Танцевальная лихорадка в Средние века, массовая истерия в Танганьике и похищения пенисов в Нигерии: ниже мы расскажем вам о самых известных эпизодах коллективного помешательства...
Средневековье: танцевальная лихорадка и мяукающие монахини
В XIV–XVII веках континентальную Европу охватило явление, известное как пляска святого Витта или хореомания (от греч. χορεία «вид танца»). Сотни, тысячи и даже десятки тысяч людей одновременно начинали двигаться в такт воображаемой музыке и перемещались так из города в город, пока наконец не падали от изнеможения. Некоторые из них получали во время плясок тяжелые травмы или умирали от разрыва сердца. Самое раннее упоминание о танцевальной эпидемии датировано VII веком, и в дальнейшем вплоть до середины XVII столетия массовая истерия такого рода много раз охватывала разные уголки континентальной Европы.
В одних случаях помешательство длилось несколько часов, в других продолжалось месяцами. При этом пляшущие находились в бессознательном состоянии и не могли себя контролировать.
Некоторые во время танца умудрялись заниматься сексом, другие раздевались догола и делали непристойные жесты или просто прыгали как животные.
Средневековые историки также утверждают, что участники плясок святого Витта болезненно реагировали на красный цвет и могли совершать жестокие поступки при виде алой одежды.
Самая известная вспышка танцевальной лихорадки произошла в июле 1518 года в Страсбурге. Всё началось с того, что некая фрау Троффеа на протяжении нескольких дней выделывала па на центральных улицах. Постепенно к ней стали присоединяться и другие горожане. В течение первой недели их число увеличилось до 34, а затем и до 400 человек. Обеспокоенные странными событиями страсбургские власти решили дать людям танцевать до тех пор, пока они не устанут, и даже наняли музыкантов, чтобы те, не переставая, играли на городской площади. Это привело к настоящей катастрофе: несчастные бились в пароксизмах бесконечной пляски до тех пор, пока не падали замертво от истощения или сердечного приступа. Историк Джон Уоллер утверждает, что никакой современный спортсмен не смог бы вынести изнурительных нагрузок, которым они подвергали себя на протяжении многих дней.
Предлагалось много объяснений этого феномена. Самое известное из них — попадание в хлеб грибка спорыньи (природного источника ЛСД-25), вызывавшего у крестьян психоделические переживания. Отравление действительно могло спровоцировать судороги и галлюцинации, но такая гипотеза не дает ответа на вопрос, почему, почувствовав эти симптомы, люди непременно пускались в пляс. Другие медицинские теории объясняют столь странное поведение массовыми вспышками тифа, эпилепсии или энцефалита. Причиной могло стать и отравление мозга болезнетворными бактериями после эпидемий чумы. Некоторые ученые предполагают, что танцевальная лихорадка была для людей Средневековья способом пережить стресс, вызванный нищетой, вспышками черной смерти и стихийными бедствиями. Также есть мнение, что пляски представляли собой тщательно организованные ритуалы запрещенных в то время культов.
В средневековой медицинской литературе описан еще один типичный сценарий массовой истерии. В одном из источников, например, сообщается о некой французской монахине, которая однажды начала мяукать как кошка.
Такое поведение оказалось очень заразным — вскоре ежедневные приступы мяуканья стали охватывать других сестер и иногда продолжались по несколько часов. Только пригрозив массовыми порками, духовенство смогло прекратить этот кошачий концерт.
В XV веке послушница германского женского монастыря начала кусать своих сестер. Непреодолимая тяга к этому богомерзкому занятию распространилась по всей обители, а затем и по другим монастырям Германии, Голландии и даже Рима.
Некоторые девушки демонстрировали симптомы одержимости демонами (странное поведение и использование обсценной лексики), так что приходилось призывать священника, чтобы провести обряд экзорцизма.
Исследователи обращают внимание на то, что страдавшие от истерии девушки, как правило, отправлялись в монастыри не по своей воле. Поведение, напоминающее одержимость демонами или животными инстинктами, было для их психики единственной возможностью выразить протест против нищеты, тяжелого труда и строжайшего соблюдения церковных канонов.
Нападе на нее бес, учала собакой лаять
Пока Европа постепенно избавляется от танцевальной лихорадки, Российская империя переживает настоящую эпидемию кликушества — истерических припадков, во время которых человек, якобы одержимый бесами, издает страшные и пронзительные крики. Сообщения о подобных происшествиях встречаются еще в Средневековье, но само слово «кликуша» появляется в XVII–XVIII веках, когда и начинается настоящая психическая эпидемия. Умы россиян того времени бродили под влиянием церковного раскола, что и могло спровоцировать рост истерических настроений.
