ПОГОВОРИМ ОБ АРТИСТЕ...
Биография
Михаил Боярский – не просто певец или актер, это символ эпохи и кумир нескольких поколений наравне с Аллой Пугачевой и Владимиром Высоцким. Три десятилетия (с 70-х по 90-х) его знали в самых отдаленных уголках нашей страны, на дефицитных в советское время многоразовых полиэтиленовых пакетах печатали его фотографии, а песни Боярского звучали из каждого утюга. Артист и сейчас купается во всенародной любви, экскурсоводы во время прогулок по Питеру показывают туристам его дом, а президент России приглашает его на свои дни рождения.
ДЕТСТВО И СЕМЬЯ
Главный мушкетер советского кинематографа родился в послевоенном Ленинграде, в творческой интеллигентной семье. Михаил – продолжатель славной актерской династии, родоначальницей которой стала его бабушка по отцовской линии. Екатерина Боярская-Бояновская (1887 – 1956), потомственная дворянка и выпускница Смольного института, была звездой народного театра. Ее мужем стал священник-«обновленец» Александр Боярский, при рождении Сегенюк (сменил фамилию на девичью фамилию матери).
Оба их сына, Сергей (отец Михаила Боярского, 1916 – 1976) и Николай, стали известными ленинградскими актерами и служили в театре имени Веры Комиссаржевской. Там же играла мама Михаила Сергеевича Екатерина Мелентьева (1920 – 1992) и тетя, народная артистка РСФСР Лидия Штыкан. Единокровный брат Александр, сын Сергея Боярского от первого брака, также стал актером и верно служил театральному искусству. Неудивительно, что и Михаил Сергеевич не представляет свою жизнь без сцены, тем более что он практически вырос за кулисами.
Миша был долгожданным и выстраданным ребенком. Мать долго не могла забеременеть и рожала его с большим риском для здоровья. Из роддома малыша принесли в коммунальную квартиру на Гончарной улице, где приходилось впятером ютиться в 16-метровой комнате и топить дровами печку-буржуйку. Послевоенное время было тяжелое, особенно для ленинградцев, переживших блокаду. Чтобы выжить, приходилось распродавать по частям бабушкину уникальную библиотеку.
Родители часто брали маленького Мишу в театр, где он с замиранием сердца наблюдал за игрой актеров. Но центром его детской Вселенной был двор, где можно было поозорничать с соседскими мальчишками, погонять в мяч и придумать себе массу интереснейших занятий. Как и многие его сверстники, мальчик зачитывался произведениями Джека Лондона и Майн Рида и представлял себя отважным ковбоем. Еще одним любимым развлечением нашего героя было убегать на Московский вокзал, который находился неподалеку, и кататься на крышах поездов и багажных тележках.
Биография
Михаил Боярский – не просто певец или актер, это символ эпохи и кумир нескольких поколений наравне с Аллой Пугачевой и Владимиром Высоцким. Три десятилетия (с 70-х по 90-х) его знали в самых отдаленных уголках нашей страны, на дефицитных в советское время многоразовых полиэтиленовых пакетах печатали его фотографии, а песни Боярского звучали из каждого утюга. Артист и сейчас купается во всенародной любви, экскурсоводы во время прогулок по Питеру показывают туристам его дом, а президент России приглашает его на свои дни рождения.
ДЕТСТВО И СЕМЬЯ
Главный мушкетер советского кинематографа родился в послевоенном Ленинграде, в творческой интеллигентной семье. Михаил – продолжатель славной актерской династии, родоначальницей которой стала его бабушка по отцовской линии. Екатерина Боярская-Бояновская (1887 – 1956), потомственная дворянка и выпускница Смольного института, была звездой народного театра. Ее мужем стал священник-«обновленец» Александр Боярский, при рождении Сегенюк (сменил фамилию на девичью фамилию матери).
