Аркаим. Есть имена уже сами по себе обладающие какой-то притягательной магической силой. Когда впервые я узнал о загадочной "Стране городов", то почувствовал острую необходимость узнать как можно больше об этом месте, ощутить свою сопричастность с ним. Меня словно тянула туда некая сила, как тянет человека желание посетить места, где он когда-то родился. Наконец, эта мечта сбылась.
Как часто можно сейчас услышать, что закончилась эпоха географических открытий, что на Земле не осталось белых пятен, что наша планета изучена вдоль и поперек. Можно себе представить, насколько скучной и пресной стала бы жизнь, если бы это было правдой. К счастью, это не так, и Аркаим наглядное тому подтверждение. Ведь найден он не сто лет назад, а в 1987 году и не в дебрях Амазонки или безлюдных островах Тихого океана, а на изученном-переизученном Южном Урале.
Аркаим - это настоящий клубок загадок, которые еще предстоит разгадать. Занимается этим Лаборатория археологических исследований Челябинского государственного университета. О тайнах "Страны городов" мне поведали Ульянов Иван и Новиков Игорь, принимавшие участие в археологических раскопках древних городов.
Сразу следует отметить, что Аркаим является современником пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры, а как астрономический комплекс наблюдения за небесными светилами, его смело можно поставить в один ряд с легендарным Стоунхенджом. Расцвет этой загадочной цивилизации приходился на 17-18 века до нашей эры. В ее истории больше вопросов, чем ответов.
Итак, кто они, жители этой древней страны? Увы, даже специалисты пока остерегаются давать точное название. Как в известной сказке были "жители Изумрудного города", так и здесь их называют "жители Страны городов".
Есть гипотеза, принадлежащая Мэри Бойс, согласно которой именно здесь, на Южном Урале, находилась родина древних индоиранцев, которые называли себя "арья". Отсюда и пошел широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности - "Ригведу" и "Авесту".
Загадка принадлежности жителей Аркаима к тому или иному народу тесно связана с загадкой их появления в этих местах. Никто не может точно сказать, откуда они пришли? Хотя для исследователей является совершенно очевидным инородность, непохожесть этой цивилизации на другие культуры, распространенные тогда в этом регионе. На сегодняшний день имеется три предположения по данному вопросу.
Согласно первому, они двигались с юга на север, медленно перемещаясь из Средней Азии. Согласно второй, они шли с запада на восток, как передовая часть так называемого абашевского круга племен, проживающих в Предуралье. И, наконец, согласно третьему предположению, не претендующему, правда, на научность, это некие пришельцы, которые внезапно появились здесь невесть откуда.
Кстати, о слабых местах первых двух предположений говорит тот факт, что городов типично аркаимского типа не обнаружено ни в Средней Азии, ни в Предуралье.
В Стране городов на сегодняшний день насчитывается до 20 поселений. Протяженность территории составляет 400 километров с севера на юг и 200 километров с востока на запад. Располагаются они в основном по притокам реки Тобол и Урал. Общая площадь памятника древности составляет ни много, ни мало - 20 тысяч квадратных километров, а площадь раскопок - 8 тысяч квадратных километров. Археологами отмечены определенные закономерности в строительстве городов.
Так первые из них имели яйцевидную, овальную форму. Затем им на смену пришли круглые и, наконец, квадратные. Существует точка зрения, что квадратные города были военными поселениями, а круглые: гражданскими, административными, культовыми. Косвенно это подтверждается тем, что квадраты располагаются по периметру территории, а круги - в центре.
Во время исследовательских работ были выявлены еще некоторые любопытные закономерности. Так Страна городов клинообразно вытянута на северо-восток, как бы намечая ориентир для дальнейшего продвижения. Нужно отметить, что им навстречу двигались воинственные, вооруженные до зубов кочевые племена, так называемые "варяги бронзового века". Так вот, все говорит о том, что эти костоломы панически боялись жителей Страны городов. На юге Челябинской области, там, где сейчас находится город Троицк, наткнувшись на поселения, они покорно обогнули их и удалились восвояси. Чем их так напугали аркаимцы, можно только догадываться.
Нужно сказать, что в центральной части страны вообще не обнаружено следов военных стычек, как не обнаружено какого-либо более-менее серьезного вооружения. Все это говорит о том, что воинственное окружение по какой-то причине относилось к инородцам с большим уважением и ссориться с ними не решалось.