«Нападе на нее бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать», — описывал встречу с кликушей протопоп Аввакум в своей автобиографии.
Во время таких истерических припадков люди нередко выкрикивали имя того, кто навел на них порчу и подселил беса, что в условиях сельской общины легко могло закончиться расправой над этим человеком. Еще Петр I подозревал кликуш в притворстве и требовал привлекать их к суду за лжесвидетельство и клевету. Но административными мерами пресечь беснование не удалось, и вплоть до начала ХХ века оно всё еще встречалось в русских селах.
В 1879 году в деревне Врачево Новгородской губернии кликуша обвинила крестьянку в наведении порчи и болезней на людей. Муж одной из «будущих жертв» собрал люд, «ведьму» заперли в избе и подожгли. Трех участников этого самосуда приговорили к церковному покаянию, а остальных признали невиновными.
«Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает „кричать на голоса“ — симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками… В других случаях кликуша сразу начинает выкрикивать определенные слова…
Содержание выкрикиваемых слов весьма различно. Чаще всего она кричит: „Ой, лихо мне, ой тяжко, страда-а-аю“ и т. д.
<…> В случаях, бывших под моим наблюдением, кроме описанных явлений, я должен отметить еще особенное кривляние лица во время кликушного припадка. Действительно, наблюдая кликушу во время припадка, можно поражаться иногда теми отвратительными гримасами, которые она проделывает» — так описывает этот феномен знаменитый психиатр Бехтерев в книге «Внушение и его роль в общественной жизни».
ХХ век: кусачие жуки и исчезающие пенисы
Одна из самых известных массовых истерий Новейшего времени охватила в 1962 году жителей Танганьики — небольшого государства в Восточной Африке, которое впоследствии вошло в состав Танзании. Приступы заразительного хохота начались 30 января у трех девочек, а вскоре от них сотрясались уже 95 из 159 воспитанниц миссионерского интерната в деревне Кашаша в возрасте от 12 до 18 лет. Истерические взрывы смеха продолжались от нескольких часов до 16 дней. Хотя со стороны могло показаться, что всем этим детям очень весело, сами они испытывали страдания. Приступы хохота сменялись плачем и криками, сопровождались жалобами на проблемы с дыханием, метеоризмом, обмороками и сыпью.
На учителей эпидемия не распространялась, но они могли только развести руками и констатировать, что в таком состоянии ученицы точно не способны сосредоточиться на уроках. 18 марта школу закрыли.
Обучавшиеся там девочки разъехались по домам, и эпидемия смеха проникла в новые населенные пункты. В апреле и мае 1962 года 217 жителей деревни Ншамба (преимущественно юных) сотрясались от приступов конвульсивного хохота. Охватила истерия и среднюю школу для девочек в Рамашанье, затронув 48 учениц. В результате руководству интерната в Кашаше выставили иск за то, что оно позволило «носителям инфекции» разъехаться по близлежащим населенным пунктам и распространить ее.
Полтора года спустя эпидемия сошла на нет так же внезапно, как и появилась. За это время было закрыто 14 школ и около тысячи человек обратились с жалобами на «попавшую в рот смешинку».
Ученые находили разные объяснения произошедшего в Танганьике. Например, социолог Роберт Бартоломью и психиатр Саймон Уэссели выдвинули гипотезу культурно обусловленной эпидемической истерии. Они обращали внимание на то, что в этой стране обществом в то время правили суровые старейшины, придерживавшиеся крайне консервативных взглядов, а эпидемия охватывала преимущественно учащихся миссионерских школ. Разительный контраст между тем, что они слышали дома и на уроках, мог вызвать такую истерику.
Кристиан Хемпельман, в свою очередь, писал, что в начале 1960-х Танганьика только-только завоевала независимость, и ученики испытывали сильный стресс, связанный с огромными ожиданиями, которые на них возлагали учителя и родители.
По его мнению, массовая истерия для людей с низким социальным статусом оставалась единственным способом заявить, что в обществе что-то пошло не так.
В том же 1962 году загадочная болезнь, сопровождавшаяся сыпью, лихорадкой, головокружением и рвотой, охватила работников текстильной фабрики на юге США. Сотрудница, первой пожаловавшаяся на эти симптомы, уверяла, что ее укусил майский жук. Вскоре от них же начали страдать еще 59 женщин и трое мужчин, многих пришлось госпитализировать. Чтобы справиться с нашествием агрессивных жуков, на завод вызвали энтомологов, но те обнаружили там лишь пару безобидных насекомых, чьих сил и коварства было явно недостаточно, чтобы учинить такие бедствия.
