, пока касается земли. Как только Геракл поднял змея (Антея) в воздух, тот совершенно ослаб и не мог победить Геракла.
Близнецы — знак воздуха, мутабельный, или общий, знак. Наваждение всегда меняется, всегда принимает ту или иную форму. Оно имеет дело с видимостью, а не с сутью, а земля поддерживает иллюзию.
Победив змея, стоящего на пути, Геракл продолжает свои поиски. Его следующая встреча происходит также с наваждением, но в другой форме. Бусирис был сыном Посейдона, бога вод, но его мать была простой смертной. Он объявил себя великим учителем. Он говорил красиво и убедительно. Он всячески превозносил себя, заставив Геракла поверить, что сможет показать ему Путь, выведет его на Свет и что именно он является хранителем истины. Геракл был совершенно обманут. Постепенно он попал под влияние и чары Бусириса, подчинился его воле, его уму и принял его как учителя и руководителя. Наконец, когда Бусирис полностью подчинил себе Геракла, он привязал его к жертвенному алтарю и заставил забыть о Нерее. Миф говорит, что Геракл со временем освободился и продолжил свой поиск, привязав Бусириса к алтарю, на котором сам лежал до этого. Опять мы встречаем здесь разочарование, промедление, неудачу и обман, характеризующие эту часть испытания.
В своих поисках он обнаружил Прометея, прикованного к скале, где стервятники терзали его печень. Геракл не мог вынести вида его страданий и отложил выполнение своего задания, чтобы освободить Прометея и дать ему возможность защитить себя от птиц.
Теперь мы подходим к решающей точке подвига, к тому, что составляет настоящее испытание. Геракл видит Атланта, держащего на своих плечах груз мира и шатающегося под тяжестью взятой на себя задачи. Геракл настолько поражен величием подвига Атланта и так проникся страданиями того, кто готов выдержать вес мира, что отказывается от поиска золотых яблок. Он забывает о своих собственных планах и, полный сочувствия, берет груз у Атланта и кладет на свои плечи. В чудесном завершении рассказа говорится, что после этого Атлант, освободившийся от бремени, сам идет в сад Гесперид, берет золотые яблоки без какого-либо вмешательства со стороны стоглавого дракона, в чем ему радостно помогают три прекрасных девушки, и приносит яблоки Гераклу, который теперь тоже становится свободным, несмотря на все препятствия, помехи и отклонения, произошедшие из-за наваждения и иллюзии. Несмотря на неудачи и длительное время, которое потребовалось ему, чтобы обрести мудрость, Геракл все же получает золотые яблоки. Заметьте, что противоположный Близнецам, или дополнительный, знак — это знак Стрельца, Лучника, который стреляет прямо и беспрепятственно скачет к Цели — никаких отклонений, никаких неудач — только прямое движение вперед.
Часть 2
Область подвига
В созвездии Близнецов есть две звезды, которые греки назвали Кастором и Поллуксом, или Близнецами. Они персонифицируют две основные группы звезд, Семь Плеяд и семь звезд Большой Медведицы — два созвездия на севере, вокруг которых, по всей видимости, вращается наша Вселенная. Каждая звезда представляет созвездие. С точки зрения эзотеризма, великая мистерия Бога, воплотившегося в материи, и распятие космического Христа на кресте материи связаны с отношениями (признанными еще в древности) между звездами Плеяд и звездами Большой Медведицы. Эти две группы звезд представляют Бога, Макрокосм, в то время как Близнецы, Кастор и Поллукс, рассматривались как символы человека, микрокосма. Их называли также Аполлон и Геракл: Аполлон означает Правитель, Бог Солнца; и Геракл — “Тот, кто идет на подвиг”. Таким образом, они представляют два аспекта человеческой природы, Душу и личность, Духовного человека и то человеческое существо, через которое эта Духовная сущность функционирует: Христа, воплощенного в материи, Бога, работающего через форму.
Кастор считался смертным, а Поллукс — бессмертным. Интересный астрономический факт, что звезда Кастор теряет яркость и не излучает того света, как несколько веков назад; в то время как Поллукс, бессмертный брат, прибавляет в яркости и затмевает своего брата, напоминая тем самым слова Иоанна Крестителя, сказанные им при виде Христа: “Ему должно расти, а мне умаляться”. (Св. Иоанн,III, 30). Таким образом, мы имеем здесь самое важное созвездие, потому что оно всегда удерживает перед глазами человека мысль о возрастающем могуществе Духовной жизни и уменьшающейся силе личности. История созревания человека, история Души, постепенно устанавливающей свой контроль, рассказывается нам в созвездии Близнецов.
