На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 446 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    🌍🌹 Beautiful nature and flowersИгры под знаком с...
  • Юрий Ильинов
    "В тихой грации полёта красота окрыляет.Игры под знаком с...
  • Театр Два Арлекина
    Правильно! И не надо рассматривать 25 законопроектов по иммигрантам, достаточно одного, но проработанного.ЗЗачем ВЦИОМ пыта...

Переулками Москвы. По Миусам и Новой Слободе к Булгакову – из жизни старых подворотен

Переулками Москвы. По Миусам и Новой Слободе к Булгакову – из жизни старых подворотен

Столичные штучки


На Маяковку и Большую Садовую, где в доме номер 10, бывшем 302-бис находится «нехорошая» квартира № 50, откуда-нибудь с Новослободской или Миусской площади несложно добраться и общественным транспортом.

Но зачем, если пешком немногим дольше, и точно обойдёшься без пересадок. И увидеть можно куда больше интересного.

Хотелось бы сразу предупредить, что в этом очерке всё самое интересное мы, прошу прощения, рассматривать станем не очень внимательно. И прежде всего потому, что многое тут довольно банально, однако вполне заслуживает серии отдельных рассказов. Их ещё предстоит написать, а вот рассказать про такие объекты, как старые московские подворотни, в эту снежную морозную зиму самое время.




Московские подворотни. Их всегда любили кинорежиссёры, чего стоят хотя бы сразу три подворотни в «Романсе о влюблённых», ими проходили герои множества рассказов, в них, как у Лазаря Карелина в «Змеелове», отрицательные герои покушались на жизнь положительных.

Думается, что подворотен, а ещё и проходных дворов в Москве не меньше, чем переулков. В старой российской столице, в отличие от северной, не так много дворов-колодцев, и здешние подворотни дружат с проходными дворами.

Чаще всего ими несложно пройти чуть ли не куда угодно – если, конечно, дорогу не перегораживают заборы чего-нибудь секретного, или уже нынешнего – элитного с электронными калитками. Но представлять их, подворотни, сами по себе можно только через тех, кто по ним проходит, а ещё – через дома, дворы, улочки и переулки, которые эти подворотни соединяют.

И Тверские, и Ямские


Миусы – район, соседствующий с уже представленными автором переулками (Весковский и Вадковский – даже не однофамильцы ), и других в нём почти не осталось. Здесь всего два Тверских-Ямских переулка, три одноимённых улицы, со второй по четвёртую, и несколько ныне уже безымянных переулков.

Вот от них-то в результате сталинской реконструкции и осталось немало проулков и подворотен, буквально всё в районе соединяющих. И они нередко в чём-то интереснее и улиц, и переулков. Не переоценивая качество и оригинальность фотографий, предлагаю – смотрите сами.


Итак, заглянем в один из первых проходов с улицы Долгоруковской, которая от Садового кольца приводит к Бутыркам, по улицам Новослободской и Лесной. Сделаем это рядом с бывшим зданием Союзмультфильма, которое по-прежнему скрывает за собой густо-малиновый кирпичный храм Николая Чудотворца в Новой Слободе.


Храм давно на реконструкции, с тех пор как мультипликаторов переселили под бок к Телецентру в Останкино. Но как слева от него, так и справа, не получится не заметить разрекламированный итальянский квартал, который на самом деле стоит там уже не первый год.

Однако слова доброго, кажется, ни одного, он так и не заслужил. И это неудивительно – квартал фактически полумёртвый, считанные квартиры и апартаменты, которые кто-то в нём всё же купил, ничем достойным так и не подкреплены.


Ни рядом, ни в квартале, укрывшемся за теми самыми заборами, нет ни кафе, ни ресторанчиков или клубов, и уж тем более – поликлиник, школ и что там ещё по жизни нужно людям. Оставляя позади и квартал, и всю бывшую Новую Слободу, через несколько тех самых подворотен выходим на улицу Фадеева.

Великие имена


Теперь улица, названная в честь легендарного писателя, который здесь, возможно, и не бывал – уже не переулок, на половине своего протяжения граничит с Медицинским центром имени Н. Н. Бурденко. Зато на ней можно отвести душу в одном из лучших магазинов для художников с красивым именем «Передвижник». Он занял половину первого этажа сталинского дома с роскошной аркой в левом с фасада крыле, которую назвать подворотней язык не поворачивается.


