На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

Каменная поступь Государыни «русов» (обзор народных преданий о происхождении княгини Ольги)

Каменная поступь Государыни «русов» (обзор народных преданий о происхождении княгини Ольги)

Каменная поступь Государыни «русов» (обзор народных преданий о происхождении княгини Ольги)

В начале нулевых в славном граде Пскове гремели торжества по случаю 1100-летнего юбилея. Первого упоминания оного в летописи, чему был непосредственный свидетель в статусе столичного журналюги.

Очень много где там побывал, полезного послушал, и вам желаю. Само собой, очень нагрузился всем географическим, археологическим и фольклорным материалом, так или иначе связанным с «праматерью князей русских» Ольгой. Которая родом из этих земель безапелляционно, по мнению местных и не только историков. Сегодня будем рассматривать «краеведческую» версию.

Псков — очень старинный город, уверены археологи. Он, согласно преданиям, был основан на месте псковского Крома, само собой — княгиней Ольгой. В тех землях вообще трудно шаг ступить, чтобы не споткнуться об имя первой Государыни русской. Легенда на предании и краеведческой былью погоняет. Что мы имеем из исходного материала? Вот такие известные фразы из «Повести Временных лет» разных редакций. Первая:

«В лето 6411. Игореви взрастшу [и возмужавшу] и хожаше по Олзе и слушаше его и приведоша ему жену от Пльскова, именем Олгу [десяти лет], и [ и бе мудра, и смыслена и красна ]; [ от нея же родися сын Святослав].

И Иоакимовская летопись о том же событии сообщает :

«Егда Ингорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска».
Как уже было разобрано в материале накануне адекватное летописное предание определяет возраст Ольги в 903 году — в 10 лет.

Так же понятно, что не в 10 лет великая княгиня Ольга основала город Псков. Археологи вполне достоверно говорят: поселение на стрелке кремлёвского мыса, при слиянии Псковы и Великой существовало начиная с 60-х годов IX века. Было укреплённым городищем племени кривичей, вполне может быть — небольшим племенным центром. Весьма сомнительно, что киево-печерские умники знали про этот маленький посёлок. А вот Изборск, то да… В эту версии как-то больше верится. Поскольку градом был известным. В Киеве о нем знали наверняка.

Учимся читать. Пробуем на учёный зуб летописи. Умные люди обратили внимание, что едва ли летописное «от» — следует понимать как «из» буквально. Это несколько более широкое понятие. Как вариант можно прочитать так: «от Пльскова» как «из Пскова». Или же «из окрестностей Пскова», что тоже верно. Согласно Иоакимовской летописи, читать можно «из окрестностей Изборска», как вариант. Тем более, на момент составления ПВЛ (с начала XII века) — город Псков был хорошо известен. И ничтоже сумняшеся Нестор привязал историческую родину Княгини Ольги именно туда.

Еще один источник — «Книга Степенная царского родословия» (ХVI век) — в своих ранних итерациях сообщает: родом княгиня Ольга — из «веси (деревни) Выбутской». Есть такое — в 12 км выше Пскова, если двигаться по реке Великой. Сейчас не живет никто, но раскопано раннесредневековое селище. С археологами пошушукался, вполне может быть… Археологический культурный слой там указывает на небольшую деревеньку примерно Х века и последующего времени. Здесь же находится каменный храм во имя пророка Ильи (ХV век). Согласно краеведческим клятвам на крови — был построен рядом с деревянной церковью. Что заложила чуть ли не собственноручно Княгиня Ольга.

Красивая легенда. По тому же краеведческому преданию, в храме (как будто) хранились сани, оставленные здесь самой княгиней. В качестве добавки бают, что первая деревянная церковь — аж тремя годами старше самого Пскова. Если совсем с головой окунуться в фольклор аборигенов — в районе деревеньки Выбут (на 4-х километровом изгибе Великой) существует 19 мест, которые так или иначе связываются с легендами об Ольге. Есть даже древний топоним «Ольгина Гора». Упоминается в 1394 году по случаю кровавого махача псковичей против новгородцев, событие даже включено в Степенную книгу.