В древнем Зодиаке Дендера этот знак назван “местом Того, кто приходит”, выражая мысль о появлении Духовного Существа. Оно представлено двумя фигурами, одной мужской, а другой женской; одна — положительный, Духовный аспект, а другая — отрицательный, материальный аспект. Коптские и древнееврейские названия означают “соединенный”, и этим выражен статус Геракла, стремящегося. Он есть объединенные Душа и тело. В этом и заключалась проблема, с которой ему пришлось бороться в знаке Близнецов. Целью являлось единение низшего и высшего "Я", смертного и бессмертного аспектов. Именно эта задача привела к столь долгим и сложным поискам, потому что по ходу их Геракл то прислушивался к голосу Нерея, высшего “Я”, то попадал под влияние наваждения и иллюзий низшего “я”.
Тема двойственности, которая подчеркнута в Близнецах, проходит через множество мифов. Например, мы встречаем двух братьев в истории Ромула и Рема или же в истории Каина и Авеля, причем один из них умирает, а другой живет. В масонстве астрологическим символом Близнецов стали два столпа, причем многие считают, что масонскую традицию можно было бы проследить назад до того периода, предшествующего веку Тельца, когда Солнце было в Близнецах, и далее до того великого цикла, когда зародилась Лемурийская раса, первая действительно человеческая раса; когда начал проявляться аспект разума и двойственность человечества стала фактом природы.
Лемурийская раса была третьей расой, и подвиг, который Геракл символически совершает в Близнецах, тоже третий. Его поиски были поисками Души, а человек всегда неосознанно ищет ее, пока не придет время осознать себя Гераклом и сосредоточится на поиске золотых яблок наставлений и мудрости. Так что в масонской традиции мы имеем типичный поиск человечества — поиск Света, Единства, поиск божественности. И поэтому два столпа, Боаз и Якин, являются эмблемой двойственности.
В Китае о Касторе и Поллуксе говорят как о двух “богах двери”, показывающих огромную мощь, которую может обрести бог материи, а также силу божественности.
Близнецы — это в основном знак интеллекта, оказывающий особенно решающее воздействие на нашу Арийскую расу. В этой расе умственные способности и интеллект неуклонно развивались. Близнецы, следовательно, влияют на три области, касающиеся человеческих отношений. Во-первых, они управляют образованием в целом — знаниями, науками, и закладывают основу мудрости. Один просветитель сказал: “высшая цель образования заключается в приобретении знания, чтобы получить более высокое откровение. Необразованные могут получить его, но не смогут истолковать”. В третьем подвиге Геракл получает выдающееся откровение, и на пяти этапах его странствий образование неуклонно совершенствуется.
Экзотерическим правителем Близнецов, как и их первой декады, является Меркурий, поскольку, как говорит Алан Лео:
“Меркурий во внешнем мире обозначает школы, колледжи и другие места, где происходит обучение, научные и литературные институты... В сознании он обозначает мысль, понимание, логику, разум, интеллект; причем, скорее абстрактного рода, чем конкретного, знание ради знания... Его высшее приложение, видимо, то, что называют “чистым разумом”... В теле он управляет мозгом и нервной системой, языком и органами речи, а также руками как инструментом разума”.
(Алан Лео, “Полный словарь Астрологии”, стр. 163)
Во-вторых, Близнецы отвечают за взаимоотношения. Соответственно, они управляют языком, общением и коммерцией. Интересно отметить, что и Соединенные Штаты, и Лондон — оба управляются Близнецами; что английский язык становится преобладающим средством общения в мире; что самые крупные линии океанских маршрутов начинаются от Нью-Йорка или Лондона, и оба эти города были мировыми рынками и центрами распределения. Меркурий, правящая планета знака, является толкователем, посланником богов. В связи с этим стоит также отметить, как Геракл попадает под влияние двух учителей: Нерея, высшего учителя, и Бусириса, низшего, или психического, учителя, а значит, здесь опять подчеркивается как двойственность Близнецов, так и их умственное качество.