Проведя более детальное исследование и опросив пострадавших, медики пришли к выводу, что имеют дело со случаем массовой истерии. Большинство «укушенных» женщин работали сверхурочно, должны были содержать ребенка или испытывали другие жизненные трудности, но делали вид, что у них всё в порядке. Это, по мнению медиков, снижало их стрессоустойчивость. Свою роль в распространении истерии сыграла и пресса, сообщившая об атаке ядовитых насекомых.
В период с 1973 по 1978 год по крайней мере шесть вспышек массового психоза были зарегистрированы на фабриках Сингапура. Одни работники жаловались на охвативший их без причины холод и страх, другие утверждали, что в них вселился дух или джинн, третьи кричали и вели себя агрессивно. Транквилизаторы этим людям не помогали, а попытки знахарей изгнать демонов только вредили. К счастью, спустя неделю симптомы, как правило, исчезали сами собой.
В 1990 году тысячи людей пострадали от загадочной болезни в одной из косовских провинций. По странному совпадению недуг затронул только этнических албанцев, в большинстве случаев — подростков. Распространенными симптомами были тошнота, боли в груди, судороги и проблемы с дыханием. Федеральная комиссия выпустила документ, в котором заявила о психогенном характере болезни. Такое объяснение не устроило ни албанцев, уверенных в том, что детей отравили, ни сербов, считавших, что инцидент специально спланирован, чтобы выставить их в дурном свете.
Нигерийский психиатр Санни Илечукву еще в 1975 году сообщал о нелепом случае из своей практики, когда полицейские привели к нему мужчину, утверждавшего, что у него украли пенис. В 1990-х годах такие жалобы приобрели массовый характер. Воры гениталий, «свирепствовавшие» в то время в нигерийских городах, якобы, дотронувшись до человека, могли похитить у него половой орган. Чтобы наказать незнакомца, случайно задевшего кого-то в общественном месте, зачастую собирались агрессивные толпы, и некоторые такие случаи даже заканчивались линчеванием.
Когда же недоумевавшие врачи справедливо указывали «пострадавшим» на то, что гениталии на месте, «потерпевшие» утверждали, что это не их половой орган, он стал другим, уменьшился в размерах, был заменен духом пениса, вернулся на место только что или что его удалось возвратить, избив похитителя.
Приезжавшие в те годы в Лагос туристы могли наблюдать странную картину: нигерийские мужчины идут по улице, вцепившись рукой в гениталии, а женщины прижимают грудь к телу, чтобы ее тоже не похитил и не уменьшил проклятый колдун.
Психические эпидемии до сих пор продолжают вспыхивать в разных странах при не менее диковинных обстоятельствах. Так, некоторые ученые уверены, что исключительно психогенный характер носили жалобы сотрудников американского посольства на Кубе: они утверждали, что недруги истязают их акустическими атаками. Правительство США, впрочем, предпочло от греха подальше эвакуировать большинство своих дипломатов, а вскоре на загадочные аудионападения стали жаловаться и сотрудники американского посольства в Китае.
В августе 2019 года девочкам, обучавшимся в средней школе малайзийского султаната Келантан, начало являться «лицо чистейшего зла», заставляя их кричать от ужаса. То, что больше похоже на сюжет молодежного хоррора, на самом деле имеет вполне рациональное объяснение. Академик Афик Нур предположил, что вспышку коллективных галлюцинаций вызвали строгие исламские обычаи заведения (Келантан считается одним из самых консервативных штатов страны) и обстановка, в которой находились девочки. Пространство вокруг школы было засажено густыми деревьями, а они в малайзийском фольклоре считаются традиционным местом обитания злых духов и призраков. После того как их вырубили, страшные видения прекратились.
Список таких историй можно продолжать еще долго. В него пришлось бы добавить и «похищения пришельцами», и десятки тысяч обращений к врачам ипохондриков, «обнаруживших» у себя симптомы птичьего гриппа или сибирской язвы. Бредовые идеи могут развиваться как вследствие повышенной внушаемости людей, так и из-за невыносимых условий жизни, когда коллективная одержимость становится единственным способом сбежать от реальных проблем. По всей видимости, до тех пор, пока человек поддается внушению, мы будем узнавать о новых и всё более странных эпизодах массовой истерии.
Опрокинутая пирамида Силуана Афонского.