Так вот. Предания гласят, что охотящийся в этих местах князь Игорь, испытывал острейшее желание перебраться через Великую. Чтобы попробовать новые угодья. Место было не шибко глухое, речной трафик присутствовал. Князь занялся «лодко-стопом» и его подхватила к себе в ладью некая девица, переправила охотничка на другой берег. Само собой, по дороге Игорь всячески скабрезничал, отпускал сальные шуточки, даже потискать пытался юную красотку. Но получил суровую отповедь (с весёльным тычком по мужскому достоянию). Не совладав с гормонами — князь просватал недотрогу в жены посредством своего наставника Вещего Олега.

Хотя стоп… Есть и другая байка. Был Игорь не один, а в компашке из дюжины дружинной «гриди», вел себя прилично. При первом же взгляде на прекрасную лодочницу — влюбился, просватался немедленно и даже подарил колечко от Тиффани. Вашему покорному слуге посчастливилось побывать на этом месте, в ходе экскурсии. Знаменитая переправа находится напротив ныне существующей деревни Горки. Как другой вариант — неподалеку от Выбутской церкви.
Ольгины камни. Краевед, что сопровождал автора, — привел к одному месту, что особо почитается местными жителями. Чуть выше деревенского кладбища, якобы под обрывом берега реки лежал камень-валун. Там был выбит «след Ольги». Даже размер ноги авторитетно знают — приблизительно 36-37-ой. Не в сапожке сафьяна красного, а именно босой ступни с неявными отпечатками пальцев. Само собой, камень не сохранился, кто спёр — неизвестно. Но списывать эту информацию в раздел мухоморной фантастики не стоит, поскольку на одной литографии 1882 года еще один Камень присутствует. С аннотацией: «Ольгин камень в Выбутах близ Пскова».
Литография из «памятки паломника» (Иллюстрация из открытых источников)
Литография из «памятки паломника» 

На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. Насколько мне известно — это самый знаменитый и почитаемый из Ольгиных камней. Лежит себе спокойно в трехстах метрах к северу от деревни Бабаево, близ Выбутского карьера. Там даже была часовенка, но кирпичная кладка растащена (вероятно) дачниками, что неподалеку картохи сажают. А может и раньше. Однако нижняя часть каменной скалы сохранилась, сейчас там установлен памятный железный кованый крест.

Читателю с крепкой психикой. Вокруг Ольгиного Камня немало баек и преданий крутится. Ольга якобы сидела на этом Камне, даже оставила отпечаток одной ступни (есть вариации — двух). Мало того, особо глазастые любители сказочного да чудесного — углядели в трещинках и эрозии даже отпечаток платья Ольги. В камне… хм. Исследователь Н. Богушевский, что не один десяток лет нарезал круги в округе, собирая народный Ольгин фольклор, говорит: камень сей исстари считался священным. Почему — «… никак не мог узнать», конец цитаты.

Теперь к мухоморным народным воспоминаниям. Оказывается, княгинюшка была силищи неимоверной. Или в услужении имела немалый сонм божественных и трезвых ангелов-грузчиков. В конце XIX века крестьяне рассказывали: княгиня Ольга, опаздывая в Выбутсую церквушку на заутреню, зачем-то этот Камень …бросила. Благодаря чему …успела к службе. Причинно-следственные и пространственные связи события приводить не буду (в версии краеведа). Поскольку счета от психиатров, что предъявят каналу читатели, — оплачивать не намерен.