Оба их сына, Сергей (отец Михаила Боярского, 1916 – 1976) и Николай, стали известными ленинградскими актерами и служили в театре имени Веры Комиссаржевской. Там же играла мама Михаила Сергеевича Екатерина Мелентьева (1920 – 1992) и тетя, народная артистка РСФСР Лидия Штыкан. Единокровный брат Александр, сын Сергея Боярского от первого брака, также стал актером и верно служил театральному искусству. Неудивительно, что и Михаил Сергеевич не представляет свою жизнь без сцены, тем более что он практически вырос за кулисами.
Миша был долгожданным и выстраданным ребенком. Мать долго не могла забеременеть и рожала его с большим риском для здоровья. Из роддома малыша принесли в коммунальную квартиру на Гончарной улице, где приходилось впятером ютиться в 16-метровой комнате и топить дровами печку-буржуйку. Послевоенное время было тяжелое, особенно для ленинградцев, переживших блокаду. Чтобы выжить, приходилось распродавать по частям бабушкину уникальную библиотеку.
Родители часто брали маленького Мишу в театр, где он с замиранием сердца наблюдал за игрой актеров. Но центром его детской Вселенной был двор, где можно было поозорничать с соседскими мальчишками, погонять в мяч и придумать себе массу интереснейших занятий. Как и многие его сверстники, мальчик зачитывался произведениями Джека Лондона и Майн Рида и представлял себя отважным ковбоем. Еще одним любимым развлечением нашего героя было убегать на Московский вокзал, который находился неподалеку, и кататься на крышах поездов и багажных тележках.
Родители изо всех сил старались привить сыну интерес к высокому искусству, водили в музеи и на выставки, когда ему стукнуло четыре года, наняли учителя музыки. Поначалу Миша без восторга отнесся к этой идее и занимался фортепиано из-под палки, но со временем втянулся, поступил в музыкальную школу и самостоятельно освоил игру на гитаре.
Когда Михаилу исполнилось семь лет, семья переехала в новую квартиру на Благодатной улице. Доме населяли рабочие семьи, и во дворе царили совсем другие нравы. Мальчишки гуляли по улицам с ножичками в карманах, а свою правоту нередко отстаивали в жестоких драках. Подростки курили, выпивали, а чтобы раздобыть деньги, грабили прохожих и газетные киоски. Многие из них впоследствии попали за решетку. Боярского уберегла от этой опасной дорожки музыкальная школа при консерватории и опека родителей. Также положительным примером являлся старший брат Александр, который после школы поступил в театральный институт.
Окончив школу, Михаил тоже решил продолжить семейную династию и стать актером. К поступлению в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа он готовился основательно, однако чуть не «срезался» на первом туре. Ситуацию спас врожденный артистизм юного Боярского и его безграничное обаяние. В критический момент юноша собрался и продемонстрировал приемной комиссии все свои таланты – спел шутливую песенку, подыгрывая себе на гитаре, и закончил выступление зажигательным танцем. Сердца преподавателей растаяли, и Михаил был зачислен на курс Леонида Макарьева. Учиться ему понравилось, и очень скоро он стал лучшим студентом на потоке.
Годы, проведенные в институте, стали самыми счастливыми и беззаботными в его жизни. У Михаила появилось много новых друзей, его окружали красивые талантливые девушки, а впереди маячили самые заманчивые перспективы. Получив диплом, он прошел прослушивание в театре Ленсовета и был принят в состав труппы.
РАБОТА В ТЕАТРЕ Поначалу молодому актеру предлагали небольшие выходы в массовках, одной из первых его работ была роль студента в спектакле «Преступление и наказание». Спустя некоторое время Михаилу досталась главная роль в мюзикле «Трубадур и его друзья». Принцессу в этом спектакле играла юная красавица Лариса Луппиан, будущая жена Михаила Сергеевича.
