Рыжов В.А.
Сегодня мы немного поговорим о частных военных компаниях, идея создания которых принадлежит Дэвиду Стирлингу (о нём было рассказано в прошлой статье: «Дэвид Стирлинг, Special Air Service и ЧВК Watchguard International»).
Эта идея основателя SAS оказалось очень удачной, в настоящее время private military company работают в «горячих точках» по всему миру, их годовой оборот уже давно перешагнул за 100 миллиардов долларов.
И частные военные компании в наши дни – это уже не сомнительные конторы по найму готовых отправиться куда угодно авантюристов, умеющих лишь хорошо обращаться с оружием, а солидные фирмы, совершенно легально заключающие многомиллионные контракты с правительствами разных стран. И многие специалисты данных фирм сейчас имеют университетское образование и могут работать не только с автоматами и взрывчаткой. Другое дело, что не все нюансы этих сделок становятся достоянием общественности, а некоторые из этих контрактов и вовсе являются секретными и не подлежат разглашению.
Частные военные компании сейчас могут помогать в охране торговых и грузовых кораблей в районах рискованного судоходства, перевозке ценностей и крупных сумм наличных денег, сопровождать бизнесменов или политиков в опасных местах, обучать персонал охранных подразделений крупных корпораций, осуществлять ремонт и обслуживание боевой техники. Но могут оказывать и более «деликатные» услуги: планирование специальных операций, сбор разведывательной информации и даже проведение силовых акций.
Распределение источников доходов в выручке частных военных компаний, 2015 год (по данным интернет-издания «Газета.ру»):
К тому же выяснилось, что пользоваться услугами «частников» удобнее (поскольку не приходится запрашивать согласия Конгресса США или парламента, если речь идёт о европейских странах) и обходится это дешевле использования официальных структур и подразделений. Отдельным «бонусом» идёт то обстоятельство, что правительство не несёт прямой ответственности за действия наёмников ЧВК, а их гибель не вызывает общественного резонанса.
Неудивительно, что рынок услуг, предоставляемых различными ЧВК, стремительно развивался, и, если верить британскому журналу «The Economist», уже в 2012 году его оборот оценивался в 100 миллиардов долларов.
Сразу скажем, что деятельность современных ЧВК настолько многогранна, а количество этих «фирм» столь велико, что в данной статье мы дадим лишь краткий обзор и поговорим только о некоторых из них.
Первая частная военная компания Стирлинга (Watchguard International), как мы помним, была закрыта в 1972 году, но уже в 1973-м при содействии бывшего командующего союзными войсками в Северной Европе Уолтера Уокера была создана ЧВК UNISON.
В 1974 году в США была основана ЧВК Vinnell Corp., которой повезло заключить выгодный контракт в Саудовской Аравии: её сотрудники осуществляли подготовку Национальной гвардии этой страны и взяли под охрану нефтяные месторождения.
В том же году в США была создана знаменитая ЧВК Kroll Security International, задачей которой вначале был частный сыск, а потом и техническая разведка (более привычным, вероятно, будет термин «промышленный шпионаж») и охрана различных объектов.
KSI действовала столь успешно, что уже в 2004 году число её сотрудников достигло 3200, в это время она имела 60 представительств в 20 странах мира. Kroll Security International занималась поиском средств бывшего филиппинского диктатора Маркоса, бежавшего из Гаити Дювалье и даже казнённого Саддама Хусейна. А в России она стала широко известной после того, как в начале 1992 года её сотрудники были привлечены к поиску пресловутого «золота партии» (российской казне её услуги обошлись в полтора миллиона долларов). Отчёт, предоставленный Kroll Security International, затерялся в кабинетах правительства Е. Гайдара, содержание его неизвестно. По слухам, какие-то деньги, действительно, были найдены, но оказались на счетах не тех лиц, что были «заказаны».
Позже один из сотрудников KSI заявил, что «русское правительство производило впечатление людей, которым не нужна заказанная информация».
В 1975 году появились ещё две ЧВК: Control Risks Group и Security Advisory Services. Из статьи «Боб Денар, Жан Шрамм, Роже Фольк и Майк Хоар: судьба кондотьеров» вы должны помнить, что основатели Security Advisory Services назвали её так, чтобы аббревиатуры их детища и знаменитого британского спецподразделения Special Air Service звучали идентично. И что несколько бывших сотрудников этой ЧВК находились в отряде Майка Хоара, когда он в 1981 году попытался совершить государственный переворот на Сейшельских островах.