Одним из доказательств того, что аркаимцы были "люди не местные", является материал, из которого строили города. Этим материалом было дерево! Кто хоть раз бывал в степи, прекрасно понимает, что найти даже маленький кустик для разведения костра, в тамошних краях бывает очень большой проблемой. Что уж здесь говорить о строительстве деревянных крепостных стен! Кстати, до сих пор коренные жители степей живут в юртах и глинобитных мазанках, но никак ни в деревянных избушках.
Конечно, аркаимцы проживали на границе лесостепной зоны, где деревья имелись в небольшом количестве. Именно они и шли на строительство городов. Но здесь следует отметить, что совершенная технология строительства говорит о том, что лес для аркаимцев был привычным, традиционным строительным материалом. Там, где они жили раньше, его было много!
Есть еще одна удивительная загадка, связанная с Аркаимом. Керамист Александр Иванович Гудков, изучая находки глиняных изделий, заметил, что в пределах одного поселения имеется керамика, относящаяся к самых разным культурам! Тогда изготовлением глиняной утвари занимались в основном женщины. Создавалось впечатление, будто мужчины набирали себе жен из самых разных племен и народов, которые потом делали посуду, согласно своим местным традициям.
Наверняка многие помнят период китайской культурной революции, когда каждая крестьянская семья была обязана иметь индивидуальную доменную печь, чтобы плавить чугун. Тогда Китай вырвался впереди планеты всей по количеству чугуна на душу населения. Но, как всегда, новое - это хорошо забытое старое, потому что уже тогда в каждом аркаимском доме стояла металлургическая печь! Нужно отметить, что плавильные технологии при этом были достаточно совершенны, а на дворе стоял 1800 год до нашей эры.
С аркаимской металлургией связана еще одна загадка. Всем понятно, что для того, чтобы плавить металл, нужна руда. Так как жители Страны городов весьма увлекались бронзовыми изделиями, требовалось много руды. Геологи же говорят, что руды в этих краях на доступной глубине почти не было, за исключением небольшого рудника "Воровская яма". Но и в этом случае на поверхности руды было явно недостаточно, да и находилось она довольно далеко. Учитывая, что ни самосвалов, ни паровозов тогда еще не придумали, возникает вопрос, как они доставляли к месту плавки тонны руды?
Есть еще три момента, которые заставляют задуматься. Во-первых, при анализе бронзовых изделий на содержание мышьяка выяснилось, что часть бронзы - местная, а часть - явно не уральского происхождения. Во-вторых, для выплавки металла требуется огромное количество угля, то есть переработанной древесины. Палеоботаники же утверждают, что лес тогда в здешних степных краях гуще не был. И, в-третьих, когда в восстановленной археологами печи пытались выплавить металл, его оказалось так мало, что о промышленном производстве изделий и речи быть не могло.
Следующая особенность Аркаима - устройство самих поселений. Город окружал кольцевой ров, затем шла первая крепостная стена, потом - вторая, и в центре располагалась центральная площадь. Попасть в город можно было только через один вход, но добраться до центра можно было только по узенькой улочке, которая огибала почти весь внутренний город. Так как улочка проходила между сплошными крышами домов и внутренней крепостной стеной, у потенциального противника не было никаких шансов добраться живым до центра города. Высота стены достигала 4 метров, ширина рва - 7 метров, глубина - 3 метров. Диаметр города составлял 160 метров. Ров заполнялся водой только в весеннее половодье.
Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, были расположены жилища, имевшие одну общую стену и крышу, которая составляла своеобразный деревянный проспект. На крышу можно было попасть по специальной лестнице. Проходов между домами не было. Были только выходы на внутреннюю улицу и центральную площадь. Весь комплекс состоял из 35 домов во внешнем круге и 25 домов - во внутреннем. Над каждым домом были установлены дымоходы.
Дом состоял из двух частей - хозяйственной и жилой. В хозяйственной части находился погреб, доменная печь и колодец. Колодец специальным воздуховодом соединялся с погребом, подавая туда холодный воздух от воды. Одновременно воздух из колодца через другой воздуховод подавался к металлургической печи, за счет чего возникала естественная тяга, необходимая для поддержания сильного огня.
Вторая половина дома была разделена на небольшие комнаты, в которых проживали семьи. В таком доме могло разместиться около 50 человек.