Другая легенда чуть полегче, но тоже неокрепший мозг повредить может. Там говорится, что Княгиня несла камни в платке… собираясь «на войну с поганью». Нужно думать — крестить (валунами?) шла славян-язычников. Но так спешила, что платок прорвался… камень выпал. Это не всё. Другая версия куда трезвее, но тоже в разряде погранично-сумеречного состояния: Камень был принесён Ольгой во время построения нового храма, как закладной. В это верили массово и истово несколько веков. Рядом с Каменюкой проводились молебны, он был конечной точкой крестного хода из Пскова. Официально это учредили в 1868 году, но самоходной традиции пара веков — точно…

Геология и каменная география. Если внимательно покружить вокруг Камня, отчетливо видно, что это серого цвета гранит. С многочисленными, тёмными и белыми включениями кварца. Трезвые геологи, отказавшись от местных грибных запрещенных Законом взваров, определили: это не валун, пригодный к транспортировке. А обнаженная материковая скала, что каким-то неведомым образом пробилась через известняк. Случай в геологии не рядовой, сразу говорю. Редкость для здешних мест.

Норманисты-исследователи немедленно нагрянули по следам геологов, но от взваров грибных не отказались. Крепко хлебнув, немедленно стали строить предположения. Версия такова: такие скалы, проклюнувшиеся сквозь мягкие каменные породы и дёрн — непременная деталь пейзажа Швеции и Норвегии. Что правда. Тут же следующий глубокий вывод был сделан. Отец и мать княгини Ольги (тоже по преданию) были «от рода варяжского». Но не славяне-балты, а самые что ни на есть скандинавы. Прибывшие на ПМЖ в здешние природы.

Эти выходцы из северных земель испытывали острую и мучительную ностальгию по родным каменистым ландшафтам утраченной родины. Немедленно занялись геологическим сыском и обратили внимание на единственную в округе скалу. Железобетонным аргументом «норманисты» считают одну археологическую находку: … иглу от застёжки для плаща. Не возле Камня, правда. А в полутора кэмэ от него, на другой стороне реки у деревни Ерошиха. В культурном слое первой половины Х века (время правления Ольги аккурат). Немедленно были подверстаны «воспоминания» местных изготовителей грибных взваров жителей, что мамой клялись и слышали от дедов-прадедов за еще один Ольгин Камень. Потом утащенный в сторону карьера.

Выводы. Буду закругляться, поскольку продолжать «каменную тему» можно почти бесконечно. Что можно сказать точно: такие Камни с отпечатками человеческого следа — не редкость в Псковских землях. Фанаты княгини Ольги насчитали около 100 локализаций, если верно помню. Настоящих и «былинных», по воспоминаниям аборигенов. Но… В землях Прибалтики этого каменного «наследия» куда больше, даже на севере Беларуси найдены. Служили эти «следовые валуны» сакральным атрибутом. Был такой культ — поклонение языческим камням. Грешили им древние племена лохматой древности тех мест.

Если верно помнится, территория Псковской области аккурат попадает в зону распространения топонимики «балтийского типа». Если ошибаюсь, пните в комментариях… но вряд ли. Получается, древние племена, что принимали участие в формировании этноса современных латышей-литовцев … — банально «передали в распоряжение» славян свои сакральные Камни. Какие-то были забыты, а некоторые были освящены сооружением христианских часовен. Стандартный прием ОАО «Аллилуя!» во все времена, в любой локации. Эффективный способ борьбы с язычеством махровым. Судьба потоптаемых Ольгой камней — из этого же псалма. Доклад окончен.

ЗЫ: Народная и «норманская» версия происхождения Княгини, пардон за наглость, — отправляется автором в топку. Но из Псковской Земли не уходим, будет проверка на прочность еще одной версии. Летописной с элементами осмысления. Читаем об успехах тяжких дум — следом…

=0=0=

Государыня Ольга. Сколько ж лет старушке было? (арифметические упражнения русских летописей)

Государыня Ольга. Сколько ж лет старушке было? (арифметические упражнения русских летописей)

Если посмотреть на спорные и противоречивые эпизоды жизни и деяний княгини Ольги… головушка кругом. Родословная, происхождение, месть за убийство мужа Игоря, путешествие в Константинополь, крещение царственной рукой императора Константина Багрянородного, свара с сыном Святославом, непримиримая борьба с язычниками, разгром Хазарии, воспитание внуков Ярополка, Олега и Владимира… Список бесконечен, как и цикл статей «Русь изначальная». Сейчас приглашаю в клуб исторических мыслителей вот по такому поводу...

