Евгений Федоров
Дитя унификации
С начала 90-х годов армия РФ уже не являлась ключевым заказчиком для автомобильных предприятий. Не был исключением и Горьковский автозавод. Львиную долю прибыли тогда (да и сейчас) приносили полуторки «ГАЗели» и среднетоннажные ГАЗ-3309 («Газон»). Поэтому правила в вопросах оборонного заказа скорее диктовали инженеры и маркетологи из Нижнего Новгорода, чем военные чины из Министерства обороны.
До сих пор сложно понять, по какой причине отказались от бескапотной компоновки новой машины. Возможно, это было пожелание военных, учитывающих опыт минной войны в Афганистане, либо простая унификация с гражданским «Газоном». Скорее всего, удачно сошлись взгляды военных и возможности заводчан. В любом случае, разработка по старым лекалам ГАЗ-66 с использованием агрегатной базы коммерческих машин позволила сократить как затраты, так и время.
Первые экземпляры преемника «Шишиги», появившиеся в 1995 году, несли индекс 3309П и представляли собой гибриды из рамы, кабины, органов управления от капотного «газика» и турбодизеля ГАЗ-5441, КПП, раздаточной коробки, мостов, колес и кузова от ГАЗ-66-40. По причине капотной компоновки рама стала длиннее, что увеличило колесную базу, улучшило курсовую устойчивость, но негативно сказалось на маневренности (радиус разворота вырос на 1 метр). Уже в 1996 году машина прошла государственные испытания и была принята на вооружение Российской армии. Серьезным плюсом нового легкого грузовика была стоимость, сравнимая с ценой на ГАЗ-66-40 – это были плоды широкой унификации с существующими машинами. А минусом можно считать гражданскую раму, не в полной мере рассчитанную на высокие нагрузки армейской эксплуатации. В окончательном варианте новая «Шишига» получила имя ГАЗ-3308 «Садко» и поначалу комплектовалась бензиновыми моторами ЗМЗ-513.10 и ЗМЗ-5231.10 мощностью 125-130 л.с.
Машина пришлась по вкусу не только в российской армии, но и Украине, в Египте, Казахстане, Белоруссии, Армении. В Сирию «Садко» поставлялся в середине 2000-х и в настоящее время стал одним из символов противостояния армии и террористических организаций. На сирийской земле ГАЗ-3308 использовали в качестве артиллерийского тягача, платформы для зенитных орудий и даже в качестве носителя РСЗО GOLAN 400. В сети также засветили фотографии армейского «Садко» с 57-мм пушкой ЗИС-2 в кузове. В общей сложности по контрактам к 2007 году в Сирию Горьковский автозавод поставил около 2000 грузовиков.
В 2014 году появилась первая информация о следующем поколении «Садко», получившем приставку «Next». Можно сказать, что в последней генерации грузовик встал на ступеньку выше – грузоподъемность выросла до 3 тонн. Кабина теперь унифицирована с семейством «Газон-Next» и отличается поистине легковым комфортом. На «Садко-Next» устанавливается ярославский дизель ЯМЗ-534 мощностью без малого 150 л. с., а настоящей изюминкой стала кнопочная система управления режимами трансмиссии.
Среди многочисленных модификаций «Садко» самыми необычными стали ГАЗ-3325 «Егерь» и ГАЗ-3902 «Вепрь». В первом случае это огромный пикап с двурядной кабиной, а во втором – машина с цельнометаллическим пассажирским кузовом на пять или двенадцать человек. Два года назад дебютировало второе поколение этих машин с очень своеобразным выражением лица – замысловатые фары грузовички получили от автобуса «Вектор Next». Подобную технику нельзя назвать полностью военной, но в Нижнем Новгороде очень надеются на армейские заказы и регулярно выставляют «Егерей» и «Вепрей» на форумах «Армия».
Фантазии на тему и продолжатели дела
ГАЗ-66 постепенно уходит из Вооруженных сил России – автомобили распродаются с мест консервации, пополняя парк частников по всей стране. Бывшие страны восточного блока также постепенно избавляются от советского наследия, реализуя «Шишиги» чуть ли не по всему миру. Недавно появилась новость, что ГАЗ-66 из запасников венгерской армии появился в свободной продаже в США. Доступность запасных частей, неприхотливость и уникальная проходимость позволила различным конструкторским бюро со временем разработать своё видение новой «Шишиги». Одним из самых ярких таких примеров стал ГАЗ-66 «Партизан», отличить который от заокеанского Hummer H1 можно только при близком знакомстве. Отечественный клон американского джипа появился в 2003 году, унаследовал от «Шишиги» раму в укороченном исполнении, агрегатную базу и отдельные кузовные элементы. Пришлось, естественно, основательно перекроить компоновку грузовика, изменить подвеску под более легкий кузов и ограничиться установкой всего 4-х посадочных мест. Самое интересное, что построили машину на Горьковском автозаводе, очевидно, в поисках новых рыночных ниш. По другой версии, «Партизан» появился в клубе энтузиастов-любителей из Нижнего Новгорода и в большей мере был лишь шоу-каром, выпущенным очень ограниченным тиражом.
В начале 2000-х годов агрегатная база ГАЗ-66 легла в основу огромного 12-местного внедорожника «Бархан», совмещающего в себе комфорт легкового автомобиля и недюжинную проходимость армейского вездехода. Данная техника в различных вариациях выпускалась под конкретные заказы и большого распространения не получила.
ГАЗ-66 во многом создавался для ВДВ, но в настоящее время крылатая пехота окончательно избавляется от легендарной машины – на замену идут максимально облегченные КамАЗы семейства «Мустанг». В частности, модель КамАЗ-43501 с укороченной платформой и возможностью к авиадесантированию. Отличить от обычного КамАЗа 4х4 машину для ВДВ можно по опущенной грузовой платформе и надколесным нишам. Конечно, это уже совсем другой грузовик — у него и мощность больше (240 л. с.) и грузоподъёмность увеличена до 3 тонн.
Несмотря на то, что потомки ГАЗ-66 были вытеснены из рядов ВДВ, будущее у платформы до сих пор есть. Машины серии Next не только скоро появятся в армии России, но и активно предлагаются на экспортных рынках, в частности, в Индонезии и Филиппинах.
Свежие комментарии