Незадолго до войны улицу Фадеева едва не расширили до проспекта, выходящего прямо на Миусскую площадь с высотным зданием Дома Радио. Высотку вместо Собора Александра Невского, разбитого фашистской бомбой, так и не возвели, но пара наркоматовских зданий – нынешних Внешторга и МИДа, украшает район до сих пор. Как и примыкающий к ним уже современный Национальный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки – по архитектуре не шедевр, но всё же.


Шедевры совсем рядом – числятся они по Фадеева, 5, но смотрят прямо на 1-й Тверской-Ямской переулок. Это два корпуса уже упомянутого НИМЦ имени Бурденко, который сегодня специализируется на нейрохирургии.


Первый из них – главный, работы не самого известного архитектора А. Ф. Мейснера, не так давно очень трепетно отреставрированный с сохранением элементов декора в стиле модерн. Второй – восстановительный, что-то вроде санатория в самом центре Москвы. С просторными балконами, которые, кажется, не используются даже летом.


До цели нашего небольшого путешествия остаётся совсем недалеко, и есть несколько маршрутов к нынешней Триумфальной площади, раньше носившей имя Маяковского. Хотя, кто объяснит, чем столичным чинушам от переименования не угодил бунтарь-поэт, хорошо, что ещё памятник не тронули.


Ради того, чтобы срезать путь, дефилирующая дворами и подворотнями публика идёт на самые разные ухищрения (на фото выше). Все дороги тут ведут, конечно, не в Рим, но к Концертному залу имени П. И. Чайковского, двум театрам – Сатиры и имени Моссовета, а также к уютному саду «Аквариум» выводят точно. Ну и к нехорошей квартире на Большой Садовой тоже.


Хотя опасаюсь, что неплохая кафешка, чью «булгаковскую» вывеску (на фото) можно увидеть рядом с входом в пресс-центр «Интерфакса», долго не протянет. Почему? Да потому что и место не самое удачное – на шумном загазованном развороте над тоннелем Садового кольца, и цены зашкаливают, и от булгаковских мест далековато.

Впрочем, с этой точки до самой нехорошей 50-й квартиры в бывшем доме 302-бис по Большой Садовой ходу минут десять или чуть больше. Ну а там и до Патриков, пардон, Патриарших прудов, точнее – пруда, рукой подать – по скверу Фёдора Шехтеля и Ермолаевскому переулку. Но об этих объектах уже в ходе наших следующих прогулок.


А пока – совсем немного про двор и дом с той самой квартирой Берлиоза и Стёпы Лиходеева, которую оккупировала банда Воланда. Двор приведён в порядок – на радость коммунальщикам, и превращён в арт-объект на горе фанатам «Мастера и Маргариты».

Дом в очень приличном состоянии, по крайней мере, снаружи, да и оранжерея на третьем этаже за роскошным модерновым окном не может не впечатлять. Само помещение, отведённое под театр-музей на первом этаже дома 10 или 302-бис прямого отношения к писателю, вообще-то, не имеет, хотя коты Бегемоты (один из первых на фото) там обосновались самые настоящие.


Театральные постановки практически все хвалят, не то что киноверсии «Мастера и Маргариты». Знаменитый подъезд с квартирой № 50 наверху, тоже ставшей музеем – конкурентом театра-музея, не раз ремонтировали, избавили от тусовок и неприличных росписей. И... честно говоря, полностью вытравили дух Булгакова и его героев.