В христианстве есть русский святой Силуан Афонский — старец, живший с 26 лет на Святой горе Афон в Греции. Он рассказывал об опрокинутой пирамиде Бытия, где вершиной является сам Иисус Христос. Наличие пирамиды в православной вере до сих пор не укладывается в головах самих верующих и идёт вопреки догматизму церкви. Но для тех, кто понимает, что истина одна, и знания одни для всех, то для них не возникает подобных вопросов, потому что понять это можно лишь тогда, когда человек идёт по духовному пути и осознаёт, что этот путь один для всех один.
Перевёрнутая пирамида Силуана Афонского предполагает, что сподвижник, идущий по духовному пути, должен углубиться в саму пирамиду к вершине вниз, где сосредотачивается страшное давление и где находится взявший на себя грех этого мира Иисус Христос. Таким образом, человек постигал Истину. Но понять эти слова могут лишь те, кто развились духовно, а для остальных это будут просто слова. Но есть и другая сторона понимания в отношении перевёрнутой пирамиды — это как мы должны вести себя по отношению к людям и самому обществу в целом. Силуан Афонский говорил, что равенство — это требование нашей глубокой совести, поэтому при построение общества по принципу перевёрнутой пирамиды все должны быть равны, братьями и сёстрами, как завещал Христос.
На вершине такой пирамиды находятся все люди, а тот, у кого есть потребность в служении и кто занимает какой-то ответственный пост, находится ниже на этой иерархической лестнице. Смысл в том, что человек, который хочет сделать что-то хорошее для людей, должен наоборот служить им, а не возвышаться над ними. И здесь идёт отличие разительное: на пирамиде вершиной вверх верхушка, забрав все ресурсы, которые должны принадлежать всем, управляет людьми, которым приходится выживать в таких искусственно созданных условиях.
Человек, который был воспитан в современном обществе как потребитель, не поймёт такого общества, где все равны. И прежде всего он не поймёт, почему он должен всем служить и обо всех заботиться, если даже по отношении к Богу в нашем мире утрачено понятие служения. Есть понятие служения государству, партии или религиозной организации, но нет понятия служения человечеству, обществу, Миру Духовному. Люди думают, что если «Бог меня сюда послал, значит Он мне уже должен». То есть если есть Бог, то он должен здоровьечко подправить, жизнь наладить, и какие-то «активчики» у человека имеются уже изначально.
На самом деле в нашем мире утрачено понятие того, что человек должен доказать Богу, что он человек, а не зверь. Ведь в человеке есть два начала: духовное и материальное. И благодаря служению людям, когда человек находится на позициях духовного начала, это позволяет ему заслужить право при жизни быть принятым в Мир Духовный. Поэтому служение — это необходимая потребность человека, которая идёт из глубин его Души. Проект Созидательное общество даёт каждому человеку такую возможность, и каждый в нём может реализоваться, и это даёт нам шанс построить такое общество, где все будут равны между собой и друг за друга ответственны, и самое главное, где не будет иерархии, потому что управлять будут сами люди. Ведь каждый из нас знает, как на самом деле должно строиться общество и как на самом деле справедливо.
Почему никто не может найти песню Высоцкого из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Момент из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию», когда Иван Грозный садится на магнитофон и включает его, знают все. Известно и то, что затем звучит композиция Владимира Высоцкого, растрогавшая царя. Песня про «много-много-много раз» хорошо знакома поклонникам творчества барда. Это одна из версий композиции «Поговори хоть ты со мной…». Только вот найти полный вариант песни, пока не удалось никому.
Прозвучавшая в фильме Леонида Гайдая песня уникальна. Ее Владимир Семенович записал специально по просьбе режиссера именно для этой кинокартины. Ее нет в дискографии Высоцкого — там представлены другие варианты исполнения, не такие надрывные.
Заполучить запись песни из фильма мечтают многие коллекционеры и просто меломаны. Поиски энтузиастов ведутся много лет, но пока они не принесли результата. Кто-то считает, что уникальная запись затерялась в архивах «Мосфильма», а кто-то думает, что ее уничтожили после монтажа звуковой дорожки фильма.
Поэтому любителям душевных песен приходится довольствоваться другим, очень похожим исполнением «Поговори хоть ты со мной…». Сохранилась запись песни, сделанная на пробах для фильма. Она очень похожа на ту, что прозвучала из магнитофона в квартире инженера Тимофеева.
Сохранившаяся песня отличается вокалом, аккомпанементом и даже словами. На пробах Высоцкий спел не «В чистом поле васильки», а «Ветер, поле, огоньки». Тем не менее это исполнение наиболее похоже на песню из комедии.