Город строился по принципу ракушки, постепенно добавляя сектор за сектором. Оказывается, определить в каком направлении развивался город, можно изучая изделия из бронзы и керамики - чем совершеннее изделия, тем моложе городской район. Выяснилось, что первым возник юго-западный район, потом - восточный и северный. В "новостройках" находились самые совершенные металлургические печи, почти отсутствовали следы ремонта и модернизации. Во внутренних домах печи перестраивались по 2-3 раза.
Со временем внутренний ров, оставшийся с тех пор, когда не было второго кольца, стал мешать горожанам и его перекрыли бревенчатым настилом. Получилась своеобразная деревянная мостовая и ливневая канализация одновременно. Сохранились даже специальные колодцы-отстойники, откуда фильтрованная песком вода уходила в реку.
Технология строительства крепостных стен Аркаима и жилых домов считается уникальной. Сначала строили деревянную клеть, что-то вроде опалубки, которую потом забивали мокрым песчаным составом. После трамбовки он застывал и превращался в монолит, который даже сейчас бывает сложно разрушить ломом.
Чем занимались аркаимцы? Главным образом, скотоводством и металлургией. Прямых признаков того, что они пахали и сеяли найти не удалось. Не были найдены лодки, хотя города стояли на реках, а климат был практически такой же, как сейчас. Не были найдены мечи и копья, а только небольшие наконечники стрел и бронзовые ножи, необходимые в хозяйстве, но не на войне. Летом они перемещались на колесницах. На чем ездили зимой, пока установить не удалось.
В общем, это были сугубо мирные жители, которые ни с кем не воевали, но по какой-то причине никого не боялись. Они жили тихо, мирно и богато. Было установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. В городах не было болезней и эпидемий. Несомненно, они были более развиты, чем окружающие их народы. Страна городов по всем признакам процветала! И потому самой большой загадкой является дальнейшая судьба этой древней цивилизации.
В один прекрасный день 16-го века до нашей эры жители всех городов одновременно собрали нужные вещи, сожгли города и исчезли в неизвестном направлении!
Эта последняя загадка, пожалуй, наиболее сильно занимает умы исследователей Аркаима. Совершенно очевидно, что жители сожгли города сами - они сделали это организованно, поджигая их с разных сторон. Время на сборы было вполне достаточно, потому что взяли все необходимое, оставив только ненужные, сломанные или просто утерянные вещи. Такую картину можно наблюдать и в Аркаиме, и Синташте, и Устье… Что послужило причиной ухода - непонятно, ясно одно - паники не было.
Есть предположение, что разразилась экологическая катастрофа - лес вырубили, рудники истощились, скот вытоптал пастбища - и аркаимцы вынуждены были покинуть эти места. Может это так, но вот куда они ушли в поисках новых природных ресурсов, до конца непонятно. Есть похожие поселения в Азии, Турции, но похожи они только по форме, но не по содержанию. Так что главное в изучении Аркаима еще впереди. Возможно, кому-то удастся найти следы этой удивительной цивилизации, и снова права окажется библейская истина: "Ищите и обрящите"! (Е. Голомолзин)
Аркаим.
0ß
Пирамиды Саккары: "машинные" участки древних блоков
Пирамида Пепи II
Базальтовый блок в пирамиде-спутнице со следами двух технологий обработки на своих “машинных” участках имеет отклонения от строгих плоскостей. Пила немного “гуляла”, как гуляет тросовая или бензопила.
Под гранитными воротами базальтовый блок с парным дуговым следом и надрезом. Если дуговой след оставлен дверью, то явно не той, которая висела в этих воротах (расположение следов не соответствует положению дверей). Сильно похоже на повторное использование древних блоков.
Еще объект, указывающий на возможное вторичное использование – базальтовый блок, который мы условно назвали “работой пьяного пильщика”.
Единственная находка надпилов на известняке. Что они тут делают – не ясно: вся остальная работа явно небрежно ручная. Записали в загадки…
Пирамида Тети
На довольно небрежно выполненном из базальта саркофаге нашлись еще следы обработки – практически на всех гранях.
Пирамида Унаса
Гранитный блок сохранил на себе отметины, возможно указывающие на движение запирающего засова в углублениях (немного похожие на пропилы).