Когда этот знак проявлен, как сейчас, будучи могущественным мутабельным знаком, он провозглашает множество изменений, новые идеи заполняют мир, появляются новые импульсы и новые неразработанные пути подхода к духовной истине, и вскоре везде появится множество учителей, чтобы помочь подвести расу к новому состоянию духовного осознавания. Так как Близнецы — знак воздуха, мы видим, как быстро идет завоевание воздуха, а также делаются постоянные попытки унифицировать и координировать множество разных аспектов человеческого стремления.
Венера — эзотерический правитель Близнецов, она управляет второй декадой, поскольку Венера приводит к единению, и через ее влияние осуществляется Закон Притяжения и сведения воедино полярных противоположностей. Но все эти перемены и объединения открывают новое состояние сознания, новое состояние бытия и приводят в Новый Век и в новый мир. Как следствие возникают новые трудности и проблемы, и тут появляется Сатурн, управляющий последней декадой. Сатурн — планета ученичества, она несет трудности, проблемы и испытания, предлагающие ученикам простор для действий. Именно Сатурн открывает двери в воплощение, и Сатурн открывает дверь на Путь Посвящения. Меркурий, толкователь и просвещающий интеллект, Венера, принцип притяжения и единения, и Сатурн, создатель возможностей — все эти три планеты играют свою роль в жизни стремящегося, когда он объединяет высшее и низшее, проходит через пять этапов испытания и видит цель, которую должен в конце концов достичь.
Три символических созвездия
С этим знаком связаны три созвездия: Лепус, или Заяц, Большой Пес и Малый Пес; и в их взаимосвязи, а также в их связях с Геркулесом, стремящимся, поразительным образом раскрывается вся история человеческого существа. В Большом Псе находится Сириус, Звезда Пса, во многих старинных книгах называемая “предводителем всего небесного войска”, так как эта звезда в десять или двенадцать раз ярче, чем любая другая звезда первой величины. Сириус всегда ассоциировался с жарой, отсюда выражение “собачьи дни” в середине лета, когда стоит самая сильная жара. С точки зрения оккультизма Сириус особенно важен. “Наш Бог есть огонь поядающий”, а Сириус — символ Универсальной Души, так же как и индивидуальной Души. Таким образом, с эзотерической точки зрения — это звезда посвящения. На языке символизма говорится, что наступает момент, когда перед посвященным вспыхивает звезда, знаменуя осознание им своей тождественности с Универсальной Душой, и он внезапно видит её через посредство своей собственной Души, своей собственной звезды.
Большой Пес — это бессмертная Небесная Гончая, которая вечно преследует меньшего Пса, недо-пса, человека в физическом воплощении. Эта погоня увековечена для нас Фрэнсисом Томпсоном в “Гончей Небес”:
Я бежал от Него через ночи и дни;
Я бежал от Него через арки годов,
Я бежал от Него лабиринтом путей
Своего ума; и в тумане слез
Я скрывался от Него, и в мимолётном веселье.
И спешил наверх вереницей надежд;
И бросался стремительно вниз,в мрачные бездны страхов.
Но сильные ноги всё мчались и мчались за мной.
В Зодиаке Дендера эта звезда называется Апес, голова. В приложении “Спутник Библии”, стр. 1518, говорится, что самая яркая звезда в Большом Псе — это Сириус, Принц, по персидски называемый Вождь. В том же созвездии есть еще три звезды: одна называется “тот, кто провозглашает”, другая — “одиноко сияющая”, а третья — “славная”; все названия подчеркивают величие Большого Пса и, эзотерически, чудо и славу высшего “Я”.
В Малом Псе, недособаке, согласно тому же источнику, имя самой яркой звезды означает “искупитель”, имя следующей по яркости — “несущий бремя”, или “тот, кто несет за других”. Таким образом, в значении этих двух имен мы имеем портрет Геракла, работающего над своим собственным спасением и несущим великий груз Атланта, познавая смысл служения.
Лепус, Заяц, объединенный с этими двумя созвездиями, содержит звезду очень интенсивного алого цвета, почти как капля крови. Красный является символом желания материального. В Зодиаке Дендера его называют Баштибеки, что значит “ужасное падение”. Аратус, писавший около 250 г. до нашей эры, говорит о Лепусе как о “постоянно преследуемом”. Интересно заметить, что древнееврейское имя самой яркой звезды этого созвездия, Арнеб, означает “враг Того, Кто Грядет”; в то время как три остальные звезды называются “безумная”, “связанная” и “обманщица”. Все эти слова характеризуют низшее “я”, вечно преследуемое высшим “Я”; Человеческую Душу, преследуемую Гончей Небес.