Мало кто знает, что это была не единственная композиция, записанная Высоцким для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Также были исполнены «Очи черные», которые вполне мог услышать царь вместо «Поговори хоть ты со мной…». Но выбрали все-таки те самые «много-много-много раз».
Почему Сталин поддержал Лысенко
Управленческая несостоятельность
В качестве доказательства тупости советской власти приводится знаменитая фраза Сталина (встреча Сталина и Вавилов в 1939 году):
Очевидно, проблема в том, что под Николая Ивановича Вавилова была в 1929 году создана мощная структура – Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (сокр. ВАСХНИЛ), высшее научно-исследовательское и координационно-методическое учреждение по водному, лесному и сельскому хозяйству СССР. В её систему входило более 150 научных учреждений. Также Вавилов возглавлял Институт генетики, Институт растениеводства и другие учреждения. Во всё это были вложены большие средства, выделены люди.
Это было сделано в тяжёлое время, когда Россия только выползала из разрухи, развала после катастрофы 1914–1920 годов. Решались важнейшие задачи, стоял вопрос просто о выживании державы.
В ряду этих острых вопросов была продовольственная безопасность. На это дело не жалели ресурсов. Перед руководством ВАСХНИЛ стояла чёткая задача: любой ценой повысить урожайность до сам-5 (1 к 5, посеял 1 зерно, получил 5), в идеале сам-7. А для зоны рискового земледелия, в которую входит большая часть России, обычный урожай был сам-3.
В сущности, стоял вопрос обеспечения страны провиантом, когда проводится индустриализация и урбанизация и 80–90 % народа не могут заниматься сельским, натуральным хозяйством. Это был вопрос выживания народа!
Вавилов в этом аспекте выступает не как учёный, а как управленец высшего уровня. То есть с максимальной ответственностью за свои успехи или провалы.
А чем он занимался?
В тяжелейший для страны период, когда были голод и разруха, учёный объехал полмира, собирая свою знаменитую коллекцию растений, что стоило больших денег. Он совершил около 180 экспедиций, посетив 65 стран мира. Он объездил практически всю планету, не побывав только в Австралии и Антарктиде.
Понятно, что дело это хорошее – была собрана самая богатая в мире коллекция культурных растений. Но тогда – второстепенное.
Вавилов реализовал свои личные интересы. Главная же задача была провалена. Отсюда и раздражение Сталина.
Тогда высшие руководители отвечали за свои дела и ошибки, а за успехи отмечались наградами, орденами, премиями и новыми ответственными должностями, принося пользу державе и народу. Формировалась настоящая элита.
Вот что стоит помнить о хорошем учёном, но плохом управленце.
Триумф Лысенко
Благодаря поддержке советского руководства, включая и самого Вавилова, Трофим Денисович Лысенко стал лидером советской биологии, добился победы над своими критиками (борьба шла с середины 1930-х годов до 1948 года).
Этот советский учёный открыл, что требования растений к влажности, свету и другим факторам окружающей среды меняются в зависимости от периода развития растений. Лысенко показал, что если растение начинает свое развитие, но в следующем периоде не получает требуемых ему необходимых условий, оно свое развитие прекращает.
Высаживание зерна весной позволяло растениям удлинить сезон роста, однако не позволяло избежать сурового воздействия зимы. Яровизация – воздействие на зерно холодом и влажностью во время зимы, но без допущения его прорастания. Это позволяло ускорить рост растений весной, так как они уже прошли ряд стадий во время яровизации.
Этот академик внедрил яровизацию в практику. В этом он был новатором, и до сих пор в учебниках по физиологии растений цитируются работы Лысенко по яровизации.
Почему Сталин поддержал Лысенко?
Ответ – в жизненной необходимости, продовольственной безопасности.
Союз тогда добился уникальных успехов во многих сферах, а сельское хозяйство отставало. Вавилов был хорошим учёным, но вопрос с продовольственной безопасностью не закрыл. Советское руководство не устраивала роль науки в техническом и технологическом прогрессе сельского хозяйства. Существовал большой разрыв между наукой и практикой. А Лысенко предлагал модель, которая ориентировалась на быстрое внедрение научных достижений в практику.
Были и серьёзные достижения.
К примеру, в 1913 году, самом успешном для сельского хозяйства Российской империи, вырастили 744 тыс. тонн хлопка, что не хватало даже самой России. Пришлось закупать примерно столько же хлопка.
Лысенко же нашёл новые районы для посевов хлопка. Не такие хорошие, как традиционные, но результат был.
Также он создал сорт хлопка для новых районов.
В 1940 году вырастили 2 млн 237 тыс. тонн хлопка. Втрое больше, чем в царской России!