Повариха
Галина Евгеньевна на пенсии очень скучала. Жила пожилая женщина одна в однокомнатной квартире. Телевизор смотреть она не любила. Ну, разве что немного, по вечерам. Хотела было собаку завести, подумала-подумала, да не решилась… Мороки с ней много, а самое главное это то, что регулярно гулять с четвероногим другом надо в любую погоду. А Галина Евгеньевна любила дома сидеть в тепле и уюте. Она вообще любила дом, а ещё очень любила готовить. Даже для себя одной никогда не ленилась приготовить обед из трёх блюд. А ей много ли надо? Поэтому супу варила она по половине кастрюльки, но было у неё завсегда разнообразие. И выпечку любила делать. Пироги, пирожки пекла с разными начинками: с овощами, с крупой. Это ведь не дорого, зато вкусно.
Не смотря на то, что Галина Евгеньевна всю жизнь отработала поваром в заводской столовой, за весь многолетний трудовой стаж готовить ей нисколько не надоело. Даже напротив, выйдя на пенсию, она стала с увлечением пробовать готовить разные сложные блюда. Благо, в интернете можно было найти какие угодно рецепты, на любой вкус и кошелёк. Едоков только не хватало. Не было тех, кто смог бы оценить кулинарный талант пожилой женщины…
Однажды у Галины Евгеньевны потекла труба в ванной — полотенцесушитель закапал. Разохалась она, разволновалась, — а ну как, прорвёт трубу совсем и соседей затопит? Настелила тряпок, надела очки, и пошла звонить в диспетчерскую. Сделала заявку и стала ждать.
К обеду пришел мужичок, отключил воду, что-то подкрутил, подмотал и всё, принимайте, мол, хозяйка работу. А Галина Евгеньевна так обрадовалась, что порядок у неё теперь и ничего не течёт, что стала предлагать мастеру пообедать вместе с ней. Супу, говорит, наварила полную кастрюлю, не съем, боюсь, испортится, а вам, наверное, и пообедать некогда… У сантехника было несколько минут свободного времени и он, после недолгих колебаний, согласился.
Пока он хлебал ароматный куриный суп, бабуля ставила тесто на пирожки. Разговорились. Оказалось, что мастера зовут Антон и пообедать ему и напарникам действительно часто некогда. Да и какой там обед? Доширак. Там в каморке, где они сидят в редкие минуты, когда нет вызовов, стоит микроволновка и чайник, они покупают полуфабрикаты и греют или кипятком заливают, вот и обед. А бабушкиной стряпнёй Антон восхищался. Очень, говорит, вкусно, ну просто чудо какое-то! Да ещё компот из сухофруктов! «Как будто в детстве побывал…» — сказал Антон и мечтательно закрыл глаза.
— Эх, — говорит Галина Евгеньевна, — Люблю смотреть, когда мужчины с аппетитом едят… А, забегайте ко мне, ребята, может, когда покушать-то? — старушка посмотрела на Антона бесхитростными выцветшими голубыми глазами, — И мне веселее и вам хорошо!
— Нет, нет, что вы! — замахал руками Антон, — Мне и так неудобно. Что мы, совсем без понятий, старушку объедать?
— Да я, сынок, всё равно готовлю! У меня остаётся… Ем потом всю неделю. А готовить люблю очень… Что там объедать? Капуста на щи не дорого стоит, перловая каша и того меньше…
Тут Антону позвонили, и он поспешил работу срочную выполнять. Авария, подвал, говорит, затопило кипятком…
— Вы подумайте, ребята! Хорошим людям всегда приятно помочь, — сказала вслед ему старушка, закрывая дверь.
Через некоторое время решила бабушка водосчётчики в квартиру поставить, чтобы воду экономить. А их ещё купить надо было, выбрать, ехать куда-то. Для пожилого человека морока и трудности. Вот и позвонила бабушка тому мастеру, Антону, ведь свой номер ей оставил в прошлый раз, и попросила его помочь: самому выбрать и купить для неё счётчики, а потом, говорит, я вам денежки отдам. «Хорошо», — ответил Антон.
Счётчики Антон пришёл устанавливать с напарником. Сделали всё как надо, проверили и опять бабушка их за стол усадила. Кушайте, мол, сегодня на обед гречневая каша. Каша только сварилась, ароматная, рассыпчатая, с маслом и жареным луком. Согласились ребята, но не за бесплатно. Мы, говорят, давайте вам платить будем, как в столовой за обед. Вот так по-честному будет...
Так и пошло у Галины Евгеньевны дело. Утром встаёт, ставит кастрюлю на плиту, суп к обеду варит. Тесто на пирожки заводит. Слава о бабушкиной домашней столовой быстро разнеслась по округе. И народ у неё в обед всегда был. Приклеила она на стенку около холодильника меню и стоимость блюд. Всё чин по чину.
Кухня у бабушки большая, просторная была, вот там и обедали, когда по одному, а когда по двое. Зато, если что сломается у бабушки, то мастера завсегда свои были: электрик, сантехник, даже с интернетом проблемы помогли решить Галине Евгеньевне. А когда и по дому что сделать — тоже помогали. Ножи поточить, табуретку починить или петлю на двери смазать. А ничего плохого она не опасалась. «Что у меня красть-то? Старый телевизор, да дешёвый ноутбук? — говорила бабушка, а потом добавляла: — Да и люди ко мне хорошие ходят, уж как родные стали!».
***
Участковый Олег Михайлович Савельев целый день носился, что называется, с «высунутым языком» и ещё не присел ни на минутку. С утра подпрягли проводить поквартирный опрос в десятиэтажном доме. Происшествие там случилось, машину у подъезда угнали. Как всегда никто ничего не видел и не слышал. Свидетелей ноль, зато писанины вагон. Ну, справился кое-как, закончил и хотел, было, пойти на обед, отдохнуть немного, да поступил сигнал. Бабка какая-то открыла в своей квартире столовую. Незаконно. Народ ходит, шляется туда-сюда, нарушают тишину и покой соседей и вообще контингент проверить надо.
— Ну… Надо так надо, — вздохнул Олег Михайлович и отправился по адресу. Дверь открыла старушка. Низенького росточка, румяная, вся такая уютная, в фартучке и косынке из-под которой выбивались пряди седых волос. А из квартиры одуряюще ароматно пахнуло пирожками. Он представился, показал удостоверение. Пожилая женщина любезно пригласила участкового пройти и спросила, в чём дело. Олег Михайлович шумно втянул носом ароматный пирожковый запах, снял фуражку, почесал затылок и, сам не зная почему, произнёс:
— Там, это… Пирожки не сгорят?
При этом желудок у него предательски заурчал, — шутка ли целый день голодный! Галина Евгеньевна кинулась спасать пирожки, а Олег Михайлович стоял в прихожей, неловко переминаясь с ноги на ногу. Через минуту бабушка вышла в коридор и говорит:
—А давайте чаю попьём, с пирогами! Вы устали, наверное. Работа нервная, — за порядком-то следить, присесть отдохнуть некогда.
— А с чем пирожки-то? — сглотнув слюну, только и смог спросить Олег Михайлович, — Уж очень пахнет вкусно.
— А с капустой, — вытирая руки о передник, ответила бабушка, — Да вы присаживайтесь, что у вас за дело-то ко мне было? Что произошло?
Участковый положил на стол фуражку, сел за стол и придвинул табуретку поудобнее.
— Да ничего особенного, — улыбнулся он, откусывая сразу половину горячего румяного пирожка, — Всё нормально, проверить зашёл, не обижает ли кто пожилых людей…
Автор: Жанна Шинелева
ß