В 1976 году эта лже-SAS получила всемирную известность после того, как во время судебного процесса в Луанде было доказано участие в боевых действиях на территории Анголы 96 европейских наёмников, 36 из которых были убиты, 5 пропали без вести, 1 попал в плен и был расстрелян.
В 1977 году майор Дэвид Уокер основал ЧВК Keenie Meenie Services и дочернюю «фирму» Saladin Security Ltd, которую, как мы помним, в последние годы своей жизни возглавлял сам Дэвид Стирлинг. Keenie Meenie Services позже готовила части спецназа Шри-Ланки, которые были использованы для борьбы с «Тиграми освобождения Тамил Илама», и никарагуанских боевиков «контрас». В работе против Никарагуа Уокер действовал в тесном контакте с заместителем руководителя Совета национальной безопасности подполковником морской пехоты Оливером Нортом. Закончилось всё скандальной операцией «Демократия», более известной как «дело Иран — контрас»: финансирование контрреволюционеров Никарагуа за счёт прибыли от незаконной (в обход эмбарго ООН) продажи оружия Ирану. Именно Дэвида Уокера обвинили в теракте в Манагуа, когда 5 марта 1985 года были взорваны штаб и казармы сандинистской армии и оружейные склады. Уокер не подтвердил своего участия, но и категорически отрицать его тоже не стал.
KMS подозревали также в подготовке афганских моджахедов в лагерях, расположенных на территории Пакистана.
В начале 90-х гг., после ряда громких скандалов, оказавших большое негативное влияние на репутацию этой ЧВК, она была расформирована.
В 1981 годы бывший офицер SAS Алистер Моррисон создал ЧВК Defense Systems Limited, сотрудники которой в разное время работали инструкторами подразделений специального назначения в ОАЭ, Бахрейне, Иордании, Колумбии, Папуа–Новой Гвинее, Мозамбике, Уганде, Ботсване, Брунее, Саудовской Аравии и Сингапуре. В 1982 году DFS обеспечивала безопасность ангольских предприятий De Beers, в 1986 году – участвовала в создании системы безопасности плантаций корпорации Lonhro (Мозамбик). А в 90-е годы эта ЧВК заключила контракты на охрану нефтепроводов фирм Shell, Chevron и Texaco.
В 1989 году бывшим начальником западноевропейского отдела службы диверсий министерства обороны ЮАР Эбеном Барлоу была создана ЧВК Executive Outcomes (ЕО), которая в 1993 году была привлечена правительством Анголы для обучения армейских подразделений и операции против частей оппозиционного движения УНИТА.
После в Анголы, в 1995 году, Executive Outcomes заключила похожий контракт в Сьерра-Леоне, при этом 4 вертолета российского производства первоначально управлялись российскими и белорусскими экипажами (позже были заменены на южноафриканские).
31 декабря 1998 года EO вошла в состав частной военной компании Strategic Resource Corporation.
Помимо EO, в ЮАР были созданы и другие ЧВК: OSSI, Gray Security Services, Omega Risk Solutions, Panasec, Bridge Resources, Corporate Trading International, Strategie Concepts.
Во Франции работали Defense Conseil Intemational, Le Graupe Barril Securite, Atlantic Intellegence, Eric SA.
В Британии была создана Sandline International, которая, кстати, первой в официальных документах была названа именно «частной военной компанией» (в 1997 году). Другими британскими ЧВК были созданные Тимом Спайсером Trident Maritime и Aegis Defense Services. А Northbridge Services Group является британско-американской ЧВК.
Наиболее известной немецкой частной военной компанией в настоящее время считается Asgaard. На её эмблеме можно увидеть корабль викингов и слова: «Верность, лояльность, дисциплина, честь, храбрость, долг».
Сотрудники ЧВК Asgaard:
Сферой деятельности «Асгарда» официально заявлены охрана дипломатических работников, персональная защита частных лиц, охрана различных объектов, «очистка» заминированных объектов, информационная безопасность, доставка грузов в опасные точки, либо сопровождение транспорта заказчика.
Очень авторитетной американской ЧВК была Military Professional Resources Inc., во главе которой оказались бывший командующий сухопутными войсками США Джеймс Миндс, а также бывшие командующие американскими войсками в Европе Джон Гэлвин и Ричард Рифитис.
Считается, что эта ЧВК очень успешно действовала на Балканах в 90-х гг. Полагают, что именно её инструкторы и аналитики (эти специалисты занимались сбором и обработкой информации) сыграли большую роль в победах над сербами в Западной Славонии (1–2 мая 1995 года), в Книнской Краине (4–8 августа 1995 года) и в Боснийской Краине (июль-октябрь 1995 года). А в 2008 году её сотрудники работали инструкторами в грузинской армии Саакашвили. Преемницей Military Professional Resources стала ЧВК Engility.
