Заброшенные и разрушенные поселения с полурасхищенными мозаиками, многочисленные свастики, запертые на забор дома религии Бахаи, скрытые в центре города мозаики в жилых домах, до которых не добраться, и разрушенная арабская деревня на пустынном холме, от которой осталось ровно одно здание — гибрид цервки и памяти давно канувших в лету времен.
Начнем мы с мошава Шавей Цион, куда я отправился с целью посмотреть их замечательную мозаику
Мозаика и в самом деле прекрасная
Хотя некоторое ее детали визуально вряд-ли радуют глаз евреям с хорошей генетической памятью
Свастика — очень распространенный меандр тех времен. Встречается как и в церквях римской и византийской эпох, так и в еврейских синагогах, а также на славянских вышивках, на сегодняшний день можно встретить в северных регионах России.
Этот мозаичный пол в Шавей Цион украшал когда-то церковь византийской эпохи (IV век). А сама церковь была частью большой византийского поселения под названием Nea Come.
К сожалению, мозаика находится в ужасном состоянии, с оторванными кусками, которые валяются повсюду.
Вот вторая часть этой потрясающей мозаики. Обратите внимание на обломанные куски слева
К сожалению это мы варвары, которые уничтожают всё что творили далекие цивилизации, которые по культуре превосходили нас
Неужели никому не жалко такую красоту??
Отдельные узоры
Как вы видите, вся мозаика треснувшая, и разломанная. Части можно просто поднять и унести…
Вторая часть мозаики
Тоже вся в трещинах и дырках
И от нее можно унести кусок при желании. Вам какой — слева или справа?
Дальше — еще хуже
В наши дни служит местным музеем и «домом культуры». Культуры, очевидно, типично израильской — на лужайке возле здания кучи мусора. Очевидно кто-то делал пикник, но убрать за собой не удосужился. Я немного прибрал, чтобы сделать кадр, но потом пожалел — надо было оставить все как есть.
В общем если вы хотите узнать как НЕ должен выглядеть мошав и успеть взглянуть на мозаику — советую поторопиться. У меня есть подозрение, что максимум через год-два от нее вообще ничего не останется.
Бейт ха-Колонель
Тут мне повезло меньше — дом, знаменитый тем, что когда-то в нем проживал Бахаулла, проповедник, пророк и основатель религии Бахаи, был напрочь огражден от навязчивых туристов. Но может это и к лучшему. Однако обо всем по порядку.
Бейт ха-Колонель был построен в тридцатые годы XIX века одним из богачей Акко, по слухам самим губернатором Ахмедом Башой Эль-Джеззаром. Одна из особенностей дома – акведук родника Гаатон, ведущий воду в Акко проходил прямо во дворе усадьбы. Бахаулле дом сдали в 80-е годы, после того как пару лет продержали в тюрьме в Аккской крепости, а потом еще несколько лет в «домашнем заключении» в Старом городе. После того как Бахауллу выпустили на свободу, его последователи сняли эту усадьбу возлее Мазраа, и тут пророк жил два года.
Потом он переехал в Бахаджи, где и умер в 1892 году.
В тридцатые годы прошлого века дом арендовал британский полковник (на английском колонель — оттуда и название) Макнил, который прожил здесь со своей женой Лилиан до конца сороковых годов. Любопытная история заключается в том, что Лилиан, прикованная к инвалидному стулу, со временем стала последователем веры Бахаи, даже не подозревая, что основатель этой религии жил до нее в этом доме. Кроме этого, Лилиан вела переписку со своей подругой Мери, которая со временем вышла замуж за короля Румынии. Со временем Лилиан так повлияла на нее, что королева Румынии также изменила свою религию и стала Бахайкой.
С началом беспорядков Макнил стал посредником между солдатами Хаганы в Нагарии и жителями Мазраа, и в результате переговоров в его доме был подписан пакт о ненападении между сторонами. Лилиан в итоге умерла в 1949 году и похоронена в Хайфе. Макнил вернулся в Великобританию.
Икрит – арабская деревня в Западной Галилее, жители которой (христиане) были выселены в ходе Войны за Независимость в 1948 году. 31 октября ЦАХАЛ вошел в деревню без боя в рамках операции Хирам. Через неделю жителей деревни попросили «очистить помещение», пообещав позволить им вернуться максимум через две недели. Пока что жителей Икрита (616 человек) перевезли в деревню Рама. Спустя какое-то время они начались требовать, чтобы ЦАХАЛ выполнил свое обещание и позволил им вернуться, но не тут то было.
В 1951 году жители Икрита и Барама — еще одной деревни, с которой разобрались таким же образом, подали иск в БАГАЦ, который обязал правительство Израиля вернуть людей в их дома. Однако ЦАХАЛ решил вопрос по-своему, и просто сравнял деревню с землей.
Вот эта церковь на холме — единственное, что здесь сохранилось. Ни одного дома, ни даже намека на таковой. Вроде как где-то рядом находится местное кладбище, но я его не обнаружил. Чем-то мне все-это напомило Маалул, где тоже кроме церквей ничего не осталось, а в лесу гордо заседает ЦАХАЛ.
Вход в церковь. Высеченные в камне символы очень любопытные.
Еще немного символов
Свежие комментарии