Когда мы ночью смотрим на звездное небо и видим Сириус, Звезду Пса, история нашего прошлого, настоящего и будущего драматически раскрывается перед нами. История нашего прошлого представлена в Лепусе, Зайце, быстроногом, обманутом, безумном, привязанном к Колесу Жизни, отождествленным с материальным аспектом и вечным врагом “Грядущего Принца”. В Малом Псе мы имеем историю стремящегося, нашего теперешнего большинства. Внутри нас существует внутренний правитель, скрытая божественность, искупитель. Мы идем вперед, покоряя и чтобы покорять, но мы должны делать это как ученики, неся эту ношу за других и служа. В Большом Псе обрисовано наше будущее и высшее достижение, славное за пределами нашего нынешнего понимания. Если бы все религии и все рукописи мира были уничтожены и ничего бы не осталось, кроме звездного неба, истории Зодиака и значения имен различных звезд в разных созвездиях, мы были бы способны проследить историю человека, восстановить знание нашей Цели и узнать, как ее достичь.
Урок этого Подвига
Вся эта история действительно означает урок, первый из тех, что должны постичь все стремящиеся, который невозможно усвоить, пока не пройдены испытания в Овне и Тельце. Затем на физическом плане, в поле мозга и его пробуждающегося сознания, ученик должен зарегистрировать контакт с Душой и осознать ее качества. Он больше не должен быть созерцательным мистиком, но должен добавить к мистическим достижениям оккультное знание Реальности. Об этом часто забывают стремящиеся. Они часто удовлетворяются своим стремлением и видением божественной цели. В тигле жизни они выковали такие качества как искренность, благие намерения, хороший характер, они также сознают чистоту мотива, готовность выполнять требования и удовлетворение достижением определенного статуса развития, который дает им возможность двигаться дальше. Но одной вещи им все еще не хватает: они лишены того, что можно назвать “техникой присутствия”; они не имеют привилегии и прерогативы владеть. Они верят в факт Души, в возможность совершенства, в Путь, по которому надо идти; но вера еще не преобразована в знание Духовного царства, и они не знают, как определить свою Цель! Так что они, как и Геракл, отправляются на поиски на все четыре стороны.
Если им удается распознать происходящее, то первая стадия поисков наполняет их уверенностью. Как и Геракл, они встречают Нерея, символ высшего “Я”, и потом в жизни ученика он становится символом обучающего — Учителя. При контакте, особенно на ранних стадиях поиска, высшее “Я” проявляется как вспышка Света, мгновение — и она уже погасла; как внезапное понимание истины, такое неуловимое, так быстро промелькнувшее, что сначала ученик не в силах ухватить его; как намек, зароненный в сознание в моменты однонаправленного внимания, когда ум спокоен и эмоции временно теряют свое влияние.
Более развитый ученик, который установил контакт со своей Душой и, следовательно, может считаться подготовленным к инструкциям одного из великих Наставников Расы, вскоре обнаружит, что Учитель работает так же, как работал Нерей. С ним нельзя в любую минуту вступить в контакт, и лишь время от времени ученик общается с ним. Когда он это делает, он не должен ожидать поздравлений по поводу своего чудесного прогресса, не найдет он также ни подробного разъяснения своих задач, ни обширного плана работы, которую ему нужно сделать. Учитель даст лишь намек и исчезнет. Он даст намек и больше ничего не скажет. Дело ученика — использовать намек как можно лучше и последовать ему, если он сочтет его мудрым.
Многие оккультисты с самыми благими намерениями заставляют человека поверить, что Учителя Мудрости испытывают к ним личный интерес, что перегруженные работой Водители Расы не находят более важных занятий, чем говорить им, как жить, как решать свои проблемы и как, во всех деталях, вести свою деятельность. Я хотел бы здесь высказать свой протест против подобного умаления работы Великих. Причина того, что Нерей, Учитель, так неуловим и порождает лишь вспышку мысли или проявляет лишь мимолетное внимание к стремящемуся, двояка:
Во-первых, отдельный стремящийся не представляет никакого личного интереса для Учителя, пока не достигнет определенной точки развития, когда он обретает такой тесный контакт со своей Душой, что становится магнетическим служителем мира. Тогда, и только тогда, для Учителя будет иметь смысл бросить ему мысль и дать намек. Затем, когда этим намекам следуют, он может дать ему больше, но — и это следует подчеркнуть — только в связи с работой, которую он должен исполнить в области мирового служения. Стремящиеся должны помнить, что они становятся учителями только путем практики и что мы учимся быть учителями и становимся способными присоединиться к группе мировых служителей через усилие нашей собственной Души. Душа есть божественный Сын Божий, всезнающий и всесильный. И когда бессмертный близнец прирастает в своей силе и яркости, его смертный брат угасает.