Кстати, после окончания боевых действий на территории бывшей Югославии, именно частные военные компании проводили работы по разминированию, заработав около миллиарда долларов.
Другая известная американская ЧВК, DynCorp International, занималась охраной президента Гаити Жана Бертрана Аристида в 1990-х годах и президента Афганистана Хамида Карзая в 2000-х, воздушными перевозками и обеспечением безопасности дипломатических представительств США в Ираке, и даже работами по ликвидации последствий урагана «Катрина» в Новом Орлеане (в 2005 году). Годовой бюджет этой ЧВК в лучшие годы доходил до 3-х миллиардов долларов.
ЧВК FDG Corp., основанная в 1996 году бывшим офицером морской пехоты США Андре Родригесом, активно действовала против пиратов у побережья Сомали и в районе Аденского залива, оказывала помощь правительству Сомали в разминировании различных объектов и территорий. Её сотрудники отметились также в Афганистане и в Секторе Газа.
В 1997 году бывший офицер подразделения Сил специальных операций ВМС США «Морские котики» Эрик Принс создал в США одну из самых известных (если не самую известную) частных военных компаний – Blackwater. Позже он же создал ещё одну ЧВК – SCG International Risk, а затем Reflex Responses Company, которая в 2011 году заключила контракт с ОАЭ по подготовке подразделений местного иностранного легиона.
Вице-президентом Blackwater стал Джейми Смит, ранее работавший в ЦРУ. Вначале эта компания предоставляла услуги инструкторов, но в 2002 году было открыто подразделение Blackwater Security Consulting, которое занялось вербовкой наёмников.
Эта ЧВК занималась охраной сотрудников ЦРУ в Афганистане и сотрудников Госдепартамента в Ираке, в том числе и американского «наместника в Багдаде» Пола Бремера (глава американской администрации в Ираке в 2003—2004 гг.). На базе Blackwater Worldwide проходили подготовку полицейские штатов Виргиния (Вирджинии) и Северная Каролина. В 2005 году во время наводнения, вызванного ураганом «Катрина», сотрудники Blackwater участвовали в патрулировании улиц Нового Орлеана и охране объектов различных объектов от мародёров.
За время работы Blackwater в Ираке, в выполнении различных миссий на территории этой страны участвовали до 10 тысяч сотрудников данной ЧВК, 780 из них погибли.
На весь мир Blackwater «прославилась» после того, как 31 марта 2004 года в Эль-Фаллудже была обстреляна, а потом – взорвана машина с четырьмя её сотрудниками, тела которых иракцы долго таскали по улицам, позируя многочисленным журналистам, а затем сожгли. Поскольку сотрудники Blackwater были одеты в современную камуфляжную форму, многие (в том числе и журналисты) поначалу приняли их за солдат американской армии, и это вызвало большой скандал в США. Ситуация потом прояснилась, но «осадок остался», и потому Пентагон позже провёл в Фаллудже показательную операцию возмездия (Phanthom Fury – «Призрак ярости»): в ходе штурма города погибли 107 и были ранены 631 солдат коалиционных сил, иракцев было убито более тысячи.
А 4 апреля 2004 года в Эн-Наджафе произошёл ещё один громкий инцидент с участием сотрудников Blackwater: здание штаба, которое охраняли 8 сотрудников ЧВК, 2 морских пехотинца и несколько сальвадорских солдат, атаковали многочисленные шииты (по разным оценкам, от 700 до 2000 человек). Бой продолжался почти сутки и завершился отходом нападавших.
В сентябре 2007 года в Багдаде бойцы Blackwater вступили в конфликт с иракцами, машина которых не уступила им дорогу: в завязавшейся перестрелке были убиты 17 иракцев и 20 получили ранения (среди пострадавших оказались дети.). Скандал получился очень громким, разбирательство длилось много лет. В итоге трое сотрудников этой ЧВК получили по 15 лет тюремного заключения, четвертый – пожизненный срок. В 2015 году Blackwater выплатила семьям погибших иракцев 8 миллионов долларов. Она могла себе это позволить: только за период с 1997 по 2010 гг. ЧВК заработала более 2-х миллиардов долларов (причём 1,6 млрд из них – на исполнения так называемых «неклассифицированных федеральных контрактов», информация о которых разглашению не подлежит).
После этого скандала ЧВК Blackwater сменила название на Xe Services LLC, а с 2011 года она стала называться Academi.