При этом в районах рисковых для сеяния хлопка урожайность сохранилась на уровне 1913 года – 10,8 центнера с гектара. А в традиционных районах урожайность выросла за счет чеканки хлопчатника: в Узбекистане – с 12,2 центнера в 1913 году до 14,9 центнера в 1940, в Таджикистане – с 12,1 до 16,2 центнера, в Туркменистане – соответственно с 10 до 14. В 1966 году собрали 6 млн тонн, а урожайность достигла 24 центнеров с гектара.
Лысенко был выдающимся биологом, селекционером и агрономом. Сам учёный считал себя именно генетиком – мичуринским генетиком. И имел все основания: он руководил Одесским институтом генетики и 25 лет – Институтом генетики АН СССР в Москве.
Лысенко вывел сорт озимой пшеницы «Одесская 3», морозостойкой и засухоустойчивой, который превышал по урожайности стандартные сорта на 3–4 центнера с гектара. Учёный вывел высокоурожайный сорт ярового ячменя «Одесский 9».
Его ученики вывели сотни других сортов, которые использовали в СССР.
ГДР, Польша, Чехословакия импортировали миллионы тонн пшеницы из-за границы, пока не получили из СССР для разведения семена пшеницы мироновских сортов. После введения в оборот советских сортов пшеницы, эти государства сами стали продавать пшеницу. Автор мироновских сортов, академик Ремесло, всегда отмечал, что вывел эти сорта по методике Лысенко.
Не всё чисто и с генетикой.
В сталинский период на Западе в этой сфере были популярны расистские теории по созданию, выведению сверхчеловека.
Ныне в генетику вбухиваются гигантские средства, а цель осталась той же. Превратить плутократов-олигархов – избранных, в сверхлюдей, бессмертных, которые будут править толпами «двуногих орудий», генетика которых должна быть искажена с целью подавления духовного, интеллектуального и физического потенциала народа.
А эксперименты по генно-модифицированным продуктам – это вообще бизнес и откровенное вредительство. Подробно этот вопрос рассматривается в книге Ю. И. Мухина «Продажная девка Генетика».
Но что, если цивилизация полностью разрушится на поверхности из-за глобального потепления или ужасной катастрофы? Смогло бы человечество постоянно жить под землей? Стали бы мы технологически продвинутыми и жили бы как обитатели хранилищ в серии видеоигр Fallout (без всех этих сомнительных экспериментов), или мы регрессировали бы как вид и превратились бы в скрюченных, похожих на гоблинов существ, таких как фалмеры или морлоки Уэллса.
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно многое понять, поэтому давайте копнем поглубже и посмотрим, сможет ли наша цивилизация полностью уйти под землю...
Незаменимые ресурсы (и где их найти)
Первое, что приходит на ум при мысли о возможности ухода под землю, - где мы будем брать воду, энергию и пищу. И хотя эти вещи необходимы нам для выживания, их будет недостаточно, если мы действительно будем жить "под землей" (мы видим вас, Австралия).
Для начала неплохо было бы спланировать и запастись всем необходимым, иметь умелую команду технического обслуживания и бесперебойные механизмы для решения всех психологических проблем... для начала.
Источники энергии
Предположим, катастрофическое событие заставит нас укрыться под землей. В этом случае можно с уверенностью признать, что все источники энергии, на которые мы полагались, живя на поверхности, исчезли (и люди, которые ими управляли, тоже, вероятно, исчезли, жаль Фантастика).
Установка солнечных батарей может оказаться невозможной. В зависимости от условий на поверхности после катастрофы, мы, вероятно, не сможем выходить на поверхность для их обслуживания, и всегда есть шанс, что на них не будет солнца.
На данный момент лучшим вариантом было бы копать вниз, а не вверх, и попытаться взять энергию из самой Земли. Мы могли бы воспользоваться геотермальной энергией, которую дает тепло ядра нашей планеты, добываемое из горячей воды и горных пород.
Вода
Говоря о воде, мы никак не сможем покинуть свои бункеры и пойти за водой после катаклизма. Если бы поверхность была достаточно гостеприимной, мы могли бы установить коллектор дождевой воды, но и этого не хватит на всех (и кто знает, что в воде?).
К счастью, под землей мы можем найти водоносные горизонты естественного происхождения, содержащие подземные воды. Это отличный источник воды, при условии, что мы сможем очистить ее перед употреблением и локализовать источник, пока он не затопил нас.