В театре Ленсовета Боярский прослужил до 1986 года, сыграв более десятка ярких запоминающихся ролей. Особенно полюбился зрителям их искрометный дуэт с Алисой Фрейндлих, примой театра Ленсовета. Среди лучших работ Михаила Сергеевича – ведущие роли в постановках «Дульсинея Тобосская», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Трехгрошовая опера», «Рояль в открытом море», «Люди и страсти».
В середине 80-х театр Ленсовета переживал не лучшие времена – сменилась политика руководства, стали уходить актеры. Последней каплей для Боярского стало увольнение Алисы Фрейндлих – его доброй приятельницы и партнерши. После ухода из театра Ленсовета Михаил Сергеевич некоторое время проработал в театре имени Ленинского комсомола, а спустя два года организовал собственный театр «Бенефис». Набрав в труппу молодых талантливых актеров и режиссеров, Боярский сумел вывести молодой коллектив на достойный уровень, в 1997 году его спектакль «Интимная жизнь» был отмечен высокой наградой престижного международного фестиваля «Зимний Авиньон».
В 2007 году мэрия Санкт-Петербурга приняла решение выселить театр из трехэтажного старинного особняка на Мойке. Театр был преобразован в культурный фонд «Бенефис» и вскоре прекратил свою работу, а в историческое здание в центре Петербурга въехали новые владельцы. РОЛИ В КИНО Сниматься в кино Боярский начал еще школьником. В 1959 году он, десятилетний мальчишка, сыграл эпизодическую роль в фильме «Спички детям не игрушка». В следующий раз он появился на экране в картине «Мосты» (1973), где его партнером стал известный молдавский актер Михай Волонтир. Затем последовала роль итальянского певца в комедии «Соломенная шляпка» (1974), в которой блистали легендарные Андрей Миронов и Людмила Гурченко.
После окончания съемок «Соломенной шляпки» Боярский год отслужил в музыкальном взводе, а демобилизовавшись из рядов Вооруженных Сил, приступил к работе над картиной «Старший сын» (1975), экранизацией одноименной пьесы Александра Вампилова. Их убедительное трио с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым не оставило равнодушным советских зрителей, фильм ждал большой успех, а о нашем герое заговорили как о многогранном перспективном актере.
Следующей яркой работой стала роль Волка в музыкальном водевиле «Мама» (1976), где Боярский смог в полной мере продемонстрировать свои музыкальные и хореографические способности.
Роль Теодоро в искрометной комедии «Собака на сене» (1977) закрепила успех молодого актера. Изначально Михаилу отводилась небольшая роль комичного жениха Дианы, которую в итоге блистательно исполнил Николай Караченцов. Образ Теодоро по задумке режиссера должны были воплотить на экране признанные «секс-символы» советского кинематограф: либо Олег Даль, либо Олег Янковский.
Но яркий харизматичный Боярский прекрасно смотрелся в кадре и ни в чем не уступал своим обворожительным партнершам: Маргарите Тереховой и Елене Прокловой. Комедия собрала у экранов миллионы телезрителей и вошла в Золотой фонд советского кинематографа.
Настоящим подарком судьбы стало для Боярского участие в легендарной приключенческой ленте Юнгвальд-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетера» (1978), которая принесла нашему герою всенародную любовь и обожание.
Мало кто знает, что в картине снялась и мама Михаила, которую вызвали, чтобы приглядывать за сыном. Дело в том, что актеры на съемках нередко позволяли себе лишнего, выпивали, опаздывали на площадку и вели себя, как разгулявшиеся школьники. Авторитет мамы для Боярского всегда был непререкаем, поэтому его поселили в одном номере с Екатериной Михайловной, а чтобы женщина не скучала, ей предложили небольшую роль в массовке.
После выхода картины Михаил Сергеевич стал кумиром всей страны, фильм разобрали на цитаты, а песни в исполнении Боярского звучали из каждого утюга. За актером навсегда закрепилось звание главного мушкетера советского экрана, он и сам считает эту роль пиком своей кинематографической карьеры.