Стихийный эксперимент по распиловке
Случайно наткнулись на пилу, лежавшую на песке. Алексей Тесленко попробовал распилить тут же лежащий кусок известняка. На удивление материал очень легко пилился, и кусок был распилен буквально за пару минут. Попытка применить ту же (стальную) пилу на куске кварцитового саркофага ничего не дала – в течение минуты не удалось углубиться ни на долю миллиметра… (А. Скляров)
Пума-Пунку: гигантский каменный конструктор в горах Южной Америки
Версия, что это был порт, когда сюда доходило озеро Титикака, абсолютно не выдерживает критики и не согласуется с реальными фактами. Это – все что угодно, но только не порт. И если бы сюда дошла вода, то объект представлял бы собой просто небольшой островок, окруженный этой водой со всех сторон…
Центральное место образуют мощные блоки (вес самого крупного из них оценивается в 400 тонн), уложенные в качестве фундамента какой-то древней конструкции.
Примерно в середине этого фундамента зияет брешь: один из блоков, несмотря на свой вес, то ли разрушен, то ли ушел почти весь под землю – видна лишь его небольшая часть, расположенная под значительным углом к горизонтали.
С учетом характера расположения деталей (а можно сказать и обломков) конструкции, некогда располагавшейся на этом фундаменте, можно предположить сильный взрыв в этом месте. Версии землетрясения и Потопа (см. далее) тут явно не проходят.
Блоки фундамента явно ранее были скреплены в единую конструкцию стяжками. Причем не только известной и разрекламированной Т-образной формы.
Следы стяжек попадаются в Пума-Пунку в изобилии. И самой разнообразной формы.
Ворота, ранее стоявшие на этой платформе, также дополнительно закреплялись – видны отверстия в их основании.
Детали конструкции, расположенные ныне вокруг платформы, поражают своим разнообразием форм и высочайшим качеством исполнения в камне самых твердых пород. Даже на тех блоках, которые подверглись сильной эрозии.
Многие блоки производят впечатление гигантского детского конструктора – так и хочется попытаться их вставить друг в друга. Впечатление усиливается тем, что “разрезы” уходят вглубь не под прямым углом, а с небольшим расширением, а небольшие ниши в этих разрезах как будто специально предназначены для окончательной фиксации вставляемого туда элемента.
Макросъемка дает возможность убедиться не только в высочайшем качестве исполнения плоскостей, внутренних и внешних углов, но и в том, что это – не застывший бетон, а результат механической обработки природных материалов.
Есть следы довольно небрежного сверления.
Но есть и более качественные. Вертикальная “бороздка” – практически бесспорно, след от фрезы или пилы.
С учетом характера “бороздок” на следующем блоке (лежит в отдалении), это – след именно от дисковой фрезы. А расположение углублений, просверленных во всех трех направлениях, вызывают ассоциации с дрелью, входящей в пенопласт или дерево, но никак не в гранит.
Цель создания этих углублений абсолютно не понятна. Мы условно назвали их отверстиями для крепления анти-москитной сетки (первая подвернувшаяся под руку ассоциация).
Тут же – еще несколько разных блоков, которые археологи достали из соседнего раскопа. Сам раскоп дает неплохое представление о том, в каком хаотическом порядке располагались эти блоки. Объект был разрушен основательно и бесповоротно.
Что-то явно попытались использовать инки. но в отличие от современных археологов, они не очень заботились об определении исходной формы конструкции. В результате: перекрытие ворот оказалось в обычной кладке…
Холм Пума-Пунку окаймляет каменная кладка, придающая ему форму объемной буквы Т. Любопытная деталь: два верхних уровня кладки образованы монолитами, которым зачем-то придана форма двух ступенек, а затем на нижнюю из этих двух ступенек уложены дополнительные блоки. Цель такой дополнительной работы абсолютно не ясна.
На одной из сторон холма блоки конструкции, ранее располагавшейся наверху, оставлены археологами “in-situ“, т.е. в том положении, в каком они были найдены. Если предположить, что в других местах археологи были столь же пунктуальны, то разрушение верхней конструкции имело ярко выраженное направление с юга на север.
С учетом того, что между сохранившейся кладкой окаймления и блоками верхней конструкции располагается значительный слой земли, сюда вполне подошла бы версия разрушения мощным потоком (скажем, во время потопных событий). Но она (см. ранее) не согласуется с характером разрушения центральной платформы.
Если же рассматривать взрывной характер разрушений, то расположение блоков на северной стороне холма указывает на неоднократность взрывов: сначала кладку окаймления накрывает слоем земли, а лишь затем последующим взрывом была разрушена верхняя конструкция.