Продовольствие
Запастись консервами и другими непортящимися продуктами питания - отличная идея, но их хватит ненадолго. Если бы мы могли взять с собой под землю сельскохозяйственных животных, это могло бы сработать, но нам нужно будет как-то поддерживать их, чтобы они поддерживали нас. Но мы не можем оставить вегетарианцев!
В настоящее время широко используются гидропонные сады, которые могут стать ценным источником листовой зелени, овощей, трав и фруктов под землей. Эта сельскохозяйственная концепция позволит нам экономить пространство и воду, обеспечивая при этом продукты питания с высоким содержанием питательных веществ, которые потенциально могут прокормить всех нас.
Сточные воды
Никто никогда не хочет затрагивать эту зловонную тему, но нам придется найти способ успешного управления канализационными и сточными водами. Если просто позволить им скапливаться где-то вокруг нас, это не приведет ни к чему хорошему, так как мы быстро заболеем.
В зависимости от того, какие культуры мы выращиваем, мы могли бы использовать отходы в качестве удобрения, но для этого нам понадобится соответствующая вентиляция. Если нам удастся построить дом на горе или где-то над уровнем моря, мы можем попытаться найти источник воды, из которого отходы будут стекать в океан (мы же не будем беспокоиться об окружающей среде после полной катастрофы).
Психические проблемы
Если бы нам удалось выжить под землей в течение длительного времени, нам пришлось бы столкнуться с серьезной нагрузкой на наш мозг. Существовать и "жить" - две очень разные вещи.
Давайте рассмотрим некоторые психологические и физические проблемы, с которыми человечество столкнулось бы под землей, и как мы могли бы попытаться справиться с ними.
Преодоление страхов
Для многих людей мысль о том, что они окажутся под землей, может быть ужасающей. Не видеть солнца, не иметь возможности дышать свежим воздухом, не иметь возможности выбраться в случае пожара или наводнения, и даже мысль о том, что все рухнет - вот некоторые из вызывающих тревогу мыслей, которые приходят людям в голову.
Гуннар Д. Йенссен, исследователь из SINTEF (Норвегия), изучающий психологию подземных помещений и дизайн пространства, обнаружил, что около 3% людей страдают клаустрофобией. Тем не менее, есть некоторые способы побороть их страхи.
"Если дать этим людям что-то, что позволит им ощутимо контролировать ситуацию, они смирятся с тем, что находятся в ней. Это ключевой момент", - сказал Йенссен в интервью Би-би-си. Он добавил, что в таких ситуациях очень важны чистый воздух и пространство. Или, по крайней мере, восприятие пространства, созданное иллюзией".
Дженссен работал над 4 самыми длинными туннелями в мире, создавая иллюзию пространства путем добавления хорошо освещенных оазисов с пальмами и иллюзий неба вдоль маршрута. "У вас есть ощущение дыхания, ощущение, что вы находитесь снаружи, несмотря на то, что вы находитесь в 1000 метрах под землей, проходя через гору", - сказал он.
Недостаток солнечного света
Солнце - наш самый главный источник витамина D, и без него мы быстро становимся более подавленными и раздражительными. Но наш "солнечный свет" не обязательно должен исходить от солнца. Пока у нас есть стабильный источник энергии, мы можем использовать светодиодные лампы, которые обеспечивают безопасное ультрафиолетовое излучение, позволяющее вырабатывать необходимый нам витамин D. Наши культуры тоже могут получить пользу от этих источников света! А если это не сработает, мы можем решить проблему, принимая добавки или питаясь обогащенными продуктами.
Существуют также некоторые психические проблемы, связанные с недостатком солнечного света, например, сезонное аффективное расстройство (SAD), когда люди чувствуют себя более подавленными, поскольку дни становятся короче и солнечного света в течение дня становится меньше. К счастью, на рынке уже есть средства, которые могут помочь справиться с SAD, например, терапевтические лампы, обеспечивающие искусственный солнечный свет.
Подземная жизнь в настоящем
Многие важные составляющие нашей повседневной жизни "погребены" под землей, например, электрические и информационные сети, водопроводные и канализационные трубы, подвалы, туннели и системы метро. Однако в некоторых местах уже можно встретить людей, которые действительно живут под землей.
Кубер-Педи, небольшой городок к северу от Аделаиды в Южной Австралии, практически негостеприимен. Температура здесь может достигать 50ºC, но это не оттолкнуло жителей. Это привело их вниз.
Около века назад жившие там шахтеры поняли, что под землей воздух значительно прохладнее, поэтому они решили вырезать свои подземные дома из скалы и с тех пор живут там.