Позже актер еще три раза появлялся на экране в образе Д`Артаньяна – в 1992, 1993 и 200 годах зрители смогли увидеть продолжение культовой приключенческой саги, но ни один из фильмов не сравнился с первой частью похождений четверки авантюристов в мушкетерских плащах.
После фантастического успеха «Мушкетеров» к актеру выстроилась очередь из именитых режиссеров, среди которых была и Светлана Дружинина. Она предложила Михаилу Сергеевичу яркую характерную роль в своем новом фильме «Сватовство гусара» (1979), на которую тот охотно согласился.
Незадолго до начала съемок машина с актером попала в аварию. Боярский вылетел через лобовое стекло и серьезно повредил позвоночник. Три месяца Михаил Сергеевич провел в больнице, все это время у его постели неотлучно находились мама и Лариса Луппиан. И хотя врачи не давали никаких благоприятных прогнозов на полное выздоровление, Боярский сумел вернуться в строй и приступить к съемкам фильма.
Правда, ездить верхом на лошади ему категорически запретили, поэтому специально для актера была придумана металлическая платформа, имитирующая круп коня. Благодаря высокому профессионализму оператора Анатолия Мукасея, супруга Светланы Дружининой, зрители даже не заметили проблем со здоровьем у их кумира, фильм получился зрелищным и искрометным и стал ярким событием в кинематографической жизни страны.
Боярский и Дружинина еще не раз работали вместе. Результатом их совместного творчества стал импозантный шевалье Де Брильи из культовой многосерийной саги о приключениях курсантов навигацкой школы. Первая часть картины «Гардемарины, вперед!» вышла на экраны в начале 1988 года и тут же покорила сердца многомиллионной аудитории.
Трогательный француз, безнадежно влюбленный в русскую красавицу Анастасию Ягужинскую (лучшая роль Татьяны Лютаевой) невольно вызывал сочувствие у зрителей своей верностью и преданностью, а песня «Ланфрен-Ланфра» стала не менее популярной, чем знаменитая «Пора-пора-порадуемся на своем веку». В этот раз снова не обошлось без форс-мажорных ситуаций – Дружинина сломала ногу, упав с лошади, и съемки пришлось отложить почти на полгода. Несмотря на это картина получилась яркой и запоминающейся, и через три года на экраны вышло продолжение – «Виват, гардемарины!».
По сюжету шевалье Де Брильи по-прежнему следовал неотлучной тенью за своей звездой Анастасией, но в этой части персонажу Боярского придали легкий комедийный оттенок и наградили прозвищем «последний русский».
Интересно, что Михаил Сергеевич отказался сниматься в третьей части приключенческой саги и попросил режиссера «расправиться» с его персонажем. «Гардемарины 3» вышли на экраны без участия нашего героя, а вот в четвертой части он снова появится. Многие скептически ждут выхода на экраны продолжения приключений курсантов навигацкой школы, которые за тридцать лет успели изрядно состариться. Но Светлана Дружинина не сомневается в успехе своей новой картины и весной 2019 приступила к съемкам. Каким образом она планирует оживить шевалье Де Брильи, пока остается загадкой. Премьера ленты «Гардемарины 4» намечена на конец 2020 года.
Из других выдающихся киноработ актера заслуживает внимания «Узник замка Иф» (1988), где Боярский несколько отошел от привычного амплуа благородного романтичного героя и сыграл коварного Фернанаде Морсера. Стоит отметить, что изначально сценарий писался именно под Михаила Сергеевича, которому была отведена в фильме главная роль. Однако Боярскому она показалась скучной и блеклой. Юнгвальд-Хилькевичу по старой дружбе едва удалось его уговорить на роль Фернана. Графа Монте-Кристо сыграл малоизвестный в то время актер Виктор Авилов, для которого эта картина стала счастливым билетом в мир большого кино.