В 2012 году бойцы Academi разгромили сомалийских пиратов, действовавших в районе Пунтленд. На вопрос журналиста, как именно его сотрудники отличают «пиратов» от простых рыбаков, Принс ответил:
Другими известными и авторитетными американскими ЧВК в настоящее время считаются Triple Canopy и Cubic corporation.
Далеко не все операции современных ЧВК были успешными, и скандалы с Blackwater – не самые страшные неудачи этих «фирм». Одним из самых громких и резонансных провалов частных военных компаний стало участие британской GSG в гражданской войне в Сьерра-Леоне: направленный туда отряд был разбит повстанцами, а командир группы – захвачен в плен и съеден (не потому что повстанцы голодали, а британец был очень аппетитным и вкусным – в ритуальных целях).
Это, разумеется, далеко не полный список современных частных военных компаний, создававшихся в разное время и в разных государствах мира. Ведь уже в 2002 году ЧВК работали в 42 странах мира, к этому времени их сотрудники приняли участие в 700 военных конфликтах. Утверждается, что только в американских ЧВК в 2008 году работало до 150 тысяч человек, осуществлявших разные миссии на территории Ирака, Афганистана, Сомали, Йемена и Пакистана. В Ираке за период с 2000 по 2012 гг. различные ЧВК заработали свыше 350 миллиардов долларов – их они получили за организацию тыловой поддержки контингентов США и Великобритании: обустройство баз, доставка грузов (до 10 тысяч тонн в день), охрана правительственных чиновников и дипломатов. Эти же функции различные ЧВК выполняли во время армейских операций в Афганистане, причём в этой стране с 2002 года погибли 600 их сотрудников.
А в 2015 году многие впервые услышали о таинственной ЧВК «Вагнер», созданной в 2013 г. российским отделением международной компании Moran Security Group (специализируется на защите торговых судов от пиратов). Многие средства массовой информации называют командиром этой ЧВК некоего подполковника Дмитрия Уткина, который ранее служил в спецназе ГРУ и очень любит музыку Вагнера (отсюда и название). После приёма, устроенного в Кремле в честь Героев Отечества 9 декабря 2016 года, в сети появились многочисленные сообщения о присутствии на этом мероприятии предполагаемого «Вагнера». Утверждают, что реальное управление этой ЧВК осуществляется из Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Группе Вагнера приписывается участие в боевых действиях в Донбассе, на территории Сирии (в частности, говорят о большой роли бойцов этой ЧВК в освобождении Пальмиры), Судана и Ливии. Информация об этой частной военной компании очень противоречива, и правду о её деятельности мы, вероятно, узнаем не скоро. В. Путин заявил на пресс-конференции в декабре 2018 года:
ЧВК Вагнера – не первая и не единственная российская ЧВК. К таковым относят, например, «Славянский корпус» (или «полк», «легион»), который в 2013 году должен был охранять различные правительственные объекты и нефтепроводы в Сирии, но сразу же понёс большие потери и был эвакуирован в Россию. Причём уже в аэропорту вернувшиеся «волонтёры» были арестованы по обвинению в наёмничестве, и руководителей потом даже приговорили к трём годам заключения. Наёмничество в России до сих пор официально запрещено, и ЧВК обычно регистрируются как частные охранные предприятия – ЧОПы. Из интервью, которое в ноябре 2008 года дал корреспонденту «Комсомольской правды» А. Бойко, руководитель другой российской ЧВК («РСБ-групп», она имеет также и морское отделение), Олег Криницын, стало известно, что оружие его сотрудники получают за пределами России: оно хранится в закрытых контейнерах на охраняемых платформах в открытом море.
Среди других российских ЧВК называют также «Антитеррор-Орёл», «Редут-Антитеррор», «Cossacks», «E.N.O.T Corp.», «МАР», «Феракс», «Сармат» и некоторые другие.
Все они, конечно, гораздо менее известны, чем упомянутая выше «Группа Вагнера». Возможных причин здесь две: либо их деятельность не столь масштабна, либо уже «засвеченный» и разрекламированный «Вагнер» сейчас выполняет в том числе и функцию «дымовой завесы», прикрывая другие ЧВК. Помимо Сирии и Ливии, зарубежные СМИ находят следы российских ЧВК в Йемене, Судане и даже в Брунее.
В следующих статьях мы вернёмся к истории Французского Иностранного легиона. Подсчитано, что с 1960 года Франция осуществила более 40 военных операций за рубежом, многие из них – на африканском континенте, и в большинстве из них на первых ролях были военнослужащие легиона.
Самой знаменитой стала операция «Bonite» (более известная как «Леопард»), которую второй парашютный полк Иностранного легиона провёл в 1978 году на территории Конго.
Свежие комментарии