Российские ученые изучили гены детей 90-х: результат удивил

Оказывается, родившиеся в 1990-е годы люди отличаются от нынешнего поколения на генетическом уровне.
гены
Ученые ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» выявили у родившихся в 1990-е годы детей гены стрессоустойчивости. Исследование опубликовано в журнале Genes.

Специалисты проводили исследование на протяжении двух лет. Эксперты изучали кровь трех случайно выбранных групп людей: рожденных с 1982 по 1985, с 1992 по 1995 и с 2002 по 2005 годы. Образцы хранили при -20 °C до тех пор, пока геномная ДНК не была выделена из лейкоцитов крови. После чего фрагменты ДНК исследовали с помощью методов ПЦР. Выяснилось, что гены, отвечающие за стрессоустойчивость, лучше проявлены у тех детей, которые родились в кризисное время — с 1992 по 1995 годы.

У таких людей ниже риск развития тревожных расстройств и СДВГ, отмечают авторы работы.

Можно сказать, что в современном обществе идет отбор по генам, которые способствуют развитию этого синдрома. У людей с набором генов, способствующих развитию СДВГ, в среднем больше детей.
дети девяностых 90х
дети девяностых 90х
Архивные фото детей 90х.

Во второй год исследователи работали с менее изученными генами. Ученые обнаружили, что у поколения, которое родилось в кризис, чаще всего встречался один из вариантов гена ESR1. Он способствует повышенной тревожности и одновременно с этим большей фертильности (способность воспроизводить жизнеспособное потомство). Специалисты полагают, что изменения отражают направление эволюции.

Можно предположить, что выявленные нами изменения в частотах аллелей генов стрессовой устойчивости отражают направление эволюции человека в современном мире с его повышающимся уровнем социального стресса. Чтобы проверить это, нужно проводить более масштабные исследования с большей выборкой. 
Светлана Михайлова
Научный сотрудник ФИЦ ИЦиГ СО РАН

Картина дня

наверх