В том же году наш герой снялся в музыкальной ленте «Дон Сезар де Базан» (1988), где его партнерами стали Юрий Богатырев и Анна Самохина. Эта картина стала последней в жизни Богатырева, он не дожил до ее премьеры всего несколько месяцев.
2000-е годы ознаменовались новой чередой ярких запоминающихся киноработ, среди которых «Идиот» (2002), «Вы не оставите меня» (2006) «Человек с бульвара Капуцинов» (2009), «Тарас Бульба» (2009) и многие другие.
В историческом сериале «Петр Первый. Завещание» (2011) Боярский снялся со своей дочерью Лизой, в новой российской экранизации Шерлока Холмса сыграл роль инспектора Лестрейда. В последнее время актер стал реже появляться на экране, он очень избирательно относится к предлагаемым ролям и не желает портить свою репутацию работой в низкопробных сериалах. МУЗЫКА Хотя Боярский не является профессиональным певцом с поставленным академическим вокалом, уникальный тембр его голоса с легко узнаваемой хрипотцой покорил сердца миллионов советских слушателей.
Пик его вокального творчества пришелся на конец семидесятых – девяностые, когда на экраны один за другим стали выходить музыкальные фильмы с его участием. Огромную роль в певческой карьере Михаила Сергеевича сыграл композитор Виктор Резников, с которым они стали настоящими друзьями. Боярский первый поверил в талант начинающего музыканта и записал его песни «Помни, это не беда» и «Лето без тебя, как зима», от которых до этого отказалась Эдита Пьеха. Тем самым он сделал рекламу никому не известному композитору, которым сразу же заинтересовались Алла Пугачева, Лариса Долина, Анне Вески и другие звезды советской эстрады. Михаил Боярский – Лето без тебя как зима Видео не работает? От рогов до кольца: 8 звездных любовниц, ставших женами Многие хорошо помнят трогательную песенку «Динозаврики», которую Михаил и Виктор исполнили со своими сыновьями, а песня «Спасибо, родная» стала настоящим гимном женской любви и преданности.
Трагическая гибель Резникова в автокатастрофе стала для Боярского огромным потрясением. В память о безвременно ушедшем друге он записал одну из его последних песен «Все пустое», которую всегда исполняет на своих концертах.
В творческой копилке Боярского более шестисот песен и семнадцать полноценных альбомов, записанных как на современных носителях, так и на виниловых пластинках студии грамзаписи «Мелодия». В них вошли такие всеми любимые хиты как «Городские цветы», «Зеленоглазое такси», «Большая медведица», «Все пройдет», «Дрессировщик», «Листья жгут» и многие другие, а также вокальные партии из знаменитых советских мюзиклов «Хоттабыч», «Пеппи Длинныйчулок», «Три мушкетера», «Овод». Голос Боярского можно услышать в художественных фильмах, причем не только с его участием, он также много раз озвучивал мультфильмы.
Помимо солидного списка успешных киноработ, в творческой копилке артиста немало заметных телевизионных проектов. Как и многие популярные артисты, он часто появляется в новогодних программах и мюзиклах, а также является желанным гостем развлекательных шоу. После смерти Юрия Никулина Боярский несколько лет вел заседания юмористического клуба «Белый попугай», с 1987 по 1998 выпускал авторскую программу «Боярский двор» на канале «Культура». После смерти Никулина Боярский вел шоу «Белый попугай» С 2004 года активно сотрудничает с Первым каналом, был членом жюри и ведущим проектов «Две звезды», «Фабрика звезд», «Музыкальный ринг» и «Минута славы». Михаил Боярский на Фабрике звезд-3 Видео не работает?