Во-вторых, физические тела стремящихся ни в коей мере не могут выдержать намного более высокую вибрацию Того, Кто уже достиг. Тело будет разрушено, а мозг перенапряжен, если один из Учителей войдет в постоянный контакт с учеником, прежде чем тот научится хотя бы воспринимать Нерея как символ собственного высшего “Я”. Когда в результате наших собственных усилий мы начнем жить как Души, когда с помощью нашего собственного устремления мы научимся служить и быть каналами Духовной энергии, тогда мы узнаем Нерея более близко; а затем, почти неизбежно, наше знание о работе, которую должны делать Великие, станет таким живым и таким реальным, что мы перерастем наше собственное желание контакта и будем желать только принять на себя ту ношу, которую они несут.
В начале своего странствия Геракл встретил Нерея, но не обратил на него должного внимания и отправился странствовать дальше, отчаянно ища способ удовлетворить своё стремление. В конце своего поиска он встречает Атланта, несущего бремя мира, и его так поражает груз этой ответственности и та тяжесть, которую взвалил на себя Атлант, великий Учитель, что он совершенно забывает о своей цели, поиске золотых яблок, и стремится только к одному — снять тяжесть с плеч Атланта. Когда стремящиеся в религиозных движениях или в Церкви, в теософии, розенкрейцерстве и во множестве групп, к которым они тяготеют, научатся забывать себя в служении и отказываться от своего духовного эгоизма ради помощи человечеству, посвященные будут значительно быстрее проникать через портал на Тропу, которая ведет из тьмы к Свету, от нереального к Реальному. Один из Великих сказал, что “есть личности, которые, хотя и никогда не проявляли внешне эгоизма, крайне эгоистичны в своем внутреннем духовном стремлении”. (“Письма Махатм А.П. Синнетту”, стр. 360). А потом он дает нам великий идеал, который подрезает корни духовного эгоизма: “По нашему мнению, самые высокие стремления к благу человечества становятся замараны эгоизмом, если в уме филантропа пробегает хоть тень желания собственной выгоды...”
Геракл, ученик, познал прикосновение высшего “Я”, но он еще недостаточно знал, чтобы остаться с Нереем. Поэтому он повернул на юг, или обратно в мир. У него был момент высокого проникновения, когда он вышел за пределы физического сознания и общался со своей Душой. Но это длилось недолго, и он опять вернулся к физическому сознанию и перешел к другому опыту. Ему пришлось бороться с Антеем, змеем (или гигантом). На сей раз это был змей астрального наваждения, а не змей желания. Ему пришлось бороться с наваждением низшего психизма, который на ранних стадиях, похоже, неизбежно привлекает интерес стремящихся. Любой учитель, работавший с теми, кто ищет Путь, знает наваждение, под влияние которого они столь легко попадают. Наваждение может быть разным в зависимости от темперамента стремящегося. Некоторые сходят с правильного пути, привлеченные спиритическими явлениями. В своем старании проникнуть за завесу они бывают поглощены низшей стороной спиритуализма и проводят много времени в комнате для сеансов, изучая снова и снова все тот же старый феномен материализации, общения с духами и явления их. Я не говорю здесь о по-настоящему научных исследованиях тех, кто глубоко занимается этим предметом и достаточно подготовлен для этого. Я говорю о невежественном участии в некоторых видах сеансов. Это интригует среднего мужчину или женщину и приводит их во власть равно невежественного медиума или шарлатана, потому что они не подготовлены к тому, чтобы проверить каким-либо образом то, что видят и слышат.