Вехи летописной биографии. Сразу определяемся в терминологии. Историчность существования Ольги, высокий статус во властной пирамиде «русов», замужество за Игорем, небывалая самостоятельность женщины-правительницы — подтверждено абсолютно. Так будем считать. В отличие от легендарного Рюрика, мутного Игоря и загадочного Олега — эта «праматерь князей русских» отмечена авторитетными источниками:

  • договором с греками 944 г. (там помянут посол от «Олги княгини»);
  • воспоминаниями Базилевса Константина Багрянородного в «…церемониях византийского двора» (знаменитое описание двух приемов «Эльги Росены» (Ольги Русской) в Царьграде (Константинополе);
  • отчетом продолжателя хроники Регинона Прюмского — о миссии немецкого епископа Адальберта к «Елене, королеве ругов» (Елена — имя Ольги в крещении).
Что смущает почти всех критиков «Повести временных лет»? Летописная и житийная версии Ольгиной жизни, само собой. Первоисточники, которыми пользовался Нестор с братией, — это солянка полузабытых и легендарных преданий, былин, сказаний. Что с упорством, достойным иного применения, — были перетолмачены изощренным религиозным образом, по византийскому канону.

Все события «неправильной языческой Руси» накалывались как баранина, на парочку незамысловатых шампуров. Первый — это варяжское происхождение киевской династии и Русской земли, как государства. Второй — обязательная к пропаганде «изначальная чистота русского христианства». В русле политики, что настойчиво продвигала кафедра Патриарха из Константинополя (читаем — греки). Обвинять в злом умысле Летописца (да ну, аллах с вами!) нет смысла. Такова была практика и канон древнерусского летописания, агиографии. Другой не было…

Бедные совы. Что больше всего ставит в тупик, стоит только окунуться в биографию Ольги? Зависимость ее, как исторического персонажа, — от Игоря. Все важнейшие датировки возраста Государыни (кроме даты смерти — 11 июля 969 г.) преломляются через биографию мужа. Что очень грустно, поскольку г-н Игорь Рюрикович — та еще «темная лошадка». Персонаж абсолютно искусственный и неправдоподобный. Введен в летописный оборот столь коряво и безграмотно, что епитимью хочется наложить на бездарей-пиарщиков в рясах. Да положить что-нибудь сверху… Чугунное.

Итак. Достоверная точка отсчета возраста Ольги (дата рождения) у Летописца отсутствует. Что-то предположить можно только под 903 год — в момент торжественного момента свадьбы с Игорем. Некоторые редакции Ольгиного Жития утверждают, что было ей около двадцати лет. Да ладно! Этот возраст для княжеской высокой свадьбы — не пригоден абсолютно. Девица, по понятиям славян, — из разряда крайне «перезрелых». Ну пусть будет, любовь там великая, вдова может быть… Житие Ольги отмеряет ей 75 лет жизни. Степенная же Книга считает, что (проживя в супружестве 42 года) княгиня умерла «близ осмидесяти лет». Мазуринский Список Летописи от 1680 года издания, сообщает: отмерено Ольге 88 лет жизни...

Дальше цирк с клоунами. Летописно-житийная хронология уносит читателя в IX столетие, к промежутку между 881 и 894 гг. Но монашеский мозг с арифметикой не дружен, там только вера яркой лампочкой пылает. Поэтому можно, глазом не моргнув, поместить под 955 год очень красочный рассказ… О сватовстве к Ольге царьградского басилевса-императора, что аж кушать не мог... Плененный красотой — не то 70-летней, не то 80-летней топ-модели на русском престоле. Первым столь вопиющую юмористическую миниатюру заприметил Карамзин. Не долго думая, назвал эпизод со сватовством — басней. А в своей «Истории ГР» одарил читателей утверждением, что императора очаровала мудрость Ольги. Одно другого стоит, короче.