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
С 2012 года Боярский является доверенным лицом Владимира Путина и активно поддерживает его политику. Он лично знаком с президентом, причем довольно давно, еще с тех пор, когда тот работал в команде мэра Санкт-Петербурга. Боярский и Путин хорошо знакомы
Сам Анатолий Собчак жил на Мойке в одном подъезде с Михаилом Сергеевичем, его дочь Ксюша и сын Боярского Сережа были в детстве близкими друзьями. К Собчаку часто приезжали помощники, среди которых был и Владимир Владимирович. Как-то раз они столкнулись в подъезде, разговорились и с тех пор общаются.
Путин и Боярский всегда поздравляют друг друга с днем рождения, несколько раз Михаил Сергеевич присутствовал на дне рождения президента в числе очень ограниченного круга гостей.
В 2014 году Боярский подписал коллективное письмо деятелей культуры РФ в поддержку присоединения Крыма к России. За это Украина включила его в список «невъездных» персон, которые, по мнению СБУ, угрожают безопасности страны. Боярский о Путине Видео не работает? 7 стыдных модных трендов 2000-х, которые вызывают смех сейчас В 2018 году Боярский принимал участие в предвыборной кампании Путина и был официально зарегистрирован его доверенным лицом. Михаил Сергеевич – один из немногих, кто высказался в поддержку пенсионной реформы. Боярского называют главным табачным лоббистом России, с 2013 года он отстаивает права курильщиков и возглавляет движение в их поддержку. Сам артист курит с 12 лет, и, несмотря на проблемы со здоровьем, не собирается отказываться от этой вредной привычки.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ МИХАИЛА БОЯРСКОГО В студенческие годы Боярский был избалован женским вниманием и менял подруг как перчатки. Как настоящий хиппи, он предпочитал отношения без обязательств и больше всего на свете дорожил свободой. Начав встречаться с молоденькой студенткой Ларисой Луппиан, игравшей с ним в одном спектакле, он и не думал, что эта миниатюрная блондинка с ангельской внешностью станет его женой. А вот у Ларисы были совершенно другие взгляды на отношения мужчины и женщины – воспитанная бабушкой-немкой, она придерживалась традиционных принципов и мечтала о крепкой семье.
Они встречались почти пять лет, долго скрывали свои отношения от главного режиссера театра Игоря Владимирова, который по-отцовски опекал свою любимую студентку, несколько раз расставались и снова сходились. У хрупкой Луппиан оказался железный характер и поистине титаническое терпение, она несколько раз сама делала предложение своему ветреному возлюбленному и в 1977 году все-таки отвела его в ЗАГС.
Боярский не сразу привык к супружеской жизни, первое время обедал у мамы и отдавал ей всю зарплату. Лариса понимала, что свекровь – главная женщина в жизни Михаила и философски относилась к такому положению вещей. К тому же супруги большую часть времени проводили в театре и на съемках, а когда родились Сережа (1980) и Лиза (1985), Лариса всю свою любовь переключила на них. Дети Михаила Боярского: Сережа и Лиза 12 звезд, которые уехали из России навсегда Восьмидесятые годы стали самыми трудными в семейной жизни Боярских – на Михаила свалилась бешеная популярность, он много пил, практически не бывал дома, заводил интрижки на стороне.
Дело даже доходило до развода, но каждый раз по стечению обстоятельств Боярский попадал в больницу, и Лариса, забыв все обиды, принималась его выхаживать. Тяжелые времена остались в прошлом. Сейчас Боярские мирно живут в своей огромной квартире на Мойке и воспитывают четверых внуков.
Старший сын Сергей, несмотря на явные творческие способности, не захотел пойти по стопам родителей и занялся бизнесом. Семья Боярских тогда... А вот Лиза Боярская стала актрисой, много снимается в кино и играет в театре, в 2018 году была удостоена звания Заслуженной артистки РФ. Она вышла замуж за актера Максима Матвеева и родила в браке двоих детей. Возможно, Андрей и Гриша продолжат актерскую династию Боярских, но пока об этом говорить рано. ...
Свежие комментарии