P.S. За несколько часов нашего пребывания в Пума-Пунку на объект не заглянул ни один турист, хотя за это время прибыло несколько автобусов из Ла-Паса. Все устремлялись только на основную часть комплекса Тиауанако… (А. Скляров)
Южная Саккара: древние артефакты, разрушающие версии египтологов
Район между основным комплексом Саккары и Дашуром принято называть Южной Саккарой. Для туристов это закрытый район. Но особо настойчивые все-таки умудряются проникнуть и сюда.
Здесь располагаются две обособленные друг от друга группы древних пирамид. Ближе к Северной Саккаре (которую и посещают туристы) – группа пирамид Джедкара, Пепи I и Меренра. Ближе уже к Дашуру – пирамида Пепи II, мастаба Шепсескафа и маленькая пирамида Иби. Все они (за исключением пирамиды Иби) относятся по принятой классификации к фараонам разных династий Древнего Царства.
Большинство из них выглядит довольно невзрачно, но зато рядом можно найти древние артефакты, которые явно не вписываются в общепринятую версию истории Древнего Египта.
О пирамиде Меренра мало что можно сказать. По внешнему виду – это просто большая груда щебенки под которой невозможно ничего разглядеть. Каких-либо реставрационно-восстановительных работ тут еще не проводилось. Зато вокруг пирамиды Пепи I «реставрационные» работы идут с широким размахом. Фактически строят очередной «Диснейленд» для туристов.
Груды щебенки на месте пирамид-спутниц укладываются на раствор, приобретая постепенно форму ступенчатой кладки (которая совершенно не просматривается на реальных руинах), а сам припирамидный комплекс размечен небольшими стенками-перемычками явно по плану, представляемому реставраторами. При этом если маленькие блоки на металлических катках убирались в сторону, то блоки побольше так и оставались на своих местах. И видно, что далеко не всегда план реконструкции согласуется с действительными руинами. Так гранитный блок перекрытия одних из ворот лежит ровно по диагонали, а не поперек намеченного прохода. Хорошо еще, что силы «реставраторов» ограничены и не все они могут перемещать так, как им вздумается…
В припирамидном храме бросается в глаза сочетание несочетаемого. Пол выложен из блоков самого разного материала: розового гранита, черного базальта, алебастра и известняка, которые образовывали совершенно негармоничную картину. При этом следов современного их перемещения абсолютно не видно. Налицо явное свидетельство реставрации, но только уже не современной, а древней!..
Такое же сочетание несочетаемого можно видеть и в пирамидах спутницах. Кладка самих пирамид, как обычно, из мелкой щебенки, а внутри – огромные блоки известняка в десятки тонн весом. В одной из пирамид остался даже превосходно выполненный из черного базальта саркофаг, который придавило обломками перекрытия. Утверждать, что и мощные блоки, и саркофаг делали те же, кто потом просто насыпал сверху груду щебенки – значит, противоречить элементарной логике.
Сама пирамида Пепи I мало чем отличается по внешнему виду от пирамиды Унаса. Но в отличие от других крупных пирамид Саккары, более-менее сохранивших свою форму, в центре пирамиды Пепи I – большая яма, в которой видны блоки перекрытия центральной камеры. И хотя перекрытие серьезно повреждено, просматривается часто встречающийся шаблон: наклонные известняковые блоки чуть ли не стандартных размеров.
Блоки перекрытия камеры в пирамиде Пепи I.
В 1945 году американский археолог А.Варилль высказал версию, что пирамида, находящаяся в южной части Саккары и известная под названием Харам эшь-Шауаф, принадлежала фараону V династии Джедкара. Египтологи согласились с его гипотезой и ныне она считается именно пирамидой Джедкара.
Пирамида имеет в плане форму квадрата, каждая сторона основания которого равна 80 метрам; высота пирамиды достигала 24 метров. Пирамида Джедкара мало чем отличается от пирамиды Унаса, Пепи I и других прочих. То же явно мощное мегалитическое ядро и груда щебенки наверху. Все настолько похоже друг на друга, что неискушенный турист запросто их перепутает.
Зато в храме рядом с пирамидой Джедкара можно увидеть ряд любопытных деталей.
Известняковые блоки пола тщательно притерты друг к другу, а сама плоскость пола явно выровнена уже после укладки. При этом верхний слой блоков был просто срезан на несколько сантиметров вглубь. Для того, чтобы в наше время повторить что-то подобное, пришлось бы вывозить в пустыню огромные станки по промышленной обработке камня…
Поверхность пола храма возле пирамиды Джедкара.