Мать-героиня. Совы в киево-печерской глуши напряглись еще больше, когда летописец с глобусом стал «рожать» Святослава Игоревича. Пусть «перезрелая девица» Ольга смогла окрутить князя в 903 году, гуд. Понимаю, что средства контрацепции тогда были на высоте, пара была занята бизнесом, администрированием и воспитанием всех «неразумных» в округе. Но всему есть предел — появление первенца после 40 лет после свадьбы? Это уже фрики какие-то из бложеков гейропеских да амеровских, а не династия средневековая.

Как ни крути, именно дата рождения Святослава «подвешивает» все остальные рассуждения о возрасте Ольги. Никакой другой точной линейки у исследователя не остается, шах и мат… Но побарахтаться можно. Отбрасываем всё, что писано выше. Пусть будет ошибкой в датировках. Берем другую точку отсчета.

«Повесть временных лет» пишет вот что: «в се же лето родися Святослав у Игоря»— и это 942 год. А в договоре 944 года двухлетний младенец представлен собственным послом, как полноправный княжич. Открываем литературу по обрядности славян того периода, читаем разные умные штуки… В принципе, всё может срастаться с натяжкой небольшой. Святослав, чтобы стать полноценным наследником-княжичем, должен был пройти обряд острижения волос, принародное «опоясывание мечом» с «посажением на коня».

После восхищенных аплодисментов публики Он уже символически обретал права наследования «отнего и деднего» состояния. И посла иметь был обязан, но... Обряд проводили в три года от роду, поскольку появлялась зыбкая гарантия выживания малыша. Детвора мёрла, без современной перинатальной медицины и педиатрии, в немыслимых количествах, так что мудрость народная вполне оправдана в такой осторожности. И опять… Обыкновенно постриги устраивались по достижении наследником трех лет. В таком случае рождение Святослава отодвигается с 942 на 940-й — начало 941 г., а женитьбу Игоря на Ольге следует отнести к 938-му — первой половине 940-х годов.

Свет в туннеле. Есть такой товарищ уважаемый, А.А. Шахматов. Он громким криком и отборным матом попросил научное общество повнимательнее вчитаться в один интересный документ: Архангелогородскую летопись, сиречь Устюжский летописный Свод. Сам пользуюсь, если дело касается Русско-Литовских войн, очень хороший источник. Но…Что касается эпохи «руси изначальной», там веселье посмешнее, чем в оригинальной версии ПВЛ. Не суть, вернемся к академику Шахматову Алексею Александровичу…

Его несомненно критиканули мастодонты авторитетные (вместе с Летописью), но нашлось там кое-что интересное. Бородатый документ начала XVI века сообщал: Ольга стала женой Игоря в десятилетнем возрасте. Вполне себе нормальная ситуация тех лет. Для девочки-славянки обычный брачный возраст наступал в 12-14 лет. Мог быть значительно снижен по династическим или межродовым обстоятельствам. Та же «Повесть временных лет» спокойно рассказывает о венчании князя Ростислава Рюриковича (15-ти годов) с восьмилетней Верхуславой Всеволодовной в 1187 году.

Если брать за основу версию Шахматова, столь яростно (по делу и нет) критикуемую, — получается картина весьма здравомысленная: вероятное время рождения Ольги относится к второй половине 20-х гг. Х века. Если конечно, она ко времени своей свадьбы все-таки перешагнула порог совершеннолетия для «условно замужних женщин». Нехитрым арифметическим действием … получаем «вилку» между 924 и 928 гг.

Картина дня

наверх