Змей может принять вид и более распространенного психического явления. Стремящийся может заинтересоваться автоматическим письмом или учиться сидеть и слушать “голоса”, он становится астрально ясновидящим или яснослышащим; при этом к неразберихе на физическом плане и в своем собственном окружении он добавляет еще большую неразбериху на плане психическом, попадая таким образом в ловушки астральности. Он становится полностью погружен в себя, ибо все время пытается увидеть или услышать что-то помимо физического. Так как мы разделяем с кошками и собаками способность ясновидения и яснослышания, то в должное время мы непременно что-нибудь увидим и услышим, если не на самом деле, то хотя бы с помощью творческой способности, которой мы все обладаем, — воображения. Но стремящийся, который оставил Нерея, встретит змея в той или иной форме и должен будет бороться с ним. Как говорит миф, Геракл долгое время не мог победить, но когда поднял змея высоко в воздух, то быстро одолел его.
В основе этой символики лежит великая истина. Воздух всегда рассматривали как символ или элемент, относящийся к плану Христа, в терминах теософии, или же, как говорят на Востоке, к Буддхическому плану. Астральный план есть искаженное отражение Буддхического плана, и только когда мы выносим наваждение на ясный Свет Души Христа, мы видим его как оно есть и делаемся неуязвимыми. Я (А. А. Б.) в высшей степени серьезно просила бы всех стремящихся преодолеть свой интерес к психическим явлениям и закрыть астральный план как можно плотнее, пока они не разовьют в себе силу интуиции и умение толковать свои восприятия посредством хорошо развитого, хорошо подготовленного, хорошо тренированного ума.
Следующая стадия поиска Геракла равно относится ко всему человечеству в целом. Он попадает в власть Бусириса, который провозглашает себя великим учителем. Долгое время Геракла держат связанным. Сегодняшний мир полон учителей, и они, как и Бусирис, основывают свое учение на напыщенных претензиях и заявлениях; они провозглашают себя посвященными, хранителями истины, знающими верный и точный путь развития, который безусловно поможет развитию стремящегося. Они подкрепляют свою позицию обещаниями; они строят свои отношения с позиции сильной личности и, используя искренность и пыл искателей истины, собирают вокруг себя группы мужчин и женщин, которые в невинности своей искренне верят в истинность их слов, и привязывают этих людей к жертвенному алтарю на больший или меньший срок. Настоящий посвященный узнается по своей жизни и делам — он слишком занят служением расе, чтобы тратить время на возбуждение у людей интереса к себе, и он не может ничего обещать стремящемуся кроме следующего: “Вот старинные правила, вот Путь, которым прошли все святые и Учителя Мудрости, вот дисциплина, которой ты должен себя подвергнуть; и если только ты постараешься и наберешься терпения, Цель непременно будет достигнута”.
Но Геракл освободился от пут, что делают все искренние искатели; а потом, покинув мир психического и псевдодуховного наваждения, он начал служить. Сначала он освободил себя в образе Прометея, который обозначает воплощенного Бога, избавив его от мучений древних стервятников. Солнечное сплетение, желудок и печень есть внешние выражения, если можно так выразиться, природы желаний, и Геракл освободился от стервятников желания, которые так долго терзали его. Он перестал быть эгоистом, перестал заниматься самоудовлетворением. Он получил два горьких урока в этом знаке и — на время этого цикла— стал относительно свободен. Прометей, Бог внутри, мог теперь идти на служение миру и снять бремя с плеч Атланта.
После жертвы приходит награда, и Геракл получил свой великий дар после освобождения Прометея и Атланта. Когда Геракл отложил свои поиски, чтобы помочь миру, Атлант сам сходил ради него в сад и протянул ему золотые яблоки, тем самым приводя его в контакт с тремя прекрасными девушками, тремя аспектами Души.
В начале этого подвига Геракл контактирует со своей Душой как с Нереем; в конце же его, преодолев наваждение, он достигает намного более широкого восприятия собственной Души и видит ее в трех аспектах, каждый из которых содержит в себе потенции трех принципов божественности. Эгла символизирует Славу Жизни и великолепие заходящего Солнца, величие проявления на физическом плане. Она дает яблоко Гераклу, говоря: “Путь к нам всегда лежит через добрые дела”. Эрифия хранит врата, Душу, которая всегда открываются Любовью-Мудростью, она дает Гераклу яблоко, отмеченное золотым словом “Служение”. Геспера, вечерняя звезда, звезда посвящения, олицетворяет Волю. Она говорит Гераклу: “Иди по Пути”. Это Тело, Душа и Дух; Разум, Любовь и Воля, с которыми стремящийся соприкоснулся через Служение.
Свежие комментарии