Известняк пола обладает странной особенностью – у обработанной поверхности примерно на сантиметр вглубь его цвет отличается от цвета основного материала и имеет сероватый оттенок. Что это – след от какого-то химического воздействия?.. Или цвет изменился в результате сильного нагрева при трении обрабатывающего инструмента в ходе выравнивания пола при помощи какого-то машинного оборудования?.. Пока это остается в загадках.
Разница цвета на известняковом блоке.
Исследования микровкраплений на обработанной поверхности при помощи электронного микроскопа дали неожиданный результат – было обнаружено присутствие меди и цинка в соотношениях, примерно соответствующих их содержанию в таком сплаве как латунь. Однако латунь, как считается, была открыта лишь во времена Древнего Рима, то есть лишь через две с лишним тысячи лет после правления Джедкара!.. Тогда откуда могла взяться латунь на блоках пола храма возле его пирамиды?..
А если учесть, что для выравнивания пола подобным образом – то есть уже после укладки блоков – требуются весьма развитые технологии, которых не было у египтян, но которые были у древней цивилизации богов, то время использования латуни необходимо отодвигать назад во времени еще как минимум на несколько тысяч лет!..
И уж совершенно удивительный объект находится рядом с пирамидой Пепи II (фараона VI династии), расположенной в другой группе древних сооружений в Южной Саккаре. Здесь в небольшой пирамиде-спутнице находится блок черного базальта, имеющий на себе следы как ручной, так и явно машинной обработки!.. При этом ручная обработка простым скалыванием материала производилась явно не до, а уже после машинной обработки.
Блок чёрного базальта со следами машинной обработки.
На той части блока, которая приобрела отшлифованную поверхность в ходе машинной обработки, сохранился и отчетливый след дисковой пилы – там, где пила чуть ушла в сторону, образовался небольшой буртик характерной вогнутой формы.
След пилы на блоке из черного базальта возле пирамиды Пепи II.
На современных камнеобрабатывающих комбинатах для работы с черным базальтом используют стальные пилы с алмазными насадками. При работе с дисковыми пилами инструменту, для того, чтобы он не застрял в камне, придается большая скорость вращения, обеспечивающая попутно и шлифовку материала, благодаря которой обработанная поверхность приобретает характерный темный оттенок. Места же скола при ручной обработке черного базальта имеют белесый цвет.
Данный блок вполне можно было бы использовать в учебниках по камнеобработке в качестве показательного примера итогового результата при разных способах обработки. Однако он рушит все представления историков о технологиях, использовавшихся в древности…
Сама пирамида Пепи II как сестра-близнец похожа на пирамиды Тети, Пепи I и Джедкара. У нее также сохранились все признаки постройки фараоном примитивного сооружения над высокотехнологичным древним ядром. В частности, очень качественные блоки облицовки на нижнем ярусе.
Сохранившиеся блоки облицовки нижнего яруса пирамиды Пепи II.
В Южной Саккаре, совсем рядом с пирамидой Пепи II, находится еще один объект, который хоть и не является пирамидой, но тоже заслуживает внимания. Это так называемая мастаба Шепсескафа, которая относится к IV династии, якобы создавшей величественные пирамиды Дашура и Гизы.
Массивное сооружение оставляет весьма грустное впечатление. Некогда величественная постройка ныне ободрана как липка – вокруг лежат лишь жалкие остатки известняковых и гранитных блоков облицовки, на которых местами можно заметить следы очень качественной обработки поверхностей. От самой же конструкции осталась только внутренняя кладка. И хотя ее блоки не отличаются высоким качеством обработки, кладка поражает своей грандиозностью. Просто тут высокого качества поверхностей и не требовалось…
Кстати, вопреки иногда встречающемуся утверждению, блоки внутренней кладки пирамид Гизы (не облицовки, а именно внутренней кладки!) также не имеют тщательно выровненных граней и точной подгонки друг к другу. Фактически, они выполняют роль строительного бута. Только если мы применяем в качестве бута обломки камней, щебенку и прочий строительный мусор, то создатели пирамид Гизы и мастабы Шепсескафа использовали для этого блоки довольно рыхлого известняка, нередко весьма значительных размеров. Впрочем, по постройке – и забутовка… (А. Скляров)
Свежие комментарии