Сингапур, одна из самых густонаселенных стран мира, рассматривает возможность строительства подземного научного города (USC). Это подземное научное сообщество (40 пещер с лабораториями и центрами обработки данных) будет создано на глубине около 80 метров под поверхностью парка Кент-Ридж и потенциально сможет разместить более 4 тысяч исследователей.
Не все существующие подземные условия жизни столь захватывающие и многообещающие. В Пекине, Китай, отсутствие доступного жилья вынуждает людей спускаться под землю и жить в смеси бомбоубежищ и обычных подвалов, перепрофилированных под небольшие (и нелегальные) комнаты в общежитиях.
Так может ли человечество жить под землей?
Некоторые из нас уже живут под землей, пусть и не постоянно. Растущие города рассматривают подземное жилье как единственный способ решить проблему перенаселения, в то время как в других местах людям необходимо находиться под землей, чтобы укрыться от вредных условий окружающей среды.
Аннет Ким, директор лаборатории пространственного анализа Университета Южной Калифорнии, провела год, изучая подземные условия жизни в Китае. Она считает, что подземная жизнь может ожидать многие крупные города мира в будущем.
"Если мы продолжим стремительную урбанизацию и люди захотят приехать в большие города, нам придется [жить под землей], да", - сказала Ким в интервью BBC.
В случае полной планетарной катастрофы все будет совсем по-другому, потому что может возникнуть вероятность того, что мы никогда не сможем уехать. Такой сценарий потребует от нас новых источников энергии, пищи, воды и всего быта. В зависимости от того, сколько времени у нас было на планирование, многое зависит от удачи.
Как объяснить изображения змей на древних блоках или возможное существование цивилизации наг?
Сегодня я затрону такую необычную тему, как возможное существование в древности цивилизации наг и выскажу свое мнение по данному вопросу.
На мой взгляд, полностью отрицать существование наг нельзя, впрочем, как и других мифологических существ, ибо более древняя часть нашей истории окутана густой завесой неразгаданных тайн. Но наг я выбрал не просто так для статьи, а из-за вполне себе фактических причин.
На некоторых древних сооружениях, причем, далеко не на самых простых, можно встретить изображения змей. Долгое время я не соображал, как их можно объяснить, но недавно на глаза попалась интересная находка.
Сейчас покажу пару примеров блоков с изображением змей из Перу.
Долгое время я пытался найти логическое объяснение существованию данных блоков, пока на глаза не попалась стена в индийском храме Хампи.
Только слепой не сможет заметить явного совпадения единого стиля изображения змей на древних блоках. Только как они могли появиться на стене древнего индийского храма? Каким образом замешаны тут инки?!
Когда я пытался найти ответы на возникшие вопросы, то у меня возникла мысль, что изображения змей могли быть сделаны в культовых целях.
Вот только какая религия или существа оказали столь сильное влияние на людей и почему она уже была известна в Южной Америке у индейцев?!
Но что еще более важно, так это полное совпадение архитектурного стиля изображения культового объекта. Подобный момент просто не может так сильно совпасть у людей, которые вообще никак не связаны друг с другом.
А ведь по официальным версиям истории, даже при самом удачном варианте для историков, данная стена со змеями могла быть создана примерно за несколько десятков лет до открытия Америки Колумбом.
Это при лучшем раскладе, если не брать в расчет, что конкретно эта стена может оказаться куда древнее, и относится уже к периоду не 15 века, а к какому-нибудь 7-8, а значит и такое совпадение выходит за все рамки.
Предположить о контакте инков или иных групп доинкских индейцев с людьми из древней Индии тоже сложно, ведь даже если кто-то смог бы случайно доплыть, то навязать свою культуру они просто не смогли бы.
Таким образом я готов предложить необычное объяснение ситуации.
Когда-то очень давно на Земле могли существовать наги, но их было очень мало по численности. Видимо, они обожествлялись людьми, возможно даже помогали с развитием или даровали некие знания, благодаря чему люди с нескольких мест на Земле сохранили некоторую память о них.
Если предположить, что многие постройки в Индии и Перу куда древнее, чем заявляют историки, то можно выйти на интересную теорию. Древние люди, которые либо контактировали с нагами, либо их недалекие предки контактировали, сохранили об этом знания и возвели все в некий культ.
Возможно, именно наги даровали знания о способах строительства, поэтому древние люди изображали змей на некоторых блоках, а может это было просьбой наг и являлось чем-то вроде подписью строителей.
Короче говоря, я допускаю, что были какие-то наги, которые пришли и дали людям идентичные знания, поэтому и змеи на блоках сделаны в едином стиле, ибо создавались под руководством единого начальства.
